Урок № 32 6кл _________________
Ночной пейзаж
Цели урока: знакомство с жанром камерной музыки – ноктюрн;
Ход урока.
1. Организационная часть.
2. Актуализация знаний
Сегодня мы продолжим изучение образов камерной музыки на примере такого жанра как НОКТЮРН. Что это за жанр мы и выясним сегодня на уроке. тему сегодняшнего урока. (Что изображено на слайде, какое время суток, т.е. какой пейзаж?) «Ночной пейзаж».
3. Работа по теме урока
Запишите определение: Ноктюрн в переводе с латинского значит ночной. Это пьесы, предназначенные для ночного музицирования под открытым небом. Сочинения, которые передают настроение человека, находящего под впечатлением образов ночи.
Александр Порфирьевич Бородин был замечательным композитором и талантливым ученым химиком. Он прославил как русскую музыку, так русскую науку. Жемчужиной русской камерной классики 19 века по праву считается
Квартет № 2 Александра Порфирьевича Бородина, который композитор посвятил своей жене – прекрасной пианистке Екатерине Сергеевне Бородиной.
Вспомните, что такое квартет? квартет — музыкальное произведение, в исполнении четырёх музыкантов-исполнителей. Чаще всего композиторы пишут струнные квартеты.
Но по составу инструментов квартеты могут быть: однородные (например, струнный квартет)
смешанные (например, фортепиано, скрипка, альт и виолончель).
Квартет №2 Бородина – произведение программное, т.е. в его основе лежит определенная программа.
Чаще всего квартеты имеют четыре части: 1-я часть – нет названия, но есть обозначение темпа; 2-я часть – скерцо (шутка); 3-я часть – ноктюрн; 4-я часть – финал.
Квартет относится к камерной музыке. (Камерная музыка – музыка, предназначенная для небольшого числа слушателей и исполнителей). Квартет №2 Бородин посвятил своей любимой жене Екатерине Сергеевне (фото на стр. 105).
Прежде чем послушать 3-ю часть квартета – Ноктюрн, эту удивительную по своей красоте музыку, - прочитаем строки письма Александра Бородина к своей жене (стр.104 «Никогда ещё я так далеко не уезжал…) Чтение.
Послушайте Ноктюрн и проследите за развитием чувств и эмоциональных состояний в этой музыке. Обратите внимание, как естественно тема переходит от одного инструмента квартета к другому.
Слушание Ноктюрн из Квартета №2 А. Бородин Размышления:
В этой музыке сплетение голосов струнных инструментов напоминает разговор, беседу. Эта беседа-согласие или беседа-спор? Какова эта беседа – доброжелательная, спокойная, уравновешенная или напряженная, с накалом чувств, эмоций, нервозная?
1. Вначале медленно плывет мелодия, полная какой-то особой ночной красоты. В этой мелодии и тихая задумчивость, и страстность и ночная глубина, и волнующий ночной покой. Замер, как бы растворился в ночи голос виолончели, и та же мелодия родилась в высоком, звенящем голосе скрипок. Снова и снова она повторяется. Меняется только ее настроение: то спокойное, то взволнованное, почти тревожное.
4. Первичное усвоение новых знаний
Подберите слова, наиболее точно передающие образ этой музыки: тишина, покой, созерцательность, страстность, нега, восторг, нежность, порыв, томление, трепетность.
5. Закрепление изученного материала
Небесный свод, горящий славой звездной, Таинственно глядит из глубины, - И мы плывем, пылающею бездной Со всех сторон окружены. Ф. Тютчев
Слушание Ноктюрны П. Чайковского, Ф. Шопена. Сходство эмоционально-образного строя.
Сопоставить ноктюрны со стихами Тютчева.
6. Подведение итогов.Рефлексия. Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка).
Что такое ноктюрн
Ноктюрн. Данным словом, в переводе французского означающим «ночной», в музыкальном искусстве называют небольшие инструментальные произведения, лирическое содержание которых связано с художественными образами ночного времени суток: ночной природой и ночными сокровенными размышлениями. Эти пленяющие слушателей композиции погружают в мир грёз, а также откровенно повествуют о любовных признаниях даме сердца. Помимо того певучая музыка ноктюрнов, отличающаяся мечтательным, элегическим характером, навевает светлые воспоминания о счастливых жизненных моментах.
Произведения данного жанра романтической музыки со свойственным им неторопливым и спокойным темпом, обычно имеют репризную трёхчастную форму, которую можно выразить в формуле ABA. Как правило, в ноктюрнах заключительная часть повторяет первую, хотя часто с небольшими изменениями, а средний раздел своей взволнованностью и динамичностью противопоставляется крайним частям.
Ноктюрн можно представить как своего рода инструментальную песню, в которой гибкая, изящная мелодия зачастую накладывается на аккомпанемент с арпеджированными аккордами, вызывающими ассоциации с особо предпочитаемыми композиторами - романтиками пейзажными образами: шелестом листвы, колыханием волн и струящимся лунным светом.
Фредерик Шопен. Ноктюрн № 20 до-диез минор.
Композиция, входящая в число самых популярных произведений музыкального гения, является одним из самых поэтичных сочинений Шопена. Ноктюрн начинается небольшим вступлением, которое предваряет полную душевной тоски нежную мелодию, насыщенную утончёнными мелодическими украшениями. Произведение воспринимается как вдохновенная песня, которую поёт живой человеческий голос.
История ноктюрна
Ноктюрн – это простое французское слово ещё со времён древнего Средневековья имело особое значение. В католическом богослужении так именовалась церковная служба, которая совершалась от полуночи и до рассвета, то есть музыкальный символ того далёкого прошлого – одноголосный грегорианский хорал был напрямую связан с этим названием. Однако будучи на протяжении нескольких столетий сугубо церковным термином, «ноктюрн» постепенно стал перетекать и в светское искусство. Например, в XII веке трубадуры и миннезингеры иной раз в своей куртуазной поэзии погружали слушателей в атмосферу ночных тайн: любовных свиданий и сердечных переживаний. Можно предположить, что эти лирические канцоны и наметили появление в искусстве формы ноктюрна.
Периодом расцвета нового жанра стали следующие затем эпохи Ренессанса и Барокко. Термин «ноктюрн» стал внедряться и прочно укрепляться во французской, а также итальянской музыке, означая увеселительную инструментальную музыку, исполняемую в ночное время. Особо активное развитие этот жанр получил в XVIII веке в Вене. В этом городе жизнь отличалась необычайной интенсивностью, и его жители умели хорошо повеселиться не только днём, но и ночью. Это время суток тоже не обходилось без музыки: влюблённые мужчины пели серенады под окнами избранниц, а музыканты – любители устраивали весёлые шествия. Исходя из этого « ноктюрнами» стали называть небольшие инструментальные композиции исполняемые ансамблями на открытом воздухе в ночное время, причем характер произведения мог быть самый разнообразный: от шутливого, до развлекательно – танцевального. Композиторы с удовольствием сочиняли такие «ноктюрны» для небольших инструментальных составов, включающих ансамбль духовых и незначительное количество струнных. Произведения не отличались томно – мечтательным характером, как мы привыкли сегодня представлять, когда слышим слово «ноктюрн», а наоборот имели бодро – развлекательный тон. Впоследствии такие небольшие уличные ночные композиции преобразовались в полные ликующей радости, исполняемые большими оркестрами, дивертисменты – сюиты, также называемые кассациями. Великолепными примерами тому могут служить «Музыка для фейерверка» Георга Фридриха Генделя и «Маленькая ночная серенада» Вольфганга Амадея Моцарта. Важно отметить, что в то время помимо инструментальных произведений ноктюрнами именовались близкие к серенаде некоторые вокальные композиции, причём как сольные, так и ансамблевые.
Всё это происходило в эпоху классицизма, однако вскоре ему на смену пришёл более эмоциональный, возвышенный романтизм, композиторы которого не только переосмыслили жанр ноктюрна, но и ощутимо преобразили его. Из обширных ночных сюит он перевоплотился в небольшую инструментальную пьесу, так как музыкальные сочинители - романтики отдавали предпочтение малым музыкальным формам. В их произведениях находили отражение чувства, настроения и переживания человека, а ночь была любимым временем суток, ведь именно тогда, не отягощаясь суетой дня, наслаждаясь серебристым лунным светом и удивительной тишиной можно было передумать о многом, помечтать и полностью раскрыть душу.
Композитором, заложившим основы романтического ноктюрна, то есть ноктюрна в нынешнем понимании этого слова, был ирландец Джон Фильд. Он первый свои элегические фортепианные миниатюры, наполненные романтической чувственностью, лиризмом и певучестью, назвал ноктюрнами. Самая ранняя подобная композиция Фильда так понравилась слушателям, что он решил продолжить сочинять такого рода произведения, а в процессе создания последующих семнадцати ноктюрнов нашёл самую подходящую для таких инструментальных миниатюр трёхчастную репризную форму.
В дальнейшем Джон Фильд, успешно гастролируя по городам Европы, очаровывал своими сентиментальными ноктюрнами не только публику, но и профессиональных музыкантов. В результате новоявленный жанр во второй четверти девятнадцатого года стал стремительно набирать популярность. Тогда только самый ленивый композитор не пробовал сочинять похожие произведения, ведь в них со всей экспрессией можно было отобразить испытываемые человеком чувства и эмоции, что было так модно во время романтической эпохи.
Само собой разумеется, что ноктюрн не мог не привлечь внимание самого поэтичнейшего композитора – романтика – Фредерика Шопена. Он стал самым успешным последователем Фильда, значительно обогатившим и углубившим этот жанр. Гениальная творческая фантазия великого польского музыканта подарила потомкам более двадцати удивительных по красоте музыкального материала и глубоких по содержанию ноктюрнов, которые не только явились кульминацией в развитии этого жанра, но также стали визитной карточкой всего романтизма. Помимо Шопена ноктюрны сочиняли такие знаменитые композиторы, как Карл Черни, Ференц Лист, Роберт Шуман, Эдвард Григ, Михаил Глинка, Милий Балакирев, Пётр Чайковский, Феликс Мендельсон, Александр Скрябин, Клод Дебюсси, Бела Барток, Пауль Хиндемит, Сергей Рахманинов.
Фредерик Шопен в действительности за свою творческую жизнь сочинил гораздо более двадцати ноктюрнов. В печать он отдавал только те, которые считал достойными, иные же безжалостно уничтожал.
Ноктюрны - это особенные музыкальные произведения, которые как бальзам исцеляют сердечные раны и восстанавливают душевную гармонию. Они отличаются изяществом и редкостной красотой льющихся чувственных мелодий. Многие из них признаны совершенными творениями и по праву занимают почётное место в золотом фонде мировой музыкальной литературы.