И.В. Пинаева,
aспирант I курса кафедры социально-культурная деятельность
Алтайского государственного института культуры.
Научный руководитель – профессор, доктор педагогических наук Г.В. Оленина
НРАВСТВЕННОСТЬ КАК ОСНОВА СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Политика государства в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья вносит свой вклад в формировании в обществе отношения к людям с ОВЗ и о процессе создания специальных условий для получения образования, которые закономерно включают в себя процесс социализации.
Под процессом социализации понимается процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе [ 1 ].
Но проблема в том, что существующие программы по социализации подростков с ОВЗ в большей степени имеют направленность на социальную адаптацию к новым социальным условиям, когда процесс социализации многогранен и невозможно построить программу без учета развития психологических и физиологических особенностей развития данной категории учащихся.
Исходя из вышеуказанного представления понятия социализации, приоритетным все же должно быть овладение подростком социальных норм, правил, ценностей и приобретение им знаний и навыков, которые помогут ему быть социально успешным. И весь этот процесс напрямую связан с социальным взаимодействием.
Понятие «социальное взаимодействие» трактуется по-разному. В учебной и справочной литературе внимание распределяется на разные акценты: обмене действиями, способе осуществления социальных связей, системе взаимообусловленных социальных действий, на процессе воздействия социальных субъектов друг на друга, на отношениях между людьми и социальными группами, либо на поведении индивида.
С точки зрения социальной педагогики социальное взаимодействие — это процесс обмена социальными действиями между двумя социальными субъектами и более, процесс непосредственного или опосредованного воздействия этих субъектов друг на друга [ 3 ].
П. Сорокин рассматривал взаимодействие как обмен, и на этом основании выделял три типа социального взаимодействия:
-обмен идеями (любыми представлениями, сведениями, убеждениями, мнениями и т. д.);
-обмен волевыми импульсами, при которых люди согласуют свои действия для достижения общих целей;
-обмен чувствами, когда люди объединяются или разделяются на основании своего эмоциального отношения к чему-либо (любви, ненависти, презрения, осуждения и т. д.) [ 4 ].
Говоря о процессе социализации подростков с ОВЗ, мы должны понимать, что он, основываясь на социальном взаимодействии решает не только проблемы процесса интеграции индивида в социальную среду, но формирует социальные нормы, правила, ценности, навыки. Но при этом мы хотим обозначить вторую проблему, как при социальном взаимодействии не остаться на уровне формальной передачи норм, правил, ценностей, опыта.
Наша гипотеза строиться на том, что процесс социализации будет эффективным в том случае если процесс социального взаимодействия с подростками с ОВЗ, будет основываться прежде всего на воспитании морали (система принципов, норм и правил должного поведения, то что лежит в основе действия) и нравственности (осмысленности этих действий, внутренняя установка которая определяет, что правильно, что нет).
Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности [ 2 ].
Проблема формирования нравственных качеств личности исследуется в трудах многих ученых. В частности, О.В. Сухомлинского и А. Матвиенко. Моральные качества определяют общественную направленность личности.
Подросток формирует свое нравственное поведение на основе опыта, который накоплен предыдущими поколениями, но усвоение этого опыта — не пассивный процесс, а активный, творческий.
Соответственно этому мы и может определить основные направления социализации подростков с ОВЗ.
Развитие положительных черт характера:
-воспитанность, то есть умение культурно себя вести на людях в любых общественных местах (парк, кафе, офис, театр и так далее). Кроме того, к воспитанности можно отнести и культуру речи. Ведь очень важно, чтобы человек мог изъясняться доступным языком, не коверкая слова и не употребляя ненормативную лексику при этом;
-дружелюбность, то есть доброжелательное отношение к окружающим людям и умение оценивать людей не по их внешнему виду, а по душевным качествам;
- вежливость — умение с должным уважением относится к пожилым и более старшим по возрасту людям, а также своим ровесникам;
-аккуратность определяет человека по тому, как он относится к вещам, предметам и по выполнению каких-либо задач;
-пунктуальность — это качество, из-за которого появляется доверие к человеку, так как намного приятней иметь дело с тем, кто всё сделает вовремя, придёт на встречу в назначенный час, а не опоздает на совещание и так далее;
- уверенность всегда являлась отличительной чертой сильной личности, которая привлекает к себе внимание и заставляет восхищаться ею, так как уверенный в себе человек излучает силу;
-справедливость — это качество, позволяющее человеку различить добро и зло и принять правильное решение, основываясь на своих внутренних эмоциях и мировоззрении;
-преданность — это то, что делает человека особенным. Достоин восхищения тот человек, который предан тому, что он делает, а особенно, когда это качество сильно развито у людей, любящих и дорожащих своей семьёй, друзьями, традициями и иными ценностями;
-общительность — умение входить в контакт с окружающими и поддерживать разговор на все темы;
-решительность — важное моральное качество, необходимое в любом деле. Эта черта характера позволяет быстро принимать правильное решение, не колеблясь долгое время;
-смелость — способность проявлять высокий духовный подъём, придающий силу решить какую-либо задачу;
-бережливость — умение сохранять и дорожить тем, что есть у человека;
-ответственность — умение добросовестно выполнять обещания и быть в ответе за их реализацию;
-скромность — редкая черта, которая характеризуется умением не выставлять свои качества и чувства на показ;
-чувство юмора — умение тонко подшутить над ситуацией в нужный момент. Это очень располагает к себе любого человека и делает обладателя этим качеством интересным собеседником.
Все эти качества нам необходимо формировать в первую очередь. Наиболее эффективно будет освоение проявления тех или нравственных качеств в сопоставлении положительного и отрицательного опыта, через ролевое проигрывание, создание ситуации взаимодействия и личностного отношения к проявлению этих качеств возможных героев. Достигнутым результатом социализации личности подростка с ОВЗ будет являться не отсутствие плохих черт характера, а то, насколько он научился отличать добро от зла и жить в гармонии с самим собой и обществом.
Список литературы:
Ефремова Т. Ф. Современный словарь русского языка три в одном: орфографический, словообразовательный, морфемный: около 20 000 слов, около 1200 словообразовательных единиц. — М.: ACT, 2010. — 699 с.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/koncepciya-duhovnonravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii-1339429.html (дата обращения: 23.09.2018)
Соловцова И.А., Борытко Н.М. Социальная педагогика: учебник для студентов педагогических вузов; под ред. Н.М. Борытко. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. - 40 с.
Сорокин П.А. Система социологии. Т.1. Социальная аналитика: Учение о строении простейшего (родового) социального явления. - М.: Наука, 1993. - 447 с.