СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта по теме: «Региональный компонент в системе воспитательно-образовательного процесса ДОУ как условие реализации интегрированного подхода по ФГОС и ФОП ДО»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Файл содержит в себе отчет о проделанной работе по региональному компоненту в системе воспитательно-образовательного процесса ДОУ

 

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта по теме: «Региональный компонент в системе воспитательно-образовательного процесса ДОУ как условие реализации интегрированного подхода по ФГОС и ФОП ДО»»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 п. Теплое» Тепло-Огаревский район Тульская область



















Обобщение опыта по теме:

«Региональный компонент в системе воспитательно-образовательного процесса ДОУ как условие реализации интегрированного подхода по ФГОС и ФОП ДО»















Выполнил:

воспитатель

Галицкая Е. В.





Теплое, 2024

СЛАЙД 1. Уважаемые коллеги, сегодня я расскажу о своем опыте реализации регионального компонента в системе воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

СЛАЙД 2. В содержании ФОП ДО, вступившей в силу в 2023 году, упор сделан на воспитание и развитие дошкольника как гражданина Российской Федерации, на приобщение его к духовным и культурным ценностям российского народа, потому что именно в детском возрасте закладываются чувство любви к Родине, система ценностей, жизненные ориентиры. Таким образом, патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России.

Как мы все уже знаем при составлении рабочей программы: 60% должно быть взято из Федеральной образовательной программы, оставшиеся 40% можно формировать по своему усмотрению. Так детские сады должны ориентироваться на специфику национальных и региональных условий. При этом авторская часть программы должна соответствовать ФОП ДО по содержанию и планируемым результатам.

СДАЙД 3. Становление человека как гражданина должно начинаться с ознакомления его с его малой Родиной, так как невозможно вырастить настоящего патриота без знания своей истории. Академик Д. С. Лихачев говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему…».

Организация с детьми краеведческой деятельности, начиная с ближайшего социального и природного окружения - это введение маленького человека в мир малой и большой Родины не «беспристрастным знатоком и наблюдателем, а активной личностью, имеющей свою позицию, свою точку зрения, свою заинтересованность в том, что же происходит в этом загадочном мире Родины [отмечал советский педагог – новатор Василий Александрович Сухомлинский].

Таким образом, работа по формированию представлений о родном крае с детьми дошкольного возраста необходима и важна; и то, насколько будут любить свою малую Родину наши дети, а в дальнейшем и страну, зависит от нас – взрослых.

Исходя из вышесказанного, мной была разработана модульная технология «Край наш Тульский», которую я реализую в своей работе. В основу разработки легла Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. Обновление содержания модульной технологии я осуществила на основе комплекса парциальных программ «Мы живём в России» Н. Г. Зеленовой, Л.Е.Осиповой, «Патриотическое воспитание дошкольников» Н. В. Алешиной, а так же практического пособия для воспитателей ДОУ «Формирование представлений о родном крае у детей дошкольного возраста» Авиловой С. Л.

Цель моей технологии: воспитание у детей патриотизма путем краеведения, через разнообразные виды дошкольной деятельности.

Задачи:

Образовательные

формировать:

эмоционально – ценностное отношение к семье, дому, саду, поселку, краю, стране; первичные представления о своей малой Родине, крае;

интерес к историческому прошлому малой Родины, родного края, бережное отношение к культурно-историческим ценностям.

Развивающие

Развивать:

уважение к труду взрослых, чувство гордости за достижения и подвиги наших земляков перед Отчизной;

чувство сопричастности к происходящим вокруг событиям.

Воспитательные

Воспитывать желание сохранять и преумножать красоту и богатство нашего края, а впоследствии и страны.

Моя разработка – содержит в себе отбор необходимой для работы с детьми дополнительной к общеобразовательной программе информации по изучению близлежащего окружающего мира, родного края, на основе которой мной составлен комплексно-тематический план на учебный год по каждой возрастной группе, что позволяет мне давать детям информацию последовательно, системно - от простого, к сложному.


В основу содержания моей модульной технологии были положены следующие принципы:

принцип личностно – ориентированного общения. Личностно – ориентированный подход предполагает организацию равноправного, уважительного педагогического общения с ребенком, учет его индивидуальных особенностей и интересов. В процессе обучения дети активно участвуют в исследовании и изучении окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт;

комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса. Принцип тематического планирования материала – предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам;

принцип последовательности;

принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей;

принцип занимательности,

принцип наглядности.


Планирование и организация воспитательно-образовательного процесса

Ознакомление детей с родным краем по модульной технологии «Край наш Тульский» входит в целостный образовательный процесс, который строится с учетом задач ФОП ДО и основной образовательной программы ДОУ.

Комплексно-тематическое планирование по изучению регионального компонента позволяет мне вести последовательное, системное обучение начиная со второй младшей группы и подразделяется на основные тематические блоки: моя семья, мой детский сад, родной поселок, мой край/моя страна, природа родного края, родная культура.

В каждом месяце я знакомлю детей с двумя темами. Тему отражаю в подборе материалов, находящихся в группе в уголках развития. На протяжении всего курса обучения темы образовательной деятельности в разных возрастных группах повторяются. Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает формирование, закрепление, обобщение, постепенное обогащение представлений и знаний детей на заданную тему.

Реализацию содержания модульной технологии я осуществляю через интеграцию различных видов деятельности с использованием разнообразных форм и методов работы с детьми во всех образовательных областях.

Одной из форм обучения являются занятия, на которых я широко использую дидактические игры и упражнения, игровые ситуации, разнообразие наглядного материала.

СЛАЙДЫ 4 - 6. Патриотическое воспитание нужно начинать с понятных и близких ребенку понятий. Рассмотрим ознакомление детей с понятием «Семья». В младшем возрасте детям будет наиболее понятно познакомиться с понятием СЕМЬЯ на примере животного мира: петушка и его семьи. В книжном уголке я подготовила детскую литературу на соответствующую тему, организовала выставку предметов с изображением петушка и его семьи, оформила макет деревенского двора. Далее я начинаю развивать эту тему во всех образовательных областях. В речевом развитии: рассказываю произведения К. Чуковского «Цыпленок», Константина. Ушинского «Петушок с семьей», читаю фольклорные произведения, беседую по произведениям. В художественно-эстетическом развитии: рассматриваем иллюстрации в книжках, рисуем цыпляток, лепим разноцветный хвостик к силуэту петушка, зернышки цыпляткам. В физическом развитии: разучиваем подвижную игру «Наседка и цыплята». Все эти мероприятия я оформила в виде проекта. В следующей группе мы с детками оформили стенд на тему «Когда семья вместе, так и душа на месте», дети оказывали посильную помощь. Рассматриваем фотографии с изображениями членов своей семьи, беседуем о семье, учим имена мамы, папы, постепенно воспитывая чувства любви и привязанности к родным и близким. Учу детей видеть, что каждый член семьи имеет свои обязанности, заботится о своих близких.

В течение года я продолжаю вести работу в этом направлении: разучиваем с детьми песенки, стихи, пальчиковые игры, изготавливаем подарки к Дням матери и отца. В более старшем возрасте углубляю представления о семье темами «Где работают твои родители?», «Чем ты можешь помочь маме, чтоб она не устала?» Вношу в головы детей, что и мамы тоже могут уставать, что о близких нужно заботиться, жалеть, помогать им. Обыгрываем тему Семьи в театрализованной деятельности в постановках по сказкам «Репка», «Как коза избушку построила», в дидактических играх «Мамины помощники», в сюжетно-ролевых играх «Дочки – матери», «Поликлиника», поем колыбельные песенки в момент укачивания куклы в коляске или колыбели.

СЛАЙД 7. Во время работы по теме «Мой детский сад» учу детей дружить, уважать интересы своих товарищей, общаться среди сверстников, знакомлю с профессиями сотрудников детского сада, воспитываю уважение к их труду.

СЛАЙДЫ 8 - 13. Занятия по ознакомлению с родным поселком стараюсь проводить в форме экскурсий по достопримечательным местам родного поселка. Целевые прогулки помогают детям в условиях активного исследования окружающего мира знакомиться с инфраструктурой поселка, природой родного края, делать выводы о сезонных изменениях в природе, вести наблюдения за техникой родного поселка, знакомиться с трудом людей. В процессе проведения экскурсии провожу беседы, обращаю внимание детей на то, как люди, живущие в поселке, стараются сделать наш поселок лучше и краше, использую художественное слово, фольклор. По итогам прогулки выражаем свои впечатления в рисунках, лепке, закрепляем представления в сюжетно-ролевой игре.

Воспитательная работа проходит как во время организованной образовательной деятельности, так и в свободное от занятий время в совместной с воспитателем и свободной деятельности детей.

СЛАЙДЫ 14, 15. В совместную деятельность, помимо основного вида детской деятельности - игры, бесед, я включаю рассматривание тематических альбомов, презентаций, организацию познавательно-экспериментальной деятельности. Это выращивание растений в уголке природы «Наш нескучный огород», практикую уход за растениями на приусадебном участке, на аптечной грядке, где дети знакомятся с лекарственными растениями родного края, изучаем полезные ископаемые родного края. Также использую продуктивные виды деятельности, выставки предметов детского творчества.

СЛАЙД 16. Например, в ходе реализации проекта «Родной свой край люби и знай» дети выполнили множество творческих работ, отображающих в себе исторические ценности и предметы промыслов Тульского края. Промежуточным результатом реализации проекта, на основании детских работ, в группе была оформлена выставка «Родной свой край люби и знай», целью которой было приобщение детей к культурно-историческому наследию родного края.

Важной задачей педагогов дошкольного возраста является научить детей сочувствовать, заботиться, беречь окружающий мир, помогать людям. В этом мне помогает чтение литературы, просмотр мультфильмов с обсуждением поведения поступков героев, обыгрывание определенных ситуаций в сценках, в сюжетно-ролевых играх.

СЛАЙДЫ 18, 19. В воспитании патриотических чувств эффективным является воздействие на ребенка средствами эстетического воспитания. Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают народные праздники, утренники, массовые мероприятия. Во время народных праздников, таких как «Масленница», «Святочные народные гуляния», «Русские посиделки» дети закрепляют представления о традициях родного поселка/края, участвуют в обрядах, играют в народные подвижные игры.

СЛАЙДЫ 20, 21. В своей работе на уровне социального партнерства широко использую сотрудничество с такими организациями как библиотека, дом культуры, краеведческий музей, дом детского творчества и т.п.) С целью ознакомления детей с традициями малой Родины организовываю экскурсии к памятнику ВОВ, в краеведческий музей, музеи СОШ №2. Во время экскурсии в музей СОШ №2 «Горница» дети познакомить с бытом и трудом русского народа, приобщились к семейной культуре наших предков.

В этом году нас посетила заведующая Краеведческим музеем МО Тепло-Огаревского района Людмила Вячеславовна Мишина, которая провела с детьми Музейный урок «Страницы истории нашей малой Родины», целью которого было формирование духовно-нравственных ценностей через приобщение к культурно-историческому наследию своей малой Родины.

На занятии «Пряник Тульский на меду» библиотекарь Вера Валерьевна Боровикова рассказала детям об истории Тульского пряника. В результате проведенного мероприятия у малышей обогатились представления о традициях и обычаях родного края, дети приобщились к культурному наследию своей Родины.

Так же в практике использую виртуальные экскурсии.

СЛАЙДЫ 22, 23. Одним из главных источников народных традиций является – семья. Поэтому я активно взаимодействую с родителями воспитанников, которые с удовольствием участвуют в мероприятиях, способствуют оформлению развивающей среды. В рамках ознакомления детей с трудом взрослых, по приглашению, родители наших детей посещают группу и рассказывают о своих профессиях, пользе их труда для общества, родного поселка. В процессе работы стараюсь наладить тесный контакт со всеми семьями воспитанников, оказываю информационную и консультативную помощь в повышении компетенций родителей в рамках патриотического воспитания детей в виде оформления стендов, папок – передвижек. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой Родине был двусторонним: детский сад – семья.

СЛАЙД 24. Важное место в своей работе отвожу воспитанию чувства гордости за подвиги наших земляков перед Отчизной.

Мир солдаты защищали,

Жизнь они за нас отдали.

Сохраним в сердцах своих

Память светлую о них!


СЛАЙДЫ 25, 26. Результативность. Результаты работы с детьми по данному направлению, на протяжении нескольких лет, позволяют мне считать краеведение важным фактором воспитания маленького патриота, так как, воспитанники учатся более осознанно воспринимать и ценить такие понятия как «семья», «дом», «дружба», учатся любить свою малую Родину – п. Теплое, родной Тульский край, «Родину» в целом, беречь и охранять окружающую природу, уважать труд окружающих людей.

У детей сформировалась потребность сохранять и преумножать красоту родного поселка. Наблюдаются интерес к истории родного края. Таким образом, работа в данном направлении помогает закладывать основы национальной и нравственной культуры в детские души и головы, что способствует воспитанию гражданина и патриота.

Постскриптум. Знакомство дошкольников с родным поселком, краем и родной страной — процесс длительный и сложный. На уровне души мы должны научить видеть красоту окружающего мира, воспитывать желание беречь эту красоту и преумножать ее, сажая цветы, а, не разбрасывая вокруг фантики. В сказке «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери есть такая цитата: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету». Одна из важнейших задач взрослых – показать детям, что наш поселок – это наш дом, в котором надо поддерживать красоту и порядок, а наш край богат мастерами, народными традициями и промыслами, и нам есть чем гордиться.




1