Федеральное казённое профессиональное образовательное учреждение № 79
«Образ педагога в наследии А.С. Макаренко в условиях профессионального пенитенциарного образовательного учреждения»
ФСИН России
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
Подготовил: Мастер производственного обучения ГАЕВ С.В.
г. Тула
2024г.
«Мастерство – это то,
чего можно добиться,
и как может быть известный мастер – токарь,
прекрасный мастер – врач,
так должен быть прекрасным мастером педагог»
А.С. Макаренко
Антон Семенович Макаренко (1888-1939)
Один из отечественных педагогов и писателей. Он творчески переосмыслил классическое педагогическое наследие, принял активное участие в педагогических поисках 1920-30-х годов.
Спектр научных интересов Макаренко направлен на вопросы методологии педагогики, теории воспитания, организации воспитания. Наиболее обстоятельно он успел представить свои взгляды, относящиеся к методике воспитательного процесса.
Узловой пункт теории Макаренко – тезис параллельного действия , то есть органического единства воспитания и жизни общества, коллектива и личности.
При параллельном действии обеспечиваются «свобода и самочувствие воспитанника», который выступает творцом , а не объектом педагогического воздействия.
Квинтэссенцией методики системы воспитания, по Макаренко, является идея воспитательного коллектива. Суть этой идеи заключается в необходимости формирования единого трудового коллектива педагогов и воспитанников , жизнедеятельность которого служит питательной средой для развития личности и индивидуальности.
основы педагогики А.С. Макаренко
1. Воспитание в коллективе
Коллектив – это контактная совокупность людей, основанная на следующих принципах:
- общая цель;
- общая деятельность;
- дисциплина;
- органы самоуправления;
- связь данного коллектива с обществом
По своей структуре коллектив делится на 2 вида: общий и первичный. Воспитание должно начинаться с первичного коллектива. Это такой коллектив, в котором отдельные его члены находятся в постоянном деловом, бытовом, дружеском и идеологическом объединении.
В своей преподавательской деятельности использую 2 метода изучения обучающихся.
Система изучения обучающихся включает предварительное ознакомление.
1 метод изучения использую при посещении карантинного отделения. Предварительное ознакомление предполагает знакомство с будущими обучающимися. На данном этапе провожу ознакомительную беседу с прибывшими в учреждение и во время беседы раздаю анкету для получения более подробной информации.
2 этап (повседневное изучение). Веду наблюдение за обучающимися на уроках и во внеурочное время, в процессе проведения учебной и производственной практики. Во время наблюдения подмечаю наиболее типичные, характерные качества обучающегося; в ходе наблюдения и особенно при оценки поступков обучающихся очень важно установить мотивы поведения. Так же на первом занятии группы обучающим раздаю анкеты для получения более подробной и конкретной информации по каждому обучающемуся. В своей практики использую беседы с обучающимися, которые могут быть индивидуальные и групповые. При проведении групповых бесед продумываю цель, примерные вопросы, которые следует задать. Ни каких записей во время беседы я не виду (это беседа, а не допрос), только после нее.
2. Дисциплина и режим
Дисциплина – это не средство и не метод воспитания . Это результат всей воспитательной системы. Воспитание – это не морализирование, это хорошо организованная жизнь обучающихся.
Логика дисциплины : дисциплина должна в первую очередь требоваться от коллектива; интересы коллектива стоят выше интересов личности, если личность сознательно выступает против коллектива.
Режим – средство (метод) воспитания . Он должен быть обязателен для всех, точно по времени.
Свойства режима : должно быть целесообразным; точным по времени; обязательным для всех; носит изменчивый характер. Воспитание должно быть без наказания, если конечно воспитание правильно организовано.
3. Трудовое воспитание
В процессе трудового воспитания обучающиеся не только осваивают профессию. Но и приучаются уважать труд и людей труда, ценить время, развивать свои способности, создавать в трудовом коллективе атмосферу взаимной выручки и поддержки, дух товарищества. Все эти качества не формируются сами собой, а требуют длительной, упорной работы педагогических коллективов учебных заведений.
При проведении занятий по учебной практике использую Наглядные методы
(метод показа трудовых приемов). Показ трудовых приемов является особо важным методом инструктажа; демонстрация их должна носить обучающий характер. Упражнения по выполнению трудовых приемов использую в первоначальный период обучения.
При использовании данного метода составил для себя схему, по которой показываю данный метод:
1.Показ трудового процесса в рабочем темпе;
2.Показ его в замедленном темпе с остановками после каждого приема;
3.Изолированный (расчлененный) показ отдельных сложных движений и особо важных элементов приема;
4.Заключительный показ трудового процесса в рабочем темпе;
5.Проверка усвоения обучающимися показанного им трудового приема или процесса (пробное выполнение);
Во время показа приемов и способов работы необходимо объяснять каждое действие и его элементы, что облегчает осмысление и запоминание наблюдаемого.
При проведении занятий по производственной практике использую Наглядные методы (метод показа трудовых приемов). И упражнения по развитию самостоятельности. Для развития активности обучающихся в процессе производственного обучения при освоении новых требований следует вырабатывать у обучающих профессиональную самостоятельность.
Предоставление обучающимися относительной самостоятельности (мастер осуществляет контроль) при выполнении технологических процессов, активизируется их трудовая деятельность, развивается у них чувство ответственности за порученное дело.
Участие в конкурсах профессионального мастерства рассматриваю
как рост квалификации мастера и обучающегося. Причем осознание личной пользы обучающегося, тесно связанной с общественными задачами, никогда не приносит вреда ни обществу, ни личности. Так же результаты данных конкурсов использую в последующих группах, как (Обучение профессии на положительных примерах).
Педагогические взгляды
- Большое значение трудов А. С. Макаренко в разработке целей воспитания. Для каждой эпохи и для каждого поколения, считал А. С. Макаренко, цель воспитания должна определяться диалектически, то есть ее нужно находить в требованиях общества в настоящее время. А. С. Макаренко с предельной точностью определил цели воспитания, выполнил задачу формирования человека-это, патриота, труженика, коллективиста с высоким чувством социальной ответственности и дисциплины.
Вклад Макаренко в современную педагогическую науку невозможно переоценить, его система прошла через огонь жизненного опыта. Дела и идеи Антона Семеновича изучаются и распространяются во всем мире. Много внимания уделял Макаренко вопросам физического и эстетического воспитания детей и молодежи. На первом месте должно стоять задача - выпустить здоровое поколение. "Дохлые производители и строители нам не нужны, неврастеники только испортят наше дело", - писал Антон Семенович
Спасибо за внимание!