МБУ ДО Асбестовская детская музыкальная школа
КОНКУРС ПО СЛУШАНИЮ МУЗЫКИ
Моисеенко Елена Леонидовна,
преподаватель Асбестовской ДМШ
2016 год
В методической работе представлена разработка внеклассного мероприятия, проведенных с учащимися первых классов по восьмилетнему обучению Асбестовской ДМШ в 2015 году.
Сценарий представляет собой конкурс-викторину по слушанию музыки среди учащихся 1х классов «НЕЗНАЙКА-МУЗЫКАНТ». Он проходил в конце учебного года и в виде индивидуального соревнования участников с выполнением письменных заданий (найти соответствие, музыкальная викторина в виде теста).
СЦЕНАРИЙ
проведения конкурса-викторины по слушанию музыки
среди учащихся 1х классов
«НЕЗНАЙКА-МУЗЫКАНТ»
Цель: привлечение внимания к изучению предмета «слушание музыки» учащихся отделений ДМШ, выявление уровня подготовки первоклассников.
Ход мероприятия.
Приветствие. Поздравление с окончанием 1 класса.
ВЕДУЩИЙ (предлагает отгадать загадку, чтобы узнать гостя):
В шляпе с круглыми полями
И в штанишках до колен
Занят разными делами,
Лишь учиться ему лень.
Кто он, быстро, отгадай-ка,
Как зовут его?... (Незнайка)
Все мы с детства любим книжки
Про забавных коротышек.
Он, конечно, самый главный,
Озорник-шалун забавный.
Он в огромной синей шляпе
Неумеха и растяпа.
ВЕДУЩИЙ: А вы знаете, что Незнайка тоже хотел стать музыкантом? Об этом нам рассказал писатель Николай Носов (вспомнить, что из этого получилось)
СЛАЙДЫ 2,3,4,5
Просмотр слайдов и чтение ведущим фрагмента из сказки: Если Незнайка брался за какое-нибудь дело, то делал его не так, как надо, и все у него получалось шиворот-навыворот… Ему хотелось выучиться сразу, без всякого труда, а из этого даже у самого умного коротышки ничего не могло получиться…Малыши и малышки очень любили музыку, а Гусля был замечательный музыкант. Незнайке было завидно, что хвалят Гуслю, вот он и стал просить его:
– Научи меня играть. Я тоже хочу быть музыкантом.
– Ну, давай сюда балалайку, я попробую.
– Нет, балалайка слишком тихо играет. Дай что-нибудь другое, погромче.
Гусля дал ему скрипку.
– А еще громче ничего нет?
– Еще труба есть, – ответил Гусля.
– Давай-ка ее сюда, попробуем.
Незнайка как подует в трубу, труба как заревет!
– Вот это хороший инструмент! – обрадовался Незнайка. – Громко играет!
– Ну, учись на трубе, если тебе нравится, – согласился Гусля.
– А зачем мне учиться? Я и так умею, – ответил Незнайка.
– Да нет, ты еще не умеешь.
– Умею, умею! Вот послушай! – закричал Незнайка и принялся изо всех сил дуть в трубу: – Бу-бу-бу! Гу-гу-гу-у!..
Незнайка пошел на улицу и стал играть возле соседнего дома, но соседи попросили его не шуметь под окнами… Соседи рассердились, выбежали из дома и погнались за ним. С тех пор Незнайка перестал играть на трубе.
ВЕДУЩИЙ: Сегодня вас, ребята, ждут конкурсные задания. И первое из них, от Незнайки. Перед тем, как Вы начнете его выполнять, Незнайка хочет Вас проверить. Он прислал вам загадки.
Задание для разминки, без оценки в форме устного опроса
(ведущему на выбор)
Я в любой октаве
Первая встречаюсь.
Поскорее вспомни,
Как я называюсь. (нота до)
Пять ступенек - лесенка,
На ступеньках - песенка.
На пяти проводах
Отдыхает стая птах. (ноты)
Кто в оркестре всем поможет?
Сложный ритм стучать он сможет.
Ритм любой из разных стран!
Кто же это... (барабан).
У этого инструмента есть струны и педаль,
Несомненно, это звонкий, это черный наш... (рояль).
Низким голосом медведь может громко зареветь.
Слышно льва, хоть он не близко. Его голос тоже низкий.
Назовите мне сейчас самый низкий голос... (бас).
Если нота захотела
Повышенья до небес,
Для нее есть знак особый,
Называется … (диез)
А пониже стать решила,
Вот, пожалуйста, изволь —
И на этот случай знак есть,
Называется … (бемоль)
«Выше — ниже отменяю!
Всем на место! Кар, кар, кар!
Ни диезов, ни бемолей!» —
Так командует …(бекар)
Завитой, красивый знак
Нарисуем мы вот так.
Он велик и всемогущ,
Это наш … (скрипичный ключ)
В классе мы билет купили
И вчера в театр ходили.
Мы во все глаза глядели!
Весь спектакль артисты пели.
Слаженно оркестр играл,
От певцов не отставал.
Мы в ладоши хлопали,
Все мы любим... (оперу)
Оркестр молчит,
Только скрипка звучит,
Одной только скрипке слово!
Оркестр молчит,
Только скрипка звучит,
Ведь скрипка играет... (соло)
Веселятся музыканты,
Улыбнулся дирижер,
Лад, в котором мы играем,
Называется... (мажор)
Если в нашей пьесе тучи,
Дождик льет во весь опор,
Этот лад ужасно грустный,
Называется... (минор)
Он руками машет плавно,
Слышит каждый инструмент.
Он в оркестре самый главный,
Он в оркестре - президент!
(Дирижёр.)
1 конкурс – ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ.
Каждому участнику выдается листок с конкурсным заданием, карандаш и предлагается сначала подписать фамилию и имя, а потом помочь Незнайке соединить линиями пары. (см. в приложении)
(Для жюри – максимальный балл – 30 баллов, за каждый правильный ответ- 3 балла)
2 конкурс – МУЗЫКАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА С ВИДЕОРЯДОМ.
ВЕДУЩИЙ: На каких инструментах вы умеете играть – спрашивает Незнайка? (ответы детей). Переверните листочек и узнаете, какие инструменты заинтересовали Незнайку.
На обороте изображение клавиатуры фортепиано.
ВЕДУЩИЙ: Клавиатура - как у фортепиано, аккордеона, органа, клавесина.
Участникам предлагается вспомнить названия клавиш.
ВЕДУЩИЙ: Сейчас прозвучит семь музыкальных загадок от Незнайки. Каждая загадка для своей нотки. Внимательно посмотрите на экран, когда зазвучит музыкальный фрагмент. Выберите правильный ответ и напишите цифру на нужную клавишу.
Перед включением музыкального фрагмента необходимо проговорить название клавиши и варианты ответов.
СЛАЙДЫ 5-18
Список произведение для викторины:
1. Э. Григ, «В пещере горного короля» - нота ДО
2. Н. А. Римский-Корсаков, «Полет шмеля» - нота РЕ
3. М. П. Мусоргский, «Балет невылупившихся птенцов» - нота МИ
4.Ф. Шуберт, «Аве Мария» - нота ФА
5. И. С. Бах, токката ре минор для органа – нота СОЛЬ
6. М. П. Мусоргский, песня «В углу» - нота ЛЯ
7. М. П. Мусоргский, «Баба-Яга» - нота СИ.
Дополнительные развлекательные задания на время подведения итогов членами жюри.
Вспомнить сказки, мультфильмы, где упоминается музыка, поют, играют на музыкальном инструменте.
Загадать загадку без слов. Изобразить в движениях какой-нибудь музыкальный инструмент.
В конце ведущий объявляет победителей, набравших наибольшее количество баллов.
Приложение 1 к сценарию конкурса
Приложение 2 к сценарию конкурса
З
адания по слушанию музыки, 1 класс
Ученика (цы)_______________________________________________________
Незнайка всё перепутал. Помоги ему найти пары. Соедини линиями.
Скрипичный ключ | | |
Тембр | быстрый |
Метр | |
Длительность | двухдольный |
Лад | Музыкальный спектакль |
Балет | высокий |
Регистр | мажор |
Темп | вокальная |
Басовый ключ | |
Мелодия | Окраска звука |
Список литературы:
1. Н. А. Царева, Уроки госпожи мелодии, учебник для 1 класса ДМШ и ДШИ, Москва, «Престо», 2001.
2. Н. А. Царева, Уроки госпожи мелодии, учебник для 3 класса ДМШ и ДШИ, Москва «Росмен», 2001.
3. Ю. Булучевский, В. Фомин, Краткий музыкальный словарь для учащихся, Москва, 1988.
4. Э. Финкельштейн, Музыка от А до Я. Занимательное чтение с картинками и фантазиями, «Композитор» С.-Петербург, 2008
5. Интернет-ресурсы