Образ женщины-птицы в русской литературе
Работу выполнила Пущина Анастасия, учащаяся 8а класса МБОУ СОШ №19
Руководитель Лапшихина Любовь Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 19
Актуальность исследовательсокой работы
- Наши мечты — это птицы. Белые, чистые, нежные, искренние…
- В наши дни забыты многие, ранее значимые вещи. Одна из них – образ птицы.
- Кто сейчас задумывается о значении образа женщины-птицы в литературе? Кто спросит себя, чем являлся данный образ для писателя? А ведь каждое упоминание птицы несёт определённую символику - психологическое состояние или духовную потребность героини.
-
Марина Цветаева
Поступь легкая моя, — Чистой совести примета — Поступь легкая моя, Песня звонкая моя —
Бог меня одну поставил Посреди большого света. — Ты не женщина, а птица, Посему — летай и пой.
- Тема: Образ женщины-птицы в русской литературе .
- Гипотеза: Если осмыслить образ женщины-птицы в русской литературе от ее истоков до наших дней, то можно осознать общечеловеческий смысл данного образа
- Цель: Выявление особенностей образа женщины-птицы в русской литературе
- Задачи: Отобрать литературные произведения для анализа
- Создание видеотеки на данную тему
- Выявить символику образа женщины-птицы в произведениях искусства
Практическое значение: Материалы данной работы могут быть использованы на уроках литературы
Женская народная русская одежда
В жизни славян одежда разделялась на повседневную и праздничную. Например, на повседневной женской одежде присутствовала особая обереговая родовая символика , по которой можно было узнать, какие Боги-Покровители оберегают Род, в котором живет женщина.
Обереги бывают разные. Это бусы, браслеты, обережные вышивки на одежде, узоры которых являются стилизованными символами древних богов или покровителей рода.
Нас интересует женский головной
убор – неотъемлемая часть народного костюма.
Кокошник
Кокошник ( др.рус.- кокош «курица») - старинный русский головной убор в виде гребня вокруг головы, символ русского традиционного костюма. Диалектные варианты названия: кокошка, кокуй, златоглав, головка, наклонка, шеломок, ряска. В XIX в. бытовал в купеческой и крестьянской среде (главным образом в северных губерниях), а в допетровской Руси — и в боярской.
Орнамент очелья кокошника обязательно состоял из трех частей .. В центре располагается стилизованная "лягушка " - знак плодородия(вспоминается народная сказка «Царевна-лягушка»), по бокам - S-образные фигуры лебедей - символов супружеской верности ( возникает образ Царевны-Лебедь из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане), в лапках птиц - семена и плоды. Таким образом, »). Тыльная часть кокошника вышивалась особенно богато: стилизованный куст символизировал древо жизни , каждая веточка которого - новое поколение ; часто располагалась над веточками пара птиц , символ связи земли и неба и брачующейся пары кокошник не просто украшал головы, а был женским оберегом, символизировал связь женщины с верховными божествами.
Женщина-птица в славянской мифологии
В мифологии разных народов встречается птица с человеческим лицом . Это сказочное существо может быть и добрым, и злым, помогать людям либо же, наоборот, мешать им добиться поставленной цели. Но у наших предков-славян также были мифические птицы. Алконост — добрая птица с прекрасным женским лицом. Нитка красных бус на её шее обещала женщине счастливое замужество. А её песни приносили ясную солнечную погоду.
Сирин была темной райской птицей, посланницей владыки подземного мира. До пояса она была прекрасной женщиной, от пояса — птицей.
В славянской языческой мифологии бог Солнца Даждьбог дважды в сутки пересекал море-океан на ладье, запряжённой лебедями, утками и гусями. Отсюда пошли русские обереги, или талисманы в форме уточки с головой лошади . Гуси-лебеди неоднократно упоминаются в памятнике древнерусской литературы « Слово о полку Игореве».
В.Васнецов «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали.»
«Плач Ярославны»
- Образ Ярославны в «Слово о полку Игореве» – это портрет любящей жены. Она готова превратиться в кукушку, чтобы омыть раны князя Игоря ,но думает она не только об Игоре, но и о его войске, которое разделило судьбу своего князя. Образ Ярославны в «Слово о полку Игореве» – это собирательный портрет всех русских женщин, чьи мужья отправились на войну с врагом.
- Обернусь я, бедная, кукушкой,
По Дунаю-речке полечу…
Литературные героини, мечтающие летать
(видеоцитаты)
А.Н.Островский «Гроза»
- Монолог Катерины «Отчего люди не летают?»
- Наташа Ростова в романе Л.Толстого «Война и мир» (ночь в Отрадном)
«Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки — туже, как можно туже, натужиться надо, — и полетела бы. Вот так!»
Ася в повести И.Тургенева «Ася»
«Если бы мы с вами были птицы - как бы мы взвились, как бы полетели... Так бы и утонули в этой синеве...»
Заключение
- В ходе отбора иллюстративного материала к исследованию я открыла для себя, что «крылатость» героинь обозначает их внутреннюю свободу, желание изменить жизнь, подняться над обыденностью и проявить свои романтические мечты о счастье.
Использованные источники:
- https://school-science.ru/6/10/37983
- Аникин В.П. «Очерки истории русской этнографии, фольклористики и антропологии», М., 1963 г.
- Золотой фонд. Большая советская энциклопедия. М. 2007г
- Ожегов С. Толковый словарь русского языка. М., Просвещение, 1986