СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение педагогического опыта.«Особенности формирования этнотолерантности как нравственной основы личности в образовательной среде «ЦДОД «ЮНИТЭР» Рузаевского МР»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

О роли дополнительного образования в формировании гуманистических ценностей и  этнотолерантности как нравственной основы личности. Современный ребенок должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти своё место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта.«Особенности формирования этнотолерантности как нравственной основы личности в образовательной среде «ЦДОД «ЮНИТЭР» Рузаевского МР»»

«Особенности формирования этнотолерантности как нравственной основы личности в образовательной среде

«ЦДОД «ЮНИТЭР» Рузаевского МР»

«История человечества тянется на протяжении веков, но главный урок в ней – взаимная терпимость».

Э.Золя.

Одной из особенностей Российской Федерации, как государства, является то, что исторически наше государство складывалось как общество разных этносов, культур и религий. Наши народы принадлежат к различным религиозным и культурным традициям. Особую актуальность этническая толерантность приобретает в современных условиях, в связи с ситуацией в России, на Украине и в мире. В обществе появилась тенденция к межэтническому расслоению, обособлению, иногда переходящая в национальную нетерпимость и непримиримость. В связи с этим установка государства на расширение и углубление деятельности по формированию толерантного сознания и поведения, по воспитанию веротерпимости, миролюбия, непримиримости к экстремизму приобрела особо важный смысл. И особенно актуальна эта проблема в организации воспитания молодого поколения.

В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственные ценности, воспитание открытости к добру и умения противостоять злу.Современный ребенок должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти своё место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей. Толерантность - основа воспитания современного ребенка. Этнотолерантность подразумевает диалог культур, преемственность и взаимодействие с другими, какие они есть. Формирование этнотолерантности– длительный и сложный процесс, осуществляющийся всей социальной средой, окружающей ребёнка.

Дополнительное образование, как социальный институт имеет ряд преимуществ перед школой: это добровольность обучения, комфортный психологический климат, безоценочное отношение к ребенку, возможность проявить свои таланты и способности, обучение в творческой атмосфере, свободное общение и взаимодействие со сверстниками. Эти условия снижают агрессивное отношение к «чужим» детям по национальному признаку.

Поликультурный состав обучающихся нашего Центре разнообразный: русские, мордва, татары, другие национальности. Это создает особый тип взаимоотношений между педагогами и обучающимися, требующий проявления терпимости, тактичности и уважения к иным нациям и культурам. Поэтому наши педагоги учат ребят конструктивно разрешать конфликтные ситуации, взаимодействовать с товарищами на основе равенства и согласия.

Значительную роль в формировании стереотипов толерантного поведения обучающихся играют коллективные творческие дела, приуроченные к самым разным событиям. Это могут быть различного рода благотворительные акции: забота об одиноких стариках, помощь ветеранам войны и труда, пенсионерам.   Все эти дела оставляют след в душах воспитанников нашего Центра.

Коллективная творческая деятельность способствует формированию толерантности, т.к. при правильной организации она помогает увлечь ребят общим делом, снять межличностную напряженность в отношениях между отдельными группами детей, раскрывает их лучшие стороны, учит договариваться при коллективном планировании, выборе средств реализации намеченного.

Повседневная жизнь обучающегося в творческом объединении любой направленности (художественной, технической…) ориентирована на формирование стереотипов толерантного поведения: сочувствовать, сопереживать другим, выражать свои чувства без агрессии и насилия.

К примеру, занимаясь декоративно-прикладным искусством в творческих объединениях «Природа и фантазия», «Умелые руки», «Цветной ветер», «Волшебное творчество», «Рукодельница» обучающиеся Центра «ЮНИТЭР» изучают не только искусство России, но и искусство Мордовии, и искусство народов, проживающих в нашей республике. На занятиях воспитанники узнают о самобытности того или иного народа, о его быте, о связи содержания орнамента с окружающей природой, о государственной символике. У ребят проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей, чувство уважения к другим национальностям. Все это помогает нашим воспитанникам не только участвовать в различных конкурсах «Праскева – рукодельница», межрегиональный фестиваль национальной культуры «Кургоня», муниципальная конференция «Мой дом, моя семья, моя республика» и др., но и занимать призовые места.

В вопросе воспитания толерантности у детей и подростков большим потенциалом обладает туристско-краеведческая деятельность. В творческих объединениях «Туристический», «Краеведение», «Школа безопасности», «Растительный и животный мир Мордовии». В нашем Центре туристско-краеведческая деятельность – это сложная система взаимодействия в команде: походы, экскурсии, туристские слеты и соревнования, участие в которых помогает воспитывать взаимоуважение к каждому члену коллектива. Результат этой работы виден в победах в конкурсах различных уровней: «Золотой компас», муниципальный квест-фестиваль «В содружестве с природой», выступление на конференции «Наши земляки» и др.

Специфика художественного направления определяется разносторонним воздействием на человека.  Можно выделить 2 основные области: хореография и вокал. Различные постановки танцев народов мира в творческих объединениях «Танцевальный», «Хореографический «Карамельки» приобщают детей к традициям различных культур. Участие в реализации традиционных обрядовых форм способствует лучшему прочувствованию и пониманию особенностей других этносов. Через народные танцы России и танцы народов мира осуществляется воспитание в детях уважительного отношения к любой нации и народности, терпимости друг к другу.

Приобщение обучающихся в творческих объединениях «Вокальный», «Звонкие голоса России» не только к русскому музыкальному искусству, но и искусству других этносов способствует формированию и развитию у воспитанников способности к общению на межкультурном уровне. Доказано, что этномузыкальные традиции представляют своеобразную модель межэтнического коммуникативного взаимодействия, выступают универсальным, свободным от границ и предрассудков языком общения разных народов.

Творческая деятельность, участие и победы в конкурсах: «Я люблю тебя. Россия!», «Живи народная душа!», Всероссийский конкурс искусств «Гран-При Поволжья» объединяет ребят, они сопереживают ошибкам и радуются успехам других, старшие оказывают помощь младшим.

В нашем Центре функционирует «Школа «Надежда» для детей с ОВЗ. Положительным фактором является наличие у детей с ОВЗ возможности участвовать во всех мероприятиях Центра наравне со своими сверстниками из других творческих объединений. При этом  они  чувствуют себя полноправными хозяевами, а не скучающими гостями. Ребята увлеченно готовятся к концертам, посвященным Дню Матери, дню 8 Марта, празднику 9 мая, ежегодному учрежденческому фестивалю «ЮНИТЭР» зажигает звезды», активно участвуют в конкурсах различного уровня. При этом они имеют возможность реализовать себя, доказать, что они могут сделать многое ничуть не хуже, чем   другие. Но главным здесь является то, что основная масса обучающихся Центра – здоровые дети, относятся к воспитанникам школы «Надежда» с уважением, понимания, что они не хуже и не лучше других, они просто - другие.

Таким образом, в формировании гуманистических ценностей и этнотолерантности как нравственной основы личности дополнительное образование играет значительную роль. Современный ребенок должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти своё место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.




Список литературы


  1. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность. Введение в проблему: учебно-методическое пособие. – М., 2003

  2. Мчедлов М.П. Толерантность. – М., 2004

  3. Формирование установок толерантного сознания у детей и молодежи: материалы городской научно-практической конференции. – СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2010. – 43с.