Республика Саха (Якутия)
Муниципальное казенное учреждение «Управление образования»
МО Кобяйский улус (район) МБОУ «Сангарская средняя общеобразовательная школа №1»
Тема: Татарский национальный праздник Сабантуй
Выполнил: Кондратьев Александр
ученик 8 класса МБОУ «ССОШ №1»
Руководитель: Гордиенко А.А.
учитель английского языка в нач.шк.
п. Сангар 2016г.
Введение
Россия великая и многонациональная страна. Поэтому в нашей стране почти невозможно найти чистокровных русских. Почти каждая семья нашей родины разнонациональна. Папа и мама разных национальностей. Мой отец татарин, поэтому тема моей работы звучит так: «Татарский национальный праздник Сабантуй». Ведь у всех народов мира есть свои традиции, обычаи, суеверия, обряды и праздники.
Целью работы является знакомство с культурой татарского народа на примере праздника Сабантуй.
Объектом является традиции татарского народа
Предмет является знакомство с национальным татарским праздником Сабатуй
Актуальность работы заключается в том, что каждый человек должен знать о национальных традициях своего народа.
Задачи:
- изучить литературу по данной теме;
- распространить полученные знания среди учащихся школы;
- изготовить национальное блюдо татарской кухни.
Сабантуй — самый известный национальный праздник татар, который не имеет точной даты празднования, но, как правило, проводится в промежутке между последними числами мая и конца июня. Что такое Сабантуй и какое значение он имеет для татар? Сабантуй (тат. сабантуй, сабан туе, «праздник плуга») — ежегодный народный праздник окончания весенних полевых работ у татар.
Слово сабан в переводе с татарского имеет несколько значений: плуг, яровые культуры, весенне-полевые работы. В былые времена землю вспахивали весной, вспашка была самая тяжелая и трудоёмкая часть весенне-полевой компании и поэтому все посевные работы у татар назывались сабан. Фактически же этот праздник получил своё название у татар от третьего значения этого слова, означающего весенне-полевые работы. Более точное наполнение смыслом перевода слова Сабантуй, на мой взгляд, не ограничивается лишь двумя словами. Сабантуй — это праздник успешнего завершения весенне-полевых работ и будущего урожая, а также - праздник плодородия и благополучия!
Происхождение у предков татар календарного праздника Сабантуй связано с обрядами общественных молений и жертвоприношений в честь бога неба и солнца Тенгре и духов предков. Сабантуй с самого начала являлся весенним праздником, связанным с пробуждением природы и началом весенних работ. Его происхождение связано с бытовавшими у ряда древнетюркских племен и других народов мира обрядами ритуального вступления в брак с природой. Поэтому первоначально игры и состязания Сабантуя носили сакральный характер.
Самыми древними и основными состязаниями на Сабантуе, связанными с кочевым и полукочевым бытом предков татар и ранее имевшими сакральное значение, являются бег, национальная борьба курэш, конные скачки (“атчабышлары”) и прыжки. Это объясняется во многом
схожей идеологией языческих обрядов и праздников, связанных с началом весенне-летнего цикла сельскохозяйственных работ, у татарского этноса.
В основе сабантуйного обряда дарений, пришедшего на смену языческим жертвоприношениям богу Солнца и неба Тенгре, лежит стремление к продолжению рода, обеспечению плодовитости скота и плодородия земли. Мотив одаривания, заменивший жертвоприношения, является основой сбора подарков на Сабантуе. Причем сам сбор подарков юношами, которых называли “бирнежыючы”, “солгежыючы”, становился своеобразной прелюдией праздника. Сабантуйные дары - вышитые белые полотенца, платки, яйца и, наконец, баран, предназначенный батыру Сабантуя. Обязательно награждали повредившего ногу бегуна и особенно коня, пересекшего финишную черту последним. Шеи таких скакунов украшали вышитыми полотенцами, платками. Несмотря на воздействие на праздник Сабантуй в разные эпохи тех или иных элементов (мусульманских, христианских, советских) передача традиции обрядов, игр и состязаний Сабантуя оставалась непрерывной, о чем говорят многие виды исторических источников (письменные, археологические, этнографические и др.). В период существования Казанского ханства Сабантуй получил статус самого массового национального праздника.
Несмотря на то, что Сабантуй - исконный татарский национальный народный праздник, приветствуется участие в нем и представителей других национальностей. Сабантуй проводится в селах и городах Республики Татарстан, а также за ее пределами - местах компактного проживания татарского населения (в регионах Российской Федерации, Украине, Казахстане, Азербайджане, Германии, США). Сабантуй является концентрированным выражением татарской традиционной культуры, ее этики и ценностных установок. В то же время на протяжении всей истории он впитывал в себя элементы иных этнокультур.
О том, что Сабантуй изначально был очень древним спортивным праздником среди кочевых и полукочевых племен говорят и современные национальные татарские спортивные игры. Среди них так называемый куреш - национальная борьба на поясах. Этот вид спорта, не включающий борьбу ногами, приобрел всемирную известность: проводятся континентальные и мировые чемпионаты. Ведется работа по включению борьбы на поясах в программу Олимпийских игр. Специалисты считают, что у кочевых народов это состязание поначалу появилось как схватка всадников, когда каждая из сторон пыталась стащить соперника с седла, схватив его за пояс руками.
Издревле культура и хозяйство татар было связано с лошадьми. Зачастую татарские дети еще не умели хорошо ходить, но уже хорошо держались в седле, поэтому татары, как правило, были отменными наездниками. В былые времена лошади были «фирменным знаком» татарского народа, который был очень силен в коннице и тактике ведения военных действий. Конные соревнования на татарском празднике Сабантуй являются своего рода «гвоздем программы». Однако современные Сабантуи разнообразием конных состязаний, к сожалению, не отличаются. А вот на древних степных Сабантуях они были весьма разнообразны. Например, в них обязательно входила так называемая спортивная джигитовка, которая состояла из выполнения на скаку разнообразных сложных спортивных приемов.
Мастерство наездников также заключалось в умении: стрелять по цели из лука, метать копье, забрасывать аркан на мишень, заарканивать коня, поднимать с земли мешочек с деньгами или другими мелкими предметами, бросать кольца или снимать их. И все эти действия, конечно, производились исключительно на полном скаку.
На Сабантуе вы можете увидеть большое количество разнообразных соревнований, в каждом из которых может участвовать и получить приз любой желающий. Среди них: борьба на руках (армрестлинг); выжимание гири; бой мешками, наполненными соломой; разбивание горшков с закрытыми глазами; перетягивание каната или палки; хождение по наклонному бревну; влезание на верхушку столба; бег с ведрами, наполненными водой; бег с куринным яйцом; бег в мешке; парный бег двух человек с привязанными друг к другу ногами; доставание ртом монеты из катыка (кефир); ловля руками живой рыбы; ловля курицы; распил бревна и т.д.
По мимо спортивных соревнований гости праздника могут попробовать разный национальные блюда: чак-чак, бешбармак, балеш, губадия, кумыс и многое другое.
Мы решили дома приготовить национальное блюдо эчпочмак. Внешне это блюдо похоже на курники, но в отличие от них для начинки используют говядину. Начинку нарезают кубиками, она состоит из мяса говядины, картошки и лука. Все это перемешивается и вкладывается в тесто.
Таким образом, познакомившись с культурой татарского народа, мы можем сделать вывод, что традиции татар очень разнообразны. Даже на примере одно праздника Сабантуй мы узнали о спортивных соревнованиях и традиционной кухни татар, о национальных костюмах и житье далеких предков.