Нравственно-патриотическое воспитание детей младшей группы
«Детство – каждодневное открытие окружающего мира. Нужно, чтобы это открытие стало прежде всего познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входили красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества», - писал В.А. Сухомлинский.
В рабочей программе воспитания ценности Родина и природа лежат в основе патриотического воспитания.
. Патриотическое воспитание – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом , ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему народу.
Патриотическое воспитания строится на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций
Дети младшего дошкольного возраста находятся у истоков познания окружающего мира.
В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, желание сделать им что-то хорошее.
Цель и задачи воспитания
Цель: Личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе ценностей российского общества через:
формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;
приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.
Задачи:
формирование любви к России, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа;
вызвать положительные эмоции детей, чувства восхищения своим селом и страной.
формирование у ребенка представлений о добре и зле, дружбе, позитивного образа семьи с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, милосердия и заботы. Анализ поступков самих детей в группе в различных ситуациях.
ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание положительного отношения к их труду.
формирование культуры общения, поведения, этических представлений;
воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны.
Методы, средства воспитания
Направления патриотического воспитания – историко – краеведческое, экологическое, культурное раскрываются в работе с детьми по следующим темам:
Семья; Детский сад; Родное село; Родная страна; Труд взрослых.
Работа ведётся с использованием различных средств и методов в совместной деятельности детей и взрослых, в режимных моментах.
Непосредственное наблюдение (целевые прогулки, посещения, рассматривание окружающих детей предметов).
Беседы и разговоры с детьми.
Игра. Это – сюжетно-ролевые, народные, подвижные , дидактические игры, игры-инсценировки.
Чтение произведений художественной литературы.
Просмотр мультфильмов
Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий.
Семья.
Дети знакомятся с членами семьи: мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры. Дети также знакомятся с понятиями, как «имя» и «фамилия». Они называют свои имя и фамилию, как зовут пап и мам, всех членов семьи. Основное внимание уделяется воспитанию любви к самому близкому в семье человеку – маме. Мама заботиться о всех членах семьи. Необходимо у детей вызвать потребность в оказании ей посильной помощи, объяснять, что чем больше они научатся делать сами, тем больше смогут помочь маме. В семье все любят друг друга. Старшие заботятся о младших, младшие помогают самым старшим. У детей формируются ценности человека, семьи, дружбы. Постепенно подводим детей к пониманию того, что такое семья.
Детский сад.
Дети знакомятся с помещениями группы и их назначением; с предметами, находящимися в группе, с помещениями, с участком, с территорией детского сада, с зелёными насаждениями, которые её украшают, с различным физкультурным оборудованием, с его зданием. Обращается внимание детей на то, что всё сделано взрослыми так, чтобы детям было удобно, хорошо, что взрослые много сделали для детей, они заботятся о детях и всё, что их окружает, необходимо беречь.
Труд взрослых.
Детей прежде всего знакомят с трудом сотрудников детского сада, постоянно подчёркивая их заботу о детях. Дети знакомятся также с трудом шофёра, дворника. Взрослые рассказывают о своей работе детям. Главная задача – вызвать чувство уважения к людям труда, желание оказывать им посильную помощь
Родное село.
Воспитание любви к родному селу – одна из задач патриотического воспитания детей.
Дети знакомятся с понятием, что такое село. Начинается знакомство с улицами, домами. Дети рассматривают дома, обращается внимание на то, что домов много, они расположены на определённых улицах, улицы длинные, у каждой улицы своё название, у каждого дома и каждой квартиры свой номер, поэтому люди легко находят свои дома и квартиры. Рассматривая иллюстрации, фотографии, дети знакомятся с общественными зданиями, их назначением, достопримечательностями села. Дети запоминают название своего села, свой домашний адрес.
Родная страна.
Воспитание любви к родной стране, как и к родному селу – одна из задач патриотического воспитания детей. Дети постепенно подводятся к пониманию того, что такое страна.
К жизни своей страны младшие дошкольники приобщаются во время праздников, каких либо общественных событий. Дети рассматривают иллюстрации с изображением природы родной страны в разные времена года, восхищаясь красотой различных пейзажей (лесов, гор, морей, полей, рек и т.д.), знакомятся с культурой своего народа: слушают русские народные сказки, потешки, играют в народные игры, рассматривают предметы народно-прикладного искусства. Дети подводятся к пониманию того, что всё это придумал, сделал русский народ. У детей формируются ценности Родины и природы, культуры и красоты. Детям сообщается название страны, часто повторяется и дети запоминают название страны – РОССИЯ.