Лабораторная работа №3
«Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом».
Главная дидактическая цель: сформировать понятия об оболочке, цитоплазме, ядре, вакуолях; продолжить формирование умения работать с микроскопом; научить учащихся готовить микропрепарат кожицы лука, находить основные части клетки на микропрепарате и таблице, схематически изображать строение клетки.
Планируемые результаты обучения
Предметные: учащиеся имеют начальное представление о строении клетки; приобрели навык готовить микропрепарат кожицы лука, умеют рассмотреть его в микроскоп и схематически изобразить строение клетки в тетради.
Метапредметные:
- регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные:
- работать с учебником;
- находить отличия;
- составлять схемы-опоры;
- работать с информационными текстами;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки;
Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.
Цель работы: научиться готовить микроскопический препарат, научиться пользоваться микроскопом и рассматривать микроскопический препарат, выработать понятие о клеточном строении кожицы лука.
Материалы и оборудование: предметные и покровные стекла, пинцет, препаровальная игла, р-р йода, микроскоп, салфетка, пипетка, кожица лука.
Организационный момент. Инструктаж по ТБ
Определение плана работы.
Актуализация опорных знаний:
- кто впервые изобрел микроскоп
- кто впервые рассмотрел растительные микропрепараты и дал определение «клетка»?
- как определить кратное увеличение микроскопа?
- какие основные структурные компоненты клетки?
Ход работы
1. Приготовление микропрепарата из кожицы лука:
а) вытереть марлей предметное и покровное стекла;
б) капнуть пипеткой воду на середину предметного стекла;
в) снять с внутренней стороны мясистой чешуи луковицы кожицу и положить в каплю воды на стекле;
г) отрезать небольшой кусочек кожицы, расправить иглой;
д) капнуть на кожицу каплю йода;
е) покрыть кожицу покровным стеклом.
Учитель проверяет, все ли сделали микропрепарат.
2.Повторение строения микроскопа и правила работы с ним.
Микроскоп необходимо установить на столе, прямо перед собой, объект наблюдают левым глазом. С правой стороны микроскопа находятся необходимые инструменты, материалы и объекты исследования, а также альбом для зарисовок.
3.Подготовить микроскоп для работы:
а) установить объектив на расстоянии 1 см от предметного столика;
б) поймать свет (движением зеркала свет направляют на объектив и добиваются равномерного освещения поля зрения).
в) выбрать разрешительное увеличение ( 100)
4. Рассмотреть препарат кожицы лука в микроскоп:
а) положить препарат на столик против объектива;
б)максимально опустить объектив до предметного стекла
в) смотреть в окуляр, осторожно вращая винт до получения четкого изображения клеток;
г) левой рукой медленно перемещать препарат, чтобы найти самое лучшее место.
Преподаватель, используя Smart, проверяет, все ли ученики нашли и увидели клетку под микроскопом.
5.Зарисовать в тетради клетки кожицы лука. Обозначит компоненты клетки
6.Определение выводов лабораторной работы (заполните пробелы в предложении)
Выводы: - научились готовить временные ……………….
- повторили правила работы с ……………….
- рассмотрели и зарисовали …………………….. кожицы лука
- определили и подписали основные компоненты …………
7.Рефлексия.
Учитель проверяет рисунки, добиваясь правильного представления о клетке.
Ученики отвечают на следующие вопросы:
- Что видели в микроскоп, когда рассматривали кожицу лука?
- Какую форму имеют клетки?
- Как располагаются клетки: с промежутками или примыкают друг к другу?
- Чем отделена одна клетка от другой?
- Что находится внутри клетки?
- Во сколько раз увеличивает микроскоп?
| | |
Мне было интересно. Я доволен своей работой на уроке. | На уроке я работал неплохо, но не всё было понятно. | На уроке мне было трудно. |