Обобщение знаний по теме «Основные классы неорганических соединений»
(8 класс)
Тип урока: Контрольно-обобщающий.
Дидактическая цель: обобщение, контроль и систематизация знаний обучающихся и способов деятельности обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», создание условий для самостоятельной работы школьников по указанной теме
Задачи урока:
Образовательные: Повторение, обобщение и систематизация сведений об основных классах неорганических веществ, их свойствах и индентификации;
Развивающие: Способствовать развитию интеллектуальных умений обучающихся (сравнение, синтез, анализ, вывод), максимально включая их в процесс самореализации, формированию адекватной самооценки;
Воспитательные: Способствовать формированию ценностного отношения к предмету Химия, творческого интереса к учению, развитию коммуникативных навыков и моральных качеств (настойчивость, трудолюбие, взаимопомощь, умение работать в паре, группе). Воспитание чувства взаимного уважения между обучающимися, для максимального раскрытия способностей на уроке.
Методы обучения: проблемный, эвристический, практический
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.
Материалы и оборудование к уроку: лабораторное оборудование: штатив с пробирками, реактивы; листы индивидуальной работы, листы «Химический тренажер», листы самооценки, карточки-задания для индивидуальной работы; таблица химических элементов Д.И. Менделеева, учебник химии, компьютер, ноутбуки, проектор, мультимедийная презентация к уроку.
Подготовка к уроку:
Работу на уроке учащийся оформляет в «Листе индивидуальной работы» (Приложение 1), в нем же осуществляет проверку правильности выполнения каждого задания. Итоги осуществления самопроверки обучающиеся отражают в «Листе самооценки» (Приложение 2). Полученные баллы суммируются и переводятся в оценку по специальной шкале.
Ход урока:
№ п/п | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Время, затрачиваемое на этап урока |
Этап 1. Мотивация и целеполагание. |
| Приветствие школьников, ознакомление с целями и задачами урока, настрой на положительные эмоции. Я рада Вас сегодня видеть! Улыбнитесь. Пожелайте удачи друг другу. Поднимите руки вверх и почувствуйте свою уникальность, необычность, талантливость». Учитель: Сегодня на уроке мы обобщаем ранее полученные на уроках химии знания по классификации и номенклатуре, свойствам изученных нами ранее неорганических соединений. Для работы класс будет поделен на варианты Результаты своей работы вы будете фиксировать в листе индивидуальной работы. (Слайд 3. Лист индивидуальной работы) Оценивать уровень своих знаний вы будете в Листе самооценки, куда будете вносить итоги оценивания по результатам самопроверки и взаимопроверок. В процессе урока вы будете выполнять задания как индивидуальной, так и групповой работы. Проверка правильности выполнения заданий будет производиться по ключу ответов, представленным на слайдах и шкале оценивания. | Приветствуют учителя, готовятся к решению поставленных учителем задач | личностные УУД (смыслообразование, самоопределение) |
Этап 2. Работа по систематизации и обобщению знаний основных классов неорганических соединений |
| | |
2. | Учитель: На предыдущих уроках химии мы подробно разбирали состав и свойства неорганических соединений различных классов. На доске изображена схема, в которую надо внести названия классов соединений. Пустые места под стрелками мы будем заполнять по мере отгадывания загадок. «Важнейшие классы неорганических соединений»  • «Их получают путем горения Или сложных веществ разложения. В них два элемента, один – кислород. Я отнесу к ним и известь, и лед». Какие это вещества? (Оксиды) • «Хлориды и нитраты, Сульфаты, карбонаты Я без труда и боли Объединю в класс...» (Соли) • «Они имеют кислый вкус. В них изменяет цвет лакмус. А если активный металл попадет, Получим мы соль и еще водород». (Кислоты) • «В каких веществах у фенолфталеина Бывает не жизнь, а сплошная малина?» (Щелочи) | Мобилизация знаний определений, химического состава, структуры, основных классов неорганических веществ. (обучающиеся отвечают на вопросы учителя) | Формирование познавательных УУД (постановка и решение проблемы) логические УУД |
Этап 3. Актуализация опыта. Работа с применением форм самоконтроля и взаимоконтроля. Формирование самооценки. |
1. | Работа по химическому тренажеру. Учитель предлагает обучающимся работу в парах по «Химическому тренажеру» (6 вариантов, в каждом по 10 формул химических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей. Напротив каждой формулы проставлена буква русского алфавита) Работа в паре с соседом по парте с применением приемов самоконтроля и взаимоконтроля. Среди обучающихся класса варианты распределяются следующим образом: I колонка: 1-2 вариант; II колонка: 3-4 вариант; III колонка: 5-6 вариант. Обучающиеся 1-2 варианта из списка выбирают кислоты, 3-4 варианта – соли, 5-6 варианта – основания, выписывая буквы рядом с выбранными формулами. (Слайд 8. Ключи ответов) (Знак; Элемент; Химия) | Обучающиеся в динамической паре выбирают формулы требуемых веществ, выписывая буквы алфавита, стоящие рядом с формулой. Объединив буквы, составляют химическое понятие. Если возникают проблемы с составлением понятия из набора букв, соседи по парте в поисках ошибки, проверяют правильность выполнения задания друг друга. Сверяют с ключом ответов на слайде. | Коммуникативные: cотрудничество в паре по поиску информации и общего решения проблемы; Регулятивные: прогнозирование, оценка, саморегуляция |
2. | Задание I. «Классификация химических соединений» (Слайд 9. Задание «Классификация химических соединений») Учитель предлагает обучающимся по карточкам индивидуальной работы определить класс неорганических соединений каждого из предложенных веществ и обвести в таблице задания соответствующие цифры. Для проверки правильности выполнения задания необходимо сложить обведенные цифры, сумма должна быть равна порядковому номеру указанного в карточке элемента. Учитель предлагает обучающимся осуществить самопроверку выполненного задания по ключу и шкале оценивания, предложенному на слайде презентации. (Слайд 10. Ключи ответов к заданию №1) (Слайд 11. Шкала оценивания задания № 1) Учитель предлагает выполнение следующего задания индивидуальной работы | Ребята работают по предложенным схемам: 1.Индивидуальная работа по карточке-заданию, внесение ответов задания в лист индивидуальной работы. 2.Осуществление самоконтроля выполненного задания по представленным на слайдах ответам и шкале оценивания; 3.Самооценивание выполненного задания и внесение данных в | Личностные: Смыслообразование; Познавательные: общеучебные универсальные действии, логические универсальные действия; Регулятивные: прогнозирование, оценка, саморегуляция, коррекция |
3. | Задание № II. «Номенклатура веществ» (Слайд 12. Задание «Номенклатура веществ») Учитель: Каждому ученику на парту выдается «карточка - лото», состоящая из поля 4х3 и девяти двусторонних карточек. На клетках поля записаны формулы веществ, которые необходимо назвать по систематической номенклатуре. На лицевых сторонах выданных двусторонних карточек имеются характеристики веществ по классификационным категориям, а на обратной стороне карточки – название вещества. Обучающимся необходимо вписать название вещества в специально отведенном поле таблицы в листе индивидуальной работы и установить соответствие между формулой и ее характеристикой и накрыв каждую формулу поля двусторонней карточкой с соответствующими характеристиками (вверх лицевой стороной карточки) (на парте). Если карточка подобрана верно, название вещества, написанное на обратной стороне карточки должно совпасть с названием, данным учеником по систематической номенклатуре. Проверка правильности выполнения задания выполняется соседом по парте, результат фиксируется в листе самооценки. (Слайд 13. Ключи ответов и шкала оценивания задания №2) | лист самооценки 1.Индивидуальная работа, по формированию названия вещества в соответствии с систематической номенклатурой. Группирование карточек с правильными ответами и карточек-заданий 2.Осуществление взаимопроверки выполненного задания в парах (соседом по парте) по обратной стороне, выбранной учеником карточки; 3. Взаимооценивание выполненного задания по ключу на слайде и внесение данных в лист самооценки | |
4. | Учитель предлагает школьникам выполнение исследовательской работы; перед выполнением экспериментальных заданий в беседе со школьниками мобилизует знания по технике безопасности выполнения опытов. Задание III. «Экспертиза» (Слайд 16. «Задание «Экспертиза») Предлагается проведение исследовательской работы по определению вещества с помощью имеющихся на столе индикаторов. Необходимо установить в какой из пронумерованных пробирок находится кислота, основание и соль и внести данные в лист индивидуальной работы. Проверка правильности выполняется по ключу и шифру, указанному в листе индивидуальной работы обучающегося. (Слайд 17. Ключи ответов и шкала оценивания задания №3) | Практическая часть: Ребята (работа в группе) анализируют опыты, проводят самооценивание выполненного задания по ключу на слайде и вносят данные в лист самооценки. | Личностные: смыслообразование, Регулятивные: прогнозирование, оценка, саморегуляция, коррекция: |
5. | Индивидуальная работа: Задание IV. «Химические свойства веществ» (Слайд 19. Задание «Химические свойства веществ») Учитель: Предлагается выполнение индивидуального задания «Химические свойства веществ». По типу игры «крестики-нолики». Обучающиеся вычеркивают три вещества, реагирующие с представителем класса неорганических соединений, указанным в карточке-задании. Далее осуществляется самопроверка выполненного задания по ключу и шкале оценивания, предложенному на слайде презентации. (Слайд 20. Ключи ответов и шкала оценивания задания №4) | 1.Выполнение индивидуальной работы по определению веществ, вступающих в химические реакции с указанным в карточке-задании веществом; 2.Осуществление самопроверки и оценивания выполненного задания по представленным на слайдах ответам и шкале оценивания и внесение данных в лист самооценки | Личностные: смыслообразование; Познавательные: общеучебные универсальные действии, логические универсальные действия; Регулятивные: прогнозирование, оценка, саморегуляция, коррекция |
Этап 4. Формирование ценностного отношения к предмету «Химия», нравственных и моральных качеств, развитие коммуникативных навыков в процессе групповой работы |
| V.«Сказки страны «Химия» Формируются 3 группы. В процессе работы каждая группа получает творческое задание :составить химическую сказку по теме, связанной с веществами классов неорганических соединений и учебным предметом. Темы для составления сказок: «Химия», «Кислоты», «Соли», «Щелочи» и т.д. Учитель: Используя химические понятия и знания в сказке необходимо отразить основные признаки и свойства выбранного вещества или группы веществ. Набрать текст и оформить групповую работу можно как на ноутбуке, так и от руки на листе А-4. | 1.Слаженная работа в группе по выполнению задания по достижению цели; 2. Оценивание результативности участия каждого члена группы в работе группы производится как самим учеником, так и руководителем группы по пятибальной шкале. Оценки проставляются в «Листе самооценки». | Коммуникативные: сотрудничество в поиске и сборе информации; Регулятивные: прогнозирование, оценка, саморегуляция Личностные: смыслообразование, самоопределение |
Этап 5. Обсуждение домашнего задания. Подведение итогов урока. |
|
Учитель дает оценку работе класса. Полученные баллы суммируются и переводятся в оценку, согласно предложенной шкалыПредлагает суммировать полученные в листе самооценки баллы и перевести их в пятибальную оценку по предложенной шкале (Слайд 21. Подсчет баллов и перевод баллов в оценку) | Каждый ученик оценивает результативность своей работы на уроке по предложенным критериям и переводит полученное количество баллов в оценку в листе самооценки | Регулятивные:оценка, саморегуляция; Познавательные: общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия |
Этап 6. Рефлексия |
| Учитель инициирует рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками | Школьники выбирают по две пословицы, которые соответствовали его ощущениям и настроению на уроке. | Регулятивные: оценка, саморегуляция; |
|
Приложение1
Лист индивидуальной работы
I вариант
Задание 1. «Классификация химических соединений»
Определите класс неорганических соединений предложенных веществ и обведите в таблице соответствующие цифры. Для проверки правильности выполнения задания сложите обведенные цифры. Если сумма равна порядковому номеру натрия, задание выполнено верно.
формулы | оксид | кислота | основание | соль |
CuSO4 | 5 | 5 | 4 | 3 |
SiO2 | 4 | 4 | 3 | 4 |
Mg(OH)2 | 3 | 3 | 2 | 5 |
HCl | 2 | 2 | 1 | 6 |
Оцените себя: сверьте правильность выполнения задания с ключом ответа на слайде, исправьте ошибки и оцените свою деятельность в «Листе самооценки».
.
Задание II. «Номенклатура веществ»
На каждой парте находится лото, которое состоит из поля 4х2 и девяти двусторонних карточек. На клетках поля записаны формулы веществ, на лицевых сторонах карточек характеристики веществ по классификационным категориям. Необходимо установить соответствие между формулой и ее характеристикой. Вам необходимо накрыть каждую формулу поля с формулами - лицевой стороной двусторонней карточки с характеристиками, соответствующими данному веществу.
формулы | Название | Отметка о правильности выполнения задания |
CuSO4 | | |
SiO2 | | |
Mg(OH)2 | | |
HCl | | |
Оцените себя: сверьте правильность выполнения задания с ключом ответа на слайде, исправьте ошибки и оцените свою деятельность в «Листе самооценки».
Задание III. «Экспертиза»
На каждую парту для работы в парах выданы по три пронумерованные пробирки с веществами: КОН, НСl, NаСl. За 1 мин, используя растворы индикаторов лакмуса и фенолфталеина, необходимо распознать, в какой пробирке (под №1, №2, №3) находится каждое вещество? Шифр кодирования ответов: Р-1
Вещество | Пробирка №1 | Пробирка №2 | Пробирка №3 |
КОН | | | |
НСl | | | |
NаСl | | | |
Оцените себя: сверьте правильность выполнения задания с ключом ответа на слайде, исправьте ошибки и оцените свою деятельность в «Листе самооценки».
Задание IV. «Химические свойства веществ» «Крестики-нолики»: вычеркните прямой линией три вещества, реагирующие с разбавленной серной кислотой:
MgO | SO3 | Сl2O |
P2O5 | Ca(OH)2 | K2CO3 |
H2SO4 | Cu(OH)2 | Zn |
Оцените себя: сверьте правильность выполнения задания с ключом ответа на слайде, исправьте ошибки и оцените свою деятельность в «Листе самооценки».
Задание V. «Сказки страны «Химия»
Оцените свой вклад в выполнение творческого группового задания по пятибальной шкале и отразите в «Листе самооценки».
Взаимооценивание: Руководитель группы оценивает работу каждого члена группы при выполнении творческого задания и вносит результат в «Лист самооценки»
Найдите среднее арифметическое двух результатов в задании №5
Подведение итогов:
Баллы задания №1 + Баллы задания №2 + Баллы задания №3 + Баллы задания №4 + Баллы задания №5 (среднее арифметическое)=Общее число баллов
Общее число баллов= Оценка (по шкале перевода баллов в оценку)
Шкала перевода баллов в оценку:
Количество баллов | Оценка |
13 - 14 | «5» |
10 - 12 | «4» |
6 - 9 | «3» |
0 - 5 | «2» |
Лист индивидуальной работы
II вариант
Задание 1. «Классификация химических соединений»
Определите класс неорганических соединений предложенных веществ и обведите в таблице соответствующие цифры. Для проверки правильности выполнения задания сложите обведенные цифры. Если сумма равна порядковому номеру натрия, задание выполнено верно
формулы | оксид | кислота | основание | соль |
CaO | 5 | 5 | 4 | 3 |
LiOH | 4 | 4 | 3 | 4 |
H2SO4 | 3 | 6 | 2 | 5 |
ZnCl2 | 2 | 2 | 1 | 6 |
Оцените себя: сверьте правильность выполнения задания с ключом ответа на слайде, исправьте ошибки и оцените свою деятельность в «Листе самооценки».
Задание II. «Номенклатура веществ»
На каждой парте находится лото, которое состоит из поля 4х2 и девяти двусторонних карточек. На клетках поля записаны формулы веществ, на лицевых сторонах карточек характеристики веществ по классификационным категориям. Необходимо установить соответствие между формулой и ее характеристикой. Вам необходимо накрыть каждую формулу поля с формулами - лицевой стороной двусторонней карточки с характеристиками, соответствующими данному веществу.
формулы | Название | Отметка о правильности выполнения задания |
CaO | | |
LiOH | | |
H2SO4 | | |
ZnCl2 | | |
Оцените себя: сверьте правильность выполнения задания с ключом ответа на слайде, исправьте ошибки и оцените свою деятельность в «Листе самооценки».
Задание III. «Экспертиза»
На каждую парту для работы в парах выданы по три пронумерованные пробирки с веществами: КОН, НСl, NаСl. За 1 мин, используя растворы индикаторов лакмуса и фенолфталеина, необходимо распознать, в какой пробирке (под №1, №2, №3) находится каждое вещество? Шифр кодирования ответов: Р-1
Вещество | Пробирка №1 | Пробирка №2 | Пробирка №3 |
КОН | | | |
НСl | | | |
NаСl | | | |
Оцените себя: сверьте правильность выполнения задания с ключом ответа на слайде, исправьте ошибки и оцените свою деятельность в «Листе самооценки».
Задание IV. «Химические свойства веществ» «Крестики-нолики»: вычеркните прямой линией три вещества, реагирующие с гидроксидом натрия:
MgO | SO3 | K2O |
P2O5 | HCl | CuCl2 |
H2SO4 | Cu(OH)2 | Zn |
Оцените себя: сверьте правильность выполнения задания с ключом ответа на слайде, исправьте ошибки и оцените свою деятельность в «Листе самооценки».
Задание V. «Сказки страны «Химия»
Оцените свой вклад в выполнение творческого группового задания по пятибальной шкале и отразите в «Листе самооценки».
Взаимооценивание: Руководитель группы оценивает работу каждого члена группы при выполнении творческого задания и вносит результат в «Лист самооценки»
Найдите среднее арифметическое двух результатов в задании №5
Подведение итогов:
Баллы задания №1 + Баллы задания №2 + Баллы задания №3 + Баллы задания №4 + Баллы задания №5 (среднее арифметическое)=Общее число баллов
Общее число баллов= Оценка (по шкале перевода баллов в оценку)
Шкала перевода баллов в оценку:
Количество баллов | Оценка |
13 - 14 | «5» |
10 - 12 | «4» |
6 - 9 | «3» |
0 - 5 | «2» |
Лист индивидуальной работы
III вариант
Задание1. «Классификация химических соединений»
Определите класс неорганических соединений предложенных веществ и обведите в таблице соответствующие цифры. Для проверки правильности выполнения задания сложите обведенные цифры. Если сумма равна порядковому номеру натрия, задание выполнено верно.
формулы | оксид | кислота | основание | соль |
CaСО3 | 5 | 5 | 4 | 3 |
Al2O3 | 2 | 4 | 3 | 4 |
KOH | 3 | 6 | 1 | 5 |
H3PO4 | 2 | 2 | 1 | 6 |
Оцените себя: сверьте правильность выполнения задания с ключом ответа на слайде, исправьте ошибки и оцените свою деятельность в «Листе самооценки».
Задание II. «Номенклатура веществ»
На каждой парте находится лото, которое состоит из поля 4х2 и девяти двусторонних карточек. На клетках поля записаны формулы веществ, на лицевых сторонах карточек характеристики веществ по классификационным категориям. Необходимо установить соответствие между формулой и ее характеристикой. Вам необходимо накрыть каждую формулу поля с формулами - лицевой стороной двусторонней карточки с характеристиками, соответствующими данному веществу.
формулы | Название | Отметка о правильности выполнения задания |
CaСО3 | | |
Al2O3 | | |
KOH | | |
H3PO4 | | |
Оцените себя: сверьте правильность выполнения задания с ключом ответа на слайде, исправьте ошибки и оцените свою деятельность в «Листе самооценки».
Задание III. «Экспертиза»
На каждую парту для работы в парах выданы по три пронумерованные пробирки с веществами: КОН, НСl, NаСl. За 1 мин, используя растворы индикаторов лакмуса и фенолфталеина, необходимо распознать, в какой пробирке (под №1, №2, №3) находится каждое вещество? Шифр кодирования ответов: Р-1
Вещество | Пробирка №1 | Пробирка №2 | Пробирка №3 |
КОН | | | |
НСl | | | |
NаСl | | | |
Оцените себя: сверьте правильность выполнения задания с ключом ответа на слайде, исправьте ошибки и оцените свою деятельность в «Листе самооценки».
Задание IV. «Химические свойства веществ» «Крестики-нолики»: вычеркните прямой линией три вещества, реагирующие с разбавленной соляной кислотой:
MgO | Zn(OH)2 | HNO3 |
P2O5 | K | CuCl2 |
H2SO4 | SiO2 | Zn (OH)2 |
Оцените себя: сверьте правильность выполнения задания с ключом ответа на слайде, исправьте ошибки и оцените свою деятельность в «Листе самооценки».
Задание V. «Сказки страны «Химия»
Оцените свой вклад в выполнение творческого группового задания по пятибальной шкале и отразите в «Листе самооценки».
Взаимооценивание: Руководитель группы оценивает работу каждого члена группы при выполнении творческого задания и вносит результат в «Лист самооценки»
Найдите среднее арифметическое двух результатов в задании №5
Подведение итогов:
Баллы задания №1 + Баллы задания №2 + Баллы задания №3 + Баллы задания №4 + Баллы задания №5 (среднее арифметическое)=Общее число баллов
Общее число баллов= Оценка (по шкале перевода баллов в оценку)
Шкала перевода баллов в оценку:
Количество баллов | Оценка |
13 - 14 | «5» |
10 - 12 | «4» |
6 - 9 | «3» |
0 - 5 | «2» |
Приложение №2
Лист самооценки __________________
(ФИ учащегося)
Проведите оценивание результативности своей работы на уроке по предложенным критериям и переведите по предложенной шкале полученное количество баллов в оценку
Задание | Критерии оценивания | Полученные баллы |
Задание №1 «Классификация химических соединений» | Сумма обведенных вами цифр совпадает с цифрой шаблона ответов в ключе -1балл; Сумма обведенных вами цифр НЕ совпадает с цифрой шаблона ответов на слайде -0 баллов; | |
Задание №2 «Номенклатура веществ» | Каждое из названий четырех предложенных формул вашего варианта совпало с ответом в ключе – 4 балла; 3 совпадения - 3 балла; 2 совпадения – 2 балла; 1 совпадение – 1 балл; Нет правильных ответов – 0 баллов | |
Задание №3 «Экспертиза» | Верно определены все вещества в 3-х пробирках – 3 балла Верно определены два вещества в 3-х пробирках – 2 балла Верно определено одно вещество в 3-х пробирках –1 балл Нет правильных ответов – 0 баллов | |
Задание №4. «Химические свойства веществ» | Линия вычеркивания трех химических веществ совпадает с линией на слайде – 1 балл; Линия вычеркивания трех химических веществ НЕ совпадает с линией на слайде – 0 баллов; | |
Задание №5. «Сказки страны «Химия» | Оцените свой вклад в работу группы по 5-бальной шкале | | среднее арифметическое |
Оценка Вашей работы руководителем группы по 5-бальной шкале | |
Итого баллов | |
Оценка | |
Шкала перевода баллов в оценку:
Количество баллов | Оценка |
13 - 14 | «5» |
10 - 12 | «4» |
6 - 9 | «3» |
0 - 5 | «2» |
Приложение 3
Ключи ответов к заданиям для взаимопроверки.
Задание1«Классификация химических соединений»
I вариант
формулы | оксид | кислота | основание | соль |
CuSO4 | 5 | 5 | 4 | 3 |
SiO2 | 4 | 4 | 3 | 4 |
Mg(OH)2 | 3 | 3 | 2 | 5 |
HCl | 2 | 2 | 1 | 6 |
11Na: 4+2+2+3=11
II вариант
формулы | оксид | кислота | основание | соль |
CaO | 5 | 5 | 4 | 3 |
LiOH | 4 | 4 | 3 | 4 |
H2SO4 | 3 | 6 | 2 | 5 |
ZnCl2 | 2 | 2 | 1 | 6 |
20Сa: 5+6+3+6=20
III вариант
формулы | оксид | кислота | основание | соль |
CaСО3 | 5 | 5 | 4 | 3 |
Al2O3 | 2 | 4 | 3 | 4 |
KOH | 3 | 6 | 1 | 5 |
H3PO4 | 2 | 2 | 1 | 6 |
8О: 2+2+1+3=8
Шкала оценивания задания №1. «Классификация химических соединений»
| I вариант | II вариант | III вариант | Оценивание |
Сумма обведенных цифр, равная порядковому номеру элемента | 11 | 20 | 8 | 1б |
Иная цифра | 0б |
Задание II. «Номенклатура веществ»
I вариант
Формулы | Название | Характеристика | Оценивание |
CuSO4 | Сульфат меди (II) | Соли; средняя соль | 1б |
SiO2 | Оксид кремния (IV) | Оксиды, кислотный оксид | 1б |
Mg(OH)2 | Гидроксид магния (II) | Основания, нерастворимый гидроксид | 1б |
HCl | Соляная кислота | Кислоты, одноосновная кислота, бескислородная, растворимая кислота | 1б |
II вариант
Формулы | Название | Характеристика | Оценивание |
CaO | Оксид кальция | Оксиды, основный оксид | 1б |
LiOH | Гидроксид лития | Основания, щелочь | 1б |
H2SO4 | Серная кислота | Кислоты, двухосновная кислота, кислородсодержащая, растворимая кислота | 1б |
ZnCl2 | Хлорид цинка | Соли; средняя соль | 1б |
III вариант
Формулы | Название | Характеристика | Оценивание |
CaСО3 | Карбонат кальция | Соли; средняя соль | 1б |
Al2O3 | Оксид алюминия | Оксиды, амфотерный оксид | 1б |
KOH | Гидроксид калия | Основания, щелочь | 1б |
H3PO4 | Ортофосфорная кислота | Кислоты, трехосновная кислота, кислородсодержащая, растворимая кислота | 1б |
Задание III. «Экспертиза»
Шифр для кодирования ответов: Р-1
| №1 | №2 | №3 | оценивание | иной ответ |
КОН | + | | | 1б | 0б |
НСl | | + | | 1б | 0б |
NаСl | | | + | 1б | 0б |
Шифр для кодирования ответов: Р-2
| №1 | №2 | №3 | оценивание | иной ответ |
КОН | | + | | 1б | 0б |
НСl | + | | | 1б | 0б |
NаСl | | | + | 1б | 0б |
Шифр для кодирования ответов: Р-3
| №1 | №2 | №3 | оценивание | иной ответ |
КОН | | | + | 1б | 0б |
НСl | | + | | 1б | 0б |
NаСl | + | | | 1б | 0б |
Задание IV. «Химические свойства веществ»
I вариант
MgO | SO3 | Cl2O |
P2O5 | Ca(OH)2 | K2CO3 |
H2SO4 | Cu(OH)2 | Zn |
Оценивание:
Если все три формулы вычеркнуты «верно» - 1 балл;
«неверно» – 0 баллов;
II вариант
MgO | SO3 | K2O |
P2O5 | HCl | CuCl2 |
H2SO4 | Cu(OH)2 | Zn |
Оценивание:
Если все три формулы вычеркнуты «верно» - 1 балл;
«неверно» – 0 баллов;
III вариант
MgO | Zn(OH)2 | HNO3 |
P2O5 | K | CuCl2 |
H2SO4 | SiO2 | Zn (OH)2 |
Оценивание:
Если все три формулы вычеркнуты «верно» - 1 балл;
«неверно» – 0 баллов;