НОРМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ИЛИ КОГДА НУЖНО ОБРАЩАТЬСЯ К ЛОГОПЕДУ?
Как правильно оценить состояние речи своего малыша? Как и когда ребенок должен заговорить? В каких случаях стоит волноваться, а в каких просто подождать. Как не пропустить момент, когда ему, возможно, понадобиться помощь специалистов? Эти и другие непростые вопросы задают себе те родители, каким не безразлично, каким вырастет их малыш. Предлагаем вам ознакомиться со следующей информацией: Нормы речевого развития в 1 год :
- Малыш понимает простые просьбы.
- выполняет простые требования.
- Во время игры приносит названную игрушку.
- Показывает разученные сюжетные действия: покачай лялю, покажи у кисы глазки.
- Появляются первые слова
обращайтесь к логопеду если ребенок:
- К году не может произнести ни слова
- Не выполняет простейшей просьбы (покажи, принеси, возьми)
- Не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечание по поводу неправильного поведения.
Нормы речевого развития в 2 года:
- Словарный запас ребенка не менее пятидесяти слов;
- Малыш понимает двухэтапную просьбу (возьми принеси);
- Начинает активно использовать предложения из двух слов («Шапку снять», «Дай чай», «Папе ключи» и др.)
обращайтесь к логопеду если:
- Отсутствует фраза;
- Ребенок плохо понимает обращенную к нему речь;
- Произносит только отдельные слоги («па» - палка);
- Один слог произносит многократно, заменяя им другие слоги («нана» означающее все что угодно).
Нормы речевого развития в 3 года:
- Словарный запас малыша до 250 слов и выше
- Он уже общается предложениями из трех слов
- Использует множественное число существительных и глаголов
- Называет свое имя, пол, возраст;
- Понимает значение простых предлогов.
- Выполняет задания типа «положи карандаши в коробку»
Обращайтесь к логопеду если:
- В три года путает понятия «верх» «низ»;
- Не выполняет последовательно две команды («Подними мячик и дай его мне!»),
- Не составляет фразу из 2-3 слов,
- Не называет известные ему предметы.
- Не различает и не называет основные цвета.
Нормы речевого развития в 4 года:
- В возрасте 4-х лет у ребенка заканчивается овладение грамматикой родного языка.
- В разговоре он использует 10-15 вариантов предложений
- Может рассказать о себе
- Словарь составляет от 250 до 3000 слов
Обращайтесь к логопеду если:
- Не отвечает на простейшие вопросы: «Кто?», «Что?», «Где?»,
- Речь аграмматична неправильно использует падежные окончания имен существительных, предлогов;
- Неправильно произносит большую часть звуков – дефект смягчения – «тяпки» вместо «тапки», «дём дом», Искажение межзубное произношение звуков «с», «з», «ц», «ч», «щ», смешение – «ш» на «с» «сапка» «шапка», а «ж» на «з» «заба» «жаба»
- Употребляет фразы, состоящие не более чем из 4 слов;
Нормы речевого развития в 5 лет:
- Ребенок правильно строит фразы и произносит все звуки
Обращайтесь к логопеду если вы заметили:
- Нарушение произношения звуков,
- Неправильное построение фразы
- Пропускание согласных звуков там, где они стоят рядом «такан» «стакан»
- Нарушение при согласовании с именами существительных среднего рода (солнцы, окны) или множественного числа (лобы, роты)
Особое внимание, дорогие родители, обращаем на то, что, если ребенок неправильно произносит звуки речи, это может отразится и в письменной речи – у него будет много ошибок! Поэтому все нарушения звукопроизношения необходимо исправить до начала обучения грамоте!
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В возрасте одного года Ваш малыш:
Знает, как его зовут;
Понимает слово “нет”;
Понимает и выполняет несложные просьбы;
Повторяет простые одно- и двусложные слова;
Играет в “Сороку- белобоку”, желает “спокойной ночи”;
Говорит “мама”, “папа” и ещё около десятка слов, обычно существительных;
Любит подражать голосам животных и звукам разных предметов;
По вашей просьбе дает игрушку;
С удовольствием смеется;
Хорошо слышит и различает много звуков;
Демонстрирует искреннюю любовь к вам;
Вкладывает кубик в коробку по вашей просьбе;
Активно рисует карандашом или мелком каракули.
В возрасте двух лет Ваш малыш:
Обладает запасом в 200-300 слов;
Пользуется в речи двух-, техсловными словосочетаниями и предложениями;
Прислушивается к словам и понимает их значение;
Любит, когда ему читают, и рассматривает иллюстрации;
Называет предметы, изображенные на картинках;
Хорошо знает свое имя, произносит его;
Пользуется словами “да”, “нет”, “ещё”;
Выражает просьбу словами, а не только жестами;
Использует существительные в разных падежах (то есть с разными окончаниями);
Согласует предмет и действие (“машина едет”, “я хочу”.
К трем годам Ваш малыш:
Часто задает вам вопросы;
Пользуется двух-, трехсловными предложениями;
Говоря, высказывает свои впечатления, мысли;
Договаривает звуки, слоги, слова при чтении;
Имеет словарный запас 1000-1500 слов;
Понимает значение простых предлогов и множественного числа;
Знает время суток;
Называет два цвета.
К четырем годам Ваш малыш:
Владеет словарем примерно в 1500 слов;
Начинает употреблять сложные предложения;
Говорит предложениями из 4-5 слов;
Задает много вопросов, использует слова “кто?” и “почему?”;
Использует выражения типа: “я думаю, что...” и “я надеюсь, что...”;
Выполняет просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения;
Парвильно употребляет глаголы в прошедшем времени;
Правильно произносит звуки “п”, “б”, “т”, “д”, “ф”, “в”, “к”, “г”, “х”, “с”, “з”, “ц”, “м”, “н”.
К пяти годам Ваш малыш:
Обладает словарным запасом 3000 слов;
Знает свой адрес;
Пользуется предложениями из 5-6 слов;
Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными;
Умеет пересказывать;
Правильно произносит практически все звуки;
Определяет право-лево у себя, но не у других;
Знает простые антонимы (большой - маленький;, твердый - мягкий);
Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем;
Считает до десяти;
Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.
К шести годам Ваш малыш:
Обладает словарем около 4000 слов;
Практически все звуки родного языка произносит правильно;
Умеет рассказывать и пересказывать, причем пытается выразить свое отношение к рассказываемому;
Помнит и может описать прошедшие события;
Пользуется сложными предложениями;
Употребляет все части речи;
Использует абстрактные и отвлеченные понятия;
Рисует, заштриховывает, обводит;
Хорошо ориентируется в пространстве и на листе бумаги;
Различает и дифференцирует звуки речи.
Ловкие пальчики
Наверное, нет необходимости объяснять значимость развития тонкой моторики для общего развития маленького ребёнка. Однако напомним, что развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи ребёнка. Кроме того, пальчиковая гимнастика даёт пальцам полноценный отдых, развивает их ловкость, подвижность, а весёлые стишки помогают детям снять моральное напряжение.
Но это ещё не вся польза, какую приносит пальчиковая гимнастика. Дело в том, что на пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Регулярные занятия будут способствовать поддержанию хорошего тонуса всего организма ребёнка.
При проведении пальчиковой гимнастики не стоит забывать, что после каждого упражнения необходимо расслаблять пальцы (потрясти кистями рук), пальцы следует нагружать равномерно.
Вы можете предложить ребёнку заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочерёдно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.
Научите ребёнка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней – шестигранный карандаш.
Всё это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.
КАРАНДАШ | ОРЕХИ |
Карандаш в руках катаю, | Научился два ореха |
Между пальчиков верчу. | Между пальцами держать. |
Непременно каждый пальчик | Это в школе мне поможет |
Быть послушным научу. | Буквы ровные писать. |
| |
ПОМОЩНИК | БУСИКИ – ГОРОШКИ |
Я крупу перебираю, | Покатаю я в руках |
Мамочке помочь хочу. | Бусинки, горошки. |
Я с закрытыми глазами | Станьте ловкими скорей, |
Рис от гречки отличу. | Пальчики, ладошки. |
| |
ИГРА С ГОРОШКОМ | ДОРОЖКА |
Дома я одна скучала, | Я взяла горошка |
Горсть горошинок достала. | Выложить дорожку, |
Прежде чем игру начать, | Чтобы бегали по ней |
Надо пальчику сказать: | Зайчик или кошка. |
-Пальчик, пальчик, мой хороший, | |
Ты прижми к столу горошек, | |
Покрути и покатай | |
И другому передай. | |