Конспект урока по технологии для учащихся во 2 классе.
Тема урока: «Нитки и их использование».
Цель урока: ознакомление обучающихся со свойствами и видами ниток.
Тип урока: комбинированный урок, изучение нового материала.
Планируемые достижения:
Предметные:
Знания:
- разновидность ниток
-применение ниток в быту
Умения:
-организовывать рабочее место для работы с нитью и картоном;
-наблюдать и сравнивать различные цветосочетания, композиции;
-отделять известное от неизвестного;
-открывать новые знания и умения,
-решать конструкторско-технологические задачи через пробные упражнения подбирать материал по цветосочетаемости;
-делать выводы о наблюдаемых явлениях — составлять план предстоящей практической работы, работать по составленному плану;
-изготавливать изделие с опорой на рисунки и план;
-осуществлять контроль по шаблону;
-оценивать результат своей деятельности качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета ,иной формы, композиции;
Метапредметные:
Регулятивные:
-формулировать цель деятельности на уроке;
-выявлять и формулировать учебную проблему;
-планировать практическую деятельность на уроке;
-выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы;
-работая по плану составленному совместно с учителем, использовать необходимые средства рисунки, осуществлять контроль точности выполнения операций;
-определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные:
-сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
-находить необходимую информацию в учебнике;
-называть декоративно-художественные особенности объектов;
-самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные:
-вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
-слушать учителя и одноклассников, высказывать своё мнение;
Личностные:
-объяснять свои чувства и ощущения от наблюдения объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности мастера;
-уважительно относиться к чужому мнению;
Межпредметные связи: изобразительное искусство.
Ресурсы:
- для учителя: учебник, проектор, ножницы, простой карандаш, подделка.
- для ученика: учебник, ножницы, простой карандаш, картон, клей карандаш, пряжа.
Организационный момент:
- Здравствуйте ребята. Сегодня чудесный день. Улыбнитесь друг другу. Меня зовут Алина Айдаровна. Я рада начать урок. Надеюсь, вы будете активными.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Сели тихо.
У вас на партах лежит: ножницы, простой карандаш, картон, клей карандаш, пряжа.
Актуализация знаний и постановка целей:
- Есть ли у вас дома нитки? Для чего их использует мама, папа, бабушка? -Каких цветов бывают нити? Какие виды ниток вы знаете?
- Для того, чтобы узнать тему урока, послушайте сказку:
Сидит швея за столом и пришивает пуговицу к рубашке. Не ладится у нее дело, рвется все время нитка. Берет она другую и эта рвется. Рассердилась швея на нитку и со зла сказала: «А, чтоб ты пропала!» и пропала в руках швеи нитка. А за ней стали пропадать пальто, рубашки, простыни, наволочки. Даже скатерть со стола, за которым сидела швея, пропала. Ведь все они сделаны из ниток.
Испугалась швея и стала просить нитку вернуться. Сжалилась нитка и вернулась обратно к швее, а за ней вернулись пальто и другие пропавшие вещи…
- Кого обидела швея? (Нитки.)
-А почему пропали пальто, скатерти, рубашки и другие предметы? (Потому что все они сделаны из ниток.)
- Конечно, это сказка. Но вдумайтесь, ведь без ниток не сделаешь никакой ткани и не сошьешь одежду. Трудно представить себе жизнь человека без ниток.
- Ребята, а кто из вас догадался, какой будет тема нашего сегодняшнего урока? (Нитки). Верно. Сегодня мы с вами поговорим о нитках. (слайд)
Изучение нового материала:
Откуда же берутся нитки?
- Итак, давайте с вами узнаем, откуда берутся нитки?
Можно делать нитки из растений. Для этого выращивают лен и хлопок.
Хлопок (слайд) Хлопок - однолетнее растение, очень любит тепло и влагу. У хлопка собирают коробочки, внутри которых находится сырье для ниток. Поначалу хлопковые коробочки собирают вручную или механически на специальных пунктах и крупными партиями отправляют на хлопкоочистительные заводы, где волокна очищают и разделяют по длине. Самые длинные волокна, длиной более 2 см, так и называются хлопок-волокно. Именно они станут основой для будущих ниток. Полученные волокна поступают на фабрики, где из них прядут нити разной толщины для тканей разного вида.
Есть еще одно растение, из которого делают нитки.
Это растение называется лён. (слайд) Лен растет в северных областях России. Это травянистое, однолетнее растение. Сырьем для ниток служит стебель. Растение собирают, получая солому. Льняную солому вымачивают: ее разбрасывают по полю и оставляют на 15-20 дней, чтобы та промокла под росой. Полученную массу сушат, мнут и треплют. После начинается прядение и получение самой пряжи.
Самые теплые нитки делают из шерсти животных (слайд). Для получения нити необходимо добыть сам материал: подстричь животное. Затем шерсть необходимо тщательно постирать и высушить. После чистки и сушки можно приступать к прядению нити. Для этого используют веретено.
- Назовите животных, шерсть которых идет на изготовление ниток. Как вы думаете, что это за животные?
- Давайте мы с вами посмотрим на доску и назовем их. (Баран, коза, кролик, верблюд, лама и др.). Молодцы! (слайд)
А вот самые тонкие, легкие нитки получают из кокона гусеницы тутового шелкопряда. (слайд) Есть еще гусеницы бабочки, которую зовут шелкопрядом. Они выпускают две тонюсенькие паутинки и склеивают их в нитку. Этой шелковой ниткой гусеницы опутывают себя с головы до ног. Получается шелковый кокон-домик. А люди разматывают кокон и перематывают нитки на катушки для получения шелковой нити.
Есть ещё искусственные нити, которые получают из химических волокон. (слайд) Изготавливаются из полимерного сырья, которое в расплавленном виде продавливается через отверстия необходимых размеров, в результате получаются волокна заданной длины и толщины. По внешнему виду отличить их от натуральных ниток сложно, зато они дешевле и обладают необходимыми качествами: растяжимостью, прочностью, водостойкостью.
Какие бывают нитки?
Давайте с вами узнаем, какие бывают нитки. Нитки классифицируются по составу и назначению.
Если классифицировать нити по составу, то они делятся на: (слайд)
-натуральные - создает сама природа. Сырьем для производства текстильных материалов служили натуральные волокна, которые получали из различных растений.
-химические - волокна (нити), получаемые промышленными способами в заводских условиях из природных и синтетических органических полимеров, а также неорганических соединений.
- комбинированные – смешано хим. и натур.
Кроме того, нитки классифицируют по назначению. (слайд)
По назначению нитки подразделяются на следующие виды:
-швейные;
-вышивальные;
-вязальные.
Для шитья (слайд)
С помощью нитей из материала шьют одежду. Для их прикрепления друг к другу используются нитки, которые называют швейными. Для домашнего шитья наматывают на катушки, а для производственных объёмов — на бобины.
Для вышивания (слайд)
Главное предназначение этих нитей – украшение ткани различными рисунками и орнаментами, выполненными в цвет или разными оттенками. Нити для машинной и ручной вышивки различаются.
Домашние рукодельницы пользуются вышивальными нитями мулине. Они слабо скручены и при необходимости легко поддаются разъединению.
Для вязания (слайд)
Нити этого типа используются для машинной и ручной вязки. Производители предлагают пряжу разной толщины, длины и состава. Ручные работы выполняются спицами или крючком.
Физкультминутка
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведём.
Быстро - быстро поморгаем,
И немножечко потрем.
Посмотри на кончик носа,
И в межбровье посмотри.
Круг, квадрат и треугольник,
По три раза повтори.
Рефлексия
Итак, давайте подведем итог.
Давайте с вами еще раз назовем из чего получают нитки?
Какие бывают нитки по составу, а какие - по назначению?
Что делают из ниток?