ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Кафедра физической культуры, основ безопасности жизнедеятельности и воспитательных технологий
ЗАЧЕТНЫЙ ПРОЕКТ
слушателя курсов повышения квалификации
педагогических работников, работающих с детьми с ОВЗ,
по дополнительной профессиональной образовательной программе
«Реализация требований ФГОС для обучающихся с ОВЗ»
25января - 16марта 2017 г. (36 часов)
По теме: «Основные документы по формированию нормативно-правовой базы
ОО для введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС о/УО»
Выполнил(а):
Бирючинских Инна Николаевна,
учитель нач. классов МКОУ «ООШ №9» (г. Лиски)
Научный руководитель:
доцент каф. ФК ОБЖ и ВТ, к.п.н.
Неделина С.В.
г. Воронеж 2017
контактные данные исполнителя
Фамилия Имя Отчество (полностью): Бирючинских Инна Николаевна
Должность, место работы (полное название): заместитель директора по УР, учитель начальных классов (по совместительству), Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 9»
Квалификационная категория: ВКК
Стаж работы в должности 2 года (зам. директора), 23 года (учитель начальных классов); общий педагогический стаж 23года
Адрес ОО г. Лиски, ул. Советская, 29, телефон 8(47391)4-66-80,
адрес сайта ОО http://school9l.ucoz.org
e-mail ОО [email protected]
Личный телефон и e-mail (обязательно) 8-951-545-18-10, ina19711@rambler.ru
Содержание
Введение и обоснование темы | Стр. |
цель и задачи изучения нормативно-правовой базы | 3 |
актуальность изучения нормативно-правовых документов | 3 |
особенности проблематики | 4 |
Основная часть | |
основные положения ФГОС НОО ОВЗ | 5 |
методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС УО | 6 |
законодательные основы образования обучающихся с ОВЗ РФ | 6 |
организация инклюзивного образования детей с ОВЗ | 7 |
требования к структуре АООП обучающихся с ОВЗ | 8 |
организация коррекционной работы | 10 |
основные этапы создания СИПР | 10 |
федеральные документы | 12 |
Заключение, выводы | |
документы образовательной организации | 14 |
Тема: Основные документы по формированию нормативно-правовой базы ОО для введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС о/УО.
Цель: повышение компетентности педагогов в сфере реализации основных положений ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС о/УО.
Задачи:
Проанализировать требования основных нормативных документов Министерства образования РФ к структуре, условиям и результатам освоения АООП НОО обучающимися с ОВЗ и УО.
Определить проблемные точки, объем и характер (доработка, разработка заново, корректировка и пр.) необходимых изменений в существующее нормативно-правовое и информационно-методическое оснащение.
Подготовить педагогов к реализации ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ через разработку необходимого нормативно-правового и учебно-методического оснащения процесса обучения (рабочих программ, дидактических материалов и пр.).
Актуальность изучения нормативно-правовых документов.
Человек – существо социальное. «Жить в обществе и быть свободным от него – невозможно…». Ребёнок с ОВЗ - прежде всего человек и его реальные психологические проблемы мало отличаются от тех, которые есть у здоровых детей. Цель учителей начальных классов и общества в целом - подготовить будущее поколение к дальнейшему обучению, а в перспективе к производительному, общественно полезному труду и к самостоятельной жизни.
В настоящее время реализуется комплекс мероприятий по внедрению в практику работы ОО федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ОВЗ.
Стандарты ориентированы на федеральный государственный стандарт общего образования, имеют единую с ним нормативно-правовую базу и дополнены следующими документами:
Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 года;
Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971 г.);
Декларация о правах инвалидов (утвержденная Резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи ООН 09.12.1975 года);
Всемирной программы действий в отношении инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 3 декабря 1982 года);
- Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года).
Диапазон возможностей развития и обучения детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от способности обучаться на равных с нормально развивающимися сверстниками до необходимости построения специально адаптированной к возможностям ребенка индивидуальной программы образования. Такой диапазон присутствует в каждой категории детей, составляющих группу школьников с ОВЗ.
Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.
Перед педагогическим коллективом становятся ряд задач по созданию специальных условий для инклюзивного образования детей с ОВЗ: создание материально-технических условий, подбор специализированных кадров.
Какие же конкретные мероприятия должны быть проведены ОО для реализации требований ФГОС ОВЗ? Об этом узнаем как раз из нормативных документов Министерства образования РФ. На основе распоряжений Министерства образования и с учетом региональных приказов Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области составляется нормативно-правовая база для ОО.
Особенности проблематики.
Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях базируется на следующих содержательных и организационных подходах:
Наличие психолого-педагогического консилиума в образовательном учреждении, куда обращаются педагоги или родители учащегося, испытывающего стойкие трудности в обучении. При необходимости школьный ПМПк направляет ребенка на ТПМПК для уточнения АООП и определения индивидуального образовательного маршрута.
Разработка нормативно-правовой базы, финансово-экономических условий (локальных актов, приказов образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику).
Согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка по адаптированной образовательной программе.
Кадровое обеспечение (социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, педагоги дополнительного образования). Специальная подготовка педагогического коллектива к работе с детьми с ОВЗ, работе в условиях инклюзивной практики. Компетентность учителя в области общего образования с элементами специального и инклюзивного образования.
Составление индивидуального учебного плана. Организация коррекционной работы.
Разработка индивидуальной адаптированной общеобразовательной программы учащегося – ребенка с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами. Адаптация методик обучения и воспитания к особым образовательным потребностям обучающихся и воспитанников с ОВЗ.
Тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения.
Оснащение специальным оборудованием, обеспечением комфортного доступа в образовательное учреждение.
Сотрудничество с социальными партнерами. Развитие инклюзивной культуры. Сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи.
Основные положения ФГОС НОО ОВЗ.
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ включает в себя требования к:
структуре АООП НОО;
условиям реализации АООП НОО;
результатам освоения АООП НОО.
Дорожная карта введения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о
Последовательность введения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о:
2017 уч.г. - 1 классы
2018 уч.г. - 1 и 2 классы
2019 уч.г. - 1,2 и 3 классы
2020уч.г. - 1,2,3 и 4 классы
Мероприятия при введении ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о:
Создание рабочей группы по внедрению ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о.
Анализ требований ФГОС к структуре, условиям и результатам освоения программы обучающимися с ОВЗ: объем и характер необходимых изменений в существующее информационно-методическое оснащение, систему работы и потенциал образовательной организации.
Разработка необходимой документации:
адаптированных основных образовательных программ начального общего образования;
специальных индивидуальных программ развития при наличии детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития;
соответствующих внутренних локальных актов учреждения;
учебно-методических документов: рабочих программ, дидактических материалов;
программ коррекционной работы и др.
Повышение квалификации педагогов по проблематике реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о.
Комплектование контингента обучающихся с ОВЗ.
Информирование родителей об особенностях и перспективах обучения обучающихся с ОВЗ: права и обязанности родителей обучающихся с ОВЗ; особенности реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о в условиях специальной (коррекционной) школы; особенности реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о в условиях общеобразовательной школы (инклюзивное образование).
Методические рекомендации по вопросам внедрения
ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС УО
Методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС УО разработаны ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» в рамках Государственного контракта от «10» апреля 2014 г. № 07.028.11.0005.
Цель - представить возможные варианты деятельности ОО в период внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о.
Реальная работа образовательной организации будет зависеть от региональной политики и особенностей социальной ситуации в регионе, состава педагогического коллектива и его готовности к учету разнообразия особых образовательных потребностей обучающихся.
Законодательные основы образования обучающихся с ОВЗ РФ.
Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ОВЗ в РФ, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», регламентирующий право детей с ОВЗ и с инвалидностью на образование и обязывающий федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления создавать необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами названных категорий.
Необходимость создания образовательных условий для ребенка с ОВЗ фиксируется в рекомендациях ПМПК в соответствии с приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»:
определяется образовательная программа или вариант адаптированной основной образовательной программы;
форма получения образования;
необходимость диагностического периода обучения;
направления работы специалистов сопровождения (учитель-логопед, педагог-психолог, специальный психолог, учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог);
условия прохождения государственной итоговой аттестации и др.
Зачисление в образовательные организации детей с ОВЗ регламентируется порядками приема граждан на обучение по образовательной программе общего образования:
приказ Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»,
личное заявление родителя (законного представителя) ребенка;
заключения и рекомендаций ПМПК.
Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ.
Организация обучения обучающегося с ОВЗ совместно с другими обучающимися – инклюзивное образование ‒ должна осуществляться по АООП либо по ООП ОО в соответствии с индивидуальным учебным планом, отражающим организацию психолого-педагогической помощи и программу коррекционной работы. Позиция Минобрнауки России по проблеме сосуществования двух подходов к организации обучения детей с ОВЗ изложена в письме от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07.
Предлагается четыре варианта, которые представляют собой системные характеристики требований к уровню конечного результата образования, структуре образовательной программы, условиям получения образования в очерченном диапазоне образовательных потребностей и возможностей детей с ОВЗ.
Существует 9 нозологий ОВЗ и в зависимости от них существует четыре варианта организации обучения детей с ОВЗ с учетом требований ФГОС НОО ОВЗ.
Первый вариант
Ребенок получает образование, сопоставимое по уровню с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки, при этом среда и рабочее место ребенка должны быть организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Невозможность в полной мере освоить отдельный предмет школьной программы не является препятствием для выбора или продолжения освоения ребенком с ОВЗ первого варианта СФГОС.
Второй вариант
Ребенок получает образование, в более пролонгированные сроки, в среде сверстников со сходными проблемами здоровья. Среда и рабочее место организуются в соответствии с составом учащихся класса. Второй вариант стандарта отличается от первого усилением внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных знаний в повседневной жизни.
Третий вариант
Предусматривается для детей с ОВЗ, не способных к освоению уровня начального общего образования даже в пролонгированные сроки и при наличии специальных условий обучения. Этот вариант ориентирован на детей с умеренной умственной отсталостью или детей с множественными нарушениями развития. Ребенок получает начальное образование, по уровню соответствующее возможностям ребенка с умеренной умственной отсталостью в группе детей со сходными образовательными потребностями.
Четвертый вариант (индивидуальный уровень конечного результата школьного образования) Этот вариант стандарта предусматривается для детей, до настоящего времени фактически признаваемых «необучаемыми». Ребенок получает начальное образование, уровень которого определяется исключительно его индивидуальными возможностями, резко ограниченными состоянием здоровья. Обязательной и единственно возможной является индивидуальная основная образовательная программа. Исключается изоляция от образовательной системы и замыкание в условиях дома или учреждения социальной защиты.
Требования к структуре АООП обучающихся с ОВЗ.
Стандарт обучающихся с ОВЗ учитывает их возрастные, типологические и индивидуальные особенности, особые образовательные потребности.
В основу Стандарта обучающихся с ОВЗ положены деятельностный и дифференцированный подходы.
АООП НОО для обучающихся с ОВЗ самостоятельно разрабатывается в соответствии со стандартом и с учетом примерной АООП НОО и утверждается организацией.
АООП НОО обучающихся с ОВЗ, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида (ИПР) в части создания специальных условий получения образования.
На основе Стандарта организация может разработать в соответствии со спецификой своей образовательной деятельности один или несколько вариантов АООП НОО с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.
АООП обучающихся с ЗПР может быть реализована в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях.
Структура АООП НОО:
Целевой раздел.
Пояснительная записка.
Планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО обучающися.
В пояснительной записке прописаны особые образовательные потребности обучающихся с задержкой психического развития и психолого-педагогическая характеристика обучающихся.
Содержательный раздел.
Программа УУД, программы учебных предметов, Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся, Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; Программа внеурочной деятельности в Примерной АООП не прописаны. Они соответствуют ФГОС НОО.
Направление и содержание программы коррекционной работы.
Программа коррекционной работы должна предусматривать индивидуализацию специального сопровождения обучающегося. Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, индивидуальной программы реабилитации.
Организационный раздел.
Учебный план.
Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы соответствуют ФГОС НОО.
В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ на коррекционную работу отводится не менее 5 часов в неделю на одного обучающегося в зависимости от его потребностей.
Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития.
Организация коррекционной работы.
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой, направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях. Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание может осуществляться Организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся на основании рекомендаций ПМПК и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Коррекционно-развивающие занятия могут проводиться в индивидуальной и групповой форме. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию АООП НОО. Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом: недельная нагрузка - 10 ч, из них 7 ч отводится на проведение коррекционных занятий.
Основные этапы создания специальной индивидуальной программы развития (СИПР)
На основе анализа результатов психолого-педагогического обследования ребенка экспертной группой образовательной организации разрабатывается специальная индивидуальная программа развития (СИПР).
В соответствии с требованиями ФГОС О у/о (п. 2.9.1 приложения ФГОС О у/о) структура СИПР включает:
Общие сведения - персональные данные ребенка и его родителей.
Характеристика ребенка, составленная на основе результатов психолого-педагогического обследования, проведенного специалистами образовательной организации, с целью оценки актуального состояния развития обучающегося и определения зоны его ближайшего развития.
Индивидуальный учебный план, отражающий доступные для обучающегося приоритетные предметные области, учебные предметы, коррекционные курсы, внеурочную деятельность и устанавливающий объем недельной нагрузки на обучающегося.
Содержание актуальных для образования конкретного обучающегося учебных предметов, коррекционных занятий и других программ (формирования базовых учебных действий; нравственного воспитания; формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся).
Условия реализации потребности в уходе (кормление, одевание/раздевание, совершение гигиенических процедур, передвижение) и присмотре (при необходимости).
Внеурочная деятельность обучающегося - перечень возможных рабочих программ и мероприятий внеурочной деятельности, в реализации которых он принимает участие.
Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР.
Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося, содержащая перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося.
Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальных средств реабилитации, необходимых для реализации СИПР.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
На основе результатов психолого-педагогического обследования составляется характеристика, включающая оценку развития обучающегося, имеющихся у него навыков и умений на момент проведения обследования. В структуру характеристики включается:
социальная картина (семейное окружение; бытовые условия семьи; отношение членов семьи к ребенку);
данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка;
особенности проявления познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления;
состояние сформированности устной речи и речемыслительных операций;
характеристика поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, наблюдаемых специалистами; характерологические особенности личности ребенка;
сформированность социально значимых навыков, умений: коммуникативные возможности, игра, интеллектуальные умения: счет, письмо, чтение, содержание представлений об окружающих предметах, явлениях, самообслуживание, предметнопрактическая деятельность;
потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полная/частичная, постоянная/эпизодическая;
выводы по итогам обследования: приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные занятия для обучения и воспитания в образовательной организации, в условиях надомного обучения.
Федеральные документы
Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26).
Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам ‒ образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 17 июля 2015 г.).
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на текущий учебный год.
Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».
Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012‒2017 годы».
Приказ Минобрнауки России от 12 марта 2014 г. № 177 «Об утверждении порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности».
Приказ Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32 «Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (утверждено приказом Минобрнауки России 20 сентября 2013 г. № 1082).
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам (утвержден приказом Минобрнауки России 29 августа 2013 г. № 1008).
Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
Приказ Минобрнауки России от 14 октября 2013 г. № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным образовательным программам».
Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Приказ Минобрнауки России от 9 января 2014 года № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Приказ Минобрнауки России от 2 сентября 2013 г. № 1035 «О признании не действующим на территории Российской Федерации письма Министерства просвещения СССР от 5 мая 1978 г. № 28-М «Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому» и утратившим силу письма Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 г. № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому» (совместно с письмом Министерства образования и науки РФ от 5 сентября 2013 г. № 07-1317 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому).
Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
Документы образовательной организации.
Исходя из всего вышесказанного и перечисленных документов, можно рекомендовать следующую основу для нормативно-правовой базы ОО:
Финансово-экономическое обеспечение внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о.
Организационное обеспечение внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о.
Кадровое обеспечение внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о.
Информационное обеспечение внедрения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Материально-техническое обеспечение внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о.
В качестве наполнения названных разделов могут выступать документы, подтверждающие:
создание в общеобразовательном учреждении рабочей группы по введению ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о (приказ о создании рабочей группы по введению ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о и утверждении положения о рабочей группе);
внесение изменений в Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации в части введения комплексного подхода к оценке результатов образования: предметных, метапредметных, личностных в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о;
издание приказов по ОУ:
о разработке адаптированных основных образовательных программ по уровням образования при наличии в ОО отдельных классов для обучающихся с ОВЗ (по категориям);
о разработке адаптированных образовательных программ и/или индивидуальных учебных планов для каждого обучающегося с ОВЗ при совместном обучении (инклюзивное образование);
об утверждении адаптированных основных образовательных программ по уровням образования при наличии в ОО отдельных классов для обучающихся с ОВЗ (по категориям);
об утверждении адаптированных образовательных программ и/или индивидуальных учебных классов для каждого обучающегося с ОВЗ при совместном обучении (ежегодно);
об утверждении программы внеурочной деятельности;
об утверждении списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе, перечень УМК;
о проведении внутришкольного контроля по реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о;
о внесении изменений в должностные инструкции учителей, заместителей директора, педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога, работающих с обучающимися с ОВЗ;
об утверждении плана методической работы (раздел плана в части сопровождения введения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о);
об утверждении плана-графика повышения квалификации членов педагогического коллектива по вопросам внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о;
о проведении расчетов и механизмов формирования расходов, необходимых для реализации АООП для обучающихся с ОВЗ (согласованный с учредителем).
При разработке перечня локальных актов образовательной организации должны быть учтены нормы образовательных отношений, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.
Создав данную нормативно-правовую основу реализации требований ФГОС НОО ОВЗ, ОО сможет в полной мере выполнить все требования по реализации прав и свобод детей с ограниченными возможностями здоровья.
Литература
Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации «Реестр примерных основных общеобразовательных программ» [Электронный ресурс] // Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (по нозологиям) и обучающихся с умственной отсталостью: http://fgosreestr.ru/ (дата обращения 01.10.2016)
Образовательный портал Воронежской области [Электронный ресурс] // Региональные проекты - «Особенный ребенок». Введение ФГОС ОВЗ: образование врн.рф (дата обращения 01.10.2016)
Реализация ФЗ-273 (комментарии и разъяснения) [Электронный ресурс] // http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/ (дата обращения 01.10.2016)