СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Новые технологии обучения в начальной школе в условиях внедрения ФГОС.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной  презентации рассказывается о новых технологиях обучения в начальной школе из опыта работы учителя начальных классов МКОУ Филиппенковская ООШ Бутурлиновского муниципального района Воронежской области в условиях внедрения ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Новые технологии обучения в начальной школе в условиях внедрения ФГОС.»

“ Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”  Китайская мудрость  Новые технологии обучения в начальной школе в условиях внедрения ФГОС  Из опыта работы учителя начальных классов  МКОУ Филиппенковская ООШ  Бутурлиновского муниципального района  Воронежской области  Середа Веры Митрофановны

Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”

Китайская мудрость

Новые технологии обучения

в начальной школе в условиях внедрения ФГОС

Из опыта работы учителя начальных классов

МКОУ Филиппенковская ООШ

Бутурлиновского муниципального района

Воронежской области

Середа Веры Митрофановны

Цель образования  общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».    Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться» .  Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться»,  способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию  путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта , а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Цель образования

общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».

Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться» .

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта , а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

 Особенности стандарта  Ориентация на результат  Основные результаты начального образования - развитие личности учащихся,

Особенности стандарта

Ориентация на результат

  • Основные результаты начального образования - развитие

личности учащихся, "профессиональный ученик"

  • личности учащихся, "профессиональный ученик"
  • Три группы планируемых результатов
  • Ведущие целевые установки изучения предметов
  • Новая функция системы оценки - ориентация образовательного

процесса на достижение планируемых результатов

  • процесса на достижение планируемых результатов

Системно - деятельностный подход

  • вовлечение обучающихся в учебную деятельность
? Почему дети потеряли интерес к обучению? Какую цель я должна преследовать при выборе этих способов? “ Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом”  Анатоль Франс Какие способы необходимы, чтобы детей заинтересовать?

?

Почему

дети потеряли интерес к обучению?

Какую цель я должна преследовать при выборе этих способов?

“ Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом”

Анатоль Франс

Какие способы необходимы, чтобы детей заинтересовать?

Актуальность поставленной  проблемы Развитие новых процессуальных умений Обновление содержания образования и использование новых технологий Противоречия Требования социального заказа государства и общества к современному школьнику, способному успешно адаптироваться в современном обществе Недостаточный уровень использования ИКТ в начальной школе Самостоятельно заниматься своим обучением и получать нужную информацию Работать в группах (паре) и уметь принимать решения Использовать новые технологии информационные и коммуникационные
  • Актуальность поставленной
  • проблемы

Развитие новых процессуальных умений

Обновление содержания образования и использование новых технологий

Противоречия

Требования социального заказа государства и общества к современному школьнику, способному успешно адаптироваться в современном обществе

Недостаточный уровень использования ИКТ в начальной школе

Самостоятельно заниматься своим обучением и получать нужную информацию

Работать в группах (паре) и уметь принимать решения

Использовать новые технологии информационные и коммуникационные

Виды УУД  Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.  В качестве основных видов универсальных учебных действий разработчики стандарта выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.  Овладение ими происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет раскрывает свои собственные, специфические возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, функцией учебного предмета и его предметным содержанием. 6

Виды УУД

Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

В качестве основных видов универсальных учебных действий разработчики стандарта выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

Овладение ими происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет раскрывает свои собственные, специфические возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, функцией учебного предмета и его предметным содержанием.

6

Личностные УУД

  • внутренняя позиция;
  • мотивация;
  • нравственно-этическая оценка.

Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ В начальной школе формирование личностных универсальных действий должно реализоваться путём развития у школьника задач самоопределения: «Я знаю...»; «Я умею...»; «Я создаю...»; «Я стремлюсь...».

МОТИВАЦИЯ Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того «какое значение, смысл имеет для меня учение».

НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

  • Выделение морально-этического содержания событий и действий. Построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора. Нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм. Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора.
  • Выделение морально-этического содержания событий и действий.
  • Построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора.
  • Нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм.
  • Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора.

Где же идёт развитие личностных УУД?

На основе анализа текста организуется обсуждение нравственного содержания и система поступков героя, что способствует развитию этических чувств, как регуляторов морального поведения.

7

Регулятивные УУД

  • целеполагание;
  • планирование;
  • прогнозирование;
  • контроль;
  • коррекция;
  • оценка;
  • волевая саморегуляция.

Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

Целеполагание постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний

Контроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата

Оценка – выделение и осознание уч-ся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий .

8

Познавательные УУД общеучебные логические Познавательные УУД включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации , ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Где же идёт развитие познавательных УУД? Осуществление поиска информации для выполнения учебных заданий. постановка и решение проблем 9

Познавательные УУД

общеучебные

логические

Познавательные УУД включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации , ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Где же идёт развитие познавательных УУД?

Осуществление поиска информации для выполнения учебных заданий.

постановка и решение

проблем

9

Коммуникативные УУД умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли  5 планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками управление поведением партнёра  1 4 УУД  Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.  Где же идёт развитие коммуникативных УУД? Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формирование собственного мнения и позиции, договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности. 3 разрешение конфликтов  постановка вопросов 2 10

Коммуникативные УУД

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

5

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

управление поведением партнёра

1

4

УУД

Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.

Где же идёт развитие коммуникативных УУД?

Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формирование собственного мнения и позиции, договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности.

3

разрешение конфликтов

постановка вопросов

2

10

Развитие коммуникативной деятельности Организация внеурочных групповых занятий с элементами тренинга

Развитие коммуникативной деятельности

  • Организация внеурочных групповых занятий с элементами тренинга

Развитие коммуникативной деятельности Включение в проектную деятельность.

Развитие коммуникативной деятельности

  • Включение в проектную деятельность.

Развитие коммуникативной деятельности Создание атмосферы поддержки и заинтересованности в группе, классе и в школе в целом.

Развитие коммуникативной деятельности

  • Создание атмосферы поддержки и заинтересованности в группе, классе и в школе в целом.

Развитие коммуникативной деятельности Организация групповых, парных форм работы – помогает осмыслить учебные действия, распределить нагрузку, дает эмоциональную и содержательную поддержку для слабых и робких учеников.

Развитие коммуникативной деятельности

  • Организация групповых, парных форм работы – помогает осмыслить учебные действия, распределить нагрузку, дает эмоциональную и содержательную поддержку для слабых и робких учеников.

Ведущие педагогические идеи Идея развива-ющего обучения Идея практико-ориенти-рованного подхода Идея проблем-но-поис- кового метода Идея использо-вания новых информа-ционных технологий формулирование проблемы самостоятельное создание способов решения проблем

Ведущие педагогические идеи

Идея развива-ющего обучения

Идея практико-ориенти-рованного подхода

Идея проблем-но-поис- кового метода

Идея использо-вания новых информа-ционных технологий

формулирование

проблемы

самостоятельное создание

способов решения проблем

“ Пусть ученик не заучивает науку, а выдумывает ее сам ”  Жан-Жак Руссо ? Какие же выбрать технологии для активизации познавательной деятельности учащихся в начальной школе в условиях внедрения ФГОС? Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

“ Пусть ученик не заучивает науку, а выдумывает ее сам ”

Жан-Жак Руссо

?

Какие же выбрать технологии для активизации познавательной деятельности учащихся в начальной школе в условиях внедрения ФГОС?

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

игровые технологии с ИКТ      технология развивающего обучения активизация учебной деятельности, интеллектуальное развитие учащихся, повышение эффективности образовательного процесса и качества образования

игровые технологии с ИКТ

технология развивающего обучения

активизация учебной деятельности, интеллектуальное развитие учащихся, повышение эффективности образовательного процесса и качества образования

компьютерный практикум

компьютерный практикум

творческие задания

творческие задания

использование обучающе-контролирующих программ

использование

обучающе-контролирующих программ

проектная деятельность

проектная деятельность

проектная деятельность

проектная деятельность

компьютерное тестирование

компьютерное тестирование

Базовые образовательные технологии ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ» ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Базовые образовательные

технологии

ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ»

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Основные результаты

начального образования

  • формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий , обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
  • воспитание умения учиться – способности к

самоорганизации с целью решения учебных задач;

  • индивидуальный прогресс в основных сферах

личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

Овладение учащимися УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться .

УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности.

Важно создать новые условия для такой деятельности.

Важно изменить сам образовательный процесс : освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду.

  • Основным результатом деятельности учителя начальных классов не должна стать система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор умений универсальных учебных действий учащихся в интеллектуальной, правовой,  информационной и других сферах личности и создание условий для её реализации.
  • Необходимо на первый план выдвигать не информированность ученика, а умение разрешать возникающие в жизни проблемы .
  • В качестве результатов обучения рассматривать не сумму заученных знаний, умений и навыков, а способность действовать в различных проблемных ситуациях.

Изменение модели образования требует прежде всего изменения самого учителя, готового достигать социальных, коммуникативных, информационных компетенций, толерантности, самообразования и практико-ориентированных знаний и умений у учеников.

24

“ Плохой учитель преподносит истину, хороший − учит ее находить ”.  А. Дистервег “ Ученик – это не сосуд, который надо наполнять знаниями, а факел, который надо зажечь”.  Аристотель  Педагогу в настоящее время необходимо: научиться пользоваться новыми технологиями обучения;  компьютерной техникой так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке;  владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока. Для учителя компьютер – это не роскошь – это необходимость. Основная цель применения новых технологий обучения и ИКТ состоит в повышении качества обучения .

Плохой учитель преподносит истину, хороший − учит ее находить ”.

А. Дистервег

Ученик – это не сосуд, который надо наполнять знаниями, а факел, который надо зажечь”.

Аристотель

Педагогу в настоящее время необходимо:

  • научиться пользоваться новыми технологиями обучения;
  • компьютерной техникой так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке;
  • владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока.

Для учителя компьютер – это не роскошь – это необходимость.

Основная цель применения новых технологий обучения и ИКТ состоит в повышении качества обучения .

  «Портрет выпускника начальной школы»     любознательный , активно и заинтересованно познающий мир; владеющий  основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый  самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный , умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.    (ФГОС НОО, стр.7, раздел I .)

«Портрет выпускника начальной школы»

  • любознательный , активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный , умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

(ФГОС НОО, стр.7, раздел I .)

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!