СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательная программа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа»

Муниципальное образование «Еравнинский район»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования

«Центр детского творчества»




«Согласовано»

Председатель учебно-методического совета

______________ Т.А. Савватеева


Протокол № от

« » августа 2022 года

«Утверждаю»

Директор МБОУ ДО «ЦДТ»

______________ А.С.Тышкенов

Приказ № __ от

« » августа 2022 года






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА


«Издательское дело»


Направленность программы: художественная



Возраст детей: 12 -16 лет

Срок реализации: 1 год обучения

Общее количество часов - 180

Разработчик: Цыденова Жаргалма Цыдыповна,

учитель русского языка и литературы





















с. Сосново-Озерское 2022 год.

Пояснительная записка

Программа предназначена для учащихся 12-16 лет. Курс рассчитан на 1 год обучения. Кружок комплектуется на основании заявлений обучающихся. Группа формируется из разновозрастных детей на добровольной внеконкурсной основе. Так как дети имеют различные базовые знания, большое внимание в программе уделяется индивидуальной работе.

Издательское дело – интегрированный курс, соединяющий в себе знания, умения и навыки в области журналистики, издательских программ. Обучение в кружке «Издательское дело» позволит учащимся не только изучить основы традиционной журналистики, но и в совершенстве овладеть новыми современными информационными технологиями. В процессе обучения учащиеся приобретут навыки работы в различных программах: PhotoShop; Publisher и других. А самое главное они станут создателями собственной газеты, брошюры.

Актуальность программы: издательское дело выбрано потому, что именно занятия журналистикой, решают одну из главных задач воспитания – формирование личности с активной жизненной позицией, духовно-нравственными принципами и особым отношением к родному слову. Ведь печатное слово - оно действительно живое.

Данный кружок позволяет сформировать интерес к профессии журналиста, а также к профессиям, связанным с издательской деятельностью.

Цель программы:

- познакомить обучающихся с теоретическими и практическими основами издательской деятельности;

- создать условия для самореализации обучающихся и их профориентации в будущую профессию;

- научить обучающихся создавать собственные проекты, использую современные информационные технологии.

Задачи:

Обучающие:

- получение знаний и умений по созданию печатной продукции;

- освоение учащимися современных информационных технологий.

Развивающие:

- развитие умений решать проблемы действительности коллективно, выступая в разных социальных ролях;

- развитие креативности учащихся, их творческой индивидуальности;

- развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.

Познавательные:

- вовлечение обучающихся в активную познавательную деятельность с применением приобретенных знаний на практике;

- развитие интереса к изучению дисциплин гуманитарного цикла;

- изучение программ: Microsoft Word; Microsoft PowerPoint, PhotoShop; Publisher.

Воспитательные:

- формирование потребности в самообразовании.

Практико-деятельностные:

- развитие навыков самовыражения, самореализации, общения, работы в редакционном коллективе;

- формирование имиджа молодежной прессы;

- включение обучающихся в проектную деятельность;

- проектирование индивидуального маршрута развития.

Мотивационные:

- создание условий формирования полноценной, всесторонне развитой личности.


Социально-педагогические:

- формирование у учащихся профессионального интереса к журналистике и издательскому делу;

- формирование социально-гибкой, инициативной личности, готовой к новым преобразованиям в обществе.

Форма занятий направлена на активизацию познавательной деятельности учащихся, развитие их творческих способностей. На занятиях теоретического блока преобладает практикум с элементами творческих заданий. На занятиях практического блока используется проектная и игровая форма организации деятельности учащихся, коллективные способы работы, и другие элементы личностно-ориентированных технологий обучения.

Формы и методы занятий:

- теоретические занятия: лекции, летучки, диспуты, мастер-классы, конференции, демонстрация-объяснение и т.д.

- практические занятия: мастер-классы, изготовление печатной продукции (газета, брошюры, буклеты, календари), презентаций, выезд на экскурсии.

Изучение данной программы позволит учащимся:

- владеть журналистскими жанрами;

- иметь представление об издательской деятельности;

- знать основные способы работы при подготовке различных печатных изданий;

- знать основные понятия издательского дела;

- овладеть технологией создания, литературного редактирования текста;

- познакомиться с работой в мультимедийных программах: Microsoft PowerPoint и других;

- знать технологию работы с иллюстрациями и фотографиями в программе PhotoShop;

- развить умения самостоятельно работать с текстами разных стилистических типов и жанров;

- повысить речевую и письменную грамотность;

- развить инициативность и активную жизненную позицию.

Программное обеспечение:

Операционная система Windows 2008/XP;

  • Текстовый редактор Microsoft Word;

  • Любая программа обработки изображений (MS Photo Editor, PhotoShop);

  • Издательские программы MS Publisher

  • Программы для создания презентаций, фотофильмов Microsoft PowerPoint и другие.

  • Принтер

Механизм реализации программы


Программа рассчитана на 1 год обучения.

I год обучения - 180 часов (1 раз в неделю по 5 часов).


Ожидаемый результат:

Обучающиеся получат опыт практической деятельности по изданию средств массовой информации. Научатся работать в программе компьютерной верстки. Будут уметь осуществлять верстку материала различных видов печатных публикаций на компьютере (информационный лист, буклет, брошюра, газета), иметь представление о профессиях, связанных с издательской деятельностью.

У обучающихся расширится спектр используемых информационно - коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Они освоят различные способы обработки информации, правила соблюдения норм

информационной безопасности, научатся составлять тексты в устной и письменной формах в соответствии с задачами коммуникации. Получат начальные сведения о сущности и особенностях процесса функционирования средств массовой информации.

Обучающиеся будут проявлять ответственное отношение к своей деятельности, в том числе информационной, навыки конструктивного взаимодействия в разновозрастном коллективе, коммуникативные и организаторские качества, умение работать в команде.

Обучающиеся будут проявлять сформированность основ гражданской идентичности, ценностно-смысловые установки многонационального российского общества, социально - ориентированный взгляд на мир, потребность в осознании своей роли и предназначения.

- самостоятельная работа учащихся программах: Текстовый редактор Microsoft Word; Microsoft PowerPoint.;

- создание юными журналистами печатных и электронных публикаций, брошюр, сборников, буклетов различной направленности;

- результативное участие учащихся в журналистских конкурсах, фестивалях;

- проведение мастер-классов по журналистике педагогом совместно с юнкорами;

- участие детей в мероприятиях и акциях МБОУ ДО «Центр детского творчества»

- активное сотрудничество журналистов с ветеранами, образовательными организациями и учреждениями культуры.

Учебный план программы

Тема занятия

Количество часов

1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, пожаробезопасности, охране труда. Введение в программу. Цели, задачи курса, формы работы, требования.

2

2.

Возникновение и развитие журналистики

2

3.

Основные понятия журналистики

4

4

Жанры журналистики

30

5.

Издательство на вашем столе

2

6.

Основные понятия и термины газетного дела

4

7.

Профессиональная готовность журналиста к работе

1

8.

Подготовка материалов: теория и практика

4

9.

Профессиональная этика журналиста

2

10.

Литературное редактирование

8

11.

Иллюстрации в газете

2

12.

Дизайн газеты. Оформление газетной полосы.

2

13.

Изучение программы Page Maker.

-

14.

Изучение программы Photoshop

14

15.

Изучение программы Microsoft Publisher

47

16.

Изучение программы Indesign

-

17.

Работа в программе Power Point

4

18.

Полемическое мастерство. Учимся спорить

2

19.

Обзор онлайн сервисов

-

20.

Верстка газеты, брошюры, сборника, буклетов…

14

21.

Плагиат и честная журналистика

2

22.

Медиаречь и речевое взаимодейтсвие


23.

Участие в конкурсах, фестивалях, экскурсиях

2

24.

Проведение игр, диспутов, конференций, мастер-классов

4

25.

Проекты

4


Итого

180 ч.



Учебно-тематический план (2022-2023 учебный год)

Тема занятия

Количество часов

Теория

Практика

Вводное занятие. Знакомство с группой. Инструктаж по технике безопасности. Введение в программу. Цели, задачи, формы работы.

2


Возникновение и развитие журналистики Основные понятия: актуальность, новость, ситуация, идея, новость, проблема, замысел, событие.

4


Основные понятия: сюжет, новость, проблема.


2

Жанры журналистики. Виды заметок.

2


Жанры журналистики. Виды интервью.

2


Жанры журналистики: репортаж.

2


Жанры журналистики: репортаж. Фоторепортаж.


2

Издательство на вашем столе

2


октябрь



Газетные жанры: опрос, критическая заметка интервью

2


Газетные жанры: интервью

1

1

Основные понятия и термины газетного дела

2


Разработка концепции газеты.

2


Мастер-класс «Основы журналистского мастерства» с редактором газеты «Нелидовские известия»


2

Газетные жанры: фельетон

1

1

Газетные жанры: зарисовка.

1

1

Газетные жанры: пресс-релиз

1

1

Выезд на экскурсию в Санкт-Петербург

2


Профессиональная этика журналиста

2


Профессиональная готовность журналиста к работе

1


Литературное редактирование: правка-вычитка

1

1

Литературное редактирование: правка-сокращение

1

1

Иллюстрации в газете. Фотосессия.

1

1

Знакомство с издательской программой Page Maker

2


Интерфейс Page Maker (ч.1.)

2


Инсталяция и начало работы в Page Maker

2


Интерфейс Page Maker (ч.1.)


2

Интерфейс Page Maker (ч.2,3.)

2


Заголовки. Стили заголовков. Оформление заголовков.

1

1

Журналистские жанры: критическая заметка, заметка-молния.

1

1

Дизайн газеты.

1

1

Литературное редактирование: правка-обработка

1

1

Дизайн газеты. Создание новой публикации. Макет газеты.

2


Палитры: инструментарий, управляющая палитра, палитра цветов, шаблонов, стилей, библиотека.

1

1

Управление окнами публикации. Мастера страниц.


2

Направляющие колонок линейки. Особенности верстки по колонкам.

1


Палитры. Текстовые блоки.

2


Интервьюирование ветеранов. Подготовка материалов.


2

Создание, открытие, закрытие публикации.

2


Создание публикаций вручную и при помощи шаблона.


2

Стили. Написание сатирической заметки.


2

Фотошоп. Интерфейс программы.

2


Фотошоп. Интерфейс программы.

2


Верстка газеты.


6

Техника ведения интервью. Интервью в парах.

1

1

Жанры журналистики: отчет.

1

1

Page Maker Верстка. Оформление колонтитула. Оформление служебной информации.


2

Информационные жанры: заметка- отклик. Литературное редактирование.


2

Коллективное интервью.


2

Полемическое мастерство. Искусство спорить. Дискуссия.

1

1

Page Maker. Мастера страниц, нумерация, направляющие, сортировка. Работа с шаблонами. Текстовые блоки.


2

Photoshop. Работа с файлами. Работа с изображениями.

1

1

Photoshop. Микширование каналов. Обработка фото.


2

Текстовые блоки. Импорт и размещение текста.

2


Жанры журналистики: дайджест.

1

1

Выход к ветеранам. Написание статей, посвященных 70-летию Победы в В.О.войне.


2

Page Maker. Верстка газетной полосы. Текстовые блоки.


2

Page Maker. Верстка газетной полосы. Текстовые блоки. Photoshop. Обработка фото.


2

Page Maker. Верстка газеты. Текстовые блоки. Photoshop. Обработка фото.


2

Верстка текстовых блоков и фреймов.


2

Особенности текстовых блоков по колонкам

1

1

Литературное редактирование.


2

Page Maker. Перекомпановка текстовых блоков.


2

Page Maker. Символы перевода строки, дефиса, пробела. Буквица.


2

Page Maker. Табуляция. Палитра управления. Рисование линий.


2

Импорт графики. Прямоугольники, овалы, круги.


2

Page Maker. Перемещение и масштабирование объектов.


2

Photoshop. Изображения: отражения, наклоны, повороты объектов.


2

Верстка газеты.


6

Photoshop. Наложение и группировка объектов. Обработка фото.


2

Программа Power Point. Создание презентации к конференции.


2

Photoshop. Цветные и черно-белые фото. Вложенные изображения. Цветовая и тоновая коррекция. Обработка фото.

1

1

Page Maker. Верстка текстовых блоков и размещение фотографий. Рубрики.


2

Жанры журналистики: рецензия.

1

1

Материал к сборнику «Мы помним. Мы гордимся!»


6

Верстка сборника «Мы помним. Мы гордимся!»


6

Page Maker. Многоколончатая верстка. Заголовки.


2

Аналитические жанры: статья, корреспонденция.


-

Презентация к отчетному концерту. Выступление.


2

Мастер-класс «Цветовая гамма снимка». «Золотое сечение».


2

Верстка газеты. Построение текста. Буквица. Photoshop.


6

Плагиат и честная журналистика.


2

Итого: 180 ч.

66

114

Проектные работы

  • Создание сборников, буклетов, проспектов, брошюр, открыток, визиток, пресс-карт.

  • Написание итоговых материалов в разных журналистских жанрах.


В результате освоения практической части курса учащиеся должны уметь:

1. Редактировать изображения в программе Adobe Photoshop, а именно:

* выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов (область, лассо, волшебная палочка и др.);

* перемещать, дублировать, вращать выделенные области;

* редактировать фотографии с использованием различных средств художественного оформления;

* сохранять выделенные области для последующего использования;

* монтировать фотографии (создавать многослойные документы);

* применять к тексту различные эффекты;

* выполнять тоновую коррекцию фотографий;

* выполнять цветовую коррекцию фотографий;

* ретушировать фотографии;

2. Создавать собственные макеты полиграфических изданий, используя инструменты программы PageMaker , а именно:

* создавать рисунки из простых объектов (линий, дуг, окружностей и т.д.);

* выполнять основные операции над объектами (удаление, перемещение, масштабирование, вращение, зеркальное отражение и ДР.);

* формировать собственные цветовые оттенки в различных цветовых моделях;

* закрашивать рисунки, используя различные виды заливок;

* работать с контурами объектов;

* создавать объекты из кривых;

* создавать иллюстрации с использованием методов упорядочения и объединения объектов;

* получать объёмные изображения;

* применять различные графические эффекты (объём, перетекание, фигурная подрезка и др.);

* создавать надписи, заголовки, размещать текст по траектории;

* макетировать и верстать печатную полосу;

* осуществлять перевод печатных материалов в другие форматы;

Оценивание: таблица учета достижений учеников.


Программа реализуется при наличии:


1) дидактического материала (наглядные пособия, методическая и специальная литература, набор упражнений, тренингов, игр);


2) материально-технического обеспечения (компьютера, ноутбука, cканера, принтера, цифровой камеры, диктофона, проектора);

4) технических программ, установленных на компьютер: PageMaker , Photoshop.


Литература


1. Васильева Л.А. Делаем новости. М., 2002.
2. Волкова В.В., Газанджиев С.Г., Галкин С.И., Ситников В.П.
Дизайн газеты и журнала: Учебное пособие / Под ред. В.В. Волковой. М., 2003.
3. Галкин С.И. Техника и технология СМИ. Художественное конструирование газеты и журнала. Учебное пособие. М., 2008.
4. Дизайн периодических изданий / Под ред. Э.А. Лазаревич. М., 2004.

5. Интернет-технологии в помощь ответственному отношению к делу в современной журналистике: Дистанционный курс / Авт.:; под ред. Е. Ястребцевой – Москва: Лига юных журналистов, 2016.
6. Конюкова М.Л. Журналистика для всех. СПб, 2012.
7. Лукина М.М., Некляев С.Э. Медиаобразование в школе: издаем школьную газету. М., 2009.
8. Лукина М.М. Технология интервью. М., 2008.
9. Саламон Л. Всеобщая история прессы // История печати. Антология. М., 2001.
10. Сергеев Е.Ю. Учебная газета: теория и методы создания. СПб, 2010.
11. Ситников В.П. Издательское дело: Основы. История. Взаимосвязь техники и технологии. М., 2002.
12. Туманов Д.В. Твори золотым пером. Мастер-класс для начинающих журналистов // Мультипортал Юнпресс. URL: http://www.ynpress.ru/
13. Ученова В.В. Беседы о журналистике. М., 1985.
14. Фихтелиус Э. Десять заповедей журналистики / Пер. со швед. В.Менжун. Стокгольм, 1999.
15. Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика. М., 1999.


Интернет-ресурсы:


http://cad.kpi.ua/courses/PhotoShop/pagemak.html

Как стать журналистом? // http://www.journ-lessons.com/index.html
«Медиаобразование» // http://www.mediagram.ru/mediaed/journal/
Мультипортал «Юнпресс» // http://www.ynpress.com
Портал журналиста // http://www.journ-port.ru
«Школьная пресса» // http://www.portal.lgo.ru