Предмет: История Казахстана
Тема урока: Образование казахской народности.
Тип урока: Комбинированный
Вид учебного занятия: частично-поисковый, проблемный
Цель урока: создать условия для формирования понятия об образовании казахского народа ,о возникновении и значение термина «казах»
Задачи:
Образовательная:
-умения выделять главное в тексте учебника;
-пересказывать содержание учебного материала своими словами, давать личную оценку историческим событиям.
Развивающая:
-Способствовать развитию логического мышления, умению выделять главное и существенное, развитию мыслительной и речевой деятельности через групповую и парную работу.
Воспитательная:
воспитание чувства патриотизма и любви к Родине.
Методы обучения и приемы: Интерактивный метод,беседа, «мозговой штурм», использование опорных схем.
Оборудование: интерактивная доска (слайды), карта
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
«Мозговой штурм»
1. Принесло ли зло и ущерба монгольское нашествие местному населению? (учащиеся высказывают свое мнение, которое записывается на доске)
2. Какие государства существовали послемонгольский период?
· Ак Орда - XIV - XV вв
· Государсво Могулистан - середине XIV - начало XVI вв
· Ханство Абулхаира - 1428-1468 гг
· Ногайская Орда - XIII – XV вв.
3. Изучение нового материала
План:
1.Деление на группы по цветным карточкам
«этнос» - зелёный
«алаш»- коричневый
«казах» - жёлтый
«жуз» - синий
«хан»- красный
2.Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с историей образования казахского народа и Казахского ханства.
- Но чтобы узнать об этом, сначала мы должны выяснить, что обозначают слова, в названиях ваших гупп.
Мозговой штурм. Объясните значения слов. Можете воспользоваться материалом учебника.
3. Проверка. Работа с интерактивной доской
Работа в группах.
Ищут определения слов.
По одному представителю выходят из группы.
«этнос» - народ или нация имеющая собственный язык, сформировавшуюся культуру, специфичный национальный характер, и проживающая постоянно на определённой территории.
«алаш»-первый союз древних казахских племён.
«казах» - кочевник, занимавшийся военным делом или человек, не признававший центральную власть и отделившийся от государства.
«жуз» - исторически сложившееся объединение казахов.
«хан»-правитель средневекового Казахского государства, глава ханства.
Перетаскивают соответствия.
Работа в группах.
1.Составьте кластер. Назовите древние племена, составившие основу для формирования казахской народностии их особенности.
Арии, туры, кияны, саки, кангюи, уйсуны,гунны, карлуки, кимаки, кипчаки.
2.Составьте кластер. Назовите рассовый тип и племена составляющие основу казахского этноса.
Саки, гунны, уйсуны, кангюи, тюрки, тюргеши, карлуки, огузы, кимаки, кипчаки, найманы, алшыны, аргыны, кереи, дулаты и др.
3.Составьте хронологическую цепочку. Как изменялось значение слова «казах»?
Временной период | Казахи |
Древний период | Кочевники, занимавшиеся военным делом или люди, не признававшие центральную власть и отделившийся от государства. |
Период «Золотой Орды» | Народ «алаш», основа формирования казахской народности. |
Из «Ак Орды» отделились в Могулистан | Группа кочевнниковалаш. |
Население Жетесу и Восточного Дешт – и Кыпчака | Племена алаш объединились в Казахское ханство. Слово «казах» стало обозначать этнос и всё население Казахского ханства. |
4.Заполните таблицу. Образование казахскихжузов.
Жуз | Название местности и племён |
Старший жуз | Уйсуны, населявшие Жетесу |
Средний жуз | Племена аргынов и найманов, населявшие Сарыарку |
Младший жуз | Племена Западного Казахстана |
5. Восстановите деформированный текст.
ШакиримКудайбердиев
« Будем достойны имени нашего славного____ ____, так как все мы произошли от трёх его сыновей, то должны составить ____ ____».
М.Ж. Копеев «Возникновение ______ ________ и государства связывают с именем легендарного _______ казахов _______ _____» Организовывают группы, карточка с надписью обозначает лидера группы,
4. Закрепление
Графический диктант.
Этнос - народ или нация имеющая собственный язык, сформировавшуюся культуру, специфичный национальный характер, и проживающая постоянно на определённой территории.
Алаш–название местности, где проживали казахские племена.
Хан –военначальник войска.
Жуз - исторически сложившееся объединение казахов.
Казах- человек проживающий на терретории Золотой Орды.
Саки, кангюи, уйсуны, гунны – древние племена составляющие основу казахской народности.
Старшийжуз - уйсуны, населявшие ЖетесуСредний жуз – племена гуннов.
Младший жуз – племена населявшие центральный казахстан.
Алаша хан - легендарныйпервоправитель казахов
5. Подведение итогов урока
6. Домашнее задание
Составить 5 тестовых заданий по теме.
Составить кроссворд по теме.