Государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области
« Ярославский автомеханический колледж »
Обобщающая игра к разделу 1«Введение в философию и ее история»
по дисциплине «Основы философии»
для всех специальностей
Разработчик:
Преподаватель________________________ Буйлова Е.В.
ОДОБРЕНА И
РЕКОМЕНДОВАНА
предметно-цикловой комиссией
общих гуманитарных дисциплин, экономики и управления
Председатель ПЦК
________________.Гансбкргская И.А.
2017
Спецификация
обобщающей игры к разделу 1 «Введение в философию и ее история».
Цель:
Проверить и закрепить знания, умения и навыки, полученные в результате изучения раздела1 «Введение в философию и ее история».
Проверяемые умения и знания:
В результате проведения игры у студентов проверяются умения:
работать с источниками;
- обосновывать свою точку зрения;
- ориентироваться в философских школах и направлениях;
-анализировать работы философов различных школ и направлений.
И закрепляются знания:
- понятиий: антропоцентризм, гуманизм, дедукция, индукция, модус, монада, монотеизм, натурфилософия, пантеизм, эйдос, майевтика, патристика, креационизм, схоластика, теодиция, априори, апостериори, богочеловечество, соборность, герменевтика, феноменология, философия жизни, фрейдизм и т.д.
- основных философских школ прошлого и современности, их представителей.
Форма проведения:
Игровая форма ( студенты делятся на 6 команд по 4-5 человек в каждой). Каждая команда получает задания на карточках, в которых записывает правильные ответы.
Время:
45 мин.
Оборудование:
раздаточный материал: бланки ответов - карточки с заданиями (приложение 1), сводная таблица результатов игры (приложение 2)
Критерии оценки:
Оценки выставляются каждому студенту исходя из общего итога игры, т.е. места, которого заняла команда и набранных ею баллов. Максимальное количество за все туры – 23 балла.
Оценка «5» ставится за 19-23 балл.
Оценка «4» - 14-18 баллов.
Оценка «3» - 10-13 баллов.
Оценка «2» - 0-9 баллов.
Структура контролирующего материала:
Задание №1: Из перечня философов различных эпох команда должна выбрать авторов крылатых фраз и выражений.
Задание №2: Каждая команда должна записать по 5 особенностей философского периода, указанного на карточке с заданием.
Задание№3: Из предложенных слов выбрать философское понятие и составляет определение к нему.
Задание №4: Каждой команде нужно соотнести понятие с именем философа, для философии которого оно наиболее характерно.
Задание №5: Команда письменно отвечает на 3 вопроса, связанных с особенностями основных философских направлений и их представителями.
Рекомендуемая литература:
Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. М, «Академия», 2010, 256с ( с хрестоматией).
Губин В.Д. Основы философии ,Учебное пособие для среднего профобразования, М. Форум, Инфра – М, 2010. 288с.
Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. М.:Университетская книга; Логос, 2009. 286с.
Философия: Конспект лекций/ сост. Н.Ольшевская. М.: АСТ; СПб. 2010, 160 с.
Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. 337 с.
Балашов В.Е. Занимательная философия. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº». 2008. 172с.
Краткий философский словарь/Под ред. А.П. Алексеева. – М.: РГ-Пресс. 2010. 496 с.
Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие / Пер. с англ. В.И.Кузнецова. – М.: Гуманитарно-издательский центр Владос. 2008. 799 с.
Приложение 1
Задания для команд и правильные ответы.
Задание № 1. Найдите и запишите авторов следующих крылатых фраз и выражений
(на выполнение 5 мин., 1 балл за каждый правильный ответ):
«Знание – сила!»________________________________
«Для политика цель оправдывает любые средства её достижения»______________________
«Перед законом все равны»_______________________
«Не бог создал человека, а человек бога»___________________________
Пифагор | Н. Макиавелли (2) | Б. Спиноза | К. Маркс |
Сократ | Т. Кампанелла | Дж. Локк (3) | А.Шопенгауэр |
Аврелий Августин | Т. Мор | И. Кант | Ф. Ницше |
Фома Аквинский | Ф. Бэкон (1) | Г. Гегель | Ж.-П. Сартр |
Дж. Бруно | Р. Декарт | Л. Фейербах (4) | З. Фрейд |
Задание № 1. Найдите и запишите авторов следующих крылатых фраз и выражений:
(на выполнение 5 мин., 1 балл за каждый правильный ответ):
«Жизнь человека – это цепь случайностей»_______________________________
«Практика – критерий истины»____________________________
«Земля – одна из миллиона подобных ей песчинок в потоке мироздания»____________
«Единое – это число»________________________________
Пифагор (4) | Н. Макиавелли | Б. Спиноза | К. Маркс (2) |
Сократ | Т. Кампанелла | Дж. Локк | А.Шопенгауэр |
Аврелий Августин | Т. Мор | И. Кант | Ф. Ницше |
Фома Аквинский | Ф. Бэкон | Г. Гегель | Ж.-П. Сартр (1) |
Дж. Бруно (3) | Р. Декарт | Л. Фейербах | З. Фрейд |
Задание № 1. Найдите и запишите авторов следующих крылатых фраз и выражений:
(на выполнение 5 мин., 1 балл за каждый правильный ответ):
«Рассудок диктует законы природы»_____________________________
«Человек – это болезнь на теле Земли»___________________________
«Познай себя!»_______________________________
«Бог – это абсолютно простое существо, чистая форма»___________________________
Пифагор | Н. Макиавелли | Б. Спиноза | К. Маркс |
Сократ (3) | Т. Кампанелла | Дж. Локк | А.Шопенгауэр |
Аврелий Августин | Т. Мор | И. Кант (1) | Ф. Ницше (2) |
Фома Аквинский (4) | Ф. Бэкон | Г. Гегель | Ж.-П. Сартр |
Дж. Бруно | Р. Декарт | Л. Фейербах | З. Фрейд |
Задание № 1. Найдите и запишите авторов следующих крылатых фраз и выражений:
(на выполнение 5 мин., 1 балл за каждый правильный ответ):
«Я мыслю – значит существую!»_________________________________
«Самоубийство – это капитуляция перед волей»______________________________
«Общественный труд – это солнце человека»_________________________
«История – это борьба града Божьего и града земного»_________________________
Пифагор | Н. Макиавелли | Б. Спиноза | К. Маркс (3) |
Сократ | Т. Кампанелла | Дж. Локк | А.Шопенгауэр (2) |
Аврелий Августин (4) | Т. Мор | И. Кант | Ф. Ницше |
Фома Аквинский | Ф. Бэкон | Г. Гегель | Ж.-П. Сартр |
Дж. Бруно | Р. Декарт (1) | Л. Фейербах | З. Фрейд |
Задание № 1. Найдите и запишите авторов следующих крылатых фраз и выражений:
(на выполнение 5 мин., 1 балл за каждый правильный ответ):
«Жизнь наполнена страхами и неврозами»_______________________________
«Мировой дух скомандовал времени «вперед!»___________________________
«Знающий человек не сделает зла»_____________________________
«Бог умер, но пусть живет сверхчеловек!»____________________________
Пифагор | Н. Макиавелли | Б. Спиноза | К. Маркс |
Сократ (3) | Т. Кампанелла | Дж. Локк | А.Шопенгауэр |
Аврелий Августин | Т. Мор | И. Кант | Ф. Ницше (4) |
Фома Аквинский | Ф. Бэкон | Г. Гегель (2) | Ж.-П. Сартр |
Дж. Бруно | Р. Декарт | Л. Фейербах | З. Фрейд (1) |
Задание № 1. Найдите и запишите авторов следующих крылатых фраз и выражений:
(на выполнение 5 мин., 1 балл за каждый правильный ответ):
1) «Идеи – это единое, а их воплощение в вещах и предметах – многое»_________________
2) «Я мыслю, значит существую»______________________________________
3) «Разум человека стремиться выйти за свои границы»_____________________________
4) «Идеалы христианства малокровные»__________________________________________
Сократ | Н. Макиавелли | Б. Спиноза | К. Маркс |
Платон (1) | Т. Кампанелла | Дж. Локк | А.Шопенгауэр |
Аврелий Августин | Т. Мор | И. Кант (3) | Ф. Ницше (4) |
Фома Аквинский | Ф. Бэкон | Г. Гегель | Ж.-П. Сартр |
Дж. Бруно | Р. Декарт (2) | Л. Фейербах | З. Фрейд |
Задание № 2. Перечислите 5 особенностей философского периода:
(5 мин.; 5 баллов за полностью правильно выполненное задание)
№ | Особенности античной философии |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
Задание № 2. Перечислите 5 особенностей философского периода:
(5 мин.; 5 баллов за полностью правильно выполненное задание)
№ | Особенности средневековой философии |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
Задание № 2. Перечислите 5 особенностей философского периода:
(5 мин.; 5 баллов за полностью правильно выполненное задание)
№ | Особенности философии эпохи Возрождения |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
Задание № 2. Перечислите 5 особенностей философского периода:
(5 мин.; 5 баллов за полностью правильно выполненное задание)
№ | Особенности философии Нового времени |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
Задание № 2. Перечислите 5 особенностей философского периода:
(5 мин.; 5 баллов за полностью правильно выполненное задание)
№ | Особенности постклассической немецкой философии |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
Задание № 2. Перечислите 5 особенностей философского периода:
(5 мин.; 5 баллов за полностью правильно выполненное задание)
№ | Особенности классической немецкой философии |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
Задание № 3. Из перечисленных слов составьте философское определение:
(6 мин., 2 балла за правильное определение)
взгляды, мировоззрение, к нему, и, человека, это, мир, отношение, на, совокупность, в целом ___________________________________________________________________ (Ответ: мировоззрение-это совокупность взглядов на мир в целом и отношение человека к нему)
связь, и, диалектика, принцип, развитие, это, всеобщий
________________________________________________________
(Ответ: диалектика – это принцип всеобщей связи и развития)
Задание № 3. Из перечисленных слов составьте философское определение:
(6 мин., 2 балла за правильное определение)
бытие, поиск, человеческое, это, главные, нахождение, на, философия, и, ответы, вопросы
____________________________________________________________________
(Ответ: философия – это поиск и нахождение ответов на главные вопросы человеческого бытия)
свобода, право, творчество, на, это, признание, гуманизм, человека, счастье
____________________________________________________________________
(Ответ: гуманизм – это признание права человека на свободу, творчество, счастье)
Задание № 3. Из перечисленных слов составьте философское определение:
(6 мин., 2 балла за правильное определение)
способности, это, в, человеческий, неограниченный, рационализм, вера, разум
__________________________________________________________________
(Ответ: рационализм – это вера в неограниченные способности человеческого разума)
взгляды, мировоззрение, к нему, и, человека, мир, это, отношение, на, совокупность, в целом ____________________________________________________________________
(Ответ: мировоззрение – это совокупность взглядов на мир в целом и отношение человека к нему)
Задание № 3. Из перечисленных слов составьте философское определение:
(6 мин., 2 балла за правильное определение)
установление, бог, и, культ, обряды, с, это, для, система, отношения, вероучения
____________________________________________________________________
(Ответ: культ- это система обрядов и вероучений для установления отношений с богом)
борьба, в, мир, диалектика, и, это, всего, противоположность, единство, принцип
______________________________________________________________
(Ответ: диалектика – это принцип единства и борьбы противоположностей всего в мире)
Задание № 3. Из перечисленных слов составьте философское определение:
(6 мин., 2 балла за правильное определение)
не конфликт, за, возможность, границы, критика, а, это, выйти, разум, свой
_______________________________________________________________
(Ответ: критика – это не конфликт. А возможность выйти за границы своего разума)
2) бытие, и, на, человеческое, нахождение, философия, главные, поиск, ответы, вопросы, это
______________________________________________________________
(Ответ: философия – это поиск и нахождение ответов на главные вопросы человеческого бытия)
Задание 3. Из перечисленных слов составьте философское определение:
(6 мин., 2 балла за правильное определение)
мир, это, вера, в, мировоззрение, форма, на, религия, сверхъестественный, основанный__________________________________________________________
(Ответ: религия – это форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественный мир)
не утверждать, философ, ничего, это, сомневаться, который, скептик, ничего, во всём, и, не, отрицать________________________________________________
(Ответ: скептик – это философ, который ничего не утверждает и ничего не отрицает, во всём сомневается).
Задание 4. Соотнесите понятие и философа:
(5 мин., за полностью правильно выполненное задание 5 баллов)
утопия | 1. Дж. Бруно |
2. антиномии | 2. Т. Мор |
3. идеи | 3. В.С.Соловьев |
4. майевтика | 4. Сократ |
5. София-мудрость | 5. Платон |
| 6. И.Кант |
Ответы: 1-2; 2-6; 3-5; 4-4; 5-3.
Задание 4. Соотнесите понятие и философа:
(5 мин., за полностью правильно выполненное задание 5 баллов)
индукция | 1. И.Кант |
2. дедукция | 2. Т. Мор |
3. воля к власти | 3. Аристотель |
4.критика | 4. Ф. Ницше |
5.форма | 5. Р.Декарт |
| 6. Ф.Бэкон |
Ответы: 1-6; 2-5; 3-4; 4-1; 5-3.
Задание 4. Соотнесите понятие и философа:
(5 мин., за полностью правильно выполненное задание 5 баллов)
антропологический материализм | 1. З.Фрейд |
2. «идолы рода» | 2. Аврелий Августин |
3. «град Божий» | 3. Ф.Бэкон |
4.рационализм | 4. Р.Декарт |
5.психоанализ | 5. Платон |
| 6. Л. Фейербах |
Ответы: 1-6; 2-3; 3-2; 4-4; 5-1.
Задание 4. Соотнесите понятие и философа:
(5 мин., за полностью правильно выполненное задание 5 баллов)
доказательства Бога | 1. Фома Аквинский |
2. эмпиризм | 2. Л.Фейербах |
3. всеединство | 3. В.С.Соловьев |
4. майевтика | 4. Сократ |
5. природа-материя | 5. Платон |
| 6. Ф.Бэкон |
Ответы: 1-1; 2-6; 3-3; 4-4; 5-2.
Задание 4. Соотнесите понятие и философа:
(5 мин., за полностью правильно выполненное задание 5 баллов)
априорное познание | Н.А.Бердяев |
2. практика | 2. Ф.Ницше |
3. либидо | 3. З.Фрейд |
4.идея | 4. К.Маркс |
5.сверхчеловек | 5. Платон |
| 6. И.Кант |
Ответы: 1-6; 2-4; 3-3; 4-5; 5-2.
Задание 4. Соотнесите понятие и философа:
(5 мин., за полностью правильно выполненное задание 5 баллов)
1.индукция | 1. А.Шопенгауэр |
2. общественный труд | 2. Ф.Ницше |
3. воля | 3. З.Фрейд |
4.идея | 4. К.Маркс |
5.сверхчеловек | 5. Платон |
| 6. Ф.Бэкон |
Ответы: 1-6; 2-4; 3-2; 4-5; 5-2.
Задание 5. Ответьте на следующие вопросы:
мин., за 1-й вопрос – 1 балл, за 2 и 3-й – по 2 балла)
1)Идеализм-это…______________________________________________________
____________________________________________________________________
2)Философами – представителями идеализма считаются…____________________
____________________________________________________________________
3)Почему?_____________________________________________________________
Задание 5. Ответьте на следующие вопросы:
(7 мин., за 1-й вопрос – 1 балл, за 2 и 3-й – по 2 балла)
Материализм - это…__________________________________________________
____________________________________________________________________
Философами – представителями материализма считаются…_________________
____________________________________________________________________
Почему?_____________________________________________________________
Задание 5. Ответьте на следующие вопросы:
мин., за 1-й вопрос – 1 балл, за 2 и 3-й – по 2 балла)
1)Гностицизм - это…__________________________________________________
____________________________________________________________________
2)Философами – гностиками материализма считаются…_________________
____________________________________________________________________
3)Почему?___________________________________________________________
Задание 5. Ответьте на следующие вопросы:
мин., за 1-й вопрос – 1 балл, за 2 и 3-й – по 2 балла)
1)Агностицизм - это…__________________________________________________
____________________________________________________________________
2)Философами – представителями агностицизма считаются…_________________________________________________________
____________________________________________________________________
3)Почему?_____________________________________________________________
Задание 5. Ответьте на следующие вопросы:
мин., за 1-й вопрос – 1 балл, за 2 и 3-й – по 2 балла)
1)Идеализм - это…__________________________________________________
____________________________________________________________________
2)Философами – представителями идеализма считаются…_________________
____________________________________________________________________
3)Почему?__________________________________________________________
Задание 5. Ответьте на следующие вопросы:
мин., за 1-й вопрос – 1 балл, за 2 и 3-й – по 2 балла)
1) Гностицизм - это…__________________________________________________
____________________________________________________________________
2)Философами – гностиками материализма считаются…_________________
____________________________________________________________________
3)Почему?___________________________________________________________
Приложение 2
Сводная таблица результатов игры
| Команда 1 | Команда 2 | Команда 3 | Команда 4 | Команда 5 | Команда 6 |
Тур 1 | | | | | | |
Тур 2 | | | | | | |
Тур 3 | | | | | | |
Тур 4 | | | | | | |
Тур 5 | | | | | | |
Общее количество баллов | | | | | | |
Оценка | | | | | | |