Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области
Обобщение вебинара на тему:
«Веселая грамматика для детей дошкольного возраста: игры с предлогами как средство формирования грамматического строя речи»
Лектор: Скоролупова Оксана Алексеевна -вице-президент ИМОС, федеральный эксперт – член Экспертного совета по дошкольному образованию Госдумы ФС РФ, почётный работник общего образования РФ, ведущий методист «Просвещение-СОЮЗ»
Обобщила вебинар воспитатель:
Болгова Алла Викторовна
Развитие речи в дошкольном возрасте Основная цель: развитие речевого потенциала ребенка как средства свободного общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа, овладения опытом и нормами социальной жизнедеятельности, жизни в социуме
Направления речевого развития
Обогащение словаря детей
Воспитание звуковой и интонационной культуры речи
Формирование грамматического строя речи
Развитие общения и коммуникативной культуры
Развитие связной речи (диалогической и монологической)
Воспитание любви и интереса к художественному слову
Развитие речевого творчества
Грамматика
Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Она помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих
Грамматика
Морфология Синтаксис Словообразование
Подраздел грамматики, изучающий построение фраз и предложений, сочетаемость и порядок следования слов
Подраздел грамматики, изучающий образование слова на основе другого слова или слов
Подраздел грамматики, изучающий строй слова
Грамматика и предлоги
Предлог как узелок – связывает слова в предложении, превращает разрозненные слова в законченную, оформленную в речи, мысль, помогает согласовать слова в предложении (синтаксис)
Использование предлогов позволяет изменять слова по падежам (морфология) (у дерева, на дереве, под деревом, между деревьями)
Предлоги играют большую роль в словообразовании, существует предложный способ образования слов (расположен рядом с морем, при море – приморский, за морем – заморский; растет под осиной – подосиновик, расположен над бровью – надбровный и т.п.)
Предлоги и развитие речи ребенка
Предлоги многозначны – каждый предлог может нести разные значения, употребляться в разных смыслах (связь грамматики с лексикой, и связной речью – умением строить высказывания разных типов)
Предлог «У»
1) принадлежность кому-то – у меня, у Светы, у мальчика
2) местоположение – у дома, у реки (синонимично предлогу «около»)
Предлог «НА»
1)расположение на поверхности чего-то – на столе, на комоде
2) более широкое обозначение местоположения – на стене, на площади, на даче (ответ на вопрос «где»?)
3) событийность, обозначение какого-то события – на уроке, на выставке
4) прикладное значение, свидетельство функциональности – поедем на поезде, полетим на самолете
Предлоги и развитие речи ребенка
Предлог «С» 1) общность, сотрудничество – пришел с мамой, дружу с Сережей 2) детализация и принадлежность – платье с кармашками, дом с колоннами, бутерброд с сыром, пирог с капустой 3) изменение местонахождения, движение – упал с ветки, спустился с горы 4) обозначение отношения – с радостью, с удовольствием, со страхом
Предлог «ОТ»
1) направление движения – отплыл от берега, убегает от лисы
2) направление изменений – от плохого к хорошему, от дождя к засухе
3) обозначение эмоционального состояния – смеюсь от счастья, плачу от горя, закрыл глаза от страха
4) обозначение отказа от чего-то
Как помочь ребенку освоить предложные конструкции
✓ Используем системный подход: занимаемся не от случая к случаю, а системно и последовательно отрабатываем предложные конструкции, позволяя ребенку их использовать в практике речевого общения
✓ Соблюдаем принцип «от простого к сложному»: начинаем работу с простыми, наиболее часто используемыми в речи предлогами, переходя ко все более сложным и многозначным
✓ Включаем в разнообразные виды деятельности: в подвижные игры, наблюдения, сюжетную игру, продуктивную деятельность
✓ Активно отрабатываем предлоги в развитии пространственновременных представлений
✓ Интегрируем со всеми направлениями речевого развития, в том числе лексико-грамматического
✓ Дополняем развитием графомоторных навыков
✓ Учитываем специфику личностного развития, используем навыки сотрудничества – со сверстниками, со взрослым
Спасибо за внимание!