СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственное воспитание

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал посвящен рассмотрению нравственного воспитания в рамках дополнительного образования.

Просмотр содержимого документа
«Нравственное воспитание»

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Введение

Что есть воспитание? Ответ на этот вопрос неоднозначен. По словам кандидата педагогических наук Степанова П.В. дать четкое, исчерпывающее определение этому понятию бывает довольно затруднительно. Но, можно определенно сказать, учитывая мнения педагогов и исследователей в области воспитания, оно является составляющей частью образовательного процесса.

Воспитание ребенка как личности включает в себя множество направлений развития: физическое, духовное, нравственное и т.п.

По словам Шариповой Д.И. нравственность и духовность это те два понятия, которые существуют в неразрывном единстве. По ее мнению, при их отсутствии начинается распад личности и культуры в целом.

Темой нашего исследования мы выбрали «Нравственное воспитание в условиях дополнительного образования». Актуальность выбранного нами направления исследования заключается в том, что проблема нравственного воспитания современного поколения в системе образования выходит на первый план и образовательные учреждения дополнительного образования призваны помочь их решить.

Возникновение вопросов и проблем в области нравственного воспитания, по нашему мнению, связано с тем, что в настоящее время в современном обществе наблюдается кризис нравственного развития. Отчуждение современной молодежи от родной культуры, нарушение связей поколений приводит к тому, что все чаще и чаще наблюдается неуважительное отношение к старшему поколению, недоброжелательность и агрессивность, равнодушие к истории своей страны и своего народа. Этот список можно продолжать бесконечно. Все выше перечисленное и многое другое, по нашему мнению, привело к тому, что нравственное воспитание подрастающего поколения одна из назревших проблем в современном обществе.

Объектом нашего исследования является развитие нравственной культуры личности.

Предметом исследования мы определили процесс нравственного воспитания в условиях дополнительного образования.

Целью исследования – определение и научное обоснование педагогических условий эффективного воспитания нравственной культуры в условиях дополнительного образования; практическая реализация выдвинутой гипотезы исследования.

Гипотеза исследования: воспитание нравственной культуры у подростков будет более результативным, если:

  • нравственное воспитание детей подросткового возраста будет опираться на моральные нормы, существующие в обществе;

  • педагогическая поддержка ребенка осуществляется на основе гармонизации отношений, на учете субъективного опыта детей, дифференциации и индивидуализации методов и форм воспитания;

  • процесс воспитания нравственных ценностей основан на таких идеалах, которые направлены на развитие доброжелательности, на умение ценить свою культуру и Родину, на патриотизм.

Задачи исследования:

  • определить методологические позиции и проанализировать основные вопросы нравственного воспитания, выдвинутые в научной литературе;

  • определить и обосновать критерии и уровни проявления нравственной культуры подростков в системе дополнительного образования;

  • спроектировать пробную программу дополнительного образования, реализовать ее и на результатах проделанной работы определить правильность или неправильность выдвинутой гипотезы.

Методы исследования:

  • теоретический анализ научной литературы в области воспитания, психологии и педагогике;

  • изучение и обобщение педагогического опыта в направлении нравственного воспитания;

  • наблюдение, педагогический эксперимент.

Глава 1. Научные аспекты понятия нравственности и нравственного воспитания. Формирование нравственных качеств у детей подросткового возраста

1.1 Сущность понятия «нравственное воспитание». Исторические этапы формирования нравственных качеств в воспитании личности

На современном этапе экономического и социально – культурного развития страны важнейшей задачей образовательных учреждений всех уровней является формирование у подрастающего поколения качеств, характеризующих толерантное и нравственное отношение к обществу, людям, самому себе и т.п. От этого зависит успех не только самого человека, но и всей страны в целом. По словам некоторых исследователей в области воспитания, нравственные нормы общественной жизни должны находить свое воплощение уже с ранних лет.

Как было уже сказано выше, нравственность часто представляют в неразрывном единстве с духовностью, при их отсутствии начинается распад личности и культуры общества в целом.

Мы ранее указывали то, что многие исследователи напрямую связывают духовное развитие личности с нравственным воспитанием ребенка. При этом при всем духовность и нравственное развитие отождествляется с религией. Но такой подход не всегда правильный. Отожествление духовности и нравственности зачастую приводит к формированию безнравственных личностей. Такой подход в воспитании очень часто используют террористические организации, воспитывая религиозных фанатиков, действия которых направлены против общества, на подрыв общепринятых устоев и культуры. Примером такой организации является запрещенная в России террористическая организация «Аль-Каида», захватившая власть в Афганистане и установившая свои религиозные устои и правила. Учитывая различные взгляды на вопрос нравственного воспитания подрастающего поколения, придерживаясь темы нашего исследования, мы направили свои изыскания в сторону понятия «нравственное воспитание».

Как было сказано выше, проблема формирования и развития нравственных качеств вызывает особый интерес ученых, исследователей, педагогов. Современное общество предоставляет человеку широкие возможности для успешной самореализации во многих сферах жизни, одновременно предъявляя высокие требования к таким качествам личности, как ответственность, честность, четкость, инициативность, преданность Родине и т.д.

Ранее нами была высказана мысль о том, что понятие нравственности часто сводится к выполнению совокупности норм и правил, принятых в обществе. Наряду с этим, опираясь на различные точки зрения трактовки этого определения и мнения исследователей, мы можем предположить, что нравственность – это внутренняя оценка человеком норм своего поведения и своих поступков с точки зрения добра. По словам советского педагога И.С.Марьенко, нравственность есть «неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существующих норм и правил поведения», которые находят отражение в отношении к родине, обществу, коллективу и отдельным людям, к самому себе.

Если рассматривать нравственность, как субъективное качество личности, то можно объединить в единое целое такие свойства индивида, как доброта, порядочность, сознательность, честность, справедливость и т.п., т.е. такие свойства, которые несут потенциальную способность выступать регулятором поведения человека. По мнению некоторых педагогов, нравственность становится только тогда качеством личности, когда у индивидуума сформированы базовые моральные ценности.

Учитывая то, что на современном этапе развития общества формирование нравственных качеств находится на первом месте, многие исследователи высказываются о необходимости использования исторического опыта воспитания для развития нравственных качеств у подрастающего поколения.

Проблемами формирования нравственных качеств личности занимались и занимаются многие ученые, философы, педагоги и психологи. Так, опираясь на научную статью кандидата педагогических наук Белгородского государственного научного исследовательского института Н.И.Долинского, мы можем сказать, что рассуждения о нравственности и нравственном воспитании подрастающего поколения занимали основополагающее место в научных изысканиях Аристотеля, Демократа, Платона. Но они не были самостоятельными научными педагогическими теориями, а являлись частью философских систем. Уже здесь мы видим различия в трактовки понятий нравственность и нравственное воспитание. Древние ученые соглашались с тем, что нравственное воспитание это воспитание добродетели. Но что такое добродетель, тут их мнения расходились. Так Аристотель, под нравственным воспитанием, подразумевал воспитание у человека моральной чистоты, справедливости, умеренности. Платон в свою очередь заявлял, что нравственное воспитание это стремление к желанию стать совершенным гражданином, который умеет подчиняться или управлять. Но, не смотря на разногласия в вопросе нравственного воспитания, практически все древние мыслители высказывались о том, что оно должно опираться на нормы этики, единство нравственного, умственного и физического воспитания.

В эпоху средневековья на становление принципов нравственности оказывали религиозные направления, в частности христианское богословие. Одновременно с этим на реализацию принципов воспитания сильное влияние оказывало учение чешского педагога Я.А.Коменского. Так в своих трудах «Материнская школа», он высказал мысль о том, что воспитание есть единство достижения «трех целей: управление собой (нравственное воспитание), познание себя и окружающего мира (умственное развитие) и стремление к Богу (религиозное воспитание)».

Воспитание 17-18 веков ощутило сильное влияние таких мыслителей как Ж.Ж.Руссо, Д.Локка и других. Их учения легли в основы о всемогуществе воспитания нравственности, о решающей роли гуманизма и среды развития личности.

В период 18-19 веков вопрос о воспитании так же волновал ученых всего мира. Так, в частности, немецкий филолог И.Кант говорил о том, что каждая личность самоценна, что человек может стать человеком только путем воспитания, что в основу долга заложено воспитание нравственности.

В то же время Г.В..Гегель высказывался о том, что нравственное воспитание это есть развитие индивидуального общественного сознания, умственное развитие в целом, основанные на истории духовного развития человечества. По его мнению, быть нравственным, значит быть гражданином своего государства.

В своих трудах великий ученый И.Пестолоцци высказывал мысль о том, что нравственное воспитание должно начинаться в семье.

Немаловажный вклад в вопросы нравственного воспитания внесли и наши отечественные мыслители. Так, в середине 19 века, великий русский писатель Л.Н.толстой высказывался о том, что противоречия в нравственном воспитании подрастающего поколения кроются в утрате веры, эгоизме. Опираясь на это мнение, в воспитании основную роль он отводил нравственному развитию детей.

Примерно в этот же период идеи нравственного воспитания развивались в революционных направлениях. В своих трудах революционеры, такие как В.Г.Белинский, А.И.Герцен и многие другие высказывали мысль о том, что проблемы нравственного воспитания могут быть решены только путем истребления экономического и политического гнета.

В тоже время, великий отечественный педагог К.Д.Ушинский, создавая свою психолого – педагогическую концепцию воспитания, высказывался о том, что в основе целей и содержания нравственного воспитания должны лежать высокие требования общества к личности. Он, как и в свое время Г.В.Гегель, говорил о том, что на первом месте в содержании нравственного воспитании должно стоять формирование патриотизма.

В 20-е годы прошлого столетия Н.К.Крупская высказывала мысль о том, что нравственное воспитание детей заключается в «выборе ими свободной деятельности», который был бы направлен на воспитание детей «с развитым общественным инстинктом».

В свое время отечественный педагог и ученый В.М.Бехтерев высказывался о том, что нравственное воспитание есть «преодоление нравственного уродства и преступности», которое возможно при помощи общественных организаций, работа которых направлена на воспитание подрастающего поколения. В настоящее время примерами таких организаций являются образовательные учреждения дополнительного образования.

Анализируя все выше сказанное, учитывая различные взгляды в учениях древних мыслителей, трудах педагогов и психологов в области воспитания, исследованиях ученых мы можем сказать, что нравственное воспитание – это совокупность духовного развития личности, патриотизма, добродетели. И как было сказано выше, помощь в достижении целей этой совокупности могут оказать, и оказывают, образовательные учреждения дополнительного образования различной направленности.

1.2 Сущность и содержание процесса формирования нравственных качеств в условиях дополнительного образования

Как было сказано уже выше, вопросы нравственного воспитания волновали человечество во все времена исторического развития человечества. Процесс воспитания является частью образования. Опираясь на труды ученых и исследователей в области воспитания, мы можем сказать, что нравственное воспитание это формирование нравственных отношений, которые включают в себя:

  • отношение к Родине и толерантность;

  • отношение к труду;

  • отношение к общественному достоянию и сохранению материальных ценностей общества;

  • отношение к выполнению служебных обязанностей;

  • отношение к самому себе и к другим людям.

Задача педагогов заключается не только в формировании у подрастающего поколения этих отношений, но и в закреплении, в умении переводить их в личностные качества: патриотизм, трудолюбие, дисциплинированность, ответственность и многое другое.

В настоящее время современному педагогу зачастую приходится конкурировать с гаджетами, которые занимают большую часть внимания детей. Учитывая это, педагог дополнительного образования должен быть конкурентоспособен, уметь вовлекать детей в активную деятельность, быть партнером и одновременно быть наставником. Его целью должно стать создание такой среды общения, которую невозможно было бы заменить самыми интересными уроками.

В ФЗ «Об образовании» сказано, что «дополнительное образование…. направлено на формирование и развитие творческих способностей.., удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании..».

Учитывая политическую обстановку современности в нашей стране и в мире в общем, воспитание нравственных качеств подрастающего поколения заключено в рамках воспитания патриотизма, как одного из важнейших условий социального, политического и экономического развития страны. Но, наряду с этим, необходимо учитывать то, что нравственное воспитание включает в себя развитие таких качеств как доброжелательность, трудолюбие, толерантность, умение адекватно оценивать свои поступки и отношение к себе и обществу, желание и потребность к приобщению к культурному наследию своей страны, умение применять опыт предков в своей личной жизни. Достижение этих целей воспитания не возможно только в рамках учебного процесса и семейного воспитания. Тут на помощь приходят образовательные учреждения дополнительного образования, которые дают свободу выбора подрастающему поколению в реализации своих потенциалов, соблюдая педагогическую направленность.

Ценность дополнительного образования заключается в том, что оно расширяет рамки возможности самореализации детей. Так как дополнительное образование отличается многообразием видов деятельности, дети получают возможность освоения новых социальных ролей, возможность приобщиться к культурным ценностям на основе, как это было сказано выше, свободы выбора форм и видов деятельности. При этом при всем дополнительное образование детей ведется по конкретным образовательным программам, что зафиксировано в федеральном законе РФ «Об образовании». Это в свою очередь помогает направить воспитательный процесс в нужное русло.

Рассматривая нами выше критерии нравственного воспитания, такие как патриотизм, духовно – нравственное воспитание, ценность личности и свобода выбора деятельности и т.п. можно рассмотреть как системное единство взаимосвязанных и развивающихся компонентов входящих в структуру нравственного сознания и нравственного поведения, определяющих положительные качества личности и общества в целом. При этом при всем, необходимо учитывать возрастную специфичность и историческую направленность. Это обуславливается тем, что одни и те же критерии нравственного воспитания, могут вступить в конфликт из – за различного понимания нравственных принципов и ценностей. Как было сказано выше, нравственное воспитание подрастающего поколения основывается на принципах индивидуализации и аутентичности, что в свою очередь определяет направленность в степени выраженности проявления тех или иных качеств нравственного развития. Учитывая приведенные критерии нравственного воспитания, можно определить уровень нравственного развития детей.

Приведенные критерии нравственного воспитания и их характеристики, по мнению современных педагогов, не стоит рассматривать как уровень нравственного развития детей. Это связано с различными условиями воспитания, социализации, психического и психофизиологического развития.

Подведя итоги всему выше сказанному, мы можем сказать, что вовлечение детей в систему дополнительного образования помогает воспитать духовно – нравственно развитую личность, т.к. она помогает обогатить и разнообразить жизнь ребенка, реализовать его возможности в силу его психического и психофизиологического развития.

1.3 Нравственное воспитание современных подростков в условиях системы дополнительного воспитания

Подростковый возраст приходится на возраст 11-15 лет. Учебная деятельность уже практически сформирована, подростки начинают ассоциировать себя уже скорее с взрослыми, чем с детьми. Основными психологическими потребностями становятся:

  • стремление к общению со сверстниками;

  • стремление к независимости и самостоятельности;

  • стремление уйти от покровительства взрослых (родителей, учителей, наставников и т.п.);

  • признание своих прав со стороны взрослых.

В этот период идет активное половое созревание, что оказывает огромное влияние на все сферы развития подростка.

Подростковый возраст можно сравнить с качелями, на движение которых огромное влияние оказывает социально – культурное окружение ребенка. Как было сказано выше, в этот период идет настойчивое стремление детей к признанию себя как взрослой личности при отсутствии реальной возможности утвердить себя среди них.

В общении со сверстниками происходит обыгрывание взрослой жизни. Именно в этот момент важно показать ребенку, что не все стороны взрослой жизни положительно влияют на его развитие.

По словам исследователей в области возрастной психологии, в этот период необходимо целенаправленно формировать социально значимую деятельность, как ведущий тип деятельности, важно не упустить возможность педагогической организации общественно – полезной деятельности подростков.

Как было сказано выше, в возрасте 11-15 лет идет отчуждение и дистанционирование подростков от взрослых. И именно поэтому, в целях сохранения физического и психического здоровья подрастающего поколения необходимо формировать содержательные контакты в отношениях между взрослыми и подростками, расширять сферы сотрудничества, взаимопомощи и доверия.

Современный подросток, как было указано выше в нашей работе, в процессе своей социализации часто наблюдает не самые лучшее примеры взрослого поведения. Влияние средств массовой информации, компьютерные игры нередко демонстрируют агрессивный тип поведения личности, которая добивается своих целей любыми способами. Многие подростки стремятся идеализировать такой тип поведения, подражая им. Они аргументируют это тем, что такие люди получают все и сразу. Поэтому, по нашему мнению, необходимо вовлекать подростков в систему дополнительного образования, которая является одним из институтов социализации детей. Но это вовлечение должно быть добровольным, т.к. насильственное воздействие может дать обратный результат.

Для того чтобы социализация была наиболее успешной, в рамках дополнительного образования используют множество различных моделей воздействия. Сюда можно отнести:

  • культурно – досуговые модели, направленные на удовлетворение духовных, физических и других социально – значимых потребностей;

  • модели профессиональной подготовки, которые призваны помочь в формировании профессионального самоопределения;

  • модели оздоровления детей;

  • модели социальной поддержки;

  • модели работы с родителями и семьей;

  • модели социального воспитания детей, направленные на формирование определенной направленности личности: социальной, духовно – нравственной, патриотической, общекультурной и т.п.;

  • модели развития толерантности;

  • модели развития гражданской идентичности;

  • модели духовно – нравственного развития и воспитания, основанных на осознании ребенком общепринятых национальных нравственных ценностей, развития чувства патриотизма и гражданской солидарности, понимании семейных ценностей, преемственности поколений.

По мнению исследователей, современные подростки понимают содержание нравственных отношений к обществу, труду, Родине. Вместе с тем они испытывают трудности в реализации данных отношений. Это зачастую приводит к тому, что они неадекватно оценивают себя и свои качества, не всегда хотят отвечать за свои поступки и часто не задумываются о последствиях того, что ими сделано.

Учитывая все выше сказанное, можно сказать, что участие подростков в системе дополнительного образования способствует организации их нравственного развития.

Для формирования нравственных качеств подростка большое значение имеет внутреннее согласие с самим собой, т.е. объективное отношение к себе, своему внутреннему миру и т.п., умение реально оценивать свои силы и возможности. В подростковом возрасте зачастую можно наблюдать завышенную или заниженную самооценку, что, в свою очередь, оказывает сильное влияние на становление нравственных качеств личности.

Дополнительное образование, с его гибкостью, ориентированностью на творческий потенциал каждого ребенка, создают условия для полноценно нравственного воспитания детей, влияющего на формирование духовных потребностей, развитие моральных качеств.

Учитывая все выше сказанное, мы можем сказать, что целью воспитательной системы в учреждениях дополнительного образования является создание условий для поддержки и активации личностного и духовно – нравственного роста подрастающего поколения.

Выводы по 1 главе

Нравственное воспитание в широком общепедагогическом значении можно расценивать как процесс передачи подрастающему поколению социально – значимого и духовно – нравственного опыта предков.

Личностная направленность нравственного воспитания определяет индивидуализацию в формировании нравственных качеств личности подрастающего поколения, что в свою очередь раскрывает индивидуальность каждого ребенка.

Воспитание нравственных качеств детей, как было указано нами выше, обусловлено условиями и факторами окружающего общества, содержанием социально – нравственного опыта. Учитывая то, что движущей силой процесса воспитания нравственных качеств являются объективные и субъективные противоречия, возникающие в процессе социализации детей, мы можем сказать, что при формировании указанного типа качеств необходимо их учитывать. Быть для подростка другом и наставником. В процессе учебной деятельности это не всегда возможно достичь, поэтому на помощь приходят учреждения дополнительного образования.