МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
краевое государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Дальнегорский индустриально-технологический колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИИ
И ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНОГО ЧАСА (МЕРОПРИЯТИЯ)
В ФОРМЕ ИГРЫ-ВИКТОРИНЫ
ПО ТЕМЕ:
«АНДРЕЙ ДМИТРИЕВИЧ САХАРОВ:
ГУМАНИСТ, УЧЕНЫЙ, ГРАЖДАНИН»
Разработчик: Шилло Любовь Александровна ‒ преподаватель КГА ПОУ «Дальнегорский индустриально-технологический колледж»
Дальнегорск, 2023 г.
Введение
... Один праведник может оправдать
существование целого народа...
Не будь его, мы, русские,
навеки покрыли бы себя позором.
Он один говорил от лица всех нас.
Он спас и сохранил наши честь и
достоинство, подав голос в защиту
людей, преследуемых властями,
для которых инакомыслие было
тягчайшим государственным
преступлением.
Я убеждён, что нашу эпоху назовут
в истории человечества
«эпохой Сахарова».
Д.С. Лихачёв [1].
21 мая 2023 года исполнилось 102 года со дня рождения Андрея Дмитриевича Сахарова, всемирно известного ученого и выдающегося общественного деятеля, правозащитника, лауреата Нобелевской премии, автора работ по физике, изобретателя водородной бомбы.
Учитывая большое значение идей выдающегося общественного деятеля для науки, истории России, все учебные заведения (в том числе и Дальнегорский индустриально-технологический колледж) проводят тематические мероприятия, способствующие воспитанию патриотизма, укреплению познавательного интереса и уважения у подростков и юношества к ценностям демократического общества, к лидеру правозащитного движения, крупнейшему ученому современности Сахарову А.Д.
Проводимые мероприятия помогут учащимся осознать, что жизнь А.Д.Сахарова – это уникальный пример беззаветного служения человечеству.
1 Пояснительная записка
Содержание игры-викторины ориентировано на студентов всех курсов, обучающихся на базе основного общего образования, учреждений среднего профессионального образования.
Тема внеклассного часа (мероприятия): «Андрей Дмитриевич Сахаров: гуманист, ученый, гражданин».
Форма проведения: игра-викторина.
Методы: словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, познавательная игра.
Тип мероприятия: внеклассное мероприятие.
Междисциплинарные связи: обществознание, право, история, физика.
Оснащение занятия: ПК, телевизор или мультимедийный проектор, подготовленные бланки вопросов и ответов ведущему, секундомер, грамоты и сувениры для награждения команд.
Дидактический материал в электронном виде: презентация, выполненная в программе Microsoft Office PowerPoint.
Продолжительность мероприятия: 90 минут.
Структура работы.
I. Организационная часть – определение состава команд, целей и задач игры, знакомство с правилами, игровым полем.
II. Основная (игровая) часть – сама игра.
III. Итоговая часть – подведение итогов, определение победителей.
IV. Дополнительный творческий конкурс. Домашнее задание – создание каждой из команд мультимедийного лонгрида на тему: «А.Д. Сахаров – человек эпохи».
Подготовка к внеклассному мероприятию: за две недели до мероприятия группа делится на две команды, в каждой из которых определяется капитан. Команды придумывают название, получают домашнее задание. В качестве домашнего задания (дополнительный творческий конкурс) следует создать каждой команде мультимедийный лонгрид. Тема лонгрида: «А.Д. Сахаров – человек эпохи» [2,3,4].
Практическое назначение методических материалов:
данную методическую разработку можно использовать для проведения внеклассных обобщающих мероприятий по обществознанию, истории, праву, физике со студентами, обучающимися по любой профессии или специальности СПО.
Цели игры:
обучающие:
расширение знакомства учащихся с жизнью и деятельностью А.Д.Сахарова;
расширение кругозора учащихся по истории, физике, обществознанию, праву;
активизация интеллектуальной деятельности через использование формы игры;
развивающие:
развивать познавательный интерес, интеллект, внимание, память, логическое мышление;
развивать стремление к анализу полученной информации;
развивать навыки самостоятельной работы обучающихся с источниками информации, оценки исторических явлений и событий;
способствовать развитию творческих, коммуникативных умений и навыков учащихся (высказывать свою точку зрения, вести дискуссию, работать в группе);
воспитательные:
способствовать воспитанию коллективизма, культуры общения, формировать умение коллективного обсуждения информации и принятия решений в условиях ограниченности времени;
воспитывать терпимое отношение к мнению других, умение слушать и слышать окружающих.
Задачи игры:
способствовать развитию логического мышления при решении познавательных задач;
развить интерес учащихся к изучению жизни и деятельности выдающихся людей человечества;
формировать у учащихся уважение к ценностям демократического общества;
формировать гражданскую активность и толерантность.
2 План проведения занятия
Слайд 1. Титульный.
Игра-викторина по теме: «АНДРЕЙ ДМИТРИЕВИЧ САХАРОВ: ГУМАНИСТ, УЧЕНЫЙ, ГРАЖДАНИН»
I. Организационная часть
Проверка наличия учащихся группы.
Объявление темы и цели внеклассного мероприятия.
II. Основная часть (игровая) часть – сама игра
Слайд 2.
1. Вступительное слово преподавателя (ведущего), объяснение условий игры.
Сегодня мы проведем игру-викторину. Она будет посвящена выдающемуся учёному, академику, одному из создателей первой водородной бомбы, лауреату Нобелевской премии Мира, а впоследствии общественному деятелю, диссиденту и правозащитнику, народному депутату и автору проекта Конституции СССР Андрею Дмитриевичу Сахарову.
Правила игры.
1. Представление команд (2 команды) и жюри (2 человека – преподаватели колледжа). Игру ведет ведущий. Ведущий сообщает о том, что будет проводиться дополнительный творческий конкурс. Командам было дано домашнее задание – создание мультимедийного лонгрида на тему: «А.Д. Сахаров – человек эпохи».
Слайд 3.
2. В ходе игры вам будут представлены вопросы из следующих номинаций: «Биография А.Д.Сахарова»; «Научная деятельность А.Д.Сахарова»; «Награды и премии»; «Правозащитная деятельность»; «Сахаров А.Д. – физик-ядерщик».
3. В разных номинациях будет предложено по 5 вопросов стоимостью от 50 до 160 баллов.
Таблица 1 – Игровое поле
«Биография А.Д.Сахарова» | 50 | 80 | 70 | 90 | 60 |
«Научная деятельность А.Д.Сахарова» | 100 | 110 | 120 | 130 | 140 |
«Награды и премии» | 80 | 120 | 110 | 90 | 100 |
«Общественная деятельность» | 90 | 130 | 120 | 110 | 100 |
«Сахаров А.Д. – физик-ядерщик» | 120 | 130 | 140 | 150 | 160 |
|
4. Команда, получившая право хода, получает возможность выбрать номинацию и вопрос.
5. Выбрав вопрос, команда получает возможность ответить на него в течение 30 секунд и заработать то количество баллов, которое стоит вопрос. Если ответ на вопрос дан неверно, то команда не зарабатывает баллы.
6. Команда соперников также думает над этим вопросом, так как, если ответ дан неверно, то она может ответить на этот вопрос, не теряя баллы.
7. Победителем является та команда, которая набрала большее количество баллов.
8. Деятельность жюри:
подсчёт набранных баллов в игре каждой группы;
контроль правильности ответов на вопросы по номинациям;
оглашение результатов викторины.
Номинация: «Биография А.Д.Сахарова». Слайды 4, 5, 6, 7, 8
Таблица 2 – Вопросы номинации «Биография А.Д.Сахарова»
Слайд | Вопрос | Ответ | Баллы |
4 | В каком году и в каком городе родился А.Д. Сахаров? | Андрей Дмитриевич Сахаров родился в 1921 году в Москве. | 50 |
5 | Где Сахаров А.Д. получил начальное образование? | Андрей Сахаров обучался на дому и поступил в общеобразовательную школу лишь в седьмом классе. | 80 |
6 | На какой факультет после окончания школы поступил учиться Андрей Сахаров? | После окончания школы в 1938 году Андрей Сахаров успешно сдал вступительные экзамены в МГУ, став студентом физического факультета. | 70 |
7 | В каком году Андрей Дмитриевич поступил в аспирантуру? | В конце 1944 года Андрей Дмитриевич поступил в аспирантуру. | 90 |
8 | В каком году скончался Андрей Дмитриевич Сахаров? | 14 декабря 1989 года. | 60 |
Номинация: «Научная деятельность А.Д.Сахарова». Слайды 9, 10, 11, 12, 13
Таблица 3 – Вопросы номинации «Научная деятельность А.Д.Сахарова»
Слайд | Вопрос | Ответ | Баллы |
9 | Когда А.Д. Сахаров защитил кандидатскую и докторскую диссертации? | В 1947 году защитил кандидатскую диссертацию, 1953 год – доктор физико-математических наук. | 100 |
10 | В каком возрасте А.Д.Сахаров стал академиком? | В 1953 году по предложению Игоря Тамма в возрасте 32 лет Андрей Сахаров был избран академиком АН СССР (за разработанные им конструкции водородной бомбы). | 110 |
11 | В 50-е годы 20 века Сахаров А.Д., глубоко озабоченный проблемой ядерных испытаний, начал активную борьбу за их запрещение или ограничение. Кто был его единомышленником? Они вместе изображены на снимке. | Его единомышленником в этом стал академик И.В. Курчатов. | 120 |
12 | В каком году и за что Сахаров был отстранен от секретной работы? | В 1968 году появилась статья Сахарова «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе», за которую он был отстранен от секретной работы. | 130 |
13 | Сахаров – автор оригинальных работ по физике элементарных частиц и космологии: по барионной асимметрии Вселенной. В каком году была опубликована его «пионерская работа» по космологии? | В 1965 году Сахаров А.Д. опубликовал первую работу по космологии. | 140 |
Номинация: «Награды и премии». Слайды 14, 15, 16, 17, 18
Таблица 4 – Вопросы номинации «Награды и премии»
Слайд | Вопрос | Ответ | Баллы |
14 | А.Д.Сахаров – трижды герой социалистического труда. Назовите годы вручения данных наград. | 04.01.1954г.,11.09.1956г., 07.03.1962 г. | 80 |
15 | В каком году и за какие заслуги Андрей Дмитриевич получил Сталинскую премию? | Сталинская премия, 31 декабря 1953 года – «за разработку водородной бомбы с многослойным зарядом и создание основ теории этой бомбы». | 120 |
16 | С какого года и за что присуждается Золотая медаль имени А. Д. Сахарова? | Золотая медаль имени А. Д. Сахарова присуждается Российской академией наук с 1995 года за выдающиеся работы по физике ядра, физике элементарных частиц и космологии. Медаль может быть присуждена как российскому, так и иностранному учѐному. Медаль была учреждена Постановлением Президиума АН СССР от 23 января 1990 г. № 80 «Об увековечении памяти академика Сахарова А. Д.». Медаль вручается раз в пять лет. | 110 |
17 | В каком году и за что А. Д. Сахаров получил Нобелевскую премию мира? | В 1975 году за «бесстрашную поддержку фундаментальных принципов мира между людьми» и за «мужественную борьбу со злоупотреблением властью и любыми формами подавления человеческого достоинства». | 90 |
18 | В каком году А. Д. Сахаров получил международную премию Чино дель Дука? Каким образом Андрей Дмитриевич распорядился данной премией? | В 1974 г. А. Д. Сахаров получил международную премию Ч. Дука. На эти деньги был основан фонд помощи детям политзаключенных. | 100 |
Номинация: «Общественная деятельность». Слайды 19, 20, 21, 22, 23
Таблица 5 – Вопросы номинации «Общественная деятельность»
Слайд
Вопрос
Ответ
Баллы
19
Каких званий и за что был лишен Сахаров А.Д.? В какой город был сослан Андрей Дмитриевич?
В декабре 1979 - январе 1980 года Сахаров неоднократно выступал против ввода советских войск в Афганистан.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 января 1980 года лишѐн всех государственных наград, включая звание трижды Героя Социалистического Труда. Постановлением Совета Министров СССР № 22 от 8 января 1980 года лишѐн званий Лауреата Ленинской и Сталинской премий. Андрей Дмитриевич был сослан в закрытый город Горький.
90
20
А.Д.Сахаров пережил три голодовки, сопровождавшиеся мучительным принудительным кормлением. Что было требованием этих голодовок?
В ссылке Сахаров провёл три самых длительных голодовки: 1981 году вместе с женой – 17 дней – за право выезда к мужу за рубеж невестки Сахаровых, которую КГБ держал в Москве в качестве заложницы; в мае 1984 года – 26 дней – в знак протеста против уголовного преследования Е. Боннэр. В апреле-октябре 1985 года – 178 дней – за право Е. Боннэр выехать за рубеж для операции на сердце. Сахарова насильно госпитализировали и насильно кормили.
130
21
В каком году Европейским парламентом учреждена Международная премия имени Андрея Сахарова «За свободу мысли»?
В 1988 году Европейским парламентом учреждена Международная премия имени Андрея Сахарова за «достижения в деле защиты прав человека и его основных свобод, а также за уважение международного законодательства и развитие демократии».
120
22
В 1966 году Сахаров подписал петицию против статьи УК РСФСР, по которой людей судили за «распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй». Когда эту статью исключили из кодекса?
За два месяца до смерти Сахарова – в октябре 1989 года
110
23
В каком году Андрей Дмитриевич избран почетным председателем общества «Мемориал»?
В 1988 году Андрей Дмитриевич избран почетным председателем общества «Мемориал», созданного жертвами сталинских репрессий.
100
Номинация: «Сахаров А.Д. – физик-ядерщик». Слайды 24, 25, 26, 27, 28
Таблица 6 – Вопросы номинации «Сахаров А.Д. – физик-ядерщик»
Слайд | Вопрос | Ответ | Баллы |
24 | Что такое «Слойка Сахарова»? | Принцип устройства водородной бомбы: атомный заряд окружали несколько слоев легких и тяжелых металлов. Сахаров предложил собственный проект бомбы в виде слоев дейтерия и природного урана вокруг обычного атомного заряда. | 120 |
25 | А.Д. Сахаров 7 сентября 1956 года получил Ленинскую премию – «за разработку физических принципов и теоретических расчётов изделия РДС-37». Что это за изделие? | РДС-37 – первая советская двухступенчатая термоядерная бомба. Испытана 22 ноября 1955 года на Семипалатинском полигоне сбросом с бомбардировщика Ту-16. В РДС-37 – использовалось стабильное твёрдое вещество дейтерид лития-6 во второй ступени. | 130 |
26 | Какое открытие позволило молодому ученому Сахарову А.Д. защитить докторскую диссертацию? | В подготовленном Сахаровым совместно с И.Е. Таммом отчете «Теория магнитного термоядерного реактора» (МТР), 1951 г., впервые предложена идея магнитной изоляции нагретой до миллионов градусов дейтериево-тритиевой плазмы («магнитная ловушка», позже эта конструкция получила название «Токамак»). | 140 |
27 | В каком году Сахаровым А.Д. была предложена идея лазерного обжатия для получения импульсной управляемой термоядерной реакции? | В 1961 г. ученый Сахаров А.Д. предложил идею лазерного обжатия для получения импульсной управляемой термоядерной реакции. | 150 |
28 | В 1942 году Сахаров А.Д. окончил университет с отличием в Ашхабаде в эвакуации и стал работать на патронном заводе в Ульяновске в должности инженера-изобретателя. Назовите, какой прибор был им изобретен? | На патронном заводе в Ульяновске в должности инженера-изобретателя, Андрей Дмитриевич имел ряд изобретений в области методов контроля продукции. Здесь Андрей Сахаров изобрел прибор, с помощью которого можно было проконтролировать, как закаляются сердечники пуль для противотанковых ружей. | 160 |
III. Итоговая часть – подведение итогов, определение победителей
Итак, наша игра подошла к концу. Прошу жюри огласить результаты.
Победителем является та команда, которая набрала большее количество баллов. Далее идёт награждение команды-победительницы. Объявляется благодарность всем участникам игры. Команда-победитель в игре награждается почетной грамотой, обе команды награждаются сувенирами.
IV. Проверка домашнего задания – мультимедийного лонгрида на тему: «А.Д. Сахаров – человек эпохи».
Слайд 29.
Команды представляют свои созданные лонгриды и объясняют, почему данная тема была выбрана для лонгрида в рамках нашего мероприятия.
За выполненные лонгриды команды отдельно награждаются памятными подарками. Ссылки на представленные лонгриды по решению группы можно разместить на сайте колледжа.
Ведущий:
Можно с уверенностью сказать, что А.Д.Сахаров является исторической личностью. Крупнейший ученый современности, он был автором выдающихся работ по физике элементарных частиц и космологии. Весь мир знает Сахарова как выдающегося общественного деятеля, бесстрашного борца за права человека. Андрей Дмитриевич – человек глубоких гуманистических убеждений, высоких нравственных принципов. Он всегда оставался искренним и честным. Его жизнь может служить для нас нравственным примером.
Слайд 30. Спасибо за игру!
Заключение
Весь мир знает А. Д. Сахарова, как выдающегося общественного деятеля, крупнейшего физика-ядерщика, правозащитника. Многое из того, о чём в своё время говорил Андрей Дмитриевич, к чему призывал, уже воплотилось в нашу жизнь, но многое ещё предстоит сделать, тем, кто не побоится пойти дорогой Андрея Дмитриевича Сахарова.
«Нет никакого сомнения: останься Андрей Дмитриевич жив, история нашей Родины, могла бы сложиться совсем по-иному! То же можно, наверное, сказать и Дмитрии Сергеевиче Лихачёве... Окуджаве... хотя масштаб личности Сахарова не сравним ни с кем... Но всё-таки присутствие таких людей хоть немного сдерживало их – и «там наверху», и телевидение, да и СМИ. И каждый уход, приближает нас к пропасти... поэтому – надо ПОМНИТЬ, не дать себе забыть и постоянно напоминать ИМ, что МЫ помним, что мы живы в конце концов! – может быть, хоть как-то справимся.... и сохраним и себя, и страну…»
Чемпион Мира по шахматам Анатолий Карпов.
«Сахаров будет оставаться примером для всех нас».
М. Тэтчер.
Список рекомендуемых источников
Единое окно доступа к информационным ресурсам. Уроки Лихачева: методические рекомендации для учителей средних школ http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/374/38374/16172?p_page=10 (дата обращения: 14.05.2023).
https://tilda.education/workshops-longread (дата обращения: 15.05.2023).
https://www.youtube.com/watch?v=zJldxU_Sfno&ab_channel=%D0%AF%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81 (дата обращения: 15.05.2023).
https://tilda.cc/ru/ (дата обращения: 15.05.2021).
Электронная библиотека: история РОСАТОМА: http://www.biblioatom.ru/founders/sakharov_andrey_dmitrievich/ (дата обращения: 15.05.2023).
Электронный ресурс: Сахаров А.Д. – персона ТАСС: https://tass.ru/encyclopedia/person/saharov-andrey-dmitrievich (дата обращения: 15.05.2023).