СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нетрадиционная техника квиллинг, как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта, использование нетрадиционной техники квиллинг в работе с детьми дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционная техника квиллинг, как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.»

Нетрадиционная техника квиллинг, как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.

Воспитатель

МБДОУ «Д/с «Звездочка» г.Абакана

Сипкина Любовь Владимировна

Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста – один из основных аспектов общего физического и психологического развития. Невозможно добиться хороших результатов в учебной деятельности и овладеть необходимыми навыками самообслуживания без достаточного уровня развития мелкой моторики. Иногда уровень развития мелкой моторики является показателем успешности ребенка в определенных сферах деятельности (музыкальной, изобразительной, графической и т.п). Мы же хотим, чтобы наши дети были успешны во всем.

В настоящее время, у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики рук. Плохое умение держать ручку, карандаш, ножницы в качестве рабочего инструмента. Слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость является одной из причин затрудняющих овладением простейшими навыками самообслуживания, не говоря уже о проблемах в школьном обучении. В.А. Сухомлинский писал, что « истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее …». Именно поэтому так необходимо заниматься развитием мелкой моторики в дошкольном возрасте. Данной проблеме уделяли внимание многие учёные, педагоги, врачи и др. специалисты. Изучением мелкой моторики как разновидности движений, регулируемых психикой, занимались такие ученые, как  В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, М. Монтессори и др. Они сделали вывод о необходимости предоставления ребёнку максимальных возможностей для развития его мелкой моторики и мускулатуры рук в период наибольшей восприимчивости к развитию движений, то есть от 0 до 6 лет. Доказали необходимость создания предметно-развивающей среды для детей с возможностью постоянного движения пальцами рук. Учёные Л.В. Занков, А. Р. Лурия, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и др. считают, что нарушения в развитии мелкой моторики или недостаточное развитие её является одним из характерных симптомов умственной отсталости и нервно-психических расстройств. И.А. Грошенков, Т. Н. Головина, М.Н. Нудельман, Н.М. Павлова, Ж.И. Шиф и другие специалисты пришли к выводу, что правильно организованная работа по развитию мелких мышц руки может стать коррекционной для детей с различными логопедическими проблемами. По данным исследований, проведённых Л.В. Антаковой–Фоминой и Б.И.Пинским, была подтверждена связь между практической и интеллектуальной деятельностью. Исследования педагога-новатора М.М. Кольцовой подтвердили, что систематические  упражнения по тренировке движений пальцев являются «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга» и способствуют умственному и речевому развитию дошкольника. Таким образом, можно констатировать  единство взглядов всех ученых на то, что мелкая моторика – основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь). Именно мелкая моторика  является показателем развития ребёнка.

Развивать мелкую моторику можно разными способами: игры с мячом, собирание пазл и мазайки, рисование, лепка, шнуровка, пальчиковые игры и многое другое. Я хочу рассказать о нетрадиционной техники развития мелкой моторики – это квиллинг. Донателла Чиотти дала следующее определение понятию квиллинг – это искусство изготовления различных узоров из тонких, скрученных в спиральки полосок бумаги. Квиллинг также называют «бумагокручением» или бумажная филигрань. Из скрученных полосок можно составить плоскостные или объёмные композиции, напоминающие тонкую кружевную паутинку. Замечательна эта техника тем, что ей с удовольствием занимаются и девочки и мальчики. Квиллинг позволяет развивать не только мелкую моторику, мышление, воображение, внимание, но и реализовать творческие возможности ребенка.

На основе программы С.П. Плотниковой «Искусство квиллинга» я разработала модифицированную программу дополнительного образования детей «Волшебные полоски». Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей, предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира.

Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники «бумагокручение», как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Образовательные:

  1. Познакомить детей с базовыми элементамитехники «квиллинга» и основными их понятиями.

  2. Обучать созданию композиций из элементов, выполненных в технике «квиллинг».

  3. Формировать у детей умения следовать устным инструкциям воспитателя.

  4. Познакомить детей с такими основными геометрическими понятиями как: круг, квадрат, треугольник и т.д.

  5. Обогащать словарь детей новыми специальными терминами.

Развивающие:

  1. Развивать у детей мелкую моторику рук, глазомер.

  2. Развивать творческую фантазию и художественный вкус,

творческие способности у детей дошкольного возраста.

  1. Развивать у дошкольников память, мышление, внимание, воображения.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству «квиллинг».

  2. Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, взаимопомощь.

  3. Способствовать проявлению творческой самостоятельности и активности

  4. Воспитывать аккуратность: в работе с клеем, в накручивании бумажных полос на инструмент, содержать свое рабочее место в порядке.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный (беседа, рассказ);

- наглядный (показ готовых работ, наблюдение за процессом накручивания бумажных лент на инструмент и придания им нужной формы, работа по образцу и др.)

- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают данную информацию;

- репродуктивный – дети дошкольного возраста воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

- частично-поисковый – дети ищут решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский – сами дети без помощи воспитателя выполняют творческую работу.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятиях:

- фронтальный – совместная работа педагога со всеми детьми;

- индивидуально-фронтальный – в индивидуальной и фронтальной работе ребенок может попросить помощи у воспитателя;

- групповой – совместная коллективная работа детей в группах;

- индивидуальный – ребенок сам выполняет поставленную перед ним задачу.

Организационно-методическое обеспечение программы.

Программа кружка «Волшебные полоски» рассчитана на 3 года (с детьми средней, старшей и подготовительной к школе группы). Количество детей в подгруппе 12-14 человек. Продолжительность занятий:

- в средней группе – 20 минут;

- в старшей группе – 25 минут;

- в подготовительной к школе группы – 30 минут.

Занятия по «квиллингу» проводятся 1 раз в неделю, 4 раза в месяц (с октября по май)

Формы работы:

- индивидуальная (каждый ребенок самостоятельно должен уметь сделать поделку);

- групповая (при коллективной работе каждая группа выполняет свое задание);

- коллективная (в процессе выполнения коллективной работе дети работают все вместе)

Принципы, лежащие в основе программы:

- доступности (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям развития ребенка);

- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

- демократичности и гуманизма (взаимодействие воспитателя и воспитанника в социуме, реализация своих собственных творческих потребностей);

- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

- «от простого к сложному» (научившись простым элементарным навыкам работы, затем ребенок применяет свои знания в выполнении более сложных творческих работах).

Взаимодействие с родителями.

1. Ознакомление родителей с содержанием программы кружка «Волшебные полоски».

2. Ознакомление с результатами диагностики по данному виду работы.

3.Просвятительская работа по способам и приемам развития мелкой моторики детей (консультации, стендовая информация, памятки, буклеты).

4. Привлечение родителей к помощи в организации выставок и участий в конкурсах.

Ожидаемые результаты.

По результатам обучения данной программы дети:

  • научатся разным приемам работы с бумагой;

  • будут знать основные базовые формы и геометрические понятия технике«квиллинг»;

  • научатся следовать устным инструкциям воспитателя;

  • будут создавать разные поделки, выполненные в технике «квиллинг»;

  • разовьют мелкую моторику рук и глазомер;

  • познакомятся с декоративно-прикладным искусством–«квиллинг»;

  • улучшат память, внимание, воображение и творческое мышление, фантазию и коммуникативные способности, навык работы в коллективе, творческие способности.