СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образ современного педагога

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание

 

Введение………………………………………………………………3

1. Понятие «имидж» в концепции педагога ………………………..4

2. Современный образ педагога………………………………..……5

3. Основные составляющие современного образа педагога………7

4. Модель имиджа учителя…………………………………………..8

Заключение…………………………………………………………..10

Список использованных источников……………………………....11

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Образ современного педагога»

Государственное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

«Старооскольский центр развития и социализации детей физкультурно-спортивной направленности «Старт»






ДОКЛАД

Образ современного педагога





Выполнила:

Воспитатель

Шевергина Наталия Николаевна












Старый Оскол, 2023

Содержание


Введение………………………………………………………………3

1. Понятие «имидж» в концепции педагога ………………………..4

2. Современный образ педагога………………………………..……5

3. Основные составляющие современного образа педагога………7

4. Модель имиджа учителя…………………………………………..8

Заключение…………………………………………………………..10

Список использованных источников……………………………....11






















ВВЕДЕНИЕ



Потребность человечества в передаче полученных знаний, накопленного жизненного опыта следующему поколению способствовала появлению профессии учителя. Как известно история педагогического труда насчитывает не одну сотню лет. В каждую эпоху у людей складывалось свое представление о том, какие цели и задачи преследует труд педагога. Так, в первобытную эпоху главным был принцип «смотри и делай, как я», который за прошедшие столетия модифицировался до целей и задач более важных и существенных, направленных на формирование полноценной личности учащегося, чей интеллектуальный уровень и запас профессиональных знаний позволит в будущем решать серьезные задачи.

Педагогу необходимо быть привлекательной для учащихся, усвоить технологию «личного обаяния», приобрести знания в области конструирования личного имиджа для заинтересованности учащихся к личности педагога таким образом, чтобы активизировать интерес учащихся к изучению. Именно ученики дают энергию жизни педагогу, а педагог дарит открытие «новых горизонтов». Поэтому образ педагога должен вдохновлять учащихся для достижения конкретных целей в обучении и воспитании. Как один из путей гуманизации образования и повышения эффективности педагогической деятельности предлагается формирование индивидуального имиджа педагога, учитывающего специфику педагогического труда.





1. Понятие «имидж» в концепции педагога

В России понятие «имидж» стало предметом общественного внимания и научного анализа лишь в конце двадцатого столетия. Имидж педагога определяется как эмоционально окрашенный стереотип восприятия его образа в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании.  Имидж должен отражать личностные качества педагога:

— профессиональную компетентность;

— творческий и духовно-нравственный потенциал;

— владение прогрессивными технологиями обучения и воспитания;

— способность к непрерывному образованию;

— внешняя привлекательность.

Задачи имиджа – добавить того, о чем еще не знали окружающие, улучшить то, что уже имелось, и сделать личность сильнее на фоне оппонентов. Образец имиджа делового человека (по международным стандартам):

— демонстрация собственной неотразимости и уверенности;

— довольство собой, жизнью и окружающими;

— лицо не отрешенное, не застывшее, а победоносное;

— посадка головы красивая и уверенная;

— речь внятная, литературная;

— улыбка сердечная и искренняя;

— голос и смех благозвучные, умеренно громкие, приятные, соответствующие месту и ситуации;

— поза и движения спокойные, не напряженные.

Главное в имидже делового человека – быть естественным, излучать доброту и надежность.

В структуру имиджа включаются внешний, процессуальный и внутренний компоненты. Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку. Профессиональная деятельность раскрывается через формы общения, профессионализм, пластичность, выразительность и т.д. Внутренняя составляющая – это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом. Однако современный образ педагога определяется не только набором качеств его идеальной модели в сознании ученика, но и новыми чертами имиджа педагога, которые сложились в современной России.


2. Современный образ педагога

Для педагога очень важен эффективный взаимовыгодный контакт с окружающим миром, поэтому определяющей частью его имиджа являются:

  • высокая самооценка, уверенность в себе;

  • вера в свою доброжелательность и вера в доброго человека;

  • социальная и личная ответственность («я — причина всего положительного и отрицательного в моей жизни»);

  • желание меняться и умение рисковать при здоровом чувстве самосохранения.

В современном, потерявшем многие былые ориентиры, российском обществе профессия педагога утратила некоторые высоты, и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения.

Отношение к имиджу у самих педагогов разное. Отрицательно относятся к нему те представители старшего поколения, которые его понимают как «маску». Они убеждены в приоритете внутреннего содержания над внешним и считают, что главное «быть, а не казаться». Всякие разговоры про имидж педагога воспринимаются им настороженно, как призыв быть неискренним.

Процесс построения имиджа зависит как от самого педагога, так и от индивидуальных особенностей воспитанника, его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов.

Есть и другая сторона — педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает.

И, конечно, оценивают не только по одежде, но и по манере держаться, умению общаться, проводить мероприятия.

Понятие «образ» включает в себя и умение общаться, искусство говорить и уметь подать себя, заинтересовать, привлечь внимание слушателей. Сейчас, в педагогических университетах учат и культуре общения, культуре этики, но можно добиться всего этого с помощью простых приемов:

  • улыбайтесь (но помните: фальшивую улыбку за искреннюю может выдать только очень хороший актер, потому улыбка должна идти от души). Улыбка словно «открывает» человека, делает доброжелательнее;

  • старайтесь смотреть на разные ситуации с юмором и умейте посмеяться над собой;

  • будьте естественны;

  • делайте комплименты;

  • ознакомьтесь с правилами этикета и следуйте им;

  • поработайте над самооценкой;

С самого порога начинается тонкое взаимодействие педагога с воспитанниками, результат которого зависит от отношения педагога к миру, окружающим людям, что воспитать «крылатого» может только «крылатый» педагог, воспитать счастливого может только счастливый, а современного — только современный человек.

Без интереса к личности педагога нет интереса к предмету. Это бесспорно. Интерес к личности педагога - средство активизации интереса к предмету. Образ педагога должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен педагог, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, свой имидж.

3. Основные составляющие современного образа педагога Одежда

Для имиджа педагога в одежде следует придерживаться нескольких правил:

— выбирать качественную одежду;

— придерживаться определенного фасона, который будет подчеркивать силуэт (в этом случае, беспроигрышным вариантом является костюм).

— цвет должен быть спокойным, сдерданным, чтобы не отвлекать внимания учащихся.

— обладать профессиональным вкусом.

Голос:

Хорошо поставленный голос – залог успеха. У многих начинающих педагогов голос очень тихий. Дети не слышат, что говорит педагог, и это становится основной причиной шума: они начинают переспрашивать друг друга и, в конце концов, полностью отвлекаются от темы. Но и слишком громкий голос тоже плохо, так как раздражает и быстро утомляет. Монотонный голос также напрягает, и дети сосредоточены на том, чтобы разобрать слова и не уснуть, а не на сути занятия.

Память:

Каждый человек любит, когда его называют по имени. Это касается и подростков. Педагог, который через несколько недель работы с детьми будет не в состоянии вспомнить имени, уважения не вызовет. Педагогу приходится много запоминать, значит необходимо тренировать память. Всё начинается с интереса к педагогу и перерастает в интерес к занятию.

4. Модель имиджа учителя

Визуализация:

Визуальная привлекательность — это не только наши физические данные, но и значительное количество внешних слагаемых, зависящих непосредственно от нас. Наша привлекательность зачастую зависит от общего впечатления ухоженности. Ухоженность — это показатель культуры и стиля.

Стиль – это сам человек. Это визитная карточка наших данных, которые подчеркнуты с помощью одежды, макияжа, аксессуаров.

Вербальное поведение — объяснения должны быть понятны как по стилю речи, так и по актуальности. Стоит отметить, что восприятие информации на слух менее объемно, нежели визуально. Предложения должны быть не очень длинными, более конкретными.

Невербальное поведение – это язык подсознания. Оно исторически предшествовало появлению речи, а значит менее контролируемо интеллектом. Но это не повод пускать дело на самотек. Невербальное поведение – это проявление культуры (как личной, так и национальной). Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе. Важно помнить, что поясняющая жестикуляция с детьми способствует лучшему усвоению информации.

Обаяние — светиться людям, привлекать их своей улыбкой, своим вниманием, учтивостью. Обаятельный педагог обязательно добьётся положительного результата в своей работе, так как он любит себя, своих детей. Обаяние необходимо педагогу постоянно совершенствовать свой имидж.

Манеры и этикет:

Основой педагогического этикета, в большей мере, является соблюдение педагогической нравственности.

Профессиональной нравственностью педагога является конкретизация общечеловеческих принципов морали, которые отражаются в правилах и нормах поведения, применительно к условиям его деятельности.

Манеры — один из аспектов культуры поведения. С французского обозначает: прием, образ действия, способ держать себя, который включает характерные для человека действия:

  • Походку; телодвижения; позу при сидении, стоянии; жестикуляцию, мимику.

  • Совокупность свойств речи: интонации, сила голоса, употребление характерных слов или выражений.

Образ, созданный педагогом, необходимо поддерживать и соответствовать ему. Для того чтобы имидж был притягательным для детей нельзя забывать об обаянии. Обаяние – наше внутреннее состояние, установка.

Отдельный компонент внешнего облика педагога несет в восприятии детей свою смысловую нагрузку, но в каждой конкретной ситуации на занятии он может быть важным или малозначительным. В одном случае для ребенка важна мимика, в другом -жест, в третьем-костюм педагога.









Заключение

Структура имиджа современного педагога представляет совокупность взаимосвязанных внутреннего (знания, умения, способности, установки, ценности, самооценка, Я-концепция), внешнего (габитарный, вербальный, кинетический, средовой и овеществленный элементы) и процессуального (стиль руководства и стиль общения) компонентов и характеризуется проявлением следующих функций: коммуникативной, информативной, мотивационной, организационной, дисциплинарной, избирательной, компенсаторной, представительской, креативной, воспитательной, адаптивной, здоровьесберегающей.

Таким образом, качества, входящие в образ стереотипа «идеального» педагога, можно расценивать как «систему требований», предъявляемую воспитанникам к имиджу педагога в современных условиях. Творческое же соотнесение со стереотипным образцом идеального педагога должно стать внутренним стимулом совершенствования и саморазвития каждого педагога с актуализацией собственных возможностей, с развитием творческого потенциала. При этом никто не призывает педагога к некритическому следованию образцу (идеальной модели), несовместимому с его конкретным индивидуально-психологическим складом.

Обучение детей – это сущность труда педагога. Следовательно, забота педагога о своем имидже – это также профессиональное требование.







Список использованных источников


1. Брудный Д. Л. Учитель: статьи, документы. – М.: Политическая литература. 1991. С.111, 216, 222.

2. Райнпрехт X. Воспитание без огорчений. М., 2000 – 382с.

3. Робер М. Л., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М.: 1988 -278с.

4. Фадеева Е.И. Тайны имиджа. М., 2002. С.4,5,8,98,102-104.

5. Шепель В. М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. — М.: ЮНИТИ,1994. С. 230.