СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образ женщины-птицы в русской литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация представляет систематизированный материал, связанный с женским образом в русской литературе. Характерной особенностью  образа женщины-птицы является особое душевное состояние героини -  внутренняя свобода, ощущение полета, возвышенность над обыденным. Истоки создания образа прослеживаются в фольклоре и развиваются в классической литературе.

Просмотр содержимого документа
«Образ женщины-птицы в русской литературе»

Образ женщины-птицы в русской литературе Работу выполнила Пущина Анастасия, учащаяся 8а класса МБОУ СОШ №19  Руководитель Лапшихина Любовь Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 19

Образ женщины-птицы в русской литературе

Работу выполнила Пущина Анастасия, учащаяся 8а класса МБОУ СОШ №19

Руководитель Лапшихина Любовь Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 19

Актуальность исследовательсокой работы Наши мечты — это птицы. Белые, чистые, нежные, искренние… В наши дни забыты многие, ранее значимые вещи. Одна из них – образ птицы. Кто сейчас задумывается о значении образа женщины-птицы в литературе? Кто спросит себя, чем являлся данный образ для писателя? А ведь каждое упоминание птицы несёт определённую символику - психологическое состояние или духовную потребность героини.  Марина Цветаева  Поступь легкая моя,  — Чистой совести примета —  Поступь легкая моя,  Песня звонкая моя —  Бог меня одну поставил  Посреди большого света.  — Ты не женщина, а птица,  Посему — летай и пой.

Актуальность исследовательсокой работы

  • Наши мечты — это птицы. Белые, чистые, нежные, искренние…
  • В наши дни забыты многие, ранее значимые вещи. Одна из них – образ птицы.
  • Кто сейчас задумывается о значении образа женщины-птицы в литературе? Кто спросит себя, чем являлся данный образ для писателя? А ведь каждое упоминание птицы несёт определённую символику - психологическое состояние или духовную потребность героини.

Марина Цветаева

Поступь легкая моя, — Чистой совести примета — Поступь легкая моя, Песня звонкая моя —

Бог меня одну поставил Посреди большого света. — Ты не женщина, а птица, Посему — летай и пой.

Тема: Образ женщины-птицы в русской литературе . Гипотеза: Если осмыслить образ женщины-птицы в русской литературе от ее истоков до наших дней, то можно осознать общечеловеческий смысл данного образа Цель: Выявление особенностей образа женщины-птицы в русской литературе Задачи: Отобрать литературные произведения для анализа Создание видеотеки на данную тему Выявить символику образа женщины-птицы в произведениях искусства  Практическое значение: Материалы данной работы могут быть использованы на уроках литературы
  • Тема: Образ женщины-птицы в русской литературе .
  • Гипотеза: Если осмыслить образ женщины-птицы в русской литературе от ее истоков до наших дней, то можно осознать общечеловеческий смысл данного образа
  • Цель: Выявление особенностей образа женщины-птицы в русской литературе
  • Задачи: Отобрать литературные произведения для анализа
  • Создание видеотеки на данную тему
  • Выявить символику образа женщины-птицы в произведениях искусства

Практическое значение: Материалы данной работы могут быть использованы на уроках литературы

Женская народная русская одежда  В жизни славян одежда разделялась на повседневную и праздничную. Например, на повседневной женской одежде присутствовала особая обереговая родовая символика , по которой можно было узнать, какие Боги-Покровители оберегают Род, в котором живет женщина.  Обереги бывают разные. Это бусы, браслеты, обережные вышивки на одежде, узоры которых являются стилизованными символами древних богов или покровителей рода.  Нас интересует женский головной  убор – неотъемлемая часть народного костюма.

Женская народная русская одежда

В жизни славян одежда разделялась на повседневную и праздничную. Например, на повседневной женской одежде присутствовала особая обереговая родовая символика , по которой можно было узнать, какие Боги-Покровители оберегают Род, в котором живет женщина.

Обереги бывают разные. Это бусы, браслеты, обережные вышивки на одежде, узоры которых являются стилизованными символами древних богов или покровителей рода.

Нас интересует женский головной

убор – неотъемлемая часть народного костюма.

Кокошник

Кокошник ( др.рус.- кокош «курица») - старинный русский головной убор в виде гребня вокруг головы, символ русского традиционного костюма. Диалектные варианты названия: кокошка, кокуй, златоглав, головка, наклонка, шеломок, ряска. В XIX в. бытовал в купеческой и крестьянской среде (главным образом в северных губерниях), а в допетровской Руси — и в боярской.

Орнамент очелья кокошника обязательно состоял из трех частей .. В центре располагается стилизованная "лягушка " - знак плодородия(вспоминается народная сказка «Царевна-лягушка»), по бокам - S-образные фигуры лебедей - символов супружеской верности ( возникает образ Царевны-Лебедь из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане), в лапках птиц - семена и плоды. Таким образом, »). Тыльная часть кокошника вышивалась особенно богато: стилизованный куст символизировал древо жизни , каждая веточка которого - новое поколение ; часто располагалась над веточками пара птиц , символ связи земли и неба и брачующейся пары кокошник не просто украшал головы, а был женским оберегом, символизировал связь женщины с верховными божествами.

 

Женщина-птица в славянской мифологии В мифологии разных народов встречается птица с человеческим лицом . Это сказочное существо может быть и добрым, и злым, помогать людям либо же, наоборот, мешать им добиться поставленной цели. Но у наших предков-славян также были мифические птицы. Алконост   — добрая птица с прекрасным женским лицом. Нитка красных бус на её шее обещала женщине счастливое замужество. А её песни приносили ясную солнечную погоду. Сирин  была темной райской птицей, посланницей владыки подземного мира. До пояса она была прекрасной женщиной, от пояса — птицей.  В славянской языческой мифологии бог Солнца Даждьбог  дважды в сутки пересекал море-океан на ладье, запряжённой лебедями, утками и гусями. Отсюда пошли русские обереги, или талисманы в форме уточки с головой лошади . Гуси-лебеди неоднократно упоминаются в памятнике древнерусской литературы  « Слово о полку Игореве».          В.Васнецов «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали.»

Женщина-птица в славянской мифологии

В мифологии разных народов встречается птица с человеческим лицом . Это сказочное существо может быть и добрым, и злым, помогать людям либо же, наоборот, мешать им добиться поставленной цели. Но у наших предков-славян также были мифические птицы. Алконост   добрая птица с прекрасным женским лицом. Нитка красных бус на её шее обещала женщине счастливое замужество. А её песни приносили ясную солнечную погоду.

Сирин  была темной райской птицей, посланницей владыки подземного мира. До пояса она была прекрасной женщиной, от пояса — птицей.

В славянской языческой мифологии бог Солнца Даждьбог  дважды в сутки пересекал море-океан на ладье, запряжённой лебедями, утками и гусями. Отсюда пошли русские обереги, или талисманы в форме уточки с головой лошади . Гуси-лебеди неоднократно упоминаются в памятнике древнерусской литературы  « Слово о полку Игореве».

В.Васнецов «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали.»

«Плач Ярославны»   Образ Ярославны в «Слово о полку Игореве» – это портрет любящей жены. Она готова превратиться в кукушку, чтобы омыть раны князя Игоря ,но думает она не только об Игоре, но и о его войске, которое разделило судьбу своего князя. Образ Ярославны в «Слово о полку Игореве» – это собирательный портрет всех русских женщин, чьи мужья отправились на войну с врагом.  Обернусь я, бедная, кукушкой,  По Дунаю-речке полечу…

«Плач Ярославны»

  • Образ Ярославны в «Слово о полку Игореве» – это портрет любящей жены. Она готова превратиться в кукушку, чтобы омыть раны князя Игоря ,но думает она не только об Игоре, но и о его войске, которое разделило судьбу своего князя. Образ Ярославны в «Слово о полку Игореве» – это собирательный портрет всех русских женщин, чьи мужья отправились на войну с врагом.
  • Обернусь я, бедная, кукушкой,

По Дунаю-речке полечу…

Литературные героини, мечтающие летать  (видеоцитаты)   А.Н.Островский «Гроза» Монолог Катерины «Отчего люди не летают?»

Литературные героини, мечтающие летать

(видеоцитаты)

А.Н.Островский «Гроза»

  • Монолог Катерины «Отчего люди не летают?»
Наташа Ростова в романе Л.Толстого «Война и мир» (ночь в Отрадном) «Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки — туже, как можно туже, натужиться надо, — и полетела бы. Вот так!»
  • Наташа Ростова в романе Л.Толстого «Война и мир» (ночь в Отрадном)

«Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки — туже, как можно туже, натужиться надо, — и полетела бы. Вот так!»

Ася в повести И.Тургенева «Ася» «Если бы мы с вами были птицы - как бы мы взвились, как бы полетели... Так бы и утонули в этой синеве...»

Ася в повести И.Тургенева «Ася»

«Если бы мы с вами были птицы - как бы мы взвились, как бы полетели... Так бы и утонули в этой синеве...»

Заключение В ходе отбора иллюстративного материала к исследованию я открыла для себя, что «крылатость» героинь обозначает их внутреннюю свободу, желание изменить жизнь, подняться над обыденностью и проявить свои романтические мечты о счастье.

Заключение

  • В ходе отбора иллюстративного материала к исследованию я открыла для себя, что «крылатость» героинь обозначает их внутреннюю свободу, желание изменить жизнь, подняться над обыденностью и проявить свои романтические мечты о счастье.
Использованные источники: https://school-science.ru/6/10/37983 Аникин В.П. «Очерки истории русской этнографии, фольклористики и антропологии», М., 1963 г. Золотой фонд. Большая советская энциклопедия. М. 2007г Ожегов С. Толковый словарь русского языка. М., Просвещение, 1986

Использованные источники:

  • https://school-science.ru/6/10/37983
  • Аникин В.П. «Очерки истории русской этнографии, фольклористики и антропологии», М., 1963 г.
  • Золотой фонд. Большая советская энциклопедия. М. 2007г
  • Ожегов С. Толковый словарь русского языка. М., Просвещение, 1986