СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О работе школьного консилиума с детьми овз

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

О положительной работе щкольного ПМПк с детьми ОВЗ и проблемами.

Просмотр содержимого документа
«О работе школьного консилиума с детьми овз»



Помощь детям с особыми образовательными возможностями в рамках деятельности школьного ПМПк


Храмцова Л.В. МКОУ «Черницынская» средняя общеобразовательная школа, Октябрьский район, Курская область


Школьная жизнь для учеников – это новые знания, интересные открытия, это общение, занятия по интересам. Но нередко школьники сталкиваются с трудностями: не справляются с учебой, возникают проблемы во взаимоотношениях с окружающими. Чаще такие проблемы появляются у детей с особыми образовательными возможностями. Именно эти дети нуждаются в специальной квалифицированной помощи. Для оказания такой помощи в нашей школе создана служба психолого-медико-педагогического сопровождения, специалисты которой организуют, координируют, оптимизируют деятельность всей группы сотрудников школы, работающих с такими детьми. Эта служба, прежде всего, призвана действовать в интересах ребенка, её работа направлена на оказание помощи в преодолении учебной неуспешности и дезадаптации, на создание определенной социальной среды, которая будет способствовать личностному развитию ребенка. Благодаря психолого-медико-педагогическому сопровождению некоторым школьникам удаётся избежать перевода на специальное коррекционное обучение. Но если после всех мер помощи обучающийся продолжает испытывать большие трудности в учении, его направляют на ПМПК области для углубленной диагностики и выбора дальнейшего образовательного маршрута. Часто такие дети получают рекомендации к обучению по программе специальных коррекционных классов для детей с задержкой психического развития.

В нашей школе такие дети обучаются инклюзивно в классах. Цель обучения таких детей – это создание в школе целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для них с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психологического здоровья. Работа с этими обучающимися строится по двум направлениям: актуальному – направленному на решение уже имеющихся проблем; перспективному – направленному на профилактику отклонений в развитии и обучении. В реализации этих направлений принимают участие все члены психолого-медико-педагогического консилиума. Проводится всестороннее психолого-педагогическое изучение ребенка с целью построения программы развития. Педагог-психолог диагностирует состояние эмоциональной сферы, дает оценку процессам мышления, памяти, внимания, восприятия. Учитель-логопед обследует состояние устной и письменной речи. Проводит регулярные занятия по коррекции речи, опираясь в своей работе на разработанные индивидуально-ориентированные и групповые программы. Педагоги, входящие в состав ПМПк, выявляют уровень усвоения ребенком учебного материала по предметам и составляют заключение о соответствии знаний, умений и навыков учащихся предлагаемым учебным программам. Выявляют трудности и особенности, проявляющиеся при подготовке домашних заданий, при устных и письменных ответах на уроке, особенности ответов у доски, затруднения, возникающие в процессе усвоения нового материала или повторения пройденного. Выявляют показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях. Собранная информация должна четко отражать особенности адаптации ребенка к школе и обстоятельства, отрицательно влияющие на этот процесс, потому что именно эта информация должна лечь в основу коррекционной работы. Центральными темами в обследовании также являются межличностные, социальные, семейные проблемы детей. Изучаются воспитательные возможности семьи. В процессе работы используются следующие методы сбора информации: анкетирование, тестирование, наблюдение, беседы. Проводится большая просветительская работа с родителями обучающихся. Их вооружают необходимыми знаниями основ психологии и педагогики, знакомят с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста. В дальнейшей работе ПМПк именно родители являются активными помощниками в преодолении трудностей у детей. В деятельности службы психолого-медико-педагогического сопровождения важное место занимают отслеживание динамики развития обучающихся, подбор основных параметров коррекционной работы с учетом динамики, постоянное сотрудничество с педагогами и родителями по выработке общих подходов, единой стратегии работы с детьми, своевременное консультирование по возникающим вопросам и трудностям. За время работы школьного психолого-медико-педагогического консилиума наблюдается положительная динамика в развитии и успеваемости каждого ученика. Все дети заканчивают учебный год на удовлетворительные оценки, у них расширяется кругозор, увеличивается словарный запас, развиваются коммуникативные навыки, они могут осуществлять самоконтроль, самостоятельно планировать, давать самооценку. Все это характеризует продвижение школьника в развитии его субъектно-личностной позиции.

В школе организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение, а также создан особый моральный психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах, основанный на понимании проблем ребенка. Позитивное общение способствует формированию познавательной активности, пробуждает веру в свои силы. Каждый член консилиума имеет свой участок работы. Большое значение для них имеют логопедические занятия: коррекция фонетических нарушений, расширение словарного запаса, работа над связной речью. Суть психологической работы состояла в снятии нервно-психического напряжения; коррекции самооценки; развитии психических функций: памяти, мышления, воображения, внимания; преодолении пассивности; формировании самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции; преодолении отчужденности и формировании коммуникативных навыков. На протяжении долгого времени многие наблюдаются у невролога и получают необходимое лечение. Педагогами в основу своей работы с каждым ребенком были положены принципы развивающего обучения, деятельностного подхода , индивидуализации обучения. Выявление зоны ближайшего развития осуществлялось посредством 3 основных видов помощи – стимулирующей, направляющей и обучающей. Большую роль в работе играет поэтапное формирование умственных действий, развитие мотивационного, операционального и контрольно-оценочного компонентов. Со стороны родителей, а так же опекунов, если такие имеются проявляется большое внимание к проблемам, оказывается всесторонняя помощь, осуществляется забота о ребенке. Все это способствует успешному усвоению программного материала, социализации и адаптации. Они успешно учатся, активно участвуют в делах класса, общительны, дружелюбны, имеют друзей.

Однако в нашей работе есть проблемы, связанные с детьми из неблагополучных семей. Родители которых не следят за их здоровьем , вовремя не выполняют рекомендаций специалистов ПМПк . Дети не могут быть адаптированы и социализированы «сами по себе», отдельно от родительской заботы, помощи и внимания. Практика показывает, что такие обучающиеся испытывают больше затруднений в учении и общении по сравнению с другими детьми. И со стороны специалистов ПМПк им уделяется особое внимание.

С каждым годом ПМПк нашей школы выходит на качественно новый уровень. В настоящее время можно сказать о том, что работа школьного консилиума имеет свою специфику, смысл которой – создание в рамках школы условий адекватных индивидуальным и возрастным особенностям развития ребенка.