Любовь к родному краю,
знание его истории – основа, на которой
только и может осуществляться рост
духовной культуры всего общества.
Д. Лихачев
Незабываемые игровые традиции народов Урала
Ханты
Манси
Русские
Башкиры
Урал — многонациональный регион.
Кроме основных коренных народов
(коми, удмурты, ненцы, башкиры, татары),
его населяют и русские, чуваши, украинцы, мордва.
И это еще неполный список.
Мордва
Татары
Чуваши
Удмурты
Цель : содействие сохранению исторического наследия, развитию этнической культуры и традиций народов Среднего Урала, а также межнационального общения.
Задачи :
- формировать и закреплять знания детей о народных играх Урала;
- развивать творческие способности, ощутить красоту и прелесть уральского игрового фольклора, физические качества (быстрота, ловкость, сила, выносливость);
- воспитывать дружеские взаимоотношения;
- привить интерес к людям других национальностей и их обычаям;
- Научить дисциплинированности и ответственности.
Возрастная категория детей
В младшем дошкольном возрасте , в соответствии с возрастными особенностями и возможностями , из народных игр могут использоваться игры-забавы, игры с народными игрушками , подвижные игры, изредка хороводные. Начинать можно с использования игр того народа , контингент детей которых больше всего в группе.
В старшем дошкольном возрасте могут использоваться все виды народных игр . Старшие дошкольники должны уметь играть в народные игры самостоятельно . К этому возрасту у них уже складываются предпочтения. Народные подвижные и хороводные игры лучше использовать на прогулках или на занятиях физкультурой на заключительном этапе.
Краткая история русских народных игр
Русские народные игры имеют многотысячелетнюю историю:
они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Наиболее элементарные из игр зародились еще в глубокой древности и внешне напоминают игры животных. Это простейшие игры с бегом и ловлей друг друга, игры с прыганием и лазанием по деревьям.
Вместе с тем эти игры служили выражением человеческих взаимоотношений. Большое количество игр является прямым отображением семейно-бытовых и социальных отношений на разных этапах исторического развития.
Многочисленные игры, воспроизводящие в условной игровой форме различные трудовые процессы, включая земледелие, главное занятие славян.
В жизни русского народа игры, отражали особые черты славянского менталитета, общественный устрой и общее мировоззрение. Они имели огромное воспитательное значение, требовали от участников игрищ и забав не только физических усилий, а еще и недюжего ума, ловкости, хитрости, присутствия духа в любой ситуации, неутомимости и настойчивости.
Русские народные игры - Детские
«Жмурки»
Цель : познакомить с русской народной игрой . Упражнять в умении ловить детей с завязанными глазами. Воспитывать дружеские взаимоотношения (предупреждать об опасности) .
Правила : одному из играющих - жмурке - завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают :
- Кот, кот, на чем стоишь?
- На квашне.
- Что в квашне?
- Квас.
- Лови мышей, а не нас.
После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой.
Русские народные игры - Детские
«Золотые ворота»
Цель : умение двигаться с разной скоростью, уменьшая и увеличивая темп движения; развивать умение ориентироваться в пространстве; закреплять умение совместных действий.
Правила : двое водящих из числа детей берутся за руки, делают воротики, остальные дети вереницей, взявшись за руки, идут через ворота, произнося слова. Водящие опускают руки, ловят того, кто не успел пройти. Пойманный встает третьим, ворота расширяются в лабиринт и т. д. Необходимо проходить в ворота, не задевая их.
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз не пропустим вас.
Использование атрибутов в играх
В качестве инвентаря для игры «Бабки» использовались очищенные кости нижних надкостных суставов копытных домашних животных (коров, свиней, овец) и одна большая кость, используемая в роли биты.
«Лапта» - русская народная командная игра, в которой использовались бита (она была лопатообразной, отсюда и название игры) и мяч.
«Городки» . В этой игре с определенного расстояния специальной битой на расчерченной площадке выбивались расставленные «городки» - фигурки из нескольких деревянных чушек, сделанных из березы, липы, бука.
«Взятие снежного городка». Защитники городка (они были пешие) оборонялись с помощью веток и метелок, лопатами засыпали атакующих снегом и закидывали их снежками.
«Кубарь». Обязательный элемент игры – веревочка на коротенькой палке (кнут)
«Бой с мешками» - использовали бревно на которое садились, в руках держат мешок.
Краткая история татарских национальных игр
Народные игры татар связаны с их культурой.
Они являются и способом воспитания детей, и обязательной частью обрядов, сопровождающих человека на протяжении всей жизни.
Первоначально игра отображала только трудовые или бытовые действия, позже это понятие расширилось и в него вкладывалось уже более широкое содержание. История татарских народных игр органически связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями, верованиями.
Татарские народные игры составляют важную неотъемлемую часть национальной культуры татарского народа, являются древнейшим средством физического, трудового, нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.
Татарские народные игры отличаются соревновательным, коллективным характером действий, высокой эмоциональностью, вариативностью.
Татарские национальные игры - Детские
«Земля, вода, огонь, воздух»
Цель : развивать умение понимать природу, переживать положительные эмоции от общения с природой.
Правила : играющие собираются в круг, в середине - ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь, произнося одно из четырех слов (земля, вода, огонь, воздух) .
Если ведущий говорит «земля» , то тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо животное; если «вода» - назвать рыбу; «воздух» - птицу; «огонь» - помахать руками. Все поворачиваются кругом. Кто ошибся, выбывает из игры.
Татарские национальные игры - Детские
«Темербай»
Цель : обогащение словарного запаса; активизация координации движений; развитие творческого мышления; воспитание интереса к играм.
Правила : Выбирается ведущий, он стоит в центре круга. Остальные дети стоят в кругу и повторяют движения ведущего под слова. Затем ведущий показывает движение, дети должны его повторить. Игра повторяется 3 раза, ведущий меняется каждый раз.
Пять детей у Темербая, (показывать пальцы)
Дружно, весело играют. (хлопают в ладоши)
В речке быстро искупались. (машут руками)
Накупались-накупались. (машут руками)
И красиво нарядились (показать на себя)
Но ни есть, ни пить не стали. (машут указательным пальцем)
В лес под вечер прибежали. (движения, имитирующие бег)
Друг на друга поглядели. (посмотрели на ребят)
Сделали вот так! (показывает ведущий движение, все за ним повторяют) .
Использование атрибутов в играх
«Бой с мешками». Использовали бревно на которое садились, в руках держат мешок.
«Стрельба» (Ук ату). Стрельба из лука по мишеням.
«Поднятие камня» (Ташлык). Участники поднимают тяжёлые камни.
«Разбивание горшка» (Чүлмәк вату). С завязанными глазами палкой необходимо попасть по глиняному горшку и разбить его.
«Перетягивание каната» (Аркан тартыш). Канат (или толстая канатная верёвка) длиной в несколько метров
«Бег с яйцом на ложке» (Йомырка йөгереш). Игроки должны бегом с яйцом на ложке во рту.
«Бег с коромыслом» (Көянтә йөгереш). Забег с ведрами наполненными водой на коромысле.
Краткая история башкирских национальных игр
В башкирских селах среди детей и молодежи были широко распространены игры подвижного характера.
Без них не обходился ни один народный праздник. В игру вовлекались целые группы подростков, которые состязались в силе, ловкости, быстроте, меткости. Игры, как правило, проводились на улице, на свежем воздухе, что способствовало укреплению здоровья. Бытовавшие в народе игры возникали свободно; продолжительность их не была регламентирована; элементарные правила между играющими, требования к выполнению двигательных заданий, складывались по общему уговору участников игры, которые всякий раз сами устанавливали, где и как будут играть, куда можно убегать, сколько человек надо поймать водящему, как можно выручать пойманных и т.п.
Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Суровые условия полукочевого быта требовали серьезной закалки подрастающего поколения, поэтому различные состязания в выносливости стали для башкирского народа органической потребностью.
Башкирские национальные игры - Детские
«Юрта»
Цель : закрепить знания, что жилищем многих кочевых народов была юрта , воспитывать интерес к народной истории .
Правила : дети делятся на две-четыре подгруппы, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул (куб, на нем платок с национальным узором.
Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют :
Мы, веселые ребята,
Соберемся все в кружок
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок.
Под национальную музыку ребята перемещаются в общий круг. По окончании музыки они бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши, получается юрта. Выигрывает та команда, которая построила «юрту» первой.
Башкирские национальные игры - Детские
“ Ласточки и ястребы”.
Цель : развивать внимание; упражнять в быстром беге; развивать ориентировку в пространстве, внимание.
Правила : игроки делятся на 2 команды и становятся в два ряда спиной друг к другу. В одном ряду – “ястребы”, в другом – “ласточки”.
Ведущий называет одну из команд. Та команда, которую назвали, догоняет другую. Пойманные становятся пленниками ловящих. Выигрывает та команда, в которой к концу игры оказывается больше игроков. Необходимо внимательно слушать водящего, убегая, стараться не наталкиваться друг на друга (повторить 3-5 раз) .
Краткая история удмуртских национальных игр
Удмуртские игры подразделяются на разные подгруппы : подвижные, ролевые, музыкальные (хоровые, плясовые, а также песни и частушки).
В удмуртских играх играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Эти действия обусловлены сюжетом и правилами игры и направлены на достижение определенной условной цели, поставленной перед детьми, взрослыми или самими играющими.
Игра является способом познания окружающего мира. Она знакомит детей с удмуртской музыкой, устным фольклором, с культурой взаимоотношений, правилами поведения в обществе, с народными обрядами и традициями. Играя, ребёнок готовится к взрослой жизни. Разучивание игр, хороводов происходило на игрищах, праздниках. Молодые девушки и парни играли, дети смотрели и слушали постоянно находились где-то поблизости от играющих, они запоминали действия, движения, музыку и песни, организовывали сами параллельно свою игру.
Удмуртские национальные игры - Детские
«Тупен – гопен»
Перед началом игры каждый делает себе маленькую ямочку и встает около нее. Ямки делаются по прямой линии на расстоянии 20-30 см.
В 4-5 метрах параллельно слева чертится линия.
Одни ребенок (водящий) стоит за линией с мячом в руках. Он катит мяч к ямке. Если мяч попадает в яму – играющие убегают, а тот, в чью ямку закатился мяч, берет мяч и старается попасть в убегающих. В кого попали – становится вводящим. Если мяч не попадает в ямку, то делается новая попытка.
Удмуртские национальные игры - Детские
Кечпи но пуныос «Козленок и собаки»
По считалке выбирается «козленок» . Остальные дети исполняют роль собак. Козленок в огороде грызет капусту.
Собаки его замечают и дружно ругают :
«Кечпи, кечпи, малы кубистамес сиид!»
( «Козленок, козленок, почему ты нашу капусту съел!» ).
Козленок, испугавшись, выбегает из «огорода» .
Собаки бегут вдогонку. Если поймают, снова по счету выбирается козленок.
Правило игры : «собаки» должны бежать, взявшись за руки, и окружить «козленка» , не задевая его.
Краткая история марийских национальных игр
Значительная часть народного марийского творчества связана с язычеством.
Игра в это время была не просто развлечением, а способом организации общественной жизни человека. Игра учила и наставляла. Игра развивала все человеческие способности: сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, пластичность, умение общаться так, как этого требуют обстоятельства.
С рождения марийский ребенок оказывался включенным в обряды и ритуалы, которые казались ему своеобразной игрой. Представители этого народа с большим уважением относились к природе.
Марийские игры во многом походили на игры других народов, но имели и свои особенности. Например, их отличала музыкальность. Марийские забавы часто сопровождались песнями и танцами, а музыкальные инструменты в них применялись не только для создания звукового фона, но и как игрушки.
Марийские национальные игры - Детские
«Савыц дон мадмаш» -
«Игра с платком»
Массовая игра, в игре принимают участие от 10 и более детей.
Большой платок растянут по диагонали.
Первый ведущий держит за уголок с высоко поднятой рукой, второй игрок держит за уголок, опустив руку.
Между ними стоят дети.
Обегая круг платочком, дети должны приседать, не должны касаться платочка.
Марийские национальные игры - Детские
«Ой, тьоти, мамыштет?» -
«Дедушка, что ты делаешь?»
В игру могут играть 10-20 детей. В центре круга сидит дед (водящий) с мешком. Вокруг него ходят дети, поют и задают ему вопросы. Дедушка отвечает им. В конце игры дедушка с мешком догоняет детей.
- Ой, тьоти, мам ыштет?
(Ой, дедушка, что ты делаешь)
- Рокым капаем (Землю копаю)
- Рок донжы мам ыштет (Что будешь делать с землей)
- Имымкычалам (Ищу иголку)
- Им донжы мам ыштет (С иголкой что будешь делать)
- Мешакымыргем (Мешок шью)
- Мешакдонжы мам ыштет (Что делаешь с мешком)
- Тамдам вот кычем (А вот вас буду ловить)
Краткая история игр народов Ханты и Манси
Игры ханты и манси зародились в далеком прошлом в недрах народного быта .
Коренные народы Северного Урала готовили своих детей к жизни в суровых условиях при помощи игр – на свежем воздухе дети много двигались, тренировали силу рук и ног, развивали глазомер и ловкость, укреплялось их здоровье.
Для таких игр не требовался сложный инвентарь, правила были просты и понятны каждому ребенку, легко запоминались.
Игры коренных народов были основным средством приобщения детей к трудовой деятельности (охоте, рыболовству, оленеводству, собирательству, ведению домашнего хозяйства).
Игры народов ханты и манси малозатратны по времени, используемым ресурсам, не требуют определенных знаний, легко запоминаются, среди них есть подвижные и малоподвижные.
Национальные игры Ханты и Манси Детские
«Олени и пастухи»
Все игроки — олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога.
Двое ведущих — пастухи — стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с петлей).
Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках.
Правила игры. Бегать надо легко, увертываясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания маута
Народные игры Ханты и Манси Детские
«Нарты-сани»
Двое игроков бегут и прыгают через нарты, поставленные друг от друга на расстоянии 1 м.
Нарты-сани имеют длину 1 м, ширину 30—40 см, высоту 20 см. Сделать их можно из картона.
Выигрывает тот, кто быстрее прибежит и не заденет нарты.
Правила игры. Бежать надо от черты до черты по сигналу «Беги!». Сначала ставят двое нарт (саней), затем можно добавить еще двое.
Опыт работы
Опыт работы
Опыт работы
Опыт работы
Опыт работы
Опыт работы