Нетрадиционная техника квиллинг, как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.
Воспитатель
МБДОУ «Д/с «Звездочка» г.Абакана
Сипкина Любовь Владимировна
Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста – один из основных аспектов общего физического и психологического развития. Невозможно добиться хороших результатов в учебной деятельности и овладеть необходимыми навыками самообслуживания без достаточного уровня развития мелкой моторики. Иногда уровень развития мелкой моторики является показателем успешности ребенка в определенных сферах деятельности (музыкальной, изобразительной, графической и т.п). Мы же хотим, чтобы наши дети были успешны во всем.
В настоящее время, у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики рук. Плохое умение держать ручку, карандаш, ножницы в качестве рабочего инструмента. Слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость является одной из причин затрудняющих овладением простейшими навыками самообслуживания, не говоря уже о проблемах в школьном обучении. В.А. Сухомлинский писал, что « истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее …». Именно поэтому так необходимо заниматься развитием мелкой моторики в дошкольном возрасте. Данной проблеме уделяли внимание многие учёные, педагоги, врачи и др. специалисты. Изучением мелкой моторики как разновидности движений, регулируемых психикой, занимались такие ученые, как В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, М. Монтессори и др. Они сделали вывод о необходимости предоставления ребёнку максимальных возможностей для развития его мелкой моторики и мускулатуры рук в период наибольшей восприимчивости к развитию движений, то есть от 0 до 6 лет. Доказали необходимость создания предметно-развивающей среды для детей с возможностью постоянного движения пальцами рук. Учёные Л.В. Занков, А. Р. Лурия, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и др. считают, что нарушения в развитии мелкой моторики или недостаточное развитие её является одним из характерных симптомов умственной отсталости и нервно-психических расстройств. И.А. Грошенков, Т. Н. Головина, М.Н. Нудельман, Н.М. Павлова, Ж.И. Шиф и другие специалисты пришли к выводу, что правильно организованная работа по развитию мелких мышц руки может стать коррекционной для детей с различными логопедическими проблемами. По данным исследований, проведённых Л.В. Антаковой–Фоминой и Б.И.Пинским, была подтверждена связь между практической и интеллектуальной деятельностью. Исследования педагога-новатора М.М. Кольцовой подтвердили, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга» и способствуют умственному и речевому развитию дошкольника. Таким образом, можно констатировать единство взглядов всех ученых на то, что мелкая моторика – основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь). Именно мелкая моторика является показателем развития ребёнка.
Развивать мелкую моторику можно разными способами: игры с мячом, собирание пазл и мазайки, рисование, лепка, шнуровка, пальчиковые игры и многое другое. Я хочу рассказать о нетрадиционной техники развития мелкой моторики – это квиллинг. Донателла Чиотти дала следующее определение понятию квиллинг – это искусство изготовления различных узоров из тонких, скрученных в спиральки полосок бумаги. Квиллинг также называют «бумагокручением» или бумажная филигрань. Из скрученных полосок можно составить плоскостные или объёмные композиции, напоминающие тонкую кружевную паутинку. Замечательна эта техника тем, что ей с удовольствием занимаются и девочки и мальчики. Квиллинг позволяет развивать не только мелкую моторику, мышление, воображение, внимание, но и реализовать творческие возможности ребенка.
На основе программы С.П. Плотниковой «Искусство квиллинга» я разработала модифицированную программу дополнительного образования детей «Волшебные полоски». Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей, предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники «бумагокручение», как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
Образовательные:
Познакомить детей с базовыми элементамитехники «квиллинга» и основными их понятиями.
Обучать созданию композиций из элементов, выполненных в технике «квиллинг».
Формировать у детей умения следовать устным инструкциям воспитателя.
Познакомить детей с такими основными геометрическими понятиями как: круг, квадрат, треугольник и т.д.
Обогащать словарь детей новыми специальными терминами.
Развивающие:
Развивать у детей мелкую моторику рук, глазомер.
Развивать творческую фантазию и художественный вкус,
творческие способности у детей дошкольного возраста.
Развивать у дошкольников память, мышление, внимание, воображения.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству «квиллинг».
Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, взаимопомощь.
Способствовать проявлению творческой самостоятельности и активности
Воспитывать аккуратность: в работе с клеем, в накручивании бумажных полос на инструмент, содержать свое рабочее место в порядке.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (беседа, рассказ);
- наглядный (показ готовых работ, наблюдение за процессом накручивания бумажных лент на инструмент и придания им нужной формы, работа по образцу и др.)
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают данную информацию;
- репродуктивный – дети дошкольного возраста воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – дети ищут решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – сами дети без помощи воспитателя выполняют творческую работу.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятиях:
- фронтальный – совместная работа педагога со всеми детьми;
- индивидуально-фронтальный – в индивидуальной и фронтальной работе ребенок может попросить помощи у воспитателя;
- групповой – совместная коллективная работа детей в группах;
- индивидуальный – ребенок сам выполняет поставленную перед ним задачу.
Организационно-методическое обеспечение программы.
Программа кружка «Волшебные полоски» рассчитана на 3 года (с детьми средней, старшей и подготовительной к школе группы). Количество детей в подгруппе 12-14 человек. Продолжительность занятий:
- в средней группе – 20 минут;
- в старшей группе – 25 минут;
- в подготовительной к школе группы – 30 минут.
Занятия по «квиллингу» проводятся 1 раз в неделю, 4 раза в месяц (с октября по май)
Формы работы:
- индивидуальная (каждый ребенок самостоятельно должен уметь сделать поделку);
- групповая (при коллективной работе каждая группа выполняет свое задание);
- коллективная (в процессе выполнения коллективной работе дети работают все вместе)
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям развития ребенка);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
- демократичности и гуманизма (взаимодействие воспитателя и воспитанника в социуме, реализация своих собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
- «от простого к сложному» (научившись простым элементарным навыкам работы, затем ребенок применяет свои знания в выполнении более сложных творческих работах).
Взаимодействие с родителями.
1. Ознакомление родителей с содержанием программы кружка «Волшебные полоски».
2. Ознакомление с результатами диагностики по данному виду работы.
3.Просвятительская работа по способам и приемам развития мелкой моторики детей (консультации, стендовая информация, памятки, буклеты).
4. Привлечение родителей к помощи в организации выставок и участий в конкурсах.
Ожидаемые результаты.
По результатам обучения данной программы дети:
научатся разным приемам работы с бумагой;
будут знать основные базовые формы и геометрические понятия технике«квиллинг»;
научатся следовать устным инструкциям воспитателя;
будут создавать разные поделки, выполненные в технике «квиллинг»;
разовьют мелкую моторику рук и глазомер;
познакомятся с декоративно-прикладным искусством–«квиллинг»;
улучшат память, внимание, воображение и творческое мышление, фантазию и коммуникативные способности, навык работы в коллективе, творческие способности.