СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обозначение мягкости согласных с помощью Ь

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для открытого урока по русскому языку в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«Обозначение мягкости согласных с помощью Ь»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МАЙДАКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

с.Майдаково Палехского района Ивановской области



Технологическая карта

урока русского языка в 5 классе

по теме:

«Обозначение мягкости согласных с помощью Ь»



Автор: Баранова Екатерина Александровна

учитель русского языка и литературы







19 декабря 2018

Цель деятельности учителя: актуализировать и восстановить знания о способах обозначения мягкости согласных на письме; отработать умения применять правило постановки мягкого знака для обозначения мягкости согласных

Тип урока: урок систематизации ЗУН

Планируемые результаты :

Предметные: знать роль ь для обозначения мягкости согласных, правило употребления и неупотребления ь для обозначения мягкости согласных

Уметь: различать в словах твёрдые и мягкие согласные , определять, что сигнализирует на письме о мягкости предшествующего согласного

Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности, умение поставить цель и организовать её достижение

Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе

Методы и формы обучения: наблюдения над языком, создание проблемных ситуаций, индивидуальная , фронтальная, групповая

Основные понятия: твёрдые и мягкие согласные











Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность обучающихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые УУД

Промежуточный контроль

Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональная , мотивационная подготовка к усвоению материала

Организационный момент урока:

Давайте начнём урок с улыбки! Сегодня на уроке мы должны быть сообразительными, внимательными, терпимыми друг к другу

Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу

Регулятивные: планируют необходимые действия


Актуализация

Воспроизведе-

ние ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых

Вопросы по домашнему заданию: что изучает фонетика?

На какие группы делятся звуки?

Какими бывают гласные звуки?

А согласные?


Отвечают на вопросы, воспринимают информацию на слух


Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности

Коммуникативные: задают вопросы
отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли

Устные ответы

Выявление темы урока


На доске написан ряд букв: Е,Ё,Ю,Ь,И,О,А

Назовите лишнюю букву

(лишняя буква Ь) Почему? (Не обозначает звука)

А зачем нам нужен Ь? Ответ на этот вопрос и будет темой нашего урока

Отвечают на вопросы, выполняют задание

Индивидуаль

ная

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи

Регулятивные : осознают недостаточность своих знаний

Коммуникативные: задают вопросы




(создание проблемной ситуации)

Сентябрь холодный бушевал,

С деревьев ржавый лист валился,

День потухающий дымился,

День потухал, туман вставал. (Какую роль выполняет Ь?)


Сравните слова: угол -уголь; банка – банька


Запишите свои примеры

Тема урока?

Выполняют задание












Выполняют задание

Работа в парах













Индивидуаль

ная работа



Целеполагание

Раскрытие сущности новых понятий, ознакомление с заданием






Физкультминутка

Формулируем цель совместно с учащимися:

Текст на листочках:

«Иля спешу напомнит тебе, что песа состоится в два часа. Прдёт вся моя семя. Жду.Санка.»

Исправление ошибок , формулирование цели



Буратино подтянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл – видно ключик не нашёл.

Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать.




Выполнение задания

Работа в группе

Личностные: осознают свои возможности в учении

Познавательные: извлекают необходимую информацию

Регулятивные: планируют свою деятельность

Устные ответы, выполнение письменного задания

Творческая практическая деятельность

Письменная работа

Вспомним тему урока(проговаривают)

Итак, Ь обозначает мягкость согласного – всё просто?

Как вы думаете, всегда ли после согласного нужно ставить Ь?

На доске: туч()ка, мощ()ный, бан()тик, свар()щик, печ()

Вывод:

Стр.139 материал для самостоятельного наблюдения (работа с учебником)

Орфограмма

Выполняют задание








Работа с учебником

Работа в парах








Индивидуальная работа

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах






Познавательные: читают и слушают, извлекают нужную информацию



Первичное закрепление


Запомните, что при сочетании Ч и Щ с другими согласными Ь для обозначения мягкости не пишется.

Игра: «Поезд» ( выписать из упр. 303 по 2 слова в каждый вагончик)

Ещё раз вернёмся к теме урока: обозначение мягкости согласного с помощью Ь, НО мы должны помнить, что Ь – не единственный способ придания согласному мягкости. Он является лишь одним из нескольких способов



Работа с учебником













Групповая работа, индивидуальная работа

Выполняют задание, формулируют, собственные мысли, высказывают свою точку зрения, обосновывают её


Самостоятельная работа с самопроверкой












Включение в систему знаний и повторение





9.Рефлексия

Письменная работа (+ -)


Проверка и обсуждение работ учащихся







Проверка работ









Заключительная беседа по вопросам

Работа с презентацией:

Серен()кая птич()ка, мален()кая девоч()ка, реч()ной вокзал, помощ()ник отца, хищ()ный звер(), нян()чить доч()ку, сделать проч()но, плавать с дел()фином


(+-, +-,-,-,-+,--,-,+)




Самостоятельная работа ( упр. 305-307 ) на выбор


Выполняем упр.306 стр.140

(у доски) по столбикам , проговариваем-почему именно в этот столбик?



Вывод: как же обозначается мягкость согласных на письме?


Что нового узнали на уроке?

Какие трудности появились у вас в процессе?

Как вы их преодолевали?

Оцените свою работу на уроке.

Оцените нашу совместную работу.


Домашнее задание: п.60, закончить упр.306













Работа с учебником













Индивидуальная)








Групповая













Познавательная: формулируют свою цель, осуществляют поиск необходимую информацию)








Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения