Цель: Формировать исследовательское поведение детей, развивать познавательный интерес.
Задачи: Познакомить детей со свойствами воды ( вкус, цвет, запах, текучесть.) Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Закреплять знания детей о том, где, в в каком виде существует вода в окружающей среде. Развивать любознательность , мышление, память , внимательность .
Словарная работа: ввести в активный словарь детей: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная. Приучать отвечать полным ответом.
Предварительная работа. Чтение рассказов, сказок познавательного характера. Опыты (превращение снега в воду, воды в лёд). Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде».
Материала и оборудование: Инвентарь для опытов: по количеству детей: стаканы с водой , пустые стаканы, соль, сахар, зелёнка, марганцовка, стакан с подкрашенной красками водой, чистый стакан, ложечки, тазик, сосуды разной формы, стаканчики с молоком, символы, обозначающие свойства воды.
Ход занятия. Включается аудиозапись « Ручеек»
-Ребята, слышите? Что это? (ответы детей)
- Да, правильно это ручеек. Он зовет нас на занятие.
–Вы догадались , о чем будет наше занятие?
Отгадайте загадку:
Она и в озере, она и лужице
Она и в чайнике у нас кипит
Она и в реченьке бежит, шуршит
Что это? (вода)
-О чем мы сегодня будем говорить?
- Да, о воде. Где можно встретить воду ( ответы детей)
-Зачем нам нужна вода? Кому еще нужна вода? (ответы детей)
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит.
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить
Без неё нам не прожить .
- А что такое вода? ( ответы детей)
-Мы сегодня попробуем немного узнать о воде.
В.: Ребята, давайте сначала вспомним, что же такое вода? (Ответы детей).
Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.
В.: Ребята, а как вы считаете, какого цвета сама по себе вода? (Ответы детей). Сейчас мы это проверим. (Дети садятся за рабочие столы)
Опыт № 1 «Вода бесцветная».
На столе у воспитателя белый лист бумаги, стакан с молоком, стакан с водой.
В.: Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей).
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная( вывешивается символ этого свойства)
В.: Ребята, посмотрите на мой стакан, мы видим, что вода может изменять свой цвет, но не только с помощью красок. Хотите убедиться в этом? На столе у воспитателя 2 стакана с водой, зелёнка, марганцовка. Этот опыт проделывает только воспитатель.
В.: Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зелёнку). Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей).
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
Опыт № 2 «Вода безвкусная»
А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.( вывешивается символ этого свойства)
В.: А сейчас я предлагаю вам, ребята, немного отдохнуть.
Физминутка «Дождик»
Капля раз, Капля два, Прыжки на носочках, руки на поясе.
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, Развести руки в стороны.
От дождя себя укрыли. Сомкнуть руки над головой полукругом
Опыт № 3 «Вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили»
(Детям раздаются пиалы с солью или сахаром, ложечки).
В.: Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей). Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей).
Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.( вывешивается символ этого свойства)
Опыт №4 « Вода не имеет запаха»
В:А сейчас я предлагаю вам ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем нибудь? Вывод: вода ни чем не пахнет, у нее нет запаха. ( вывешивается символ этого свойства)
Давайте вспомним о чем мы говорили сегодня. Воспитатель подводит детей к доске с символами- свойствами воды.
В :А у меня для вас есть сюрприз (вносятся цветные льдинки). Как вы думаете, что это? Как можно получить такие льдинки? (Ответы)
Воспитатель предлагает цветными льдинками украсить участок на улице.