СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Нетрадиционные формы проведения уроков - стимул познавательной деятельности учащихся»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Нетрадиционные формы проведения уроков - стимул познавательной деятельности   учащихся»

Просмотр содержимого документа
««Нетрадиционные формы проведения уроков - стимул познавательной деятельности учащихся»»

Зозуля Валентина Николаевна

Муниципальное казённое учреждение

«Управление образования администрации Борисовского района»









Тема:

«Нетрадиционные формы проведения уроков – стимул познавательной деятельности обучающихся»





Автор опыта: Зозуля Валентина Николаевна,

учитель начальных классов,

МБОУ «Грузсчанская СОШ».











Борисовка

2014







1.Информация об опыте

Автор опыта: Зозуля Валентина Николаевна, учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Грузсчанская средняя общеобразовательная школа» Борисовского района Белгородской области

Образование: высшее

Стаж работы: 33 года

Квалификационная категория: первая

Тема опыта: «Нетрадиционные формы проведения уроков - стимул познавательной деятельности учащихся»

  1. Информация об опыте

    1. Условия возникновения, становления опыта.

Работая учителем начальных классов, я всё чаще приходила к выводу, что уже в начальной школе большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль и начинают терять интерес к учебе. Поэтому важно не принуждать к учению, а пробуждать интерес, тягу к постоянному получению знаний, развивать способности и поддерживать стремление ученика, не учить его, а помогать ему учиться и развиваться. Способность к саморазвитию через проведение нетрадиционных форм уроков должна стать стимулом познавательной деятельности. Наиболее конструктивным решением проблемы является создание таких условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность. Нетрадиционный урок – импровизированное учебное занятие со свободной структурой. По своему назначению он может быть и уроком изучения нового, и уроком повторения, и обобщающим, и уроком комбинированного типа. Такие уроки появились как своего рода “ответ” учителей на ситуацию снижения интереса учащихся к занятиям. Так возникла идея проведения нетрадиционных форм проведения уроков как стимула познавательной деятельности младших школьников. Другим условием становления данного опыта является требования, что современный ученик должен комфортно чувствовать себя в новых социально-экономических условиях. Внимание учителя должно быть направлено на вовлечение каждого школьника в активную познавательную и творческую деятельность.

Основными условиями возникновения и становления проблемы опыта являются:

- необходимость развития познавательных процессов при обучении через проведения таких уроков;

- творческий поиск методов и приемов учебной деятельности, активизирующих учебную и внеурочную деятельность учащихся;

- желание учащихся узнать новое в математике через игру;

- коллектив единомышленников (учитель-ученик), работающих творчески, помогающих друг другу на пути познания.

1.3. Обоснование актуальности опыта

Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. В условиях России требование готовности к переменам конкретизируется необходимостью подготовки учащихся к жизни в ситуации перехода к гражданскому обществу с рыночной экономикой. Другой общественный фактор, который также существенно влияет на характер социальных требований к системе образования, в том числе к школе, заключается в компетентности, которая определяется не только через сумму знаний и умений, но прежде всего характеризует умение школьника мобилизовать полученные знания и опыт в конкретной ситуации. Актуальность такой работы, по моему мнению, выражается в создании условий для самореализации личности учащегося, повышение статуса ученика, значимости его личных вкладов в решении общих задач. Для решения таких задач и целей и используются уроки нетрадиционных форм проведения,которые приносят свои результаты:

- у учащихся возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность.

- меняется характер взаимоотношения между учащимися.

- растёт самокритичность.

- формируются навыки учебного делового общения.

Актуальность опыта вытекает из потребностей совершенствования системы начального обучения, стимулируемое социальным заказом: современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения.

Для этого необходимо, чтобы учитель не «развивал» школьников, а помогал им развиваться самим. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать.



1.4. Ведущая педагогическая идея опыта

Нетрадиционные формы проведения уроков хорошо уживаются с серьезным учением. Включение в урок дидактических игр, игровых и соревновательных моментов позволяет сделать:

  • обучение интересным и занимательным;

  • создает у учащихся рабочее настроение;

  • способствует преодолению трудностей в усвоении материала;

  • максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность.

  • использовать различные формы групповой работы;

  • развитие функции общения.

  • скрытая дифференциация учащегося по учебным возможностям, способностям и склонностям.

  • развитие осмысленного отношения к знаниям: урок-защита знаний, урок - защита идей, урок-встреча.

  • становление творческих способностей учащихся: урок-сказка, урок-бенефис, урок-творчество.

  • расширение кругозора: урок -экскурсия, урок -путешествие.

  • развитие нестандартных умений учебной работы: парный опрос, работа в группах, экспресс- опрос.

  • стимулирование познавательного интереса: урок-КВН, урок “Что? Где? Когда?”, урок-викторина.

Групповые формы работы позволяют создать более широкие контакты между школьниками.

Ведущая идея моего педагогического опыта заключается в создании и применении системы нетрадиционных форм проведения уроков, помогающих стимулировать у учеников познавательный интерес, соединить замечательный мир детства с прекрасным миром науки.

Систематическое использование таких уроков на разных этапах изучения различного по характеру материала является эффективным стимулирования учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности.

1.5. Длительность работы над опытом

Опыт, над которым я работаю, актуален и перспективен. Он в определённой степени разрешает основные противоречия современной школы. Практическую деятельность по проблеме, конечно же, надо сочетать с теоретической. Поэтому свою методическую работу по обобщению опыта я прогнозировала и прошла через определённые этапы.

1-й этап - начальный (констатирующий): май 2010г. – сентябрь 2010г. изучение фактического уровня подготовки

Учащихся через анкетирование, собеседования, посещение уроков, беседы с классным руководителем, учителями-предметниками; изучение теоретических основ по теме опыта и опыта коллег;

2-й этап - основной (формирующий): октябрь 2010 года - сентябрь 2013 года -  использование различных средств, форм и методов организации формирования познавательной мыслительной деятельности обучающихся на основе технологии развивающего обучения.

3-ий этап - заключительный (контрольный): октябрь 2013- май 2014 года - оценка результатов внедрения опыта.

1.6. Диапазон опыта

Диапазон представленного опыта – единая урочная система. Опыт тесно взаимосвязан со школьным образовательным процессом в целом.

1.7.Теоретическая база опыта

Методически высокоэффективными, по моему мнению, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются урок-сказка, урок-праздник, урок-игра, урок - ролевая игра, урок-экскурсия, урок–защита проектов, интеллектуальный марафон и другие. В основе которых заложена игра, игровые и состязательные моменты, которые основаны на идеи педагогического опыта П.Я.Гальперина, И.С.Якиманской, Ш.А.Амонашвили, Н.Ф.Виноградовой, Л.В.Занкова, Л.С. Выготского, И.Ф. Исаева, В.А.Сластенина, К.Д.Ушинского и др.

Особый вклад в изучение игры в конце Х1Х – начале ХХ века внёс выдающийся русский психолог П.Ф.Коптерев. Его исследования особо актуальны сегодня, когда коренным образом изменилось отношение к игре в процессе обучения детей. Автор отмечал, что в обучении ребёнку чрезвычайно важно уметь сосредотачивать своё внимание на различных предметах. «Этому великому искусству учит игра. Для достижения этой цели нужно, чтобы учение не являлось чем-то чрезвычайно сухим и отталкивающим по существу и по форме».

По мнению многих современных ( С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк, С.А. Шмаков, С.Л. Новосёлова, Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова, Г.Л.Лэндрет и др.) исследователей, игра имеет большое значение в воспитании, обучении и психическом развитии детей. Она даёт возможность робким, неуверенным в себе детям преодолеть свои комплексы и нерешительность.

Теоретические разработки этих исследований и стали основой моей педагогической концепции, элементы их опыта я творчески перерабатываю и использую в своей деятельности.

Главное в этих технологиях – это идея совместной развивающей деятельности учителя и учащихся, взаимопонимание, общий анализ хода и результата. В реализации этой идеи появляется возможность учителю помочь развивать у учащихся познавательный интерес на уроке.

1.8. Новизна опыта

Новизна опыта состоит в том, что современная образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных учебных действий, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Для учителя - это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся - переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Задача общеобразовательного учреждения в современном мире - подготовить конкурентно способного выпускника, способного принимать самостоятельные решения.

II. Технология опыта

Технологическая сторона моего опыта «Нетрадиционные формы проведения уроков - стимул познавательной деятельности обучащихся», предполагает постановку следующей цели:

- стимулирование уровня познавательной активности младших школьников, посредством проведения нетрадиционных форм уроков;

Задачи:

  • создание психолого-педагогических условий обучения учащихся разными способами в зависимости от их способностей и индивидуальных стилей обучения;

  • развитие ценностных установок учащихся по отношению к учению на основе предоставляемой возможности рефлексии своей учебной деятельности;

  • открытие своих возможностей индивидуального развития, создания атмосферы взаимной поддержки и сотрудничества;

  • развитие культуры учебной деятельности как условия успешности учения;

  • на основе современных интерактивных форм организации образовательного процесса развитие самоорганизации, самовыражения, самостоятельности, самореализации, самоопределения учащихся в учебной деятельности;

  • содействие развитию форм совместной деятельности учащихся, родителей, учителей.

  • интеграция учащимися различных способов и стилей обучения;

  • разработка учащимися собственных индивидуальных проектов;

  • способствование повышению личной уверенности у каждого участника обучения, его самореализации и рефлексии.

  • развитие у учащихся осознания значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности; развитие исследовательских умений.

Нетрадиционный урок – это импровизирование учебного занятия, имеющее нетрадиционную структуру. Такой урок включает в себя приемы и методы различных форм обучения. Он основан на совместной деятельности учителя и учащихся, совместном поиске, апробировании новых форм работы, что в конечном итоге влияет на активизацию познавательной активности учащихся на уроках и повышение эффективности преподавания. Среди большого числа нетрадиционных уроков можно назвать следующие: урок- деловая или ролевая игра, урок – путешествие, урок-соревнование, уроки типа КВН, уроки с групповыми формами работы, урок-игра, урок-праздник, урок-расследования и т.д. Необязательно весь урок должен стать нетрадиционным, возможно вкрапление в него отдельных элементов, которые направлены на активизацию обучения. Это могут быть уроки с использованием компьютерных технологий и проектной методики, нестандартных форм тестирования и т.д. По своему назначению он может быть и уроком изучения нового, и уроком повторения, и обобщающим, и уроком комбинированного типа. Учитель, применяя данные технологии, создаёт условия для проявления деятельности личностных структур сознания: критичности, мотивирования, рефлексии и т. д. Нетрадиционные уроки в моей работе занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения. Использование на уроках нетрадиционных форм работы приносит свои результаты:

- у учащихся возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность.

- меняется характер взаимоотношения между учащимися.

- растёт самокритичность.

- формируются навыки учебного делового общения.

В младшем школьном возрасте дети наиболее открыты, и не только для новых знаний, но и для личных контактов. А дальше – всё зависит от учителя, от того, как он будет понимать свою цель. Для меня важно, что бы мои уроки запомнились детям, поэтому я пытаюсь использовать в своей работе нетрадиционные формы и методы обучения, которые помогают мне создать урок более увлекательным.

Использование рассматриваемой мною новации определяет главное в нетрадиционном уроке.

- отказ от шаблона, от рутины в проведении.

- максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность: различные формы групповой работы.

- не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.

- развитие функции общения.

- скрытая дифференциация учащегося по учебным возможностям, способностям и склонностям.

На своем опыте убедилась, что на таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:

  • осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме;

  • обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;

  • предусматривается минимальное участие на уроке учителя.

Методически высокоэффективными, по моему мнению, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются урок-сказка, урок-праздник, урок-игра, урок - ролевая игра, урок-экскурсия, урок–путешествие, интеллектуальный марафон и другие.

Одним из ведущих методов обучения младших школьников является игра. Большое место в своей практике я отвожу уроку- игре. Учитель, с помощью игры, надеется организовать внимание детей, повысить активность, облегчить запоминание учебного материала. С интересом и большой подготовкой мы проводили уроки-телеигры «Звёздный час», «Зов джунглей», «Счастливый случай» и т.д. Но чаще это урок-игра, не связан с телеиграми. Чтобы игра наилучшим образом реализовала все свои способности, педагог должен оценивать ее по двойному критерию: по ближайшему результату и с дальней целью. Только тогда можно будет использовать игровую деятельность как средство организации учебного процесса. Игра – хороший помощник педагога, но не волшебная палочка. Развивающая игра может оказаться незаменимым помощником учителя, если только учитель осознает ее роль в саморазвитии школьника. Помочь обучающемуся начальной школы включиться в решение учебных задач – значит, сделать важный шаг в достижении стратегического результата начального обучения. При таком использовании игры у детей формируются такие необходимые качества, как:

а) положительное отношение к школе, к учебному предмету;
б) умение и желание включаться в коллективную учебную работу;
в) умение слушать друг друга;
г) добровольное желание расширять свои возможности;
д) раскрытие собственных творческих способностей;
е) самовыражение, самоутверждение.

Игру можно считать выполняющей свои функции на уроке в том случае, если она обеспечивает:

  • не только усвоение ребенком конкретных учебных умений, но и воспитание у школьника желания учиться;

  • осознание школьником своих занятий в классе не как простой игры в школу, а как учения.

Я считаю, что игры на уроках начальной школы просто необходимы. Ведь только они умеют делать трудное – легким, доступным, а скучное – интересным и веселым. Игру на уроке я использую и при объяснении нового материала, и при закреплении, при отработке навыков чтения, для развития речи обучающихся. Для успешного обучения ребенок должен испытать радость умственного напряжения, которое доставляет решение учебных задач. Но для этого просто необходимо, чтобы он захотел включиться в их решение. Сложность руководства игрой связана с тем, что она является свободной деятельностью детей.

Важно сохранить эту свободу и непринужденность. Продуктивное общение учителя с детьми в условиях игры возникает чаще всего в случае принятия взрослым на себя одной из ролей, обращение к детям через свою роль. Итак, познавательно-игровая деятельность на уроках:

  • обеспечивает доступность изучения программного материала;

  • активизирует мыслительную деятельность учащихся, внимание детей, творческие силы и познавательную деятельность младшего школьника;

  • развивает наблюдательность, смекалку, самостоятельность мышления, образное и логическое мышление, интеллект каждого ребенка;

  • помогает серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для каждого ученика.

На уроках где находится место игре, всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работе. Игра позволяет ворваться на урок юмору, фантазии, творчеству, а самое главное учит детей быть добрыми и справедливыми. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного развития личности. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она стимулирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно представляют значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличает ёе от другой деятельности. Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.

В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком- наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Поэтому правила дидактических игр должны разрабатываться с учётом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого ученика чувства удовлетворённости, успеха. Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива. Учитель, как руководитель игры, направляет её в нужное дидактическое русло, при необходимости активизирует её ход разнообразными приёмами, поддерживает интерес к игре, подбадривает отстающих.При подготовке к уроку, содержащему дидактическую игру, необходимо составить краткую характеристику хода игры ( сценарий), указать временные рамки игры, учесть уровень знаний и возрастные особенности учащихся, реализовать межпредметные связи. Сочетание всех этих элементов игры и их взаимодействие повышают организованность игры. Её эффективность, приводят к желаемому результату.

Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом.

Очень важно проводить игру выразительно. Если учитель разговаривает с детьми сухо, равнодушно, монотонно, то дети относятся к занятиям безразлично, начинают отвлекаться. В таких случаях бывает трудно поддерживать интерес, сохранять желание слушать, смотреть, участвовать в игре. Нередко это и совсем не удаётся, и тогда дети не получают от игры никакой пользы, она вызывает у них только утомление. Возникает отрицательное отношение к занятиям. Учитель сам должен в определённой степени включаться в игру, иначе руководство и влияние его будут недостаточно естественными. Умение включаться в игру - тоже один из показателей педагогического мастерства.

По результатам психологических исследований можно выделить следующие профессионально важные качества педагога в отношении игровой деятельности детей:

  • умение наблюдать игру, анализировать её, оценивать уровень развития игровой деятельности; планировать приемы направленные на её развитие;

  • обогащать впечатления детей с целью развития их игр;

  • обращать внимание детей на такие впечатления их жизни, которые могут послужить сюжетом хорошей игры;

  • уметь организовывать начало игры;

  • широко использовать косвенные методы руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт, проблемные игровые ситуации (вопросы, советы, напоминания) и д.р.;

  • создавать благоприятные условия для перехода игры на более высокий уровень;

  • уметь самому включаться в игру на главных или второстепенных ролях, устанавливать игровые отношения с детьми;

  • уметь обучать игре прямыми способами (показ, объяснения);

  • регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты, возникающие в процессе игры, давать яркие игровые роли детям с низким социометрическим статусом, включать в игровую деятельность застенчивых, неуверенных, малоактивных детей;

  • предлагать с целью развития игры новые роли, игровые ситуации, игровые действия;

  • учить детей обсуждать игру и оценить её.

Целесообразно продумать и поэтапное их распределение: в начале урока игра должна помочь заинтересовать, организовать ребёнка; в середине урока игра должна нацелить на усвоение темы; в конце урока игра может носить поисковый характер. Но на любом этапе урока она должна быть интересной, доступной, включающей разные виды деятельности учащихся. В игре должен участвовать каждый ученик класса. Если у доски осуществляют игровую деятельность часть учащихся, то все остальные дети должны выполнять роль контролеров, судей, учителя и т.д. Характер деятельности учащихся в игре зависит от места её на уроке или в системе уроков. Если игра используется на уроке объяснения нового материала, то в ней должны быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов и рисунками. На уроках закрепления материала важно применять игры на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приёмов. В игре следует продумывать не только характер деятельности детей, но и организационную сторону, характер управления игрой. С этой целью используются средства обратной связи с учеником: сигнальные карточки (кружок зелёного цвета с одной стороны и красного - с другой) или разрезные цифры и буквы. Сигнальные карточки служат средством активизации детей в игре. В большинство игр надо вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей в процессе обучения. Определение места дидактической игры в структуре урока и сочетание элементов игры и учения во многом зависят от правильного понимания учителем функций дидактических игр и их классификации. В первую очередь коллективные игры в классе следует разделять по дидактическим задачам урока, это, прежде всего игры обучающие, контролирующие, обобщающие.

Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причём результат усвоения знаний будет тем лучше, чем чётче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании материала. Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ученику необходима определённая подготовка.

Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.

При организации дидактических игр необходимо учитывать:

  1. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание предлагаемого материала – доступно пониманию школьников.

  2. Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, иначе она не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать математическую зоркость и внимание.

  3. Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании, в противном случае игра не даст должного эффекта.

  4. При проведении игры, связанной с соревнованиями команд (поединок, бой, эстафета, соревнования, построенных по сюжетам известных игр: КВН, «Брейн - ринг», «Счастливый случай», «Звёздный час» и др.) должен быть обеспечен контроль за её результатами со стороны всего коллектива или выбранных лиц. Учёт должен быть открытым, ясным и справедливым.

  5. Каждый ученик должен быть активным участником игры. Длительное ожидание своей очереди для включения в игру снижает интерес детей к этой игре.

  6. Если на уроке проводится несколько игр, то лёгкие и более трудные по математическому содержанию должны чередоваться.



  1. Если на нескольких уроках проводятся игры, связанные со сходными мыслительными действиями, то по содержанию математического материала они должны удовлетворять принципу: от простого к сложному, от конкретного к абстрактному.



  1. Игровой характер при проведении уроков по математике должен иметь определённую меру. Превышение её может привести к тому, что дети во всём будут видеть только игру.



  1. В процессе игры учащиеся должны грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, чёткой, краткой.



  1. Игру нужно закончить на данном уроке, получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль.

На моих уроках происходят удивительные события: в гости к ребятам приходят Чебурашка и Буратино, Незнайка и Красная Шапочка. Они часто просят помощи, совета у ребят, как помочь, например, трём поросятам сосчитать жёлуди, а Буратино разгадать ребус или загадки. Очень увлекательно проходят ролевые игры «Идем в магазин», «Пассажиры и контролёр» и другие. Принимая участие в этих играх, дети проявляют большую активность, так как все хотят быть покупателями, пассажирами, машинистами.

С особым интересом дети ждут уроки-путешествия, такие как “Путешествие в лес”, “Путешествие в город чистоты”, “Космические путешествия”, «Путешествуем по столице». Отправляясь в любое путешествие, дети знакомятся с условиями успешности:

-быть внимательным;

-правильно выполнять все инструкции (задания): иначе можно потерпеть крушение:

-регулярно следить за своим здоровьем(осанка, физкультминутки).

Во время путешествий ставлю прежде всего цели: развитие логического мышления, развитие монологической и диалогической речи учащихся, обогащение словарного запаса детей, умение общаться и договариваться, уметь применить свои знания в нужное время, умение добывать себе знания и т.д. Проведение таких уроков- путешествий требует большой предварительной подготовки, специального подбора материала, логической увязки каждого этапа с идеей урока. Но эффект таких уроков колоссален. Нет ни одного скучающего ребёнка на уроке и нет необходимости напоминать о дисциплине на уроке.

Обычно путешествия проходят на каком – либо виде транспорта. Поэтому материал подбираю так, чтобы он знакомил с соответствующими профессиями. Например, путешествие в город Чистоты, мы совершили на автобусе. А значит все стали пассажирами. Повторяем права и обязанности пассажиров. Покупаем билеты – правильный ответ на вопрос контролёра (орфограмма в «опасном месте», табличный случай умножения или деления, словарныё слова, единицы измерения и т. д). По пути мы делаем остановки, на которых детей ожидают герои любимых сказок. Они дают задания и чтобы попасть на следующую станцию, малышам нужно их выполнить (расчёт скорости, времени и расстояния, расчёт количества горючего). Включая в процесс обучения такие уроки, нужно всегда помнить об их целях и назначении. Нельзя забывать, что за этим стоит учебный процесс и задача учителя – научить малыша самостоятельно учиться, формировать у него потребность активно относиться к учебному процессу, помочь сделать серьезный труд детей занимательным, продуктивным.

Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-сказка. Эти уроки обычно используют при обобщении и систематизации знаний учащихся. Как и в любой сказке, на моём уроке присутствуют положительные герои и отрицательные. В качестве завязки, я использую проблемный вопрос, необычную ситуацию, загадку, появление героя сказки в необычном костюме. На этапе кульминации, т.е. развития сюжета, где идёт борьба добра и зла, я ввожу необычные новые сведения о героях сказки, споры, шутки, преодоление трудностей и т.д. Во время этого этапа урока дети незаметно для себя отвечают на вопросы учителя по прошедшему материалу, узнают новый дополнительный материал по теме урока. Заканчивается урок – сказка развязкой, победой добра над злом, знания над незнанием. Урок завершается всеобщей радостью, удовлетворением.

На таком уроке материал облачён в форму сказочного повествования. Использование такой формы урока совершенствует приобретённые навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка сказки — творческая работа, которая способствует осуществлению межпредметных связей, реализации воспитательных целей, расширению кругозора и выработке навыков общения детей и раскрытию их индивидуальных и творческих способностей. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес, служит стимулом познавательной деятельности, формирует активный словарь школьников и так называемый пассивно-потенциальный словарь. В начале урока детей нужно ввести в мир сказки. Это может быть раннее прочитанная сказка.

Так, после прочтения сказки «Дюймовочка», я провела урок-сказку по математике, где дети помогали раскрыться волшебному цветку, а для этого надо было решить примеры, каждый пример-это возможность отогнуть один лепесток. На цветке появляется крошечная девочка. А чтобы сравнить рост Дюймовочки , дети чертят отрезок длиной 2см 5 мм(так дети узнают о старинной единице ).Чтобы спасти её от жадных жаб, дети строят ей мостик из геометрических фигур, расположенных в определённой последовательности и т. д. Поучительно и увлекательно прошёл урок-сказка «Девочка Галя и царь Каравай». В самом начале урока дети видят капризную непослушную девочку, но при стараниях детей, Галя поняла свои ошибки, а царь Каравай прислал корзинку со сказочными пирожками. Каждый ученик получил пирожок по вкусу (дифференцированный метод). Дети из этого урока узнали и повторили материал о хлебе, они проследили весь путь от зёрнышка к караваю, узнали о профессиях людей, которые выращивают его. Проследив этот трудоёмкий процесс, дети сделали выводы о бережном отношении к хлебу, о почтительном уважении к людям, которые его выращивают. Не менее интересными были и другие уроки-сказки «Сказка о нуле», «Теремок», «Выбор наследника» и другие.

Часто приходит на помощь урок- соревнование. Этот вид работы помогает решить следующие основные задачи. Прежде всего это мобилизация всех детей. У них появляется цель - победить, и это резко активизирует умственную деятельность каждого ученика. Далее появляется возможность дифференцированного подхода к каждому ученику при проведении индивидуальной работы на уроках, так как задания отличаются в зависимости от уровня знаний детей. Можно проводить быстрое тестирование учащихся, что определяет потенциал их знаний, выявляет слабые и сильные стороны подготовки. Кроме того, соревнование дает уникальную возможность повысить внимание всех детей к ответам товарищей. Соревнования проводятся только для повторения или закрепления пройденного материала, и требуют тщательной подготовки: наглядных пособий, текстов, тестов для того, чтобы урок был более занимательным и динамичным. Соревнование может проводиться по командам, группам. Групповая работа наиболее полезна для формирования как познавательных так и коммуникативных УУД. В ней школьники учатся взаимодействовать, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности. Чтобы в совместной деятельности не было “зайцев”, т.е. детей, которые бездельничают, но получают преимущества за счёт работы группы, учу детей распределять ответственность между собой самостоятельно, убеждаю, что у них достаточно возможностей для активного участия в совместной работе. После изучения сложного материала прошу ребят проверить себя в усвоении нового — объяснить тему друг другу. Я стараюсь уравнять группы, чтобы шансы на победу были равные. Из вышесказанного следует, что соревнование позволяет провести чрезвычайно эффективный по степени продуктивности урок. Это такие уроки «Кто быстрей украсит ёлку», «Собираем землянику», «Идем за грибами».


Урок-аукцион может проводиться в любом классе. Это отличный способ закрепить пройденный материал, умение вести монологическую и диалогическую речь, сравнивать, слушать. Обычно он очень нравится учащимся. На этом уроке они могут “продавать” все, что угодно. Обязательным условием является то, что учащиеся должны уметь рассказать о продаваемой вещи, представить все ее положительные стороны. Проводится урок следующим образом: за демонстрационным столом находится аукционист и его ассистент. У аукциониста есть маленький молоточек. Ассистент записывает фамилии купивших какие-то вещи. Учащиеся предлагают свои вещи на продажу, описывая подробно все их преимущества. Если у “покупателей” есть вопросы по поводу вещей, они задают их. Затем аукционист приступает к продаже. С большим волнением дети готовились к уроку-аукциону «Части речи», «Растения леса», «Животный мир»

    Игры  экологического  характера,  когда  дети выступают в роли экологов, директоров  предприятий,  решающих  экологические проблемы, способствуют углублению,  закреплению  учебного  материала, позволяют   установить   взаимосвязи   в   природе, а также решать проблемные ситуации.   Активизация   учащихся  достигается интересным сюжетом игры, личным участием детей. С такой целью я провожу уроки-расследования. Один из этих уроков «Экология и человек», где дети говорили о состоянии природных ресурсов, их зависимости от человека. Рациональном и экономном их использовании, получили навыки обращения с природой и её богатствами, как будущие хозяева Земли. Действующие лица урока - ведущий, судья-Зубр, адвокат(защитник человека- Собака), Воздух, Вода, Почва, растения, животные…

В конце такого урока дети пришли к выводу: человек должен жить в мире с природой, ведь мы являемся её детьми, рационально и экономно использовать её ресурсы, бережно относиться к ней, оберегать её и приумножать.

Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения изучаемого предмета является способность учащихся вести беседу по конкретной теме - проявляется уровень сформированности коммуникативной компетентности. В данном случае целесообразно проводить урок-интервью.

Урок-интервью – это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как правило, учащиеся  овладевают   навыками монологической   речи.

Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению предмета, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор. Чаще других такие уроки я провожу по окружающему миру, изучая любые темы. Дети с удовольствием готовятся к ним. Так прошли уроки по темам «Образование древнерусского государства», «Жизнь славян в лесах», «Символика моей страны»

Урок-КВН .Эти формы урока “пришли” с внеклассных занятий и стали популярными. Область их применения - преимущественное повторение тем и разделов.

Формула эффективности урока включает две составные части: тщательность подготовки и мастерство проведения. Плохо спланированный, недостаточно продуманный, наспех спроектированный и не согласованный с возможностями учащихся урок, качественным быть не может. Подготовка урока - это разработка комплекта мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат. Увлекательно прошёл КВН, посвящённый 200 летию А.С.Пушкина.

Заключение.

В последние годы интерес к нетрадиционным урокам в начальной школе значимо усилился. Это связано с различными преобразованиями, происходящими в нашей стране, которые создали определенные условия для переосмысления процессов в сфере образовании, создания новых типов уроков, активного внедрения в уроки различных педагогических методов и способов развития интереса у детей младшего школьного возраста, авторских программ и учебников.

Организация нетрадиционного урока предполагает создание условий для овладения школьниками приемами умственной деятельности.

Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность.

Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционные уроки могут быстро стать традиционными, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

Все перечисленные педагогические технологии способствуют активизации познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности, которая характеризуется:

  1. Устойчивым познавательным интересом к урокам, о чем свидетельствует анкетирование учащихся.

  2. Реализацией принципов гуманитаризации и личностной ориентированности учебного процесса.

3. Формированием у учащихся системы умений и навыков поисковой и исследовательской работы, о чем свидетельствуют творческие проекты учащихся.

4. Повышением уровня качества знаний учащихся в тех классах, где применяется представленный опыт.

Глава III. Результативность опыта

Работая над опытом по теме: «Нетрадиционные формы проведения уроков - стимул познавательной деятельности обучащихся» позволил добиться определённых результатов :

- в стабильности уровня обученности, повышения качества знаний обучающихся и усвоения стандартов образования;

- в повышении уровня познавательной активности учащихся;

- у учащихся сформировалось позитивное отношение к учебному процессу.

1.Качество знаний учащихся и процент абсолютной успеваемости составил:

2010/2011 учебный год – 63%

2011/2012 учебный год – 67 %

2012/2013 учебный год – 73%



2.Результативность муниципальных контрольных за последние три года





Результаты участия в муниципальных конкурсах по предметам



п/п

Название конкурса

Результативность

Предмет

2011-2012

1

Районный конкурс сочинений «Крепка семья – крепка Россия»

3 место

Логачёва Анжела

«Моя семья в истории Белгородской области»

Русский язык

2

Районный конкурс по пропаганде безвозмездного донорства

1 место

Осиченко Милена

Русский язык

3

Районный конкурс декоративно –прикладного творчества «Пасхальный сувенир»

2 место

Алексенко Дарья

«Пасхальный мотив»

Православная культура





Результаты участия в заочных олимпиадах по предметам



п/п

Название конкурса

Результативность

Предмет

2011-2012

1

«Умники и умницы»

Центр поддержки талантливой молодёжи,

г. Бийск

1 место

Алексенко Дарья



Русский язык

2

«Умники и умницы»

Центр поддержки талантливой молодёжи,

г. Бийск

2 место

Осиченко Милена

Русский язык

3

«Умники и умницы»

Центр поддержки талантливой молодёжи,

г. Бийск

3 место

Дмитриева Юлия

Русский язык



Результаты участия в заочных олимпиадах по предметам



п/п

Название конкурса

Результативность

Предмет

2013-2014

1

«Кенгуру»

1 место



Математика

2

«Кенгуру»

2 место


Математика

3

«Кенгуру»

3 место


Математика



Вывод: анализ результатов успеваемости школьников и результатов участия в творческих и познавательных конкурсах, смотрах, фестивалях свидетельствуют о положительной динамике учебных достижений, что создаёт условия для успешной

Урок русского языка в 4 классе

Тема урока: Части речи (урок-аукцион)

Цель урока: совершенствовать основные правила курса русского языка начальной школы о частях речи

Задачи: 1. Научить систематизировать изученный материал, применять полученные знания в конкретной языковой ситуации.

2. Развивать интерес к русскому языку, умение думать, размышлять, применять навыки самостоятельной работы.

3. Способствовать воспитанию ответственного отношения к учению, усидчивости, прилежания, коллективизма и взаимопомощи.

Оборудование: компьютер, листочки с буквами, жетоны, названия « вещей», дипломы, молоток, электронное приложение физкультминутки, диск.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Сегодня мы проводим чрезвычайно важное в жизни нашего класса мероприятие - «аукцион знаний по русскому языку».

II.Словарная работа

Аукцион- способ продажи некоторых товаров, при котором товар предварительно выставляют для осмотра

- На продажу выставлены поистине бесценные «вещи», купить которые сможет любая команда, в обмен на знания по русскому языку. Помогать вам будут: внимание, сообразительность и дружная работа в команде.
Я, ведущая аукциона, - магистр грамматических наук (можно использовать соответствующие элементы костюма: шапочку, накидку).

Итак, мы отправляемся на аукцион! Покупайте! Продавайте! И жетоны набирайте!

Итак, ребята, продаются части речи :

1. Имя существительное

2. Имя прилагательное

3. Глагол

4. Местоимение

5. Глагол

В диалоге «на торгах» в качестве одного шага (ответа) каждая команда имеет право на одно высказывание, по очереди сменяя другую команду. За каждый правильный ответ команда получает жетон.

III. Предварительный залог-задание.

У: Прежде чем прозвучит гонг (на столе находятся металлическая тарелка и молоточек), каждая команда-участница должна внести залог, доказать свою «состоятельность» - способность участвовать в аукционе.

На столе ведущего лежат два: листа бумаги (формат А4) с заданиями. Капитаны выбирают задания, и команды приступают к выполнению. Время ограничено – 30 секунд.

Задание:

Используя все буквы, составить слово-название своей команды:

КАЙЗНИ ИНУМКИ

(Крупно написать на листе слово и поместить лист на доску, все прочтут название команды.)

Чья команда быстрее справится с заданием, та и будет иметь право первой начать диалог «на торгах».

- Итак, команды получили названия и доказали свою «состоятельность» для участия в аукционе.

- В аукционе знаний участвуют (прошу встать команды): команда «Знайки» и команда «Умники» (эмблемы на столах команд заготовить заранее).

IV. Минутка чистописания

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, « Классная работа». Очень красиво запишем элементы букв Гг, Зз и название своей команды.

V. Открытие аукциона знаний

1. Звучит удар гонга.

У.: Итак, первая «вещь» на продажу!
Табличка «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

- Торги начались!
Примерный диалог:
«Знайки» (Зн.):Это часть речи.

«Умники» (Ум): Обозначает предмет.

У.: Обозначает предмет-раз! Обозначает предмет-два! Кто продолжит? Кто больше?

Зн: Отвечает на вопросы кто? что?

Ум.: Изменяется по родам, числам, падежам.

Зн.: В предложении – главный член.

Ум.: Согласуется с прилагательным.

Зн.: Бывает одушевлённым и неодушевлённым.

Ум.: Бывает собственным и нарицательным.

У.: Бывает собственным и нарицательным -раз! Бывает собственным и нарицательным -два! Кто продолжит? Кто больше?

Зн.: Имеет 3 склонения имён существительных.

Ум.: К 1 склонению относятся существительные на –а, -я…

Зн: Ко 2 склонению относятся существительные м.р.и с.р…

Ум: К 3 склонению относятся существительные женского рода на –ь.

Игра проходит азартно, команды сменяют друг друга очень бойко, наступая друг другу на пятки. Пока звучит ответ одной команды, другая уже готовит дополнение. Но вот, ответы иссякли, прозвучало последнее высказывание.

Ведущий троекратно отстукивает окончание торгов за эту «вещь».
«Вещь» продана команде, давшей последний ответ. Получают жетон.

Учитель: переходим к следующему аукциону. Догадайтесь, о какой части речи пойдёт речь?

Однажды на солнечной поляне собрались несколько существительных: Небо, Дорога, Сказка, Песня. Стали они высказывать свои обиды на школьников, которые дают им в друзья одни и те же прилагательные, то которых никто из них не может избавиться. Небо вздыхало: «Я во всех сочинениях голубое и безоблачное». Дорога чуть не плача: «А ко мне привязалось слово «ровная». «Эх, подруга, тебя хоть иногда называют извилистой, а я всегда « интересная»,- сказала Сказка. Песня сказала: «А я только звонкая». Что тут будешь делать? О какой части речи говорили герои? Правильно! Ребята! А вы всё помните об имени прилагательном? Торги продолжаются (звучит гонг).

2. Итак, следующая «вещь» - «Имя прилагательное»

(торги проводятся по примерному плану «Имя существительное»)

Вернёмся к сказке и обрадуем героев обилием прилагательных, которыми можно их характеризовать.
Итак, каждый участник команды правильно напишет слова в тетради. Один из участников команд правильно прочитает слова.

«Вещь» забирает та команда, которая правильно выполнила задание.

Физкультминутка ( приложение)

3. Учитель: Тары-бары, растабары!

Есть хорошие товары!

Не товар, а сущий клад,

Забирайте нарасхват!

Подходи, не зевай!

И глаголы покупай!

«Глагол» - следующая «вещь» для продажи

(торги проводятся по примерному плану «Имя существительное»)

4. «Местоимение» - следующая «вещь» для продажи

(торги проводятся по примерному плану «Имя существительное»)

5. «Наречие» - следующая «вещь» для продажи

(торги проводятся по примерному плану «Имя существительное»)

Время для получения дополнительных жетонов.

1. Выходят по одному участнику команды и отдельно выполняют задание. Кто первый и правильно выполняет, тот приносит команде дополнительный жетон.

У. Соедините слова с соответствующей частью речи :

ГЛАГОЛ МЫ

УБИРАЕТ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ДЕВОЧКА

ЯРКО

МЕСТОИМЕНИЕ ОН

ДОБРЫЙ

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ЗОЛОТОЙ

ГНАТЬ
НАРЕЧИЕ ВЧЕРА

ВАС

2. Выходят по одному участнику команды и отдельно выполняют задание. Кто первый и правильно выполняет, тот приносит команде дополнительный жетон. На доске записан текст, но знаки препинания не поставлены. Ваша задача правильно поставить знаки препинания.

Мы входим в парк в зимнем тумане раскинули голые ветки деревья лёгкий снежок покрыл землю что это за огоньки виднеются на молодой ёлке это красногрудые снегири


Учитель.: Все «вещи» проданы. Аукцион завершается. Я благодарю всех участников аукциона, а также болельщиков. А сейчас самое приятное - награждение команды победительницы аукциона.

- Команда _____ выиграла аукцион, она смогла «купить» наибольшее количеств «вещей», т. е. показала отличное знание русского языка.

Каждому участнику команды, выигравшей аукцион вручается «Диплом победителя в аукционе знаний по русскому языку», а другая команда – утешительный приз ( музыкальная пауза)

Кроме командного счета, можно учитывать индивидуальный вклад каждого участника аукциона, чтобы при подведении итогов отметить наиболее активных ребят.



Урок математики в 1 классе (урок – путешествие)

«Чуть – чуть помечтали и все космонавтами стали»


Тема: «Нумерация. Состав числа»

Цель: способствовать закреплению знаний учащихся о составе чисел, о нумерации, умении вести счёт в прямом и обратном порядке, используя познавательно-игровую форму путешествия, расширяя при этом представление детей о космосе и космонавтике


Задачи:

  • развитие воображения

  • развитие образного мышления

  • развитие речи

  • развитие коммуникативных навыков

  • формирование навыков распознавания эмоций, способов их выражения

  • закрепление и проверка полученных ранее знаний о космосе и космонавтике

  • тренировка устойчивости, концентрации и переключения внимания

  • совершенствование навыков саморегуляции

  • отработка навыков логического мышления (сравнение, обобщение, выделение существенного признака, классификация)

  • закрепление навыков социального взаимодействия, сотрудничества и групповой работы

  • стимуляция положительных эмоций, уверенности в собственных силах, желания победить

  • формирование представления о необходимости доброжелательного отношения с другими людьми

  • формирование гражданской позиции, патриотизма, гордости за успехи российской космонавтики

  • формирование устойчивого интереса к получению новых знаний

  • моделирование «ситуаций успеха», в которых дети, испытывая удовольствие от достигнутого, вырабатывают внутреннюю мотивацию к процессу приобретения новых знаний

Оборудование: компьютер, проектор, магнитная доска; плакаты, посвященные первому полету человека в космос, творческие работы детей на тему «космос», эмблемы «ракеты», костюмы, пазлы «собери космический корабль», задания для команд в конвертах.


Ход урока


1.Организационный этап.

Как-то буднично жизнь проходит:

Скучно стало учиться в школе.

Может быть, следуя новой моде,

В космос слетать, развеяться, что ли?


Изучаю состав космический.

Неужели, кто в космос летает,

Все загружены катастрофически.


Командир корабля – фигура важная.

Должен быть лидером, отличным пилотом.

Стать им могут здоровые граждане,

Готовые вкалывать до седьмого пота.


Бортинженер – фигура важная.

Должен до винтика знать ракету.

При неисправности – чинить отважно,

Не давая ракете упасть на планету.


Космонавт-исследователь – тоже важный.

В космосе ставит научные опыты.

На нем немало работы бумажной

И разные прочие ученые хлопоты.


Смотрел я и так, и эдак, выискивая возможности,

Книжкой о космосе выписывая кренделя.

Хоть тресни, а нет в космонавтике должности

Космонавта-ничегонеделателя.

-Ребята! Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?(ответы)

Конечно, говоря о космосе, в первую очередь мы вспоминаем первого космонавта в истории нашей планеты, героя Советского Союза – назовите его - Юрий Алексеевич Гагарин. И его первое космическое путешествие, которое состоялось - кто знает, когда? -12 апреля 1961 года. Юрий Гагарин поднялся в космос на ракете «Восток-1», пробыл в космическом пространстве 108 мин и осуществил один единственный оборот вокруг Земли. Он совершил героический подвиг, прославив свое Отечество на все времена! С тех пор прошло уже более 50 лет. Но люди всей планеты помнят о подвиге, который совершил гражданин нашей с вами страны!

-Чем мы будем заниматься? (цели урока)

-А хотите ли бы вы сами отправиться в фантастическое путешествие в космос?

-В полёте каждый космонавт должен выполнять специальные космические правила. Я буду говорить начало правила, а вы все вместе попробуйте его продолжить. Итак...

Космонавт, не забудь...

В далёкий космос держишь путь.


Главным правилом у нас

Выполнять любой приказ.


Космонавтом хочешь стать,

Должен много, много знать.


Любой космический маршрут

Открыт для тех, кто любит труд.


Только дружных звездолёт

Может взять с собой в полёт.


Скучных, хмурых и сердитых

Не возьмём мы на орбиту.


-Молодцы! Как вы думаете, что нам может понадобиться, для того, чтобы совершить это путешествие?(дети отвечают)

- Для начала нам необходимо разбиться на группы – экипажи, которые могли бы поместиться в космические корабли. Можем ли мы теперь отправиться в путешествие?(дети отвечают)

- А на чем же мы полетим? Нам необходимы космические корабли! Как вы знаете, существует несколько типов космических кораблей. И сейчас вам предстоит сконструировать корабли из имеющихся деталей. Вам нужно наклеить их на лист ватмана. Детали, образцы кораблей и клей лежат у вас на столах. Работайте быстро, дружно и аккуратно. Время пошло. За правильно выполненное задание экипаж получает жетон и складывает их в капсулы.

(дети собирают из частей и наклеивают на лист ватмана космические корабли)



Учитель: Корабли готовы. Экипажи, займите место в своем космическом корабле, усаживайтесь правильно! Задача для капитанов - провести инструктаж перед взлётом!(капитаны напоминают о поведении уч-ся)

- Внимание !Надеть шлемофоны! Пристегнуть ремни! До старта ракеты осталось 10 секунд. Включить счётчик!

10, 9, 8,…1. ПУСК! МЫ В ПОЛЁТЕ!

- Ребята! Наш пульт управления полётом находится в аварийном состоянии. Запали кнопки. Необходимо исправить пульт. За правильно выполненное задание экипаж получает жетон.

1,* 3, *, 5, * , 7, *, 9, 10.

-Какое число мы вставим за числом 1? 7?

А какое число поставим перед числом 5? 7? 9?

А назовите «соседей» числа 2, 5, 8?

-Молодцы! Пульт исправен! Пока ракета поднимается ввысь, проведём разминку:

Ёжик по лесу шёл.

На обед грибов нашёл:

Два – под берёзой,

Один у осины,

Сколько всего их в плетённой корзине? (работа с кассой цифр)

Семь гусей пустились в путь:

Два решили отдохнуть.

Сколько их под облаками?

Сосчитайте, дети, сами!( предлагается сделать запись 7-2=5)

На экране появляется «Солнечная система»

_-Ребята! Сейчас мне по радио передали, что нам необходимо произвести расчёты о положении планет относительно Солнца. Каждая команда получает пакет с заданиями. Произведите расчёты. И расположите названия планет в той последовательности, в которой они расположены в Солнечной системе. За правильно выполненное задание экипаж получает жетон.


Карточка №1


ЗЕМЛЯ


Обратная сторона карточки


5 -3


Карточка №2


МАРС


Обратная сторона карточки


2+2


Карточка №3


МЕРКУРИЙ


Обратная сторона карточки


2-1

и т. д.



Встречает первым солнечные бури

Неуловимый, маленький Меркурий


Второй, за ним, летит Венера

С тяжелой, плотной атмосферой.


А третьей, кружит карусель,

Земли .святая колыбель.




Четвертый - Марс, планета ржавая,

Красно-оранжевая самая.


Пятый - Юпитер - очень уж большой

На звездном небе, виден хорошо.


Шестой - Сатурн, в шикарных кольцах,

Очаровашка, под лучами Солнца.


Седьмой - Уран, прилег, как лежебока,

Ведь труден путь его далекий.


Восьмой - Нептун, он – газовый гигант –

В красивой голубой рубашке франт.


Физкультминутка

Мы летим. Состояние невесомости. Ваше тело расслаблено. Ваши движения легкие и плавные. Земля больше не притягивает вас. Вы, как будто, парите в пространстве…(дети перемещаются по классной комнате, имитируя движения в состоянии невесомости так, как они себе это представляют – 1 мин – пока не закончится музыка)

Учитель: Ребята! Вы чувствуете как ракета набирает скорость? Проверьте своё рабочее место, сядьте правильно! Старайтесь, чтобы ваш бортжурнал всё время лежал правильно, а записи в нём были чёткими и аккуратными. Начинаем выполнять задания. Для этого держим связь с Землёй и выполняем все требования. Получаем ориентиры –с.45 №1. Рассмотрите иллюстрацию и ответьте на вопросы.

-Сколько мест в ряду?

- Сколько ребят сидят в первом ряду?

- Каким по счёту, если считать слева направо, будет мальчик, который отвернулся от сцены?

- А справа?

- На каком месте сидит девочка, которая повернулась назад?

- Кто сидит на третьем месте?

- Мимо кресел с какими номерами надо пройти, чтобы занять пятое место ? А 1, 2, №, 4?

-Сначала были заняты первые пять кресел, потом были заняты следующие два кресла. Сколько мест занято? А давайте запишем это!

-Пока мы работали, поступило следующее задание: мы выходим в открытый космос.

- О, я вижу на пути планету! От неё отделяется какой-то неопознанный летающий объект. Что это?

(ответы детей)

-Да. Инопланетяне хотят узнать о жизни на планете Земля, о нашей школе и ваших любимых занятиях.

(дети ведут беседу)

_-Это всё хорошо! Но они подготовили для вас задания, чтобы проверить, чему вы уже научились в школе. (каждый экипаж получает карточки по кол-ву членов экипажа, а затем ответы располагают в порядке возрастания -1 экипаж, а 2 экипаж - в порядке убывания, переворачивают карточки и читают оценку - МОЛОДЦЫ, РЕБЯТА!)

Учитель: Ребята! Надо попрощаться с инопланетянами и занять свои места в космическом корабле!

(ребята произносят слова прощания и усаживаются правильно)

_ Ребята! Наша ракета идёт на снижение, мы приближаемся к Земле. Чтобы совершить мягкую посадку, нужно произвести точные расчёты. Будьте внимательны, работайте без ошибок: иначе может произойти авария. На борт кораблей поступили зашифрованные радиограммы. Командиры кораблей, получите конверты с заданиями и расшифруйте их.

(каждому экипажу вручается радиограмма, которую надо прочесть с помощью шифра, находящегося там же)



3, 15, 10, 14, 1, 15, 10, 6 внимание

4 ,16, 20 16, 3, 15 16, 19, 20, 30 готовность

9, 16, 3, 6, 18, 26 1, 6, 14 совершаем

17, 16, 19, 1 5 12, 21 посадку

Шифр: А Б В Г

1 2 3 4 и т.д

(команды находят ответы)

Учитель раздают жетоны

Учитель: Объявляется предстартовая готовность!

Обратный отсчет: 10, 9, 8, …, 1, «Поехали!»

Учитель: Внимание! Посадка. Поздравляю вас с успешным возвращением на планету Земля! Капитаны команд откройте свои капсулы и вслух по очереди сосчитайте количество жетонов. 1-я команда….(капитаны считают)

Учитель: Мы вернулись на Землю, но на этом ваши космические исследования не закончились. А теперь у вас появилась возможность стать учеными-исследователями о космосе, о солнечной системе или о планетах. Ваш выбор! Я желаю вам успехов в вашей первой научной работе! Уверена – вы справитесь! А теперь давайте подведем итоги нашего конкурса. Вручение благодарностей экипажам за добросовестную и слаженную работу и вручение медалей экипажу, набравшему большее количество жетонов.

А теперь вам положен отдых для восстановления сил! (звучит музыка)



Приложение №3 «Сказка для мамы»



• формировать творческие и музыкальные способности обучающихся начальной школы;

• расширять представление обучающихся об общественном празднике «8 Марта»;

• воспитывать у детей любовь и уважение к самому родному человеку – маме, стремление ей помогать, радовать её.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация к утреннику, атрибуты для игр.

Предшествующая работа: беседа с детьми о «Международном женском празднике 8 Марта», разучивание с детьми стихов и песен о маме, рисование портретов своих мам, изготовление подарков, украшение классной комнаты своими руками.

Зал празднично украшен. Входят мальчики в руках шары, цветы.

1 мальчик

Мы здесь сегодня собрались,

Чтобы поздравить наших мам,

Большого счастья и здоровья

Мы от души желаем вам!

2 мальчик

Пусть день чудесный этот, снежный,

Запомнится, как самый нежный!

Как самый радостный и милый,

Веселый, добрый и красивый!

Мы поздравляем наших мам –

И это так приятно нам!

3 мальчик:

Скоро праздник. Все готово?

Эй, никто не опоздал?

4 мальчик:

Там девчонки все в обновах

Украшай скорее зал.

(развешивают шары, ставят цветы) .

1 мальчик

Говорил же вам ребята

К сроку можем не успеть!

2 мальчик

Все девчонки виноваты

Им бы только песни петь!

3 мальчик

Тише, тише, не ругайтесь!

(смотрит на дверь)

Вот они, мамули тут!

Веселее улыбайтесь, наши девочки идут.

(под торжественную музыку входят девочки) .

Мальчик

Дорогие наши мамы,

Наши бабушки, друзья!

В этот день, чудесный, светлый

Просыпается земля!

Девочка

Праздник радостный, весенний

Двери солнцу распахнул.

Пригласил сюда веселье,

Столько шариков надул.

Мальчик

Это мы шары надули

Чтоб вас нынче поздравлять.

Еле с вечера уснули

Так боялись мы проспать.

Девочка

Мы подглядывали, знаем

Вы мальчишки, молодцы,

Нынче женщин поздравляют

Дети, дедушки, отцы!

Мальчик

Мы хотим всех вас поздравить

Маму, бабушек, сестер.

Рад вас песней позабавить

Наш веселый детский хор.

Исполняется песня «Самая любимая»



Мальчик Дорогие гости — мамы, бабушки! Поздравляем вас с наступлением весны, с первым весенним праздником! Когда мы были маленькими, вы читали нам сказки, пели колыбельные песни, а теперь пришла наша пора рассказать вам сказку и спеть песенку. Мы хотим, чтобы вы на нашем празднике отдохнули и повеселились, а мы постараемся! Усаживайтесь поудобнее! Слушайте, смотрите, улыбайтесь!

Ведущий № 1:
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю, полю мышка бежит,
У дверей остановилась и пищит.

Мышка:

Кто, кто в теремочке живет,
Кто, кто в невысоком живет?

Ведущий №2:

Тишина.
Будешь жить ты здесь одна.
Но чтобы жить здесь, поживать,
Стишок для мамы нужно рассказать.

Мышка читает стихотворение про маму

Знаю! Помню!

Не забыла – мамин праздник наступил!

Поздравленье повторяю, слов своих не растеряю –

Я их целый год копила:

Мама милая, родная,

Лучше всех – одна такая!

Даже если я шалю,

Все равно тебя люблю!

Мама! Очень-очень я тебя люблю!

Так люблю, что ночью в темноте не сплю,

Вглядываясь в темень, зорьку тороплю,

Я тебя все время, мамочка, люблю.

Вот и солнце встало, вот уже рассвет.

Никого на свете лучше мамы нет!

Я сердечно поздравляю

Вас, что сердцу всех милей.

Вам здоровья я желаю,

Верных, искренних друзей.

Будьте счастливы, любимы!

Пусть всегда играет кровь!

В жизни так необходимы

Сердцу нежность и любовь.

Ведущий №1:
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю лягушка бежит,
У дверей остановилась и стучит.

Лягушка:
Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?
Мышка:
Я — мышка-норушка.
А ты кто?
Лягушка:
А я — лягушка-квакушка.
Пусти меня к себе жить.
Ведущий №2:
Чтобы в теремок войти,
бабуле поздравленье прочти.
Лягушка читает стихотворение, заходит в теремок.

Очень бабушку свою

Маму мамину люблю!

У нее морщинок много

И на лбу седая прядь.

Очень хочется потрогать,

А потом поцеловать.

Я, ребята, бабушке не грублю,

Потому что бабушку я люблю.

Так давайте бабушек поздравлять!

Пожелаем бабушкам не хворать!

Мы с моею бабушкой — старые друзья.

До чего хорошая бабушка моя!

Сказок знает столько, что не перечесть,

И всегда в запасе новенькое есть!

А вот руки бабушки — это просто клад!

Быть без дела бабушке руки не велят.

Золотые, ловкие, как люблю я их!

Нет, других, наверное, не найти таких!

Мышка:

Будем жить да поживать и ребяток приглашаем вместе с нами поиграть.

Игра «Мамины помощники». На одном конце зала — 2 обруча на некотором расстоянии друг от друга, в них по 5—6 одинаковых предметов (мамины покупки). Вызывают 2 детей. Каждый должен сложить «покупки» из своего обруча в корзинку, перенести и разложить их на столе, который стоит на другом конце зала, напротив обруча. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее и аккуратнее.

Ведущий №1:

Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю, полю зайчик бежит,
У дверей остановился и стучит.
Заяц:
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?

Мышка:
Я мышка-норушка.

Лягушка:
Я лягушка-квакушка.
Мышка и Лягушка.
А ты кто?

Зайчик:
Я зайчик-побегайчик.
Пустите меня в теремок жить.

Ведущий №2:
Чтоб в теремочке нашем поживать,
Песенку для мамы надо рассказать.
Слушайте! Отдыхайте, мамочки!

Инсценировка песни «Варись, варись кашка»

Ведущий №1:
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю, полю лисонька бежит,
У дверей остановилась и стучит.

Лиса:
Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Мышка:
Я мышка-норушка.
Лягушка:
Я лягушка-квакушка.
Заяц:
Я зайка-побегайка.
Мышка, Лягушка, Заяц.
А ты кто?
Лиса:
А я лиса — всему лесу краса.
Пустите меня в теремок жить.
Ведущий:
Чтоб в теремочке нашем поживать,
Частушки для мамы надо напевать.
Чтобы было мамочкам комфортно и приятно!.


Дети исполняют частушки для мам и бабушек

Ведущий №2:
Стали жить уж вчетвером
В теремочке небольшом.
Пляшут, песенки поют
И гостей, конечно, ждут.
Пусть наш праздник станет краше,
Вместе с мамами попляшем.

Выходи на танец смело,

Выходи, не отставай.

Все девчонки королевы

Ты любую приглашай



Песня-пляска
«Калинка». Исполняется вместе с мамами и бабушками.

Ведущий №1:
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю, полю мишка бежит,

У дверей остановился и стучит.

Медведь:
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?

Мышка:
Я мышка-норушка.

Лягушка:
Я лягушка-квакушка.

Заяц:
Я зайчик-побегайчик.

Лиса:
Я лиса — всему лесу краса.
Все (вместе):
А ты кто?
Медведь:
А я мишка-шалунишка.
Пустите меня в теремок жить.

Ведущий №2:
В теремок ты не спеши,
Лучше сценку покажи…


Исполняется Сценка «Капризка»


Ведущий №1:
Мишка, тебя ребята знают,
Но в дом не приглашают.
Теремок ты им сломаешь,
Разве сам не понимаешь?
Теремок наш очень мал,
Ну, а ты большим уж стал.
Никого не обижай,
Лучше с нами поиграй.

Проводится игра «Кто быстрее наденет юбочку и косыночку». Играют одновременно 2—3 ребенка.

Ведущий №2:
Все зверята подружились.
Вот как в сказке получилось.
Тут и сказочке конец,
А кто слушал — молодец!

Исполняется песня «Мамина улыбка»

Ведущий №1: Ребята, а вы знаете, кем работают ваши мамы? (ответы детей). Молодцы, а кем бывает наша мама дома, мы сейчас узнаем из стихотворения.

1-й ребенок.

Лучший повар в доме - мама,

Тушит мясо, варит каши.

2-й ребенок.

И уборщица, когда мы

Разбросаем вещи наши.

3-й ребенок.

Лишь заря глаза откроет,

Мама чистит, варит, моет!

4-й ребенок

5-й ребенок.

Даже врач она, когда мы

С братом набиваем шишки.

6-й ребенок.

Гриппом я весной болела –

Мама ночь со мной сидела.

7-й ребенок.

Мама и портниха тоже –

Шьет нам юбки, платья, брюки.

8-й ребенок.

Мама - прачка, и похоже, -

Мастерица на все руки.

9-й ребенок.

До зари она в заботе –

Дом делами полнится,

Днем же мама на работе.

Все хором.

Где - никак не вспомнится!



Ведущи №2: А еще мама для каждого ребенка – верный друг.

Песня «Мама - верный друг»

Ребенок

Сегодня праздник самый лучший,

Сегодня праздник наших мам!

Ушли подальше злые тучи,

И солнце улыбнулось нам.

Сегодня в гости пригласили

Мы наших бабушек и мам,

Порадовать мы их решили,

И каждый что-то сделал сам!

Ребенок

Поверьте, было нелегко

Нам все держать в секрете.

Но время, наконец, пришло

Секрет откроют дети.

(дети дарят подарки)

Мы собрались в этом зале сейчас,

Чтоб сердечно поздравить всех вас!

2-ой мальчик:

Девчонки, будьте нежными,

Как весною подснежники,

Будьте милее, добрее,

Как волшебницы-феи!

3-ий мальчик:

Мы хотим сказать девчатам

От мальчишек всей земли.

Будем смело защищать вас

Чтоб вы плакать не могли.

Все:

Как актер Жан Клод Ван-Дам

Защищать мы будем мам!

Ведущий:

Подошел к концу наш праздник.

Что же нам еще сказать?

Разрешите на прощанье

Вам здоровья пожелать!

Не болейте, не старейте,

Не сердитесь никогда.

Вот такими молодыми

Оставайтесь навсегда!