СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОБРАЗЕЦ ПОЛОЖЕНИЯ о порядке разработки, утверждения и реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ОБРАЗЕЦ ПОЛОЖЕНИЯ о порядке разработки, утверждения и реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»


ПРИНЯТО:

Педагогическим советом,

протокол № _ _

от «__» ______20_г


УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ

_____________ ФИО

приказ № от «__»_____ 20__г.

ОБРАЗЕЦ

ПОЛОЖЕНИЯ

о порядке разработки, утверждения и реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья


        1. Общие положения.

1.1 Настоящее Положение об адаптированной образовательной программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей-инвалидов МБОУ….. (далее Положение) разработано в целях создания условий для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ребенка- инвалида в процессе обучения и воспитания на всех уровнях общего образования.

Адаптированная образовательная программа (далее АОП) – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

    1. АОП разрабатывается самостоятельно образовательной организацией с учетом федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по уровням образования и (или) федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ на основании основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ.

АОП для детей с ОВЗ разрабатывается в соответствии с нормативно- правовыми актами:

• Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 26.07.2019г.) (далее – Закон № 273 "Об образовании в Российской Федерации");

• Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (п. 19.3) (ред. от 31.12.2015г.);

• Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (п. 18.3.1) (ред. от 31.12.2015г.);

• Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования" (ред. от 29.06.2017г.) (п. 18.3.1);

• Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ОВЗ, утв. приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";

• Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599.

• Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 10.06.2019г.);

• Примерными адаптированными основными общеобразовательными программами образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (одобрены решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г.);

• Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;

• Уставом МБОУ…. (далее – Учреждение);

Адаптация общеобразовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации инвалида и включает следующие направления деятельности:

анализ и подбор содержания;

изменение структуры и временных рамок;

использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности.

  1. Анализ требований государственного образовательного стандарта, содержания примерных программ, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья.

  2. Учет особенностей психофизического развития лиц с ОВЗ (по представленным родителями документам).

  3. Проектирование необходимых структурных составляющих адаптированной образовательной программы.

  4. Определение временных границ освоения АОП. При проектировании АОП указывается отрезок времени, покрываемый реализацией содержания Программы.

  5. Четкое формулирование цели АОП.

  6. Определение круга задач, конкретизирующих цель адаптированной образовательной программы.

  7. Определение содержания АОП. Проектирование содержания АОП должно включать в себя содержательное наполнение образовательного, коррекционного и воспитательного компонентов.

Содержательное наполнение каждого из компонентов зависит от его целевого назначения. Особое внимание при проектировании содержания АОП следует уделить описанию тех способов и приемов, посредством которых лица с ОВЗ будут осваивать содержание образования.

  1. Планирование участия в реализации АОП различных специалистов (классных руководителей, педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя- дефектолога, социального педагога, педагога дополнительного образования и др.). Особое внимание следует обратить на возможность включения в реализацию АОП родителей (законных представителей) обучающегося с ОВЗ, или группы обучающихся с ОВЗ со схожими нарушениями развития.

  2. Определение форм и критериев мониторинга результатов освоения адаптированной образовательной программы.

Следует предусмотреть критерии промежуточной и итоговой оценки результативности освоения АОП.

    1. При решении вопроса о переводе обучающегося с ОВЗ как не прошедшего промежуточную аттестацию необходимо руководствоваться:

пунктом 20 Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1015 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;

пунктом 9 статьи 58 Федерального закона «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.

    1. Решение о переводе обучающегося с ОВЗ на АОП принимается на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и при согласии письменном заявлении родителей (законных представителей).

    2. Педагогический совет общеобразовательного учреждения ежегодно утверждает АОП для обучающихся с ОВЗ и (или) группы обучающихся с ОВЗ.


2. Структура адаптированной образовательной программы.

2.1. Компонентный состав структуры АОП для обучающегося с ОВЗ:

2.2.1. Титульный лист;

2.2.2. Пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого-педагогическая характеристика лиц с ОВЗ, с описанием особенностей их психофизического развития. На основе данных психолого-педагогической диагностики формулируется цель и задачи обучения по предмету или предметам на текущий период.

В пояснительной записке обязательно следует указать примерные программы, на основе которых подготовлена АОП, а также обосновать варьирование, если имеет место перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др.

2.2.3. Содержание программы. Компонент структуры АОП, раскрывающий ее содержание по трем блокам: образовательный, коррекционный и воспитательный. Проектирование каждого из трех блоков должно идти с учетом развития предметных, метапредметных и личностных результатов освоения обучающимися АОП

образовательный компонент АОП раскрывается содержание образования по годам обучения, ожидаемые результаты предметных достижений, формы оценивания предметных достижений обучающихся с ОВЗ;

коррекционный компонент, излагает направления коррекционной работы с обучающимся (обучающимися), ее приемы, методы и формы. В коррекционном блоке должна быть предусмотрена деятельность учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога,тьютора.

Воспитательный компонент содержит описание приемов, методов и форм работы, реализуемых в урочное и внеурочное время.

2.2.4. Основные требования к результатам реализации АОП.

В данном разделе АОП следует соотнести цель и задачи Программы с ее планируемыми результатами, а также конкретно сформулировать результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического и психологического развития обучающегося (обучающихся) и уровне сформированности ключевых компетенций. Эти требования являются основой для осуществления промежуточной и итоговой оценки результативности АОП. Требования к результатам реализации Программы можно не выделять в особый раздел, а проектировать их параллельно с описанием содержания Программы в рамках обозначенных выше компонентов.

2.2.5. Система контрольно-измерительных материалов включает в себя тестовые материалы, тексты контрольных работ, вопросы для промежуточной и итоговой аттестации, включает критерии оценки проверочных работ.

2.3. Содержательные аспекты разделов АОП.

Содержание раскрывается по трем блокам: образовательный, коррекционный и воспитательный.

Содержание каждого блока ориентировано на ФГОС для обучающихся с ОВЗ, ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ФГОС НОО, ФГОС ООО проектируется с учетом развития предметных, метапредметных и личностных умений обучающихся с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В случае соответствия АОП с содержанием ООП указывается ссылка на соответствующий пункт в разделе ООП.


п/п

Наименование раздела

Содержание

1.Целевой раздел

1.1.

Пояснительная записка АОП

В пояснительную записку входит:

нормативно – правовая база,

цели и задачи АОП,

краткая психолого-педагогическая характеристика обучающегося с ОВЗ, с описанием особенностей их психофизического развития,

примерные программы, на основе которых подготовлена АОП;

перечень УМК;

количество учебных часов, на которое рассчитана АОП.

1.2.

Планируемые результаты

- обеспечивают связь между требованиями ФГОС, образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения АОП;

- являются основой для разработки АОП;

- являются содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов, а также для системы оценки качества освоения обучающимися АОП в соответствии с требованиями ФГОС;

- содержание и структура планируемых результатов освоения АОП отражает требования ФГОС, передаѐт специфику образовательной деятельности (в частности, специфику целей изучения отдельных предметов и курсов коррекционной области), соответствует возрастным и особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ.

1.3.

Система оценки достижения

обучающимися

планируемых результатов

Система оценки достижения планируемых результатов освоения АОП с ориентиромна планируемые результаты устанавливает:

- основные направления деятельности,

- описание объекта и содержания оценки,- критерии, процедуры и состав инструментария оценивания,

- формы представления результатов,- условия и границы применения системы оценки, предусматривая приоритетную оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся с ОВЗ.

Система контрольно-измерительных материалов включает в себя тестовые материалы, тексты контрольных работ, вопросы для промежуточной и итоговой аттестации, включает критерии оценки

проверочных работ.

2. Содержательный раздел

2.1.

Образовательный блок

Рабочие программы учебных предметов (в приложении) (в случае обучения детей на дому и на уровне основного общего образования

2.2.

Коррекционный блок

В коррекционный блок входит: программа логопедических и психокорреционных занятий с обучающимися с ОВЗ (составляется учителем – логопедом и педагогом - психологом, учителем-предметником)

2.3.

Воспитательный блок

Содержит условия взаимодействий специалистов с ребенком с ОВЗ, а также с родителями в процессе психологопедагогического сопровождения.

Воспитательный компонент включает описание приемов, методов и форм работы, реализуемых в урочное и внеурочное время

В воспитательный блок входит: план работы классного руководителя по воспитательной работе с целями коррекционно –воспитательного характера.

3. Организационный раздел

3.1.

Индивидуальный учебный

план

В ИУП в обязательном порядке должны быть включены учебные предметы из обязательных предметных областей с учетом соответствующего ФГОС и ФК ГОС (количество часов на изучение предмета в каждом классе образовательное учреждение

определяет самостоятельно, но с учетом выполнения ФГОС)

В часть, формируемую участниками образовательных отношений включаются учебные занятия по выбору (запросу учащихся и их родителей (законных представителей) с учетом особых образовательных потребностей учащихся с ОВЗ.

В пояснительной записке к учебному плану указываются формы проведения промежуточной аттестации, даются разъяснения по особенностям формирования части Учебного плана, формируемой

участниками образовательных отношений.

3.2.

Программа внеурочной

деятельности

Включает направления внеурочной деятельности и коррекционно-развивающую область

3.3.

Описание специальных

условий для освоения АОП

Система условий реализации АОП (далее - система условий) разрабатывается на основе соответствующих требований ФГОС и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения АОП.

Система условий содержит описание имеющихся условий (кадровые, финансовые,материально–технические, учебнометодическое и информационное обеспечение);контроль за состоянием системы условий.

3.4.

Заключения и рекомендации

По итогам промежуточного мониторинга или итоговой диагностики, коллегиального заключения ПМПк вносятся рекомендации и даётся заключение по освоению или корректировки АОП.


3. Условия реализации адаптированной образовательной программы.


3.1. Реализация АОП должна предусматривать создание в образовательной организации специальных условий, которые должны быть применимы к конкретной категории лиц с ОВЗ.

3.2. При реализация АОП необходимо создавать условия:

учет особенностей ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, в применении специальных методов и средств обучения, компенсации и коррекции нарушений развития (информационно-методических, технических);

реализация коррекционно-педагогического процесса педагогами и педагогом-психологом соответствующей квалификации;

предоставление обучающемуся с ОВЗ медицинской, психолого-педагогической и социальной помощи;

привлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс.

3.3. К реализации АОП в образовательном учреждении должны быть привлечены тьютор, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог.

3.4. По результатам промежуточной диагностики реализации АОП по согласованию со специалистами ППк в ее содержание могут вноситься коррективы, формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения обучающегося с ОВЗ специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения.


4. Порядок разработки и утверждения адаптированной образовательной программы.

4.1. Порядок разработки и утверждения рабочих программ определяются настоящим положением МБОУ….

4.2. АОП разрабатывается ежегодно, индивидуально на каждого конкретного ребенка с ОВЗ и (или) группы обучающихся с ОВЗ. АОП рассматриваются на методических объединениях школы . По итогам рассмотрения оформляется протокол.

4.3. АОП утверждаются педагогическим советом школы. По итогам утверждения АОП издается приказ МБОУ….. «Об утверждении адаптированных образовательных программ». АОП утверждается директором Учреждения. При этом на титульном листе АОП ставится соответствующий гриф об утверждении программы. АОП в обязательном порядке следует согласовать с родителями (законными представителями) обучающегося. При согласии с содержанием АОП родителю (законному представителю) следует поставить подпись.

5.Планирование форм реализации АОП.


5.1. Реализация АОП может осуществляться с использованием различных форм,в том числе с использованием дистанционных технологий и электронного обучения.


6 . Контроль за реализацией рабочих программ

6.1.Контроль за реализацией рабочих программ осуществляется в соответствии с планом внутришкольного контроля.