О меценатах и меценатстве
Тематический информационно-познавательный час
Он одно за другим отставляет полотна,
И когда, уже после отбора холста,
Осторожным тампоном пылища снята,
На поблекшие краски налипшая плотно,
Невесомая кисть как бы вскользь, мимолетно
Над веками плывет, воскрешая цвета,
И под нею рождается вновь красота,
Что казалась утраченной бесповоротно.
Г. Эдоян
Задачи
1. Ознакомить учащихся с историей появления меценатства на Руси, создание Третьяковсекой галереи.
2. Показать роль и значение информации для знакомства с историей такого явления, как меценатство.
3. Способствовать формирование интереса к получению информационной культуры, развиватьумение слушать, понимать и добывать информацию, размышлять и делать выводы.
4.Способствовать формированию культуры уважения к своей страна, её традициям и обычаям, людям, оставившим после себя добрую память.
Подготовительная работа
1. Предварительное анкетирование по теме.
2.Викторина «Картины Третьяковской галереи».
3.Презентация «По залам Третьяковской галереи».
Анкета для учащихся.
1. Бывал ли ты когда нибудь в художественном музее?
2. Скем ты посещал художественный музей, галерею?
3. Что тебе там больше всего понравилось?
4. Ты рассматривал картины самостоятельно или с экскурсоводом?
5. Имеются ли у вас дома репродукции картин?
6. Какие картины тебе больше нравятся: пейзажи, портреты, натюрморты, исторические картины?
7. Хотелось бы ещё раз побывыать в художественном музее?
8. Какие картины тебе хотелось бы увидеть?
9. Не появлялось ли у тебя желание рисовать самому?
10. Что тебе нравится рисовать?
Ход информационного часа.
Ребята, сегодняшний информационный час мы посвятим сегодня людям, которых в России называют меценатами. Мы будем говорить не только о них, но и о тех славных делах, которые связаны с именами меценатов.
- Знакомо ли вам слово «меценат»?
- Знаете ли вы, откуда оно пришло в русский язык?
- Каких людей называют меценатами?
- Скажите, кто из вас был в картинной галерее? Знакомо ли вам слово Третьяковская галерея? Вспомните, почему её так назвали?
-Вы правы, Её название связано с именами двух братьев – Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых. Именно таких людей называли иназывают меценатами.
Я представляю слово моим помощникам, ребятам, которые готовы помочь нам познакомиться с этим таинственными названиями «меценат»и «меценатство»
1 ученик. Слова «меценат» произошло от имени богатого римскогро патриция Мецената, помогавшего поэтам и писателям, у которых было мало денег. Меценат не только снабжал их деньгами, но и покупол их творения, которые оставлял в своей библиотеке.
Самыми знаменитыми поэтамиРима были Вергилий и Гораций. Вергилий написал поэму «Энеида», по которой в римских школах учили читать и писать. Гораций известен тем, что написал стихотворение «Памятник», прочитав которое А.С.Пушкин написал своё знаменитое стихотворение «Памятник».
В энциклопедии коворитсяо том, поэты Вергилий и Горацио познакомились с Меценатом, богатым римским патрицием, который был другом самого императора. Он познакомил их с императором, а Горацию он подарил дом и участок земли, чтобы тот мог писать свои поэмы, ни о чём не заботясь.
2 ученик. Именно так в 19 веке поступали братья Третьяковы. Павел Михайлович положил начало собиранию коллекции картин русских художников. Он был очень обеспеченным человеком, ему нравилось изобразительное искусство. Он часто приглашал художников к себе вгости, помогал им материальными средствами.
В 1856 году, когда ему было всего 24 года, он начинает собирать произведения русского изобразительного искусства. Это были картины, которыми сегодня любуется весь мир. Картин в собрании Третьякова становилось с каждым днём всё больше, а места в доме всё меньше. И тогда он решил сделать так, чтобы картины чувствовали себя уютно. И он решил построить для них отдельный дом.
А как это было, мы узнаем из рассказа Н.Ненарокова «Почётный гражданин Москвы».
Учитель читает (в ходе чтения учаиеся знакомятся с картинами, упомянутыми в рассказе)
«Почётный гражданин Москвы»
(отрывок)
Павел Михайлович который раз ходил из комнаты в комнату, раздумывая, куда же примостить новые приобретения. В кабинете все забито битком. В гостиной простенки меж окон уже заняты. Против окон — «Княжна Тараканова», над большим диваном «Привал арестантов», над угловым, по одной стене — «Мальчики мастеровые», по другой — «Охотники». В широком простенке, по бокам небольшого буфетика, над которым висели часы, — «Рыболов» и «Странник», тоже Перова. Нет, в гостиной явно негде было вешать. Павел Михайлович опять перешел в столовую и наконец с трудом выбрал место. Развешивая картины, он приговаривал, вздыхая:
— Тесно, до чего тесно!
— Перестань покупать, — лукаво прищурился Александр Степанович Каминский, пришедший с Соней проведать родных.
Павел Михайлович, обернувшись, молча наградил его негодующим взглядом. Архитектор обезоруживающе улыбнулся в ответ и спокойно, весело посоветовал:
— Тогда строй помещение.
Третьяков оставил картины, посмотрел на зятя.
— Думаешь? Я и сам так считаю. Давно уже, — сказал он, помолчав. — А за проект возьмешься?...
…Он вышел на воздух, завернул за южный угол дома и погрузился в густую тень грушевого сада. Крепкие большие деревья слегка шелестели листвой, и плоды, ровные, чуть зарумянившиеся, висели как игрушечные. Третьякову было бесконечно жаль уничтожать этот славный уголок сада. Но место его уже принадлежало галерее. Павел Михайлович постоял, трогая ветви деревьев, словно прося прощения за то, что их придется тревожить: выкапывать, пересаживать, может, тем самым погубить. Он любил природу не меньше произведений искусства, потому, наверное, и к пейзажам особое пристрастие питал. Но сейчас приходилось жертвовать одним во имя другого. И, конечно, грушевые деревья, каких много, должны были уступить место бесценным художественным творениям. Павел Михайлович вздохнул и уверенным шагом направился в комнаты, к Каминскому.
— Откладывать нечего, Саша. Пора начинать. Только, будь другом, последи, чтоб с грушами поаккуратнее.
- Ребята, в рассказе мы встретились с П.М.Третьяковым в самый трудный период его жизни. Если вы внимательно слушали рассказ, то ответите на вопросы.
- Почему этот период его жизни бвл трудным?
- Каким, по вашему мнению, был П.М.третьяков?
-Какие факты из рассказа свидетельствуют о том, что это был очень добрый человек?
-Как вы думаете, как поступил П.М. Третьяков с галереей после её строительства?
-Давайте послушаем ребят.
3 ученик. Вскоре в Лаврушенском переулке Москвы появилось здание Третьяковской галереи. А в 1892 году все собрания коллекций картин и само здание он подарил г. Москве. П.М.Третьяков, меценат и ценитель искусства, собиратель картин стал почётиным гражданином Москвы.
Государственная Третьяковская галерея стала самым крупным художественным музеем России.
- Меценатами были не только братья Третьяковы. Известным русскиммеценатом был Сава Иванович Мамонтов, имя его так же известно тем, что он провёл железные дороги на севере и юге России.
4 ученик. Кому из нас не известна картина «Богатыри»? А она могла бы вообще не появиться если бы не С.И.Мамонтов. Он купил под Москвой в Абрамцове имение, в котором создал художественную мастерскую. Он тоже любил искусство и знал как трудно художнику и его семья заработать деньги на жизнь, поэтому решил создать в своей мастерской условия для работы художников, чтобы помочь им творить.
В Абрамцове жили и работали такие русские художники, как Репин, Серов, Коровин, Врубель, Васнецов создал здесь своих знаменитых «Богатырей».
5 ученик После художественной мастерской в Абрамцеве появилшась гончарная мастерская, окрыли столярный цех, цех резьбы по дереву. Если бы не меценат С.И.Мамонтов, возможно, не появились бы в России картины, которыми люди не перестают любоваться и сегодня.
Говоря спасибо художникам, мы не должны забывать о тех людях, которые помогали раньше и помогают в наши дни состояться художникам в творчестве. Это люди, которых называют меценатами.
- Мы познакомились с замечательным словом «меценат». От этого слова веет добром,добром к людям которые создают красоту. Зачастую именно благодаря меценатам шедевры попадают в музей.
- А что такое музей?
- В каких художественных музеях вы побывали?
- Что вам там понравилось?
- Давайте проведём небольшую викторину, посвящённую музеям России.
Викторина
Музеи России
1. Какой музей России стал первым музеем художественных ценностей?
2.Где находится и когда был создан музей сокровищ русской и зарубежной живописи – Эрмитаж?
3. Что означает слово – Эрмитаж?
4. Сколько музейных залов в Эрмитаже?
5. Чьё имя носит музей изобразительных искусств в Москве?
6. Как называется самый большой музей Франции?
7. Какой инструмент является главным инструментом художника?
8.Что означает слово подлинник, касающееся художественных произведений?
9.Что такое репродукция?
10. Что такое подрамник?
11.Что такое художественный салон?
12. Можно ли рисовать картины углём?
Ответ.
1. Кунсткамера.
2. Санкт-Петербург, 1764г.
3. Уединённое место. Одинокий дом. ( с французского)
4. 350 залов
5. А.С.Пушкина.
6. Лувр.
7.Кисть.
8.Единственное произведение, созданное художником, не похожее на другие.
9. Произведение, сделанное на основе фотографии подлинника или срисованное с подлинника.
10. Деревянный каркас, на который натягивается холст, для будующей картины.
11. Место, где выставляются картины для продажи.
12. Да. Их рисуют графики.