“ Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”
Китайская мудрость
Новые технологии обучения
в начальной школе в условиях внедрения ФГОС
Из опыта работы учителя начальных классов
МКОУ Филиппенковская ООШ
Бутурлиновского муниципального района
Воронежской области
Середа Веры Митрофановны
Цель образования
общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».
Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться» .
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта , а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Особенности стандарта
Ориентация на результат
- Основные результаты начального образования - развитие
личности учащихся, "профессиональный ученик"
- личности учащихся, "профессиональный ученик"
- Три группы планируемых результатов
- Ведущие целевые установки изучения предметов
- Новая функция системы оценки - ориентация образовательного
процесса на достижение планируемых результатов
- процесса на достижение планируемых результатов
Системно - деятельностный подход
- вовлечение обучающихся в учебную деятельность
?
Почему
дети потеряли интерес к обучению?
Какую цель я должна преследовать при выборе этих способов?
“ Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом”
Анатоль Франс
Какие способы необходимы, чтобы детей заинтересовать?
- Актуальность поставленной
- проблемы
Развитие новых процессуальных умений
Обновление содержания образования и использование новых технологий
Противоречия
Требования социального заказа государства и общества к современному школьнику, способному успешно адаптироваться в современном обществе
Недостаточный уровень использования ИКТ в начальной школе
Самостоятельно заниматься своим обучением и получать нужную информацию
Работать в группах (паре) и уметь принимать решения
Использовать новые технологии информационные и коммуникационные
Виды УУД
Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
В качестве основных видов универсальных учебных действий разработчики стандарта выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.
Овладение ими происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет раскрывает свои собственные, специфические возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, функцией учебного предмета и его предметным содержанием.
6
Личностные УУД
- внутренняя позиция;
- мотивация;
- нравственно-этическая оценка.
Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.
ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ В начальной школе формирование личностных универсальных действий должно реализоваться путём развития у школьника задач самоопределения: «Я знаю...»; «Я умею...»; «Я создаю...»; «Я стремлюсь...».
МОТИВАЦИЯ Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того «какое значение, смысл имеет для меня учение».
НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
- Выделение морально-этического содержания событий и действий. Построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора. Нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм. Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора.
- Выделение морально-этического содержания событий и действий.
- Построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора.
- Нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм.
- Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора.
Где же идёт развитие личностных УУД?
На основе анализа текста организуется обсуждение нравственного содержания и система поступков героя, что способствует развитию этических чувств, как регуляторов морального поведения.
7
Регулятивные УУД
- целеполагание;
- планирование;
- прогнозирование;
- контроль;
- коррекция;
- оценка;
- волевая саморегуляция.
Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.
Целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий
Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний
Контроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата
Оценка – выделение и осознание уч-ся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения
Саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий .
8
Познавательные УУД
общеучебные
логические
Познавательные УУД включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации , ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Где же идёт развитие познавательных УУД?
Осуществление поиска информации для выполнения учебных заданий.
постановка и решение
проблем
9
Коммуникативные УУД
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
5
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
управление поведением партнёра
1
4
УУД
Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.
Где же идёт развитие коммуникативных УУД?
Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формирование собственного мнения и позиции, договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности.
3
разрешение конфликтов
постановка вопросов
2
10
Развитие коммуникативной деятельности
- Организация внеурочных групповых занятий с элементами тренинга
Развитие коммуникативной деятельности
- Включение в проектную деятельность.
Развитие коммуникативной деятельности
- Создание атмосферы поддержки и заинтересованности в группе, классе и в школе в целом.
Развитие коммуникативной деятельности
- Организация групповых, парных форм работы – помогает осмыслить учебные действия, распределить нагрузку, дает эмоциональную и содержательную поддержку для слабых и робких учеников.
Ведущие педагогические идеи
Идея развива-ющего обучения
Идея практико-ориенти-рованного подхода
Идея проблем-но-поис- кового метода
Идея использо-вания новых информа-ционных технологий
формулирование
проблемы
самостоятельное создание
способов решения проблем
“ Пусть ученик не заучивает науку, а выдумывает ее сам ”
Жан-Жак Руссо
?
Какие же выбрать технологии для активизации познавательной деятельности учащихся в начальной школе в условиях внедрения ФГОС?
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
игровые технологии с ИКТ
технология развивающего обучения
активизация учебной деятельности, интеллектуальное развитие учащихся, повышение эффективности образовательного процесса и качества образования
компьютерный практикум
творческие задания
использование
обучающе-контролирующих программ
проектная деятельность
проектная деятельность
компьютерное тестирование
Базовые образовательные
технологии
ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ»
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Основные результаты
начального образования
- формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий , обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
- воспитание умения учиться – способности к
самоорганизации с целью решения учебных задач;
- индивидуальный прогресс в основных сферах
личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
Овладение учащимися УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться .
УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности.
Важно создать новые условия для такой деятельности.
Важно изменить сам образовательный процесс : освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду.
- Основным результатом деятельности учителя начальных классов не должна стать система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор умений универсальных учебных действий учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах личности и создание условий для её реализации.
- Необходимо на первый план выдвигать не информированность ученика, а умение разрешать возникающие в жизни проблемы .
- В качестве результатов обучения рассматривать не сумму заученных знаний, умений и навыков, а способность действовать в различных проблемных ситуациях.
Изменение модели образования требует прежде всего изменения самого учителя, готового достигать социальных, коммуникативных, информационных компетенций, толерантности, самообразования и практико-ориентированных знаний и умений у учеников.
24
“ Плохой учитель преподносит истину, хороший − учит ее находить ”.
А. Дистервег
“ Ученик – это не сосуд, который надо наполнять знаниями, а факел, который надо зажечь”.
Аристотель
Педагогу в настоящее время необходимо:
- научиться пользоваться новыми технологиями обучения;
- компьютерной техникой так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке;
- владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока.
Для учителя компьютер – это не роскошь – это необходимость.
Основная цель применения новых технологий обучения и ИКТ состоит в повышении качества обучения .
«Портрет выпускника начальной школы»
- любознательный , активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный , умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
(ФГОС НОО, стр.7, раздел I .)
Спасибо за внимание!