МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад №3 п. Теплое»
МКДОУ «Детский сад №3 п. Теплое»
Обобщение опыта по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель: Михайлова Ангелина Николаевна
п. Теплое 2016
Тема
Патриотическое воспитание у детей старшего дошкольного возраста
Идея
Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем
Содержание
1. Сведения об авторе 4
2. Условия формирования опыта. 5
3. Актуальность и перспективность опыта. 7
4. Теоретическая интерпретация опыта. 10
4.1. Теоретическая база опыта. 11
4.2. Новизна опыта 13
4.3. Адресная направленность. 14
4.4. Трудоёмкость опыта. 15
5. Технология опыта 16
5.1 Использование современных образовательных технологий в процессе обучения предмету. 26
6. Результативность опыта. 27
7. Распространения опыта 29
Литература: 30
1. Сведения об авторе
Ф.И.О. Михайлова Ангелина Николаевна
год рождения 22.08.1972 г.
образование средне – специальное
стаж педагогической работы 10 лет
стаж работы в ОУ 16 лет
квалификационная категория 1-ая
Профессиональная переподготовка 02.12-2013-10.06.2014 г.
2. Условия формирования опыта.
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину.
Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц.
Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Большое значение для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала. Дошкольников полезно знакомить с успехами родного им края, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем, относится к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Меня всегда привлекали народные песни, сказки, искусство народных умельцев. Я стараюсь в доступной форме передать свои знания детям, воспитать в них добрые чувства, интерес к нашему краю, поделиться опытом работы с коллегами. В итоге накопленный материал лег в основу моего опыта «Воспитание патриотических чувств через знакомство с родным краем», он предполагает высокий уровень развития духовно-нравственной сферы ребенка. Занятия познавательного, художественно-эстетического цикла, экскурсии, беседы, встречи с интересными людьми расширяют кругозор детей, знакомят с народной культурой, историей нашей Родины и,
тем самым, помогают пробудить интерес к жизни своего народа, воспитать любовь к родному краю.
Условия.
Для реализации патриотического воспитания дошкольников по такой системе:
- создание благоприятных материально – технических и социальных условий;
- обновления содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;
- последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира человека;
- тесный контакт по данной проблеме с семьёй, опора на её традиции и опыт.
3. Актуальность и перспективность опыта.
Мы живем в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным любой ценой уклониться от службы в армии (и на то, к сожалению, есть основательные причины), бросить из машины на дорогу пустую банку, не заводить детей ради материальных благ и т.п. Мы начинаем спокойно относиться к повсеместному открытию сиротских приютов для детей живых родителей. Индустрия развращения народа работает на полную мощность, вторгается ежедневно в каждый дом через телевидение.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Как молодым родителям сохранить свою духовность, разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть? А любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. Что может заинтересовать ребенка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история и культура. Лики Земли неповторимы. Каждая страна уникальна. И задача каждого поколения - сохранить эту самобытность. Мы же в немалой степени растеряли свои национальные черты, предали забвению русскую народную культуру, отвергли то, что является сутью русского человека. Терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности - вот что всегда лежало в основе быта и традиции русского человека.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и
семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких. Но при этом надо помнить и о сегодняшнем дне, вместе с детьми постоянно прослеживать связь между стариной и днем настоящим, дать понять ребенку, что он хозяин своей Родины.
Необходимо ясное понимание того, как мы хотим воспитывать патриотизм у дошкольников. Патриотизм - чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни; территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка, быта. Россия - родина для многих народов и народностей. Но для того, чтобы считать себя сыном или дочерью России, необходимо ощутить себя частью народа, принять русский язык, историю и культуру. Россия - страна многонациональная, поэтому национальная гордость не должна выражаться в тупом самомнении и самодовольстве. Настоящий патриот, его патриотизм выражаются в делах, в глубоком уважении к культуре, а не в самовозвеличивании.
Творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально, он создаётся культурой человека, нравственной ee глубиной.



В последние годы прошло много значимых событий: юбилей Тёпло-огарёвского района, юбилей районной библиотеки, 71-летие Победы. Но в месте с тем сегодняшнее молодое поколение слабо ориентируется в значимости этих дат. Экспресс-диагностика молодых родителей показала, что они сами тоже слабо знают историю нашего края. В массовой практике у детей негативное отношение к взрослым членам семьи, к природе, к окружающим, все это приводит к тому, что у детей слабо выражены патриотические чувства.
Любить Родину – это и знать ее. «От того, как относится человек в годы детства к героическому подвигу своих отцов и дедов, зависит его нравственный облик, отношение к общественным интересам, к труду на благо Родины» - говорил Сухомлинский В.А.
Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в стремлении побольше узнать о ней, но и в желании, потребности трудиться на благо Отечества, бережно относится к его богатствам.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой часть Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, родным местам, родной стране.
4. Теоретическая интерпретация опыта.
Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».
«В вашей семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин… Всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям».
А.С. Макаренко.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это - первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К.Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.
Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
4.1. Теоретическая база опыта.
В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержания образования и воспитания детей. Появилось несколько новых комплексных программ. Одна из таких программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.П.Князева, М.Д.Маханева.
Содержание программы реализует принцип этнокультурной соотнесенности дошкольного образования. Авторы стремятся к тому, чтобы ребенок с детства приобщался к истокам народной культуры своей страны. В программе большое внимание уделяется произведениям устного народного творчества, народным хороводным играм, народной музыке и танцам, декоративно-прикладному искусству России. Одновременно программа предполагает воспитание уважения к другим народам. Авторы программы делают акцент на приобщение детей к добру, красоте, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые дела и поступки, участвовать в охране окружающей среды.
Кроме того, программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой « Приобщение детей к истокам русской народной культуры» также составляет теоретическую базу моего опыта.
Авторами программы были выбраны следующие приоритеты: окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.)
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусствам.
4.2. Новизна опыта
Ведущая педагогическая идея моего опыта состоит в том, чтобы воспитать у детей любовь к родному дому, семье, к истории и культуре страны. Данная работа начиналась во второй младшей группе. Дидактическим материалом для опыта служила ежедневное окружение ребенка: его семья, соседи, село, природа.
Оценка результатов работы осуществлялась через диагностику на основе бесед с детьми, и самое ценное – отношение детей к своим близким, к природе, к родным местам.
В основе моей работы по данной проблеме лежит личностно-ориентированная модель воспитания, которая основывается на педагогике сотрудничества взрослого и ребенка и определяет три взаимосвязанные линии развития ребенка «Чувствовать – познавать – творить».
Технология опыта включает разработку перспективного плана работы, конспектов занятий с детьми, родителями воспитанников и педагогами учреждения, социальных и культурных институтов детства согласно плану взаимодействия.
Новизна опыта заключается в том, что основная роль в воспитании патриотических чувств отводится семье. Не я, как воспитатель передаю детям информацию, знания, а ребенок сам узнает, участвует и становится посредником между семьей и детским сообществом.
4.3. Адресная направленность.
Данным материалом могут пользоваться другие воспитатели, работающие по другим программам.
4.4. Трудоёмкость опыта.
Работая над темой «Воспитание патриотических чувств у детей через знакомство с родным краем», я понимаю, что нельзя охватить все направления и аспекты патриотического воспитания, ведь многое определено стандартами. Поэтому я старалась выбирать такие темы, которые при включении в учебно-воспитательный процесс повышают качество обучения патриотического воспитания.
В перспективе планирую больше внимания уделить народному искусству и декоративно-прикладному творчеству, хочу организовать экскурсии для детей и их родителей по ознакомлению с нашим краем, ведь недаром говорится в русской пословице: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»
5 Технология опыта
Начиная работу по данной теме, я изучила краеведческую литературу, посетила краеведческий музей.
Работая над данной темой, я поставила перед собой целый комплекс задач:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, поселку;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Весь материал я распределила по блокам.
1. блок. Я, моя семья, мой дом.
На специально организованных занятиях, беседуя в свободное время,
дети рассказывали о себе, о своей семье. Чтобы дети больше узнали о своей семье, мы проводим в группе «День семьи». В этот день ребенок приносит в детский сад семейные фотографии, различные вещи, которые дороги членам семьи, которые передаются из поколения в поколение. Ребенок показывая фотографии, рассказывает о своей семье, о любимых игрушках, чем они занимаются в выходные дни, как отмечают праздники, показывают на карте села где находится их дом, какой дорогой они идут в детский сад. Рассказ ребенка о семье мы проводим в форме пресс-конференции, а остальные дети не просто слушают, но и готовят свои вопросы. В «днях семьи» участвуют семьи только по желанию, но дети сами просят своих родителей принять участие в «Дне семьи». Такие дни не только сближают всех членов семьи, но и развивают речь ребенка, уверенность в себе и гордость за свою семью.
К дню защитника Отечества мы оформляем фотовыставку "Родная Армия". Дети с удовольствием рассматривают фотографии своих родственников: пап, дедушек, дядей, которые служили в Армии и с гордостью рассказывали о них. Дети узнают много интересных историй о службе в Армии своих родных.
К 8 марта оформляем фотовыставку своих мам и бабушек, рассказываем о них, рисуем их портреты, а потом на утреннике по портрету и рассказу мамы и бабушки должны узнать себя.
Свои знания мы закрепляли в дидактических словесных играх "Расскажи мне о себе", "Радио".
В итоге дети больше узнали о своей семье, могли рассказать о своих родных, стали с любовью и уважением относиться к взрослым членам своей семьи.
2 блок. Мой посёлок.
Начиная работу по разделу «Мой посёлок» я выяснила, что дети не знают названия улиц посёлка. Во время прогулок, экскурсий мы ходили по улицам посёлка и затем делали план нашего посёлка и отмечали на нём, где живут дети нашей группы, какой маршрут они совершают каждый день. Прогулки эти мы проводим в разные времена года и одновременно знакомились и с правилами дорожного движения и что происходит с растениями в разные периоды времени года.
Хочу отметить, что дети стали лучше ориентироваться в плане, закрепили свои знания о сезонных изменениях в природе, стали более организованно и правильно вести себя на дороге.
Беседуя с детьми, я обращала внимание на то, что мои дети не знают историю нашего посёлка: почему наш посёлок называется Тёплое, кто были первыми жителями нашего посёлка и многое другое. И тогда я решила больше рассказывать детям о его истории. Изучила различную краеведческую литературу, обращалась за помощью к людям, знающим историю Тёплого.
Проводя беседы с детьми об истории нашего посёлка, дети узнали, когда и почему возник наш посёлок, кто были его первые жители, когда была организована первая школа. Оформили альбом «Наша малая Родина». Дети расспрашивали своих бабушек и дедушек, приносили старые фотографии, связанные с нашим посёлком и мы видели, как с годами он менялся.
Свои знания дети закрепляли в играх "Экскурсовод", "Пройди по карте", "Машина времени". Провели развлечение "Как прекрасен этот мир", где вместе с детьми в конкурсах участвовали и родители. На этом развлечении дети уточнили знания о разнообразии живых организмов в природе: зверей, птиц, деревьев, кустарников, закрепили знания о лекарственных растениях родного края.
В итоге дети совершенно по-другому стали относиться к окружающему: перестали рвать цветы, ломать деревья и ещё стали делать замечания старшим детям.
3 блок. Природа нашего края.
Несмотря на большое количество наглядного иллюстративного материала, ничто не заменит красоту самой природы, которую мы наблюдаем в процессе ежедневных целевых прогулок, экскурсий.
Преимущество прогулок и экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. Именно естественная красота природы, не нарисованная на картине, вызывает у детей глубокие переживания и способствует развитию эстетических чувств. Месторасположение детского сада позволяет организовать экскурсии в парк. На территории учреждения наглядным материалом являются цветники и детский огород. Гуляя с детьми по площадке детского сада, в парке, я всегда обращаю внимание на то, что к природе нужно относиться бережно: не рвать напрасно цветы, не ломать ветки у деревьев.
Для расширения знаний детей о природе, я использую словесные методы. Словесным методом я руководствуюсь при объяснении нового материала на занятии, в беседе с детьми, например, об их домашних питомцах или любимом животном, или о правилах поведения в природе. Словесный метод помогает сформировать у детей эмоционально положительное отношение к природе. Часто с детьми мы читаем рассказы М.Пришвина, В.Бианки, Н.Сладкова, Г.Скребицкого; дети любят их слушать, переживая за героев.
Мы проводили занятие с детьми - "Лекарственные растения нашего края". Мы собрали растения и сделали гербарий, дети узнали, что многие растения полезны для здоровья человека.
4 блок. Русский человек здоровьем славится.
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Дошкольный возраст является сензитивным в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний, умений и практических навыков правильного питания.
Наблюдая за детьми в группе, обратила внимание на то, что они избирательно относятся к пище – есть любимые и нелюбимые блюда. В процессе бесед выяснила, что у детей очень ограниченные знания о полезных свойствах продуктов, правилах их приготовления и употребления, недостаточно сформированы представления об этикете еды, о правильном отношении к питанию как составной части сохранения и укрепления своего здоровья.
Начиная работу с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, основное внимание было уделено знакомству детей с продуктами питания через игровую деятельность. В процессе наблюдений, экскурсий на огород, рассматривания иллюстраций, организации дидактических игр: «Что сажают в огороде», «Вершки и корешки», «Загадай - отгадаем», «Чудесный мешочек» дети знакомились с овощами, фруктами: учились различать их по форме, цвету, вкусу, запаху. Чтобы закрепить полученные знания, проводили еженедельно с детьми «Витаминные дни»: совместно с родителями приобретали овощи, фрукты и дети не только употребляли их в пищу, но и учились находить признаки сходства (по цвету, форме, вкусу), отличия. Используя прием сравнения в игре «Четвертый лишний», дети делали выводы, что все овощи растут в огороде, они съедобны. Дети очень любят сладости. При знакомстве с кондитерскими изделиями: конфеты, печенье, зефир, обращала внимание, что эти продукты питания хотя и очень вкусные, но для здоровья не очень полезные: разрушают зубы. В беседах подводила детей к умению делать обобщения: полезные и вредные для здоровья продукты.
В старшей группе работа проводилась с опорой на уже имеющиеся знания у детей о различных продуктах питания, способах их производства, определенных правилах хранения, приготовления и употребления в пищу. Дети знакомились с понятием «витамины», их ролью в организме человека, учились определять, какие витамины находятся в данных продуктах и их важность для организма. В процессе бесед «Как правильно питаться», «Какая пища нам нужна», игр – обсуждений «Законы питания», «Чем не стоит делиться» у дошкольников формировались представления о важности и регулярности питания, соблюдения режима дня.
Русский человек всегда славился своим здоровьем, пример тому былинный богатырь – символ несгибаемости духа, поэтому большое внимание мы уделяли физкультуре: проводили развлечения, праздники, соревнования, "Дни здоровья".
Ко дню защитника Отечества в подготовительной группе мы проводили развлечение для родителей "Наши защитники". При подготовке к этому занятию мы читали былины, сказки о русских богатырях, рассматривали картину В. Васнецова "Богатыри". Вместе с детьми оформили выставку "Военная техника". Дети приготовили подарки для своих пап, которые подарили на нашем занятии.
Провели развлечение "Русские богатыри". Мы долго готовились к этому развлечению: беседовали с детьми о мужестве, стойкости, любви к Родине, ратных подвигах русских богатырей, дети при помощи родителей рисовали рисунки, на которых изобразили богатырей, их оружие, доспехи. На этом развлечении дети закрепили свои знания об оружии, доспехах богатырей.
5 блок. Народное творчество.
На специальных занятиях, развлечениях дети знакомились с фольклором. Мы проводили театральные игры, развлечения по русским народным сказкам. На музыкальных занятиях дети учились играть на народных инструментах.
У себя в детском саду мы создали горницу. Цель этой комнаты – всестороннее изучение родного села, края. Работая здесь, дети применяют на практике знания, которые они получили при посещении музеев, во время экскурсий, в беседах с жителями нашего посёлка.
Многие дети с трудом понимают литературные произведения, которые в детстве читали не только их бабушки и дедушки, но даже папы и мамы. Что такое «коромысло» из загадки о радуге, или «ушат», в который заглядывала Федора из сказки Чуковского? А ведь эти предметы могут многое рассказать об истории нашего поселка, нашей страны. Для того, чтобы дети узнавали о жизни своих предков не только из книг и создана горница.
Здесь есть старинные полотенца, кувшины, крынки, чугунки, самовар, прялка и другие предметы быта, домашней утвари. Мы можем увидеть, потрогать одежду, которую носили наши предки, послушать рассказ о том, что в старину одежду украшали вышивкой, лентами, тесьмой, не только ради красоты, но и для оберега.
Все это подарено родителями, их друзьями и знакомыми, которые побывали в гостях у детского сада. Здесь ребята не только рассматривают предметы, многие из которых видят впервые, но и «играют в историю».
Здесь дети знакомятся с народной музыкой, слушают записи, некоторые песни я пою им сама. Особенно детям нравятся частушки, они узнают любимые частушки у своих родителей, бабушек и дедушек, а потом поем их. Сюда к нам приходят в гости мастера и умельцы. Они показывают свои работы, рассказывают о том, как их делали. Итогом этой работы стало развлечение «Путешествие по России», где дети закрепили свои знания об истории декоративно-прикладного искусства России, изделий народных умельцев нашего посёлка.
Вместе с детьми провожу фольклорные праздники. Это наши старинные обряды, это активные совместные действия и общение детей друг с другом и с природой.
Рождество, масленица, Пасха, Жаворонки входят в жизнь ребенка ярким событием и надолго остаются в памяти.
Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Я составила план народных игр, который стал верным помощником мне при организации режимных моментов, прогулок, развлечений, фольклорных праздников, тематических дней.
Например, в «Жмурки», «Кошки-мышки», «Гори, гори ясно», «Салки», «Бояре, а мы к вам пришли», «Кот Васька», «Бабка – Ёжка», «Совушка» и др. Дети охотно играли в эти игры в младшем возрасте и с большим интересом продолжают играть и сейчас.
Наши предки, наблюдая за природой, бытом и трудовой деятельностью людей, накапливали житейскую мудрость и передавали ее из поколения в поколение, наши педагоги продолжают эту традицию. Они прививают любовь к Отечеству, яркому, сочному, образному родному языку, бережному отношению к природе.
Так же я заметила, что любая тема занятий с детьми по экологическому воспитанию (прилет и отлет птиц, появление и падание листвы, посевные и уборочные работы и т.д.) перекликается с народными приметами. Опираясь на сведения из народного календаря, рассматриваем, повторяем и закрепляем лексические темы: «Домашние и дикие животные», Перелетные и зимующие птицы», «Времена года», «Овощи», «Фрукты», «Цветы», «Ягоды», «Грибы». Занятия проводятся в конкретные дни народного календаря, которые своими приметами соответствуют рассматриваемой теме.
6 блок. Мой родной Тульский край.
На специально организованных занятиях дети знакомились с геральдикой Тульской области. Дети узнали, что обозначают цвета флага Тульской области, какой у нас герб, символы района; узнали чем богата Тула. Это - самовары, тульские пряники, тульская гармонь, филимоновские игрушки, тульское оружие. С помощью карты Тульской области мы путешествовали по нашему краю. Дети познакомились с творчеством знаменитого писателя Л. Н. Толстого. Оформили выставку его книг.
В истории России всегда были достойные примеры самопожертвования и героизма во благо Отечества. Прошло несколько десятилетий после Победы. За это время поднялись несколько поколений, для которых война - страница истории. И как важно в условиях мира, беззаботности наших детей, чтобы все они знали, чем была для людей Земли наша битва с фашизмом, каких усилий, мужества, великих жертв стоила она народу. Это наш долг перед теми, кого уже нет с нами. И особенно перед теми, чья жизнь только начинается, ибо они – наше продолжение, наша нравственная высота.
Ежегодно 9 мая, в День Победы, мы убеждаемся - оставшиеся в живых ветераны помнят все, каждую подробность боя, каждый из невероятно трудных дней войны. И надо, обязательно надо допускать детей своих к этому сокровенному, передавать от дедов к внукам хотя бы частичку личного восприятия тех дней, да так, чтобы взволновало, взбудоражило воображение. Мы с детьми много читали о мужественной борьбе русского народа в Великую Отечественную войну, о героях-туляках, о битве на подступах к Москве. Рассказала детям о том, что 7 декабря 1976 года городу Туле было присвоено почётное звание «Город – Герой». Учили с детьми стихи о Туле.
Есть город в России…
Не очень велик, да известен,
Над ним, как легенды,
Проплыли седые века.
О городе этом
Не мало вы слышали песен.
Не очень велик он,
Да слава его велика!
Ю.Щелоков
А в день Победы 9 мая мы встречаемся с ветеранами, дарим им подарки, возлагаем цветы к памятнику погибших воинов в нашем поселке.
В результате работы по этой теме мои дети больше узнали о родном крае, его истории, стали бережнее относиться к природе, с большим уважением к людям, стали гордиться тем, что мы живём на Тульской земле. И я надеюсь, что мои дети, когда вырастут, станут достойными гражданами нашей родины и научат своих детей любить Россию и наш край.
5.1 Использование современных образовательных технологий в процессе обучения предмету.
В процессе своей работы я опиралась на разработки передовых педагогов, применяла современные информационные технологии с целью развития познавательного интереса у детей, внедряла инновационные разработки.
6. Результативность опыта.
Для выявления результативности опыта, анализа конечных результатов усвоения детьми предлагаемого материала, мною разработаны критерии с учетом возрастных особенностей и требований программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Уровень усвоения предлагаемого материала по этим критериям определяются на основе бесед с детьми, во время занятий, наблюдений за детьми.
Критерии к диагностической карте по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем.
Высокий уровень.
Ребенок может составить рассказ о своей семье, знает несколько лекарственных растений нашего края, знает растения, занесенные в Красную Книгу.
Может рассказать об истории посёлка.
Имеет представления о народных промыслах Тульского края, знает их элементы и использует их на занятиях по изодеятельности.
Бережно, заботливо, гуманно относится к природе, нетерпим к другим детям и взрослым в случае нарушения ими общения с природой.
Познавательное общение устойчиво. Эмоционально воспринимает природу, видит ее красоту. Поведение и общение ребенка положительно направлено, стремиться узнать новое.
Средний уровень.
Ребенок рассказывает о семье несколькими предложениями, знает 2-3 лекарственных растений, 2-3 растения, занесенных в Красную книгу. Знает, почему наш посёлок называется Тёплое. Имеет представление о народных промыслах Тульского края и частично использует их элементы на занятиях по изодеятельности.
Поведение и общение положительно направлено. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие. К проявлениям негативного отношения к природе другими детьми чаще пассивен.
Низкий уровень.
Ребенок рассказывает о своей семье, отвечая на вопросы взрослого.
Ребенок знает 1-2 лекарственных растений, 1-2 растения, занесенных в Красную книгу.
Имеет представление об одном из промыслов Тульского края.
Не знает историю посёлка.
Проявление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими событиями, привлекающими внимание событиями. Наряду с добрыми поступками, наблюдается частые проявления негативного поведения.
7. Распространения опыта
Делилась опытом проделанной работы на педагогическом совете в МКДОУ Д/С №3, в мае 2016 года, беседы и консультации с родителями.
Литература:
1."Патриотическое воспитание" Г. Юдина (ж. Ребёнок в детском саду № 4,5 – 2001 г.)
2."Родной край люби и знай" З. Герасимова, Н. Козачек ж. Д/в № 12-2001 г.
3.Кудрявцев в., Кудрявцева Ж. "Спорт мира и мир спорта"
4. Авдеева Н.Н., Силвестру А.И., Смирнова Е.О. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет // Воспитание, обучение и психологическое развитие. - М., 1977.
5. Авраменко О.В. Нравственное воспитание дошкольников в игре: Образовательно-профессиональные программы. - Елец, 2001. - 12 с.
6. Воспитание самооценки и активность у детей дошкольного возраста. - М., 1973.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
8. Дьяченко О.М. Развитие воображения у дошкольников. М., 1996.
9. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.
10. Общение детей в детской саду и семье / Под. ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед..СССР. - М.: Педагогика, 1990.
11.Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников//Дошкольное воспитание. – 2005. - №7. – с. 36-42
12. Головнева Н.Я., Ильина М.Н., Парамонова Л.Г. Подготовка к школе/Н.Я.Головнева, М.Н.Ильина, Л.Г.Парамонова. – Спб.: дельта, 2001.- 256с.
13. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В.-М.: ТЦ Сфера, 2006.- 107 с.
14. Кочергина В. Наш дом – Земля//Дошкольное воспитание. – 2004. - №6. – с.50-53
15. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М., 1995 – 128с.
16. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Л.Н.Прохорова. – М.: АРКТН, 2003. – 64с.
17. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить ребенка приобретать знания /Художник Левина Л.И.-Ярославль: Академия развития, 2002. - 160с.
18. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – К., 1973
19. Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать./Ю.Г.Тамберг.- Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 445с.: ил. – (Новое в психологии).
20. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.П.Князева, М.Д.Маханева. Спб. «Акцедент» 1977.
21. Интернет- ресурсы.
31