Муниципальное образование «Еравнинский район»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования
«Центр детского творчества»
«Согласовано» Председатель учебно-методического совета ______________ Т.А. Савватеева Протокол № от « » августа 2022 года | «Утверждаю» Директор МБОУ ДО «ЦДТ» ______________ А.С.Тышкенов Приказ № __ от « » августа 2022 года |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Издательское дело»
Направленность программы: художественная
Возраст детей: 12 -16 лет
Срок реализации: 1 год обучения
Общее количество часов - 180
Разработчик: Цыденова Жаргалма Цыдыповна,
учитель русского языка и литературы
с. Сосново-Озерское 2022 год.
Пояснительная записка
Программа предназначена для учащихся 12-16 лет. Курс рассчитан на 1 год обучения. Кружок комплектуется на основании заявлений обучающихся. Группа формируется из разновозрастных детей на добровольной внеконкурсной основе. Так как дети имеют различные базовые знания, большое внимание в программе уделяется индивидуальной работе.
Издательское дело – интегрированный курс, соединяющий в себе знания, умения и навыки в области журналистики, издательских программ. Обучение в кружке «Издательское дело» позволит учащимся не только изучить основы традиционной журналистики, но и в совершенстве овладеть новыми современными информационными технологиями. В процессе обучения учащиеся приобретут навыки работы в различных программах: PhotoShop; Publisher и других. А самое главное они станут создателями собственной газеты, брошюры.
Актуальность программы: издательское дело выбрано потому, что именно занятия журналистикой, решают одну из главных задач воспитания – формирование личности с активной жизненной позицией, духовно-нравственными принципами и особым отношением к родному слову. Ведь печатное слово - оно действительно живое.
Данный кружок позволяет сформировать интерес к профессии журналиста, а также к профессиям, связанным с издательской деятельностью.
Цель программы:
- познакомить обучающихся с теоретическими и практическими основами издательской деятельности;
- создать условия для самореализации обучающихся и их профориентации в будущую профессию;
- научить обучающихся создавать собственные проекты, использую современные информационные технологии.
Задачи:
Обучающие:
- получение знаний и умений по созданию печатной продукции;
- освоение учащимися современных информационных технологий.
Развивающие:
- развитие умений решать проблемы действительности коллективно, выступая в разных социальных ролях;
- развитие креативности учащихся, их творческой индивидуальности;
- развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.
Познавательные:
- вовлечение обучающихся в активную познавательную деятельность с применением приобретенных знаний на практике;
- развитие интереса к изучению дисциплин гуманитарного цикла;
- изучение программ: Microsoft Word; Microsoft PowerPoint, PhotoShop; Publisher.
Воспитательные:
- формирование потребности в самообразовании.
Практико-деятельностные:
- развитие навыков самовыражения, самореализации, общения, работы в редакционном коллективе;
- формирование имиджа молодежной прессы;
- включение обучающихся в проектную деятельность;
- проектирование индивидуального маршрута развития.
Мотивационные:
- создание условий формирования полноценной, всесторонне развитой личности.
Социально-педагогические:
- формирование у учащихся профессионального интереса к журналистике и издательскому делу;
- формирование социально-гибкой, инициативной личности, готовой к новым преобразованиям в обществе.
Форма занятий направлена на активизацию познавательной деятельности учащихся, развитие их творческих способностей. На занятиях теоретического блока преобладает практикум с элементами творческих заданий. На занятиях практического блока используется проектная и игровая форма организации деятельности учащихся, коллективные способы работы, и другие элементы личностно-ориентированных технологий обучения.
Формы и методы занятий:
- теоретические занятия: лекции, летучки, диспуты, мастер-классы, конференции, демонстрация-объяснение и т.д.
- практические занятия: мастер-классы, изготовление печатной продукции (газета, брошюры, буклеты, календари), презентаций, выезд на экскурсии.
Изучение данной программы позволит учащимся:
- владеть журналистскими жанрами;
- иметь представление об издательской деятельности;
- знать основные способы работы при подготовке различных печатных изданий;
- знать основные понятия издательского дела;
- овладеть технологией создания, литературного редактирования текста;
- познакомиться с работой в мультимедийных программах: Microsoft PowerPoint и других;
- знать технологию работы с иллюстрациями и фотографиями в программе PhotoShop;
- развить умения самостоятельно работать с текстами разных стилистических типов и жанров;
- повысить речевую и письменную грамотность;
- развить инициативность и активную жизненную позицию.
Программное обеспечение:
Операционная система Windows 2008/XP;
Текстовый редактор Microsoft Word;
Любая программа обработки изображений (MS Photo Editor, PhotoShop);
Издательские программы MS Publisher
Программы для создания презентаций, фотофильмов Microsoft PowerPoint и другие.
Принтер
Механизм реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучения.
I год обучения - 180 часов (1 раз в неделю по 5 часов).
Ожидаемый результат:
Обучающиеся получат опыт практической деятельности по изданию средств массовой информации. Научатся работать в программе компьютерной верстки. Будут уметь осуществлять верстку материала различных видов печатных публикаций на компьютере (информационный лист, буклет, брошюра, газета), иметь представление о профессиях, связанных с издательской деятельностью.
У обучающихся расширится спектр используемых информационно - коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Они освоят различные способы обработки информации, правила соблюдения норм
информационной безопасности, научатся составлять тексты в устной и письменной формах в соответствии с задачами коммуникации. Получат начальные сведения о сущности и особенностях процесса функционирования средств массовой информации.
Обучающиеся будут проявлять ответственное отношение к своей деятельности, в том числе информационной, навыки конструктивного взаимодействия в разновозрастном коллективе, коммуникативные и организаторские качества, умение работать в команде.
Обучающиеся будут проявлять сформированность основ гражданской идентичности, ценностно-смысловые установки многонационального российского общества, социально - ориентированный взгляд на мир, потребность в осознании своей роли и предназначения.
- самостоятельная работа учащихся программах: Текстовый редактор Microsoft Word; Microsoft PowerPoint.;
- создание юными журналистами печатных и электронных публикаций, брошюр, сборников, буклетов различной направленности;
- результативное участие учащихся в журналистских конкурсах, фестивалях;
- проведение мастер-классов по журналистике педагогом совместно с юнкорами;
- участие детей в мероприятиях и акциях МБОУ ДО «Центр детского творчества»
- активное сотрудничество журналистов с ветеранами, образовательными организациями и учреждениями культуры.
Учебный план программы
№ | Тема занятия | Количество часов |
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, пожаробезопасности, охране труда. Введение в программу. Цели, задачи курса, формы работы, требования. | 2 |
2. | Возникновение и развитие журналистики | 2 |
3. | Основные понятия журналистики | 4 |
4 | Жанры журналистики | 30 |
5. | Издательство на вашем столе | 2 |
6. | Основные понятия и термины газетного дела | 4 |
7. | Профессиональная готовность журналиста к работе | 1 |
8. | Подготовка материалов: теория и практика | 4 |
9. | Профессиональная этика журналиста | 2 |
10. | Литературное редактирование | 8 |
11. | Иллюстрации в газете | 2 |
12. | Дизайн газеты. Оформление газетной полосы. | 2 |
13. | Изучение программы Page Maker. | - |
14. | Изучение программы Photoshop | 14 |
15. | Изучение программы Microsoft Publisher | 47 |
16. | Изучение программы Indesign | - |
17. | Работа в программе Power Point | 4 |
18. | Полемическое мастерство. Учимся спорить | 2 |
19. | Обзор онлайн сервисов | - |
20. | Верстка газеты, брошюры, сборника, буклетов… | 14 |
21. | Плагиат и честная журналистика | 2 |
22. | Медиаречь и речевое взаимодейтсвие | |
23. | Участие в конкурсах, фестивалях, экскурсиях | 2 |
24. | Проведение игр, диспутов, конференций, мастер-классов | 4 |
25. | Проекты | 4 |
| Итого | 180 ч. |
Учебно-тематический план (2022-2023 учебный год)
№ | Тема занятия | Количество часов |
Теория | Практика |
| Вводное занятие. Знакомство с группой. Инструктаж по технике безопасности. Введение в программу. Цели, задачи, формы работы. | 2 | |
| Возникновение и развитие журналистики Основные понятия: актуальность, новость, ситуация, идея, новость, проблема, замысел, событие. | 4 | |
| Основные понятия: сюжет, новость, проблема. | | 2 |
| Жанры журналистики. Виды заметок. | 2 | |
| Жанры журналистики. Виды интервью. | 2 | |
| Жанры журналистики: репортаж. | 2 | |
| Жанры журналистики: репортаж. Фоторепортаж. | | 2 |
| Издательство на вашем столе | 2 | |
| октябрь | | |
| Газетные жанры: опрос, критическая заметка интервью | 2 | |
| Газетные жанры: интервью | 1 | 1 |
| Основные понятия и термины газетного дела | 2 | |
| Разработка концепции газеты. | 2 | |
| Мастер-класс «Основы журналистского мастерства» с редактором газеты «Нелидовские известия» | | 2 |
| Газетные жанры: фельетон | 1 | 1 |
| Газетные жанры: зарисовка. | 1 | 1 |
| Газетные жанры: пресс-релиз | 1 | 1 |
| Выезд на экскурсию в Санкт-Петербург | 2 | |
| Профессиональная этика журналиста | 2 | |
| Профессиональная готовность журналиста к работе | 1 | |
| Литературное редактирование: правка-вычитка | 1 | 1 |
| Литературное редактирование: правка-сокращение | 1 | 1 |
| Иллюстрации в газете. Фотосессия. | 1 | 1 |
| Знакомство с издательской программой Page Maker | 2 | |
| Интерфейс Page Maker (ч.1.) | 2 | |
| Инсталяция и начало работы в Page Maker | 2 | |
| Интерфейс Page Maker (ч.1.) | | 2 |
| Интерфейс Page Maker (ч.2,3.) | 2 | |
| Заголовки. Стили заголовков. Оформление заголовков. | 1 | 1 |
| Журналистские жанры: критическая заметка, заметка-молния. | 1 | 1 |
| Дизайн газеты. | 1 | 1 |
| Литературное редактирование: правка-обработка | 1 | 1 |
| Дизайн газеты. Создание новой публикации. Макет газеты. | 2 | |
| Палитры: инструментарий, управляющая палитра, палитра цветов, шаблонов, стилей, библиотека. | 1 | 1 |
| Управление окнами публикации. Мастера страниц. | | 2 |
| Направляющие колонок линейки. Особенности верстки по колонкам. | 1 | |
| Палитры. Текстовые блоки. | 2 | |
| Интервьюирование ветеранов. Подготовка материалов. | | 2 |
| Создание, открытие, закрытие публикации. | 2 | |
| Создание публикаций вручную и при помощи шаблона. | | 2 |
| Стили. Написание сатирической заметки. | | 2 |
| Фотошоп. Интерфейс программы. | 2 | |
| Фотошоп. Интерфейс программы. | 2 | |
| Верстка газеты. | | 6 |
| Техника ведения интервью. Интервью в парах. | 1 | 1 |
| Жанры журналистики: отчет. | 1 | 1 |
| Page Maker Верстка. Оформление колонтитула. Оформление служебной информации. | | 2 |
| Информационные жанры: заметка- отклик. Литературное редактирование. | | 2 |
| Коллективное интервью. | | 2 |
| Полемическое мастерство. Искусство спорить. Дискуссия. | 1 | 1 |
| Page Maker. Мастера страниц, нумерация, направляющие, сортировка. Работа с шаблонами. Текстовые блоки. | | 2 |
| Photoshop. Работа с файлами. Работа с изображениями. | 1 | 1 |
| Photoshop. Микширование каналов. Обработка фото. | | 2 |
| Текстовые блоки. Импорт и размещение текста. | 2 | |
| Жанры журналистики: дайджест. | 1 | 1 |
| Выход к ветеранам. Написание статей, посвященных 70-летию Победы в В.О.войне. | | 2 |
| Page Maker. Верстка газетной полосы. Текстовые блоки. | | 2 |
| Page Maker. Верстка газетной полосы. Текстовые блоки. Photoshop. Обработка фото. | | 2 |
| Page Maker. Верстка газеты. Текстовые блоки. Photoshop. Обработка фото. | | 2 |
| Верстка текстовых блоков и фреймов. | | 2 |
| Особенности текстовых блоков по колонкам | 1 | 1 |
| Литературное редактирование. | | 2 |
| Page Maker. Перекомпановка текстовых блоков. | | 2 |
| Page Maker. Символы перевода строки, дефиса, пробела. Буквица. | | 2 |
| Page Maker. Табуляция. Палитра управления. Рисование линий. | | 2 |
| Импорт графики. Прямоугольники, овалы, круги. | | 2 |
| Page Maker. Перемещение и масштабирование объектов. | | 2 |
| Photoshop. Изображения: отражения, наклоны, повороты объектов. | | 2 |
| Верстка газеты. | | 6 |
| Photoshop. Наложение и группировка объектов. Обработка фото. | | 2 |
| Программа Power Point. Создание презентации к конференции. | | 2 |
| Photoshop. Цветные и черно-белые фото. Вложенные изображения. Цветовая и тоновая коррекция. Обработка фото. | 1 | 1 |
| Page Maker. Верстка текстовых блоков и размещение фотографий. Рубрики. | | 2 |
| Жанры журналистики: рецензия. | 1 | 1 |
| Материал к сборнику «Мы помним. Мы гордимся!» | | 6 |
| Верстка сборника «Мы помним. Мы гордимся!» | | 6 |
| Page Maker. Многоколончатая верстка. Заголовки. | | 2 |
| Аналитические жанры: статья, корреспонденция. | | - |
| Презентация к отчетному концерту. Выступление. | | 2 |
| Мастер-класс «Цветовая гамма снимка». «Золотое сечение». | | 2 |
| Верстка газеты. Построение текста. Буквица. Photoshop. | | 6 |
| Плагиат и честная журналистика. | | 2 |
| Итого: 180 ч. | 66 | 114 |
Проектные работы
Создание сборников, буклетов, проспектов, брошюр, открыток, визиток, пресс-карт.
Написание итоговых материалов в разных журналистских жанрах.
В результате освоения практической части курса учащиеся должны уметь:
1. Редактировать изображения в программе Adobe Photoshop, а именно:
* выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов (область, лассо, волшебная палочка и др.);
* перемещать, дублировать, вращать выделенные области;
* редактировать фотографии с использованием различных средств художественного оформления;
* сохранять выделенные области для последующего использования;
* монтировать фотографии (создавать многослойные документы);
* применять к тексту различные эффекты;
* выполнять тоновую коррекцию фотографий;
* выполнять цветовую коррекцию фотографий;
* ретушировать фотографии;
2. Создавать собственные макеты полиграфических изданий, используя инструменты программы PageMaker , а именно:
* создавать рисунки из простых объектов (линий, дуг, окружностей и т.д.);
* выполнять основные операции над объектами (удаление, перемещение, масштабирование, вращение, зеркальное отражение и ДР.);
* формировать собственные цветовые оттенки в различных цветовых моделях;
* закрашивать рисунки, используя различные виды заливок;
* работать с контурами объектов;
* создавать объекты из кривых;
* создавать иллюстрации с использованием методов упорядочения и объединения объектов;
* получать объёмные изображения;
* применять различные графические эффекты (объём, перетекание, фигурная подрезка и др.);
* создавать надписи, заголовки, размещать текст по траектории;
* макетировать и верстать печатную полосу;
* осуществлять перевод печатных материалов в другие форматы;
Оценивание: таблица учета достижений учеников.
Программа реализуется при наличии:
1) дидактического материала (наглядные пособия, методическая и специальная литература, набор упражнений, тренингов, игр);
2) материально-технического обеспечения (компьютера, ноутбука, cканера, принтера, цифровой камеры, диктофона, проектора);
4) технических программ, установленных на компьютер: PageMaker , Photoshop.
Литература
1. Васильева Л.А. Делаем новости. М., 2002.
2. Волкова В.В., Газанджиев С.Г., Галкин С.И., Ситников В.П.
Дизайн газеты и журнала: Учебное пособие / Под ред. В.В. Волковой. М., 2003.
3. Галкин С.И. Техника и технология СМИ. Художественное конструирование газеты и журнала. Учебное пособие. М., 2008.
4. Дизайн периодических изданий / Под ред. Э.А. Лазаревич. М., 2004.
5. Интернет-технологии в помощь ответственному отношению к делу в современной журналистике: Дистанционный курс / Авт.:; под ред. Е. Ястребцевой – Москва: Лига юных журналистов, 2016.
6. Конюкова М.Л. Журналистика для всех. СПб, 2012.
7. Лукина М.М., Некляев С.Э. Медиаобразование в школе: издаем школьную газету. М., 2009.
8. Лукина М.М. Технология интервью. М., 2008.
9. Саламон Л. Всеобщая история прессы // История печати. Антология. М., 2001.
10. Сергеев Е.Ю. Учебная газета: теория и методы создания. СПб, 2010.
11. Ситников В.П. Издательское дело: Основы. История. Взаимосвязь техники и технологии. М., 2002.
12. Туманов Д.В. Твори золотым пером. Мастер-класс для начинающих журналистов // Мультипортал Юнпресс. URL: http://www.ynpress.ru/
13. Ученова В.В. Беседы о журналистике. М., 1985.
14. Фихтелиус Э. Десять заповедей журналистики / Пер. со швед. В.Менжун. Стокгольм, 1999.
15. Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика. М., 1999.
Интернет-ресурсы:
http://cad.kpi.ua/courses/PhotoShop/pagemak.html
Как стать журналистом? // http://www.journ-lessons.com/index.html
«Медиаобразование» // http://www.mediagram.ru/mediaed/journal/
Мультипортал «Юнпресс» // http://www.ynpress.com
Портал журналиста // http://www.journ-port.ru
«Школьная пресса» // http://www.portal.lgo.ru