Просмотр содержимого документа
«Образование Древнерусского государства»
Барабашкин Артем Вячиславович – учитель истории и обществознания
Технологическая карта урока
Предмет: История. Класс: 6.
Учебник (УМК): Андреев И.Л. История России с древнейших времен до конца XVI века / Андреев И.Л., Фёдоров И.Н. М.: Дрофа, 2016. – 240 с.
Тема урока: Образование Древнерусского государства.
Тип урока: Изучение нового материала и первичное закрепление.
Оснащение: компьютер, проектор, атласы, историческая карта, презентация, интерактивная доска, раздаточный материал (справочный материал).
Цель темы как достигаемые образовательные результаты:
Предметные: 6.П.
Предметные умения:
интеллектуальные:
- называют причины появления государства у восточных славян,
- характеризуют теории происхождения Древнерусского государства, а также его внутреннюю организацию;
- высказывают собственное мнение, суждения по поводу основания варягами государства на Руси, применяя знания истории;
- определяют исторические понятия, связанные с темой формирования Древнерусского государства;
- устанавливают причинно-следственные связи исторических событий;
- делают выводы на основе различных видов исторических источников о создании варягами Древнерусского государства.
картографические:
- работают с исторической картой, показывают на карте местоположение Киева и Новгорода.
Метапредметные: 8.М., 9.М.
Личностные: 1.Л.
Цель урока как планируемый результат обучения, планируемый уровень достижения целей: Рассмотреть предпосылки складывания государства у славян; охарактеризовать степень участия варягов в создании государства и систему управления.
Уровень/планируемый результат | Способ оценивания результата |
Понимание: способность объяснить сущность Древнерусского государства, изученных понятий. | Опрос, практическая работа |
Знание: способность охарактеризовать ход формирования Древнерусского государства, определить предпосылки становления государства. | Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника |
Анализ: способность сформулировать проблему. | Опрос |
Синтез: способность предложить возможные варианты развития исторических событий. | Опрос |
Применение: способность применить знания о формировании Древнерусского государства при объяснении сущности норманнской и антинорманнской теории образования Древнерусского государства | Практическая работа |
Оценка: способность оценить несогласованную деятельность русских князей, повлекших завоевание Руси. | Таблица «Внутренняя и внешняя политика первых русских князей» |
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Мотивационно-организационный | 1 мин. | Приветствие, проверка подготовленности класса к уроку. | Включаются в деловой режим урока. |
2. Создание проблемной ситуации | 8 мин. | Знание, понимание. Обобщающая беседа. 1. При каких обстоятельствах норманны (варяги) появились на территории, которую занимали славянские племена? 2. Покажите на карте территорию, где появились варяги. 3. Кого стали называть русами? Как называли варяжских вождей? (Термин «конунг» (князь) учащиеся записывают в тетрадь.) | -Работают в группах по атласу и исторической карте; - Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника |
3. Постановка проблемы | 2 мин. | Анализ. Модерация. Управление дискуссией: Тема нашего урока «Формирование Древнерусского государства». Как Вы думаете, почему славянские племена пригласили варяжских князей? | Ведут поиск недостающего знания (Что неизвестно?). Формулируют проблему: «Что помешала славянским племенам избрать князя из своего народа?». |
4. Работа с раздаточным материалом для изучения нового материала | 8 мин. | Знание. Работа с раздаточным материалом «Русский историк С. М. Соловьев о правлении Олега» 1. Каким образом произошло объединение Новгорода и Киева под властью Олега? 2. Покажите на карте земли славянских союзов, которые Олег освободил от хазарской зависимости. 3. Каким образом было организовано управление в Древнерусском государстве? 4. Какую роль в укреплении государственности у славян играло полюдье? 5. Охарактеризуйте внутреннюю и внешнюю политику первых князей Олега и Игоря. Выделите общие и различные черты. | Самостоятельная работа с текстом раздаточного материала. Отвечают на вопросы. |
5. Выдвижение предположений и гипотез | 2 мин. | Синтез. Модерация. Инсайт на тему «Была ли политика Олега и Игоря неоправданно жестокой и была ли она связанас их варяжским происхождением?» Гипотеза 1: Первые князья-варяги – жестокие разбойники. Гипотеза 2: Жесткая политика первых князей была продиктована реалиями эпохи, а не их происхождением. Славянские князья проводили бы схожую политику. | Предлагают и обсуждают возможные варианты развития событий |
6. Доказательство гипотезы и решение проблемы | 14 мин. | Знание. Изучение политики Ольги. Предлагает познакомиться с отрывком из «Повести временных лет» о княжении Ольги. 1. Как вы думаете, чем была обусловлена жестокость Ольги? 2. О каких процессах в развитии государственного управления говорит тот факт, что древляне пришли к Ольге с мирными переговорами? Применение. Заполнение таблицы. Формулирование причин её поступков по отношению к древлянам. Характеристика персоналий, объяснение сущности понятий. Подведение к главному выводу урока. | Работают с учебником, раздаточным материалом. Отвечают на вопросы по источнику. Задания учащимся – заполнить таблицу (Приложение 1). |
7. Проверка решения | 5 мин. | Анализ, оценка. Организует обсуждение выдвинутых гипотез. Подводит к выводу о том, что призвание варягов на княжение – отвечает характеру установление норманнских династий во многих странах. Политика первых князей отвечала реалиям эпохи, а не была следствием их происхождения. | Дискуссия. |
8. Рефлексия | 3 мин. | Оценка. Каковы последствия призвания варягов для нашей страны и народа? Какой из князей вам более симпатичен и почему? | Обобщающая беседа (фронтальная работа) |
9. Домашнее задание | 2 мин. | Знание. § 4 – 5, вопросы и задания. Дополнительное задание: подготовить сообщение о взаимоотношениях Руси и Византии в X в. |
Приложение № 1.
Таблица «Внутренняя и внешняя политика Олега, Игоря и Ольги».
Князья и годы правления | Внешняя политика (оборона, походы, договоры) | Внутренняя политика (реформы и преобразования) |
Олег (879—912) | | |
Игорь (912—945) | | |
Ольга (945-957) | | |