НЕДЕЛЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ (заключительный день)
Игра по станциям, посвященная Дню толерантности.
Цель игры: сплотить детей в школьном коллективе через проведение игр и тренингов.
Задачи игры:
1) образовательная: познакомить учащихся с понятием «толерантность»; узнать что-то новое об одноклассниках
2) воспитательная: воспитывать нравственные качества учащихся (уважение, доброту, конформизм и другие), в том числе качества толерантного человека;
3) развивающая: развивать творческое мышление, самостоятельность, культуру общения
дать возможность пообщаться друг с другом и с классными руководителями;
Ход игры.
1. Вводная беседа (Введение, актуализация имеющихся знаний):
- Ребята, сегодня день совсем необычный. Он объединяет людей всего мира. Хотите разобраться ПОЧЕМУ?
-Несколько дней мы учились быть внимательными друг к другу, м находили все больше общих черт друг у друга, мы научились создавать наш круг дружбы . Но этим качествам есть название, которое знают люди всего мира. Это толерантность. Что же это такое – толерантность?
(на каждое четверостишие –картинки-иллюстрации)
1.Толерантность – слово иностранное, Но для всех понятное давно. Будь терпимым к дальнему иль странному, Отстранённому, будто бы в кино. | 2.Речь здесь не идёт о равнодушии, И о чёрствости никто не говорит. Деликатность и терпение к живущему Рядом нам совсем не повредит. |
3.Будь терпимым ко всему инакому: К вере, взглядам, мыслям и одеждам… И тогда, пожалуй, ясно всякому, Тихая затеплится надежда, | 4.Что мы можем жить, такие разные, В этом мире вечного движения! А для обретенья толерантности Нужно просто чувство уважения! |
-Толерантность-это право каждого на уважение.
-Какими чертами должен обладать толерантный человек? (быть внимательным и добрым, уметь общаться с людьми, хорошо излагать свои мысли. Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых).
- надо чтобы каждый человек развивал свои способности, много знал и умел, чтобы мог стать полезным и нужным нашей стране.
Как по - можем назвать сегодняшний день? (День взаимопонимания, взаимодоверия.)
-Сегодня – 16 ноября – Международный День Толерантности.
-А девиз этого дня нам хорошо знаком: «Мы разные, но мы вместе!»
- Что же такое «толерантность»?
-Слово «толерантость» происходит от латинского слова tolerantia, что переводится как «терпение». Это слово существует во многих языках, и, несмотря на некоторые различия в значениях, произнося это слово на любом языке, мы подразумеваем практически одно и то же:
... что другие могут думать иначе, чем ты сам;
... милосердие, сострадание;
... умение быть великодушным и терпимым;
... признание идей, отличных от твоих собственных.
-А как вы думаете вы сами люди толерантные? (Да, нет.)
- А вот мне кажется, что вы все добрые, понимающие, толерантные.
-И сейчас я предлагаю вам попутешествовать по станциям, где вы, надеюсь, покажете все свои положительные качества. В конце пути мы вновь встретимся здесь в нашем классе и поделимся впечатлениями.
- Итак, прошу всех занять свои места в вагонах, поезд отправляется. (дети встают друг за другом, держаться за талию, движутся по классу. Сделав круг, попадают на станцию…)
I. станция . Упражнение. «Комплименты»
-Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно когда заслуженно.
Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.
-Сейчас я предлагаю вам встать в 2 круга: внутренний и внешний, так, чтобы вы разбились по парам. Возьмите друг друга за руки. Думаю, есть что-то хорошее, что вы хотите сказать друг другу.
Скажите вашему другу теплые и добрые слова о нем. Затем по хлопку ведущей внешний круг передвигается по часовой стрелке, и у вас есть возможность сказать хорошие слова товарищам.
- Вам понравилось это упражнение? Почему?
- Что нового вы узнали друг о друге?
-Были комплименты одинаковыми или разными?
- Почему разные?
- Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, это индивидуальность. Личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно.
II. станция. Беседа в кругу.
Дети садятся в круг, вместе с учителем.
- Часто ребята, которые учатся в одном классе несколько лет очень мало знают друг о друге, не знают кто чем увлекается, кто что любит, а чего не любит. Когда знаешь человека, то можешь проявить к нему внимание, сравнить его интересы со своими. Попытаться понять совершенно не похожего на тебя человека, проявить к нему интерес, а если надо то и терпимость, толерантность не просто, потому что надо и себя хорошо знать, иметь представление о себе как о личности. Надо учиться жить не ущемляя как своих интересов так и интересов других людей.
Упражнение. «Волшебный микрофон»
Каждый, кто по кругу получает микрофон, отвечает на два вопроса:
Ваше увлечение (чем вы любите заниматься?)
О чем вы мечтаете?
- Узнали ли вы о своих друзьях что–то новое?
- Что нового вы узнали?
- Что вас удивило, что понравилось?
-Теперь вы можете поделиться с друзьями своими интересами, умениями, мечтами не только не занятиях
111 станция. Упражнение. «Звали, зовут, будут звать...»
Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят:
«Когда я был совсем маленький, меня звали Вовочка, сейчас в школе меня зовут Володя, а когда я вырасту, меня будут звать Владимир Николаевич»
Для многих детей их имя и отчество, произносимые вслух звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребенка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление.
Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать, людей чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.
IV. станция
1.Что ж такое толерантность? Может к бабушке любовь? | 6.Товарища в беде не брошу, Злобу в класс я не пущу. | 11.Значит, не зря все говорят, Что ты толерантен. |
2.А быть может это то, что маме Я на день рождения принес? | 7.Если ты к друзьям терпим, Выслушать любого можешь | 12.Оставайся им всегда и Будь еще галантен. |
3.Понял я, что это – уважение К мнению не только своему. | 8.Если нужно, то готов Ты всегда прийти на помощь. | Что такое толерантность? Доброта, любовь и смех. |
4.Видеть боль чужую Я, по-моему, уже могу. | 9.Веришь в чудо, доброту. Взрослых уважаешь, | Что такое толерантность? Счастье, дружба и успех. |
5.Дам монетку нищему, Пожилому помогу. | 10.Маме с папой не грубишь, Младших ты не обижаешь. | Если каждый друг к другу будет терпим, То вместе мы сделаем толерантным наш мир |
Все вместе (хором):
Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир
Рефлексия «Дерево толерантности» (творческое задание)
Вырастим наше собственное дерево толерантности. Пусть наше дерево зазеленеет, и на нем распустятся листочки. Напишите на листочке свои пожелания, советы, что нужно сделать, чтобы наш класс, школа, город, страна стали пространством толерантности, то есть, чтобы отношения стали как можно более толерантными. А теперь приклеим их на дерево.
V станция. Творческая работа. «Я в толерантном мире»
Детям предлагается обвести свои ладошки на бумаге, написать на них свое имя и любое прилагательное на букву имени, вырезать и приклеить на обои. (например, Ольга – обаятельная)
После оформления коллажа-стенгазеты – она вывешивается в рекреации.
Итог занятия:
- Ребята, я сегодня очень много нового узнала о вас, а вы друг о друге узнали что–то новое?
Зачем нам надо стремиться узнавать новое друг о друге?
Наше сегодняшнее занятие пригодится вам в будущем?
Как вы считаете, наша игра удалась? Какая из станций понравилась больше всех?
К сожалению, еще не всегда люди бывают толерантны по отношению друг к другу, но я надеюсь, что придет время и праздника «День толерантности» не будет, точнее он будет каждый день, все люди будут уважительно относиться друг к другу, никто никого обижать не будет. Каждый человек будет иметь собственные убеждения, будет отстаивать свои убеждения и все люди научатся договариваться, а не станут воевать, ругаться, конфликтовать.