« Унылая пора! Очей очарованье!»- невольно приходят на ум слова великого поэта, когда утром заходишь во двор нашей школы. Сверкают на солнце, одетые в золото, красавицы березы, ярким ковром пламенеют на клумбах изумительные осенние цветы, горят, как алые фонарики, кисти рябин, манят к себе красно- коричневые ягоды боярышника. А вокруг этого великолепия на высоком постаменте бюст Пушкина, он будто встречает чуть заметной полуулыбкой всех приходящих в школу. Здравствуй, школа!
Странные все - таки эти люди, учителя! Платят мало, работа нервная. Что ими движет? Подобные рассуждения нередко слышишь из уст знакомых, родителей, самих учеников. В ответ я приведу один пример. Я шел в школу, остановился полюбоваться высоким кленом, щедро роняющим на землю красно-желтую листву. Я стоял осторожно, боясь наступить на костер из ярких листьев. Мои ученики, стайкой спешащие на урок, заинтересованно остановились рядом. Я протянул им кленовый лист, огромный, разлапистый, ярко-желтый, испещренный зелеными прожилками: « Посмотрите на эту красоту! Это подарок осени, теплый живой фонарик ». Удивление, восторг, озарение-все можно было прочитать на их лицах.
Вот и ответ, почему мы работаем в школе. Научить видеть, слышать, чувствовать, сопереживать, сострадать, любить этот мир, знать и понимать добро и зло, дарить людям радость. Школа - наш второй дом, наша семья. Это не расхожие фразы, это действительно так. Ты проживаешь с детьми годы, учишь и воспитываешь, радуешься и огорчаешься, прирастаешь к ним душой. Они заполняют весь твой мир, они становятся родными. А потом , сдав экзамены в выпускных классах, они уходят из школы. И ты будто осиротел. А потом все повторяется вновь: галдящие несмышленыши-пятиклассники, твои новые дети, выбор актива, классные часы, походы, экскурсии, учеба. Ты даешь детям не только знания, ты отдаешь им свою жизнь. В школьной круговерти порой и не замечаешь, как уходят годы, как безжалостно старит зеркало, как незаметно берут в плен болезни. Но в школу ты должен явиться в полной форме: красивый и аккуратный, приветливый и довольный. Иногда школу сравнивают с театром : зрители - это дети, а актер на сцене – это учитель. Знаю одно: игра должна быть достойная, фальшь зритель заметит сразу.
Статистика - серьезная вещь, но и она не сможет посчитать, сколько учительских лет ушло в детские сердца, сколько в них вложено сил, здоровья. К сожалению, сиюминутный результат в нашей работе редок, он чаще всего в перспективе. И как же бывает радостно, когда узнаешь про успехи детей . Многие дети благодарны своим учителям. Это особенно заметно и в наш профессиональный праздник – День учителя, и в ежегодный День встречи выпускников. Да, сейчас роль учителя в стране несколько принижена, интересные, умные, талантливые учителя, стыдясь, обижаясь, досадуя на невнимание к себе со стороны государства, стараются удержаться на плаву. Некоторые учителя, не выдержав невзгод и тягот, уходят из школы. Да и современные дети (это ни для кого не является секретом ) требуют к себе особого понимания.
Все в современной школе сейчас держится на учителях-женщинах. Ничего страшного в этом нет : кто как ни женщина- мать способна и понять, и простить, и приласкать. Женщины в школе - это и уют, и красота, и особая теплая атмосфера, и материнская любовь.
Канули в Лету тяжелые девяностые годы. Перестала существовать страна, в которой мы родились и которую любили, пришли потрясения, принесшие людям и разочарование во всем, и безверие, и невзгоды, и отчаяние. Мы, учителя, видели, как в агонии корчится страна, как в семьи приходит горе, как рушится то, во что свято верили. Нелегко было и школе : месяцами люди не получали денег за свою работу, возникло много проблемных семей, которые перестали заниматься воспитанием своих детей. В городе, один за одним, как грибы после дождя, появлялись детские дома. Мы впервые приняли в школьную семью воспитанников из детского дома № 72. Многим тогда казалось, что школа просто не сможет адаптировать такое количество очень трудных детей. Жесткие, озлобленные, не верящие никому и ни во что, много раз преданные и униженные, они держались в школе особняком. Сжатые в кулак, циничные, грубые, они не хотели жить по школьным правилам. А школа была тем островком благополучия, заботы, любви, о который разбивались волны ненависти, равнодушия, эгоизма. Терпением, добротой, заботой, искренним участием в судьбе каждого ребенка удалось добиться того, что дети из детского дома нам поверили, оттаяли душой, стали улыбаться. Не всех, к сожалению, удалось наставить на путь истинный, кто - то так и не смог выбраться из окутавшей его ранее паутины зла. Много талантливых и одаренных детей из детского дома воспитала школа. Низкий поклон воспитателям и администрации детского дома за понимание и поддержку. Мы работали с ними единой командой.
Школа выстояла и тогда, когда грянул дефолт. Скудное финансирование школы, обнищание семей, хаос в стране - все это легло тяжким бременем на школу. Но школа жила, жила полнокровной жизнью, учила и воспитывала, оберегала от невзгод, дарила веру ученикам, учителям, родителям. Театральный кружок, вокальная группа, кружок изобразительного искусства, различные спортивные секции, литературные вечера, научное общество « Логос», лингвистический кружок « Парус»- вот то немногое, чем жила школа в те непростые времена. Наши ученики блистали на всевозможных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях. Чего стоит только имя Черепанова Евгения, обладателя золотой медали на Международном конкурсе математиков в Аргентине. Отличники, медалисты поступали в престижнейшие вузы страны, принося славу и почет родной школе.
Школа сдерживала слезы и скорбела со всей страной, когда Россию захлестнула волна террора. Беслан, Каспийск, Волгодонск, Москва. Рушились от взрывов дома, падали угнанные террористами самолеты, гибли от рук мракобесов захваченные в плен заложники. Подавленная и оглушенная страшными событиями, школа все же не имела права опускать руки, поддаться панике: она берегла и защищала детей. Говорят, что в самые трудные для страны времена спасают прежде всего стариков и детей. Стариков - чтобы не потерять память поколений, детей - чтобы сохранить будущее страны. Школа сохранила детей, помогла им не потерять веру в добро и справедливость.
Многое изменилось в школе с тех непростых времен. Наши выпускники сами стали родителями, кто-то сделал прекрасную карьеру, найдя себя в бизнесе, педагогике, медицине. Школа всегда рада своим выпускникам, она приветливо распахивает двери в самый радостный для всех праздник- праздник встречи выпускников. Сожаление, растерянность, даже подавленность читается в глазах выпускников, когда они не могут найти кого-то из любимых учителей. Как верно сказал классик: « Иных уж нет, а те далече». Жизнь вносит свои коррективы и в школу. Это невыносимо больно провожать своих коллег в последний путь. Отдав сердце детям, они навсегда уходят в другой мир. Память о них остается в школе, в душах учителей и детей.
Наша школа всегда славилась своими добрыми традициями, опытными педагогами, неповторимым микроклиматом. Готовность в любую минуту прийти на помощь, поддержать добрым словом, порадоваться успехам коллег, согреть теплом своей души - малая толика того, что отличает нашу школу от других школ. В трудной профессии педагога благоприятная атмосфера в коллективе играет огромную роль. Этим школа держится, этим она и хороша. И в праздники, и в будни, и в радости, и в горе – всегда мы вместе. У каждого из нас по - разному складывается собственная жизнь, но как приятно сознавать, что тебя всегда поймут, поддержат в родном коллективе. Мы скучаем без школы, когда отдыхаем на каникулах, мы только о детях и говорим, будучи на каком- либо празднике. Это наша жизнь, без этого мы уже не можем. Д. Лихачев сказал, что
« щедрость души - залог успеха педагогического коллектива ». Школа богата щедростью душ. Достоевский писал, что « красотой спасется мир ». А еще, я думаю, добротой и милосердием. Никаких рецептов по исправлению человеческих душ придумывать не надо. Все уже давным-давно изложено в Библии. Надо просто постараться жить душевнее.