Новогодние приключения
Сценарий проведения спортивного праздника в начальной школе
Для учителя физической культуры подготовка и проведение различных спортивных праздников – хлопотное дело: сценарий, виды испытаний, призы, инвентарь. Для ребят это приключения и праздник. Они вносят свой вклад в этот праздник, делая его веселым, захватывающим и неповторимым. Здесь присутствуют различные эмоции: и радости, и переживания. На «Веселых стартах» дети проявляют находчивость и любознательность, сообразительность и хитрость, умение взаимодействовать друг с другом, работать в команде.
У
чителю важно продумать все до мелочей:
– оформление зала;
– ход испытаний;
– приглашения для гостей;
– инвентарь;
– призы.
А главное для нас, учителей, – с каким настроением уйдет ребенок из спортивного зала.
Возникает вопрос: нужно ли среди младших школьников выявлять победителей (положительные эмоции, радость, желание работать дальше) и побежденных (обиды и выяснения отношений в команде – из-за кого проиграли, грусть в глазах и слезы)? Многие учителя видели это не раз. А ребенок после таких соревнований уже не уверен в себе и на следующие испытания идет с нежеланием, со страхом.
Пусть праздник будет праздником для всех: и для ребят, и для приглашенных, и для нас, учителей!
Подготовка
Сценарий. Если это Новый год, то Дед Мороз должен быть обязательно! Ведь многие дети верят в новогоднее чудо и в Деда Мороза с подарками. Мы организуем эстафеты, в которых команды должны добыть призы или сладости для своей команды (для этого разговариваем с родительским комитетом в классах и придумываем, какие приготовить призы). А так как команды всегда равны по количеству участников, то призов хватит всем. Зал украшаем снежинками, гирляндами, которые ребята изготовили сами в качестве домашнего задания, и шариками.
Цели и задачи праздника. Подарите детям праздник, дайте им возможность реализовать умения и навыки, полученные на уроках, в соревнованиях. Необходимо совершенствовать развитие физических качеств посредством эстафет, воспитывать умение работать в команде, прививать интерес к систематическим занятиям физической культурой.
Ход праздника
В украшенный зал входят дети. Ведущий объясняет, что у них сегодня не просто урок, а испытания – готовы ли они к ним приступить? Если да, то сначала ребятам надо найти свою команду.
1. «Найди свою команду». На скамейках лежат фрагменты двух картинок или открыток (если мы хотим разделить детей на две команды). Каждый ребенок подходит и берет по одному фрагменту. Когда все фрагменты разобраны, дети стараются собрать картинки (по принципу мозаики или паззлов). Все, кто участвовал в сборе одной картинки или открытки, являются членами одной команды.
Открывается дверь, и в зал входит Дед Мороз. В руках у него две елки.
Д.М. О! А куда я попал? Что это? Как здесь красиво! Сколько ребят! Ребята, где я?
Дети рассказывают Деду Морозу, куда он попал.
Д.М. На дворе зима, а вы совсем раздетые. Где ваши варежки, валенки? Вам не холодно?
Ребята объясняют Деду Морозу, что у них испытания, что им предстоит бегать, прыгать и они не замерзнут.
Д.М. Как хорошо, что я попал к вам! Я очень люблю соревнования и испытания. У вас будет весело и жарко. А давайте я вам эти елочки подарю, но с условием – нужно нарядить их.
Дед Мороз ставит елки на обозначенные места, рядом кладет елочные украшения и рассказывает условия следующего испытания.
2. «Наряди елочку». По сигналу каждый участник команды по очереди подбегает к елке и украшает ее (разрешается брать и вешать на елку одно украшение), возвращается к своей команде и передает эстафету следующему участнику.
Д.М. Пока вы будете наряжать мои елочки, я съезжу в лес за подарками. Согласны?
Дед Мороз дает старт хлопушкой. Ребята начинают следующий конкурс. Дед Мороз выходит из зала.
Когда все украшения окажутся на елке, ведущий рассказывает о следующем конкурсе.
3. «Сладкая веревочка». К палочке привязана веревка длиной 10–12 м. К веревке на равном расстоянии привязаны конфеты. По команде ведущего к палочке подбегает первый участник команды, накручивает веревку на палочку до первой конфеты, снимает или срезает ее, кладет в корзину своей команды и передает эстафету следующему участнику и т.д. Как только все конфеты будут срезаны, а веревка накручена на палочку, можно переходить к следующему испытанию.
4. Конкурс капитанов «Снежки». Капитан встает напротив своей команды на расстоянии 5–8 м. В руках у него корзина. Все участники команды держат в руке по одному «снежку» из бумаги. По сигналу ведущего участники каждой команды по одному начинают броски, а капитан старается поймать «снежки» своей команды. Когда все участники команды закончили броски, капитан меняет у ведущего «снежки» на призы.
5. «Мандаринчики». Вокруг елки ставятся конусы по количеству участвующих в эстафете, под которыми лежат мандарины. По сигналу первый участник бежит к елке, поднимает конус, берет мандарин, отправляет его в корзину своей команды и передает эстафету следующему.
Труднее всех в этом испытании придется последним участникам, потому что некоторые конусы будут пустыми, поэтому пока участник команды не добудет мандарин для команды, он не может убежать от елки.
6. «Переправа». Капитан встает к елке напротив своей команды и надевает лыжи. По сигналу он направляется к своей команде. Поравнявшись со своей командой, разворачивается, и к нему на лыжи встает один участник. Капитан перевозит его к елке, идет за следующим участником и так до тех пор, пока вся команда не окажется у своей елки.
В зале появляется Дед Мороз с подарками.
Д.М. Как хорошо, что я не опоздал и вы еще здесь! Мои маленькие шалунишки – зайчата и лисички испортили мои любимые открытки. Я видел, как вы быстро складываете мозаику. Ребята, помогите мне собрать открытки!
Ведущий. Ребята, поможем Дедушке Морозу!
Дед Мороз достает конверты, в которых лежат разрезанные открытки, и вручает каждой команде по конверту.
Пока ребята собирают открытки, ведущий собирает в подарок командам все собранные ими призы и упаковывает их в праздничные коробки, мешочки и т.д.
Ведущий. Ура! Готово!
Дед Мороз благодарит детей за помощь и вручает им подарки.
Мы видим радость в глазах детей – это самая большая награда для нас, учителей, и самый лучший праздник.
Веселые эстафетки.
Как мы, учителя физической культуры, радовались обилию снега в декабре и с каким разочарованием понимали, что после каникул не можем сразу встать на лыжи. Новогодние праздники принесли не только радость, но и огорчение по поводу погоды: оттепель, дождь, температура воздуха +5°С, +8°С, туман. А как началка рвалась в бой! Им всегда все хочется, им все по силам, они всегда готовы попробовать что-то новое, неизвестное. Ведь это и правильно. Они еще познают мир. Жизнь они начнут познавать позднее, и тогда решение жизненных проблем займет первое место, вытеснив интерес и любознательность ко всему тому, что нас окружает.
Только легкий морозец сковал землю и снежок припорошил лед и грязь, мы встали на лыжи. Ведь не могут лыжи, да еще зимой, просто стоять в классе. Ведь они их принесли – кто сам тащил, пыхтел, кому родители помогли, – чтобы кататься. Мы же, учителя, сами твердили всю предыдущую четверть: «Готовьте лыжи! Будем кататься при любой погоде!»
Ура! Пошел снег! Да как пошел! Завалил всю Москву! Вот тут не было предела радости наших малышей! Что мы с ними только не делали на уроке!
Кто дружит с лыжами, первым встал на лыжи и самостоятельно справился с креплениями. Просим проехать по кругу (школьный стадион), проверить, все ли в порядке, нет ли каких-либо препятствий, преград на лыжне. Они у нас первопроходцы. А в младших классах всем хочется быть первыми. Остальные начинают уже побыстрее развязывать лыжи, стараются без помощи справиться с креплениями, взять палки и вперед догонять первых. На смену таким словам, как: «Помогите мне», все чаще слышишь: «А я сам!»
Все! Все на лыжах! Прошли по кругу, проверили лыжню. Кто больше кругов прошел, кто немного поменьше, для нас, учителей, не так важно. Нам важно, чтобы дети получили удовольствие, чтобы все услышали в свой адрес добрые слова, чтобы вышли кататься на продленке или с родителями в выходной день, чтобы на следующем уроке постарались быть среди первых.
Ну а теперь будем учиться поворотам переступанием. На школьном стадионе места много, поэтому располагаемся так, чтобы не мешать друг другу. Задание кажется простым: используя прием «переступание», нарисовать на снегу снежинку (или цветок), сначала по часовой стрелке (или вправо), затем против часовой стрелки (влево). Вроде бы и несложно, но в то же время надо вспомнить, где право, а где лево, как движется часовая стрелка. Молодцы! Отлично! Важно уделить внимание и сказать несколько слов каждому ребенку, кому-то указать на ошибку, другим – слова одобрения. А сейчас на снегу рисуем букву «О». Для тех, кто быстрее других справился с заданием, можно усложнить: попробуй написать цифру 8. Не скупитесь и не забывайте хвалить и поддерживать детей. Для них это не только приятно, но и важно. Это послужит толчком попросить родителей выйти с ним в выходные покататься на лыжах. Ребенку хочется еще показать и маме с папой, что он умеет.
Четыре недели пролетели быстро, и наши малыши продвинулись вперед в освоении лыж, подружились с ними. Скоро промежуточные каникулы. И вот на пятой неделе мы решили провести «Веселые эстафетки».
Разметили площадку, вынесли необходимый инвентарь. В классах объявили, что сегодня урок на улице, но без лыж.
Эстафеты, эстафетки – особый вид соревнований, где отсутствует слово «я». Об этом ребята знают.
Разделили класс на команды, построили на линии старта.
Первый этап – «Перевези команду»
Инвентарь: санки.
Один участник из команды с санками стоит на линии старта, остальные встают напротив него на расстоянии 10–15 м. По команде учителя участник с санками бежит к своей команде, сажает на санки одного участника и бежит (перевозит) к линии старта. На линии старта тот, кто ехал на санках, становится «перевозчиком» и бежит за следующим участником, а тот, кто перевозил, остается за линией старта. И так до тех пор, пока вся команда не окажется за линией старта. Побеждает та команда, которая раньше справится с заданием.
Основное правило: перевозить на санках можно только одного человека.
Второй этап – конкурс капитанов «Гольф на снегу»
Инвентарь: клюшка, теннисный мяч, маленький обруч.
Капитаны с клюшкой и теннисным мячом стоят за линией старта. На расстоянии 10–15 м делается лунка в снегу или укладывается малый обруч. Капитан должен загнать мяч в лунку или обруч. Кто из капитанов меньше произведет ударов по мячу, тот и принесет победное очко своей команде.
Основное правило: нельзя мяч вести клюшкой к лунке или обручу, считается не время, а количество ударов по мячу. Команда может «болеть», но не мешать капитану.
Третий этап – «Лыжники» (проводится по принципу встречной эстафеты)
Команды делятся на две равные части. Одна половина остается на линии старта, другая встает напротив нее за линию на определенном расстоянии.
Инвентарь: лыжи с мягкими креплениями.
Основное правило: каждый участник должен вернуться на свою половину и на свое место, т.е. пройти путь дважды в одну и другую стороны. Бежать можно только на двух лыжах.
Эстафету начинает капитан. По команде учителя капитан встает на лыжи, по команде «марш» начинает эстафету, т.е. бежит на лыжах вперед до линии, за которой стоит вторая половила команды, снимает лыжи и встает в конец колонны. Принявший эстафету надевает лыжи и продолжает эстафету. Победное очко получает команда, чьи участники первыми вернутся на свои места.
Четвертый этап – «Попади в цель».
Инвентарь: малые обручи, мячи по количеству участников или снежки, пустая коробка.
Вся команда стоит за линией старта. На расстоянии 8–10 м укладывается обруч, внутри которого находятся мячи. На расстоянии 3–5 м устанавливается пустая коробка. Задача команды – как можно больше мячей забросить в коробку.
Правила: до обруча нужно добежать, взять один мяч и от обруча постараться попасть им в коробку. Вернуться к линии старта и передать эстафету следующему.
Победит та команда, которая забросит больше мячей. После этого испытания команды приглашаются к коробкам, и мы вместе считаем мячи.
Если ребята набрали равное количество очков, то предлагаем «Перетягивание каната».
Но мы, учителя, помним, что нам нужно было провести не просто соревнования в виде эстафет, с победителями и проигравшими, а «Веселые эстафетки», чтобы дети пришли в класс с хорошим настроением. И предлагаем последнее испытание. Оно посложнее всех будет. Из мешка, в который мы положили не только мягкие игрушки по количеству команд в одном классе, но и различные другие предметы, капитан должен на ощупь вытащить приз для своей команды в виде игрушки. Если он вытаскивает любой другой предмет, команда остается без приза. Вот здесь-то только все и начинается: и волнение в глазах, и советы, в каком углу еще пошарить. Вроде и нащупал, а вдруг не то? Все! Нашел! Готов вытащить руку из мешка! Точно готов! Раз! Два! Три! Ура!!!
Довольные и счастливые, ребята возвращаются в класс. И нет обиды друг на друга. Они опять стали одним большим дружным классом. Впереди каникулы. А после каникул мы уже будем готовиться к соревнованиям по лыжам.
Татьяна РЖЕВСКАЯ.