СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательная программа по внеурочной деятельности «Я- патриот» ( духовно-нравственное направление) , 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа направлена на привитие маленьким учащимся основных постулатов патриотизма: любви к маленькой и большой Родине, уважении к истории страны, к истокам своего края.

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа по внеурочной деятельности «Я- патриот» ( духовно-нравственное направление) , 1 класс»



Образовательная программа по внеурочной деятельности


«Я- патриот»

( духовно-нравственное направление)

( 1 класс)


Человек является прежде всего сыном своей страны,

гражданином своего отечества,

горячо принимающим к сердцу его интересы.

Белинский В. Г.

Пояснительная записка


Нормативно-правовой и документальной основой данной программы являются:

  1. Закон «Об образовании».

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 го № 373).

  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

  4. Примерные программы внеурочной деятельности [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов] под ред. В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарт второго поколения).

5. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка»

6. Конвенция о правах ребёнка



Становлению демократического государства в России, её развитие на основе традиций отечественной духовности, нравственности, государственности способствует правильно организованное гражданско-правовое образование, которое включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве. От его успешности во многом зависит построение правового государства и гражданского общества в России. Главной целью стандартов «нового поколения» является воспитание патриота, носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины.

Воспитание детей и учащейся молодёжи в настоящее время осуществляется в новых социально – экономических и общественно – политических условиях. Сегодня меняется социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, молодёжных объединений и организаций. Наблюдается снижение воспитательного потенциала семьи и хронически недостаточное финансирование деятельности образовательных учреждений. Множатся количественные и качественные показатели неблагополучия в детской среде, ухудшается физическое, психическое и нравственное здоровье детей. Продолжается алкоголизация и наркотизация. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к воспитанию. Вряд ли кто не согласится с тем, что в настоящее время в нашей стране сохраняется кризисная ситуация в духовно-нравственной сфере.

Разрушая традиционные для России духовно-нравственные ценности и идеалы, предпринимая попытки заменить старые ценности новыми, мы лишь усиливаем негативные явления в социальной сфере. Нужно признать также и то, что современная система воспитания в наших школах дает очень серьезные сбои. Сложилось глубокое убеждение, что стабильное и устойчивое развитие России и Тульской области возможно только при возрождении культурной традиции, базовых нравственных ценностей, на которых строилось наше государство, создавалась великая русская культура.

Исследования показывают, что от 40 до 60% учащихся не задействованы школами в работе кружков, секций, факультативов, научных обществ и клубов выходного дня. Около 20% не имеют постоянного поручения в классе, что приводит к высоким показателям так называемого «вакуума незанятости». Этот вакуум, учитывая возможности и накопленный методический материал, богатство исторического прошлого нашей области как субъекта Российской Федерации, а также силу русских традиций, можно наполнить содержанием патриотической направленности совместно с Советом воспитательной работы в школе, районным комитетом образования, школьной организацией «Россич».

На сегодняшний день семья, в силу сложившихся обстоятельств, утратила те старинные уклады и обычаи, которые раньше традиционно передавались, с детства готовя патриота, защитника, воина, семьянина. Задача воспитательной программы «Я - патриот» - стать культурным, идеологическим, политическим, образовательным и воспитательным центром. А также собрать, сохранить и передать накопленный и во многом утерянный опыт обучения школьников. Знакомство учащихся с русской литературой прививает любовь к родному краю, исторической памяти, воспитывая нравственные качества: уважение к старшим, доброту, отзывчивость, патриотизм, милосердие.

Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе “Об образовании” Российской Федерации. Необходимо использовать все возможные средства для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России.

Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой Родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации. В качестве конкретизации такого подхода к изучению края в начальной школе предлагается программа «Я-патриот». В рамках программы мы рассматриваем понятие патриот как человек, преданный своей семье, классу, школе, городу, краю и любящий их. Программа “Я-патриот”- для начальной школы - рассчитана на 1 год. Главное в программе – системный подход к формированию патриотической позиции школьников. Программа включает 5 разделов, связанных между собой логикой формирования патриота Родины.


Цель программы:

– воспитание патриота, носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины, признаёт её законы, любит свою страну, гордится ею, вместе с ней переживает горе и радости, старается сделать её сильной и богатой, что званием гражданина России следует гордиться.

- формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, чувства патриотизма, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения; умения ориентироваться в современных социоусловиях.

- развитие любознательности, познавательных интересов, творческих способностей;

- создание воспитательной модели позитивной межличностной коммуникации и творческого самоопределения и самореализации ребенка;

- воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России”;

- создание условий для развития нравственно и физически здоровой личности.


Задачи программы:

- прививать любовь и чувство сопричастности к малой Родине (родной республике, городу, деревне, семье, школе);

- воспитывать любовь к родному языку, культуре и истории своего народа;

- приобщать детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм;

- воспитывать любовь к природе родного края и чувство сопричастности к ней;

- воспитывать уважительное отношение ко всем народам Российской Федерации, к их истории, традициям, языкам, культурам, национальной чести и достоинству;

- воспитывать глубокое уважение к общечеловеческим ценностям (добро, красота, мир, любовь, дружба, взаимопомощь и др.);

- формировать у детей потребности совершать добрые дела и поступки;

- развивать чувство сопричастности к окружающему;

- развивать такие качества, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

- создавать условия для сохранения и укрепления здоровья детей; вести пропаганду здорового образа жизни; укреплять психическое и физическое здоровье обучающихся через организацию спортивно-оздоровительных мероприятий и тренингов;

- воспитывать гармоничную, всесторонне развитую личность;

- развивать у детей интерес к истории и культуре Тульской области; самоуважение и взаимоуважение;

- привлечение детей и их родителей к разнообразной творческой деятельности


Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы данного кружка, являются: “Индивидуальность”, “Патриотизм”, “Доброта”, “Творчество”, “Взаимовыручка”, “Семья”, “Здоровье”.


Концепция воспитательной программы

Личность ребенка — слишком многогранное и сложное понятие, чтобы ее ценность определять степенью усвоения учебной программы. С другой стороны, ребенок может нормально развиваться только тогда, когда даже не самые выдающиеся его способности замечены и по достоинству оценены окружающими. Из этих оценок постепенно складывается нормальная самооценка личности, превращающаяся со временем в чувство собственного достоинства, в способность уважать себя как личность и видеть в другом человеке личность со своим неповторимым мироощущением. В центре программы - соединение духовно-нравственного воспитания с изучением истории и культуры родного края, укрепление и повышение нравственности отдельного человека и всего классного коллектива в целом.




Программа строится на основе следующих педагогических принципов:

  • Добровольность. (Дети принимают участие во всех мероприятиях на добровольной основе).

  • Принцип полезности и деятельностный подход. (Во время участия в воспитательных мероприятиях учащиеся накапливают опыт коллективной, групповой и индивидуальной деятельности).

  • Сотворчество детей и взрослых. (Темы, поэтапный план каждого мероприятия в кружке прорабатывается совместно).

  • Доброжелательность, бесконфликтность, оказание взаимопомощи. (С целью создания доброжелательной среды учащиеся проводят подготовку к мероприятиям в группах).

  • Принцип разнообразия и многообразия видов деятельности.

  • Принцип коллективного поиска.

Содержательные линии программы

  • Образовательная – содержит идеи теории, законы и закономерности, характеризующие культурные, исторические, географические особенности родного края.

  • Ценностная – предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности культуры края, на её изучение, сохранение.

  • Деятельная – способствует становлению культуросообразного поведения с учетом особенностей школы,семьи, в единстве разнообразных видов деятельности.

  • Творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.


Формы реализации программы

Программа “Я патриот” представляет собой удачный синтез принципов коллективной творческой деятельности и является эффективным средством гармоничного развития личности и ученического коллектива. В воспитательной работе будут использованы традиционные и нетрадиционные формы работы:

  • Беседы

  • Ролевые игры.

  • Деловые игры.

  • Презентации.

  • Викторины.

  • Работа в школьной ДОО «Россич».

  • Экскурсии, походы, путешествия.

  • Учебная деятельность через предметы.

  • Проведение военно-патриотических, спортивных праздников.

  • Выставка творческих работ.

  • Система мероприятий школьной библиотеки.

Срок реализации программы -1 год. Занятия в первом классе проводятся 1 раз в неделю по 15 минут во внеурочное время. Общее количество занятий -33.

Критерии оценки

Критериями оценки результатов воспитательной программы “Я- патриот” являются следующие:

  • Уровень сформированности членов коллектива.

  • Уровень духовно-нравственного развития учащихся.

  • Уровень вовлечённости обучающихся в коллективно-творческую деятельность.

  • Уровень состояния психического и физического здоровья учащихся.

  • Уровень удовлетворённости обучающихся и их родителей воспитательной моделью кружка.

На занятиях кружка учащиеся знакомятся с работами русских поэтов и писателей, размышляют о судьбе России, о своем к ней отношении. Приглашённые гости-ветераны ВОВ и афганцы, ликвидаторы-чернобыльцы ведут с учащимися заинтересованный разговор о нравственной чистоте и доброте, о патриотизме и гражданственности. 

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ В КЛАССЕ ПО ПРОГРАММЕ «Я - ПАТРИОТ»

1. Духовно-нравственное и физическое оздоровление учащихся через:

- работу классного руководителя, заместителя директора по воспитательной работе.

- посещение кружков и других дополнительных занятий;

2. Защита и развитие сложившихся отечественных и региональных культур и воспитательных традиций через:

- музееведческую и собирательскую работу;

- активное участие в жизни школы, города, района;

- героико-патриотическую работу

3. Охрана и защита нравственной среды от проникновения навязываемых обществу чуждых ценностей через:

- формирование достойного гражданина, которому свойственны: патриотизм, уважение к истории Отечества, родному языку, ощущение себя хозяином страны, своей «малой Родины»;

- моральную стойкость, традиционные нравственные ценности, развитое гражданское самосознание, законность, способность отстаивать свое и чужое право;

- верность Родине, единство слова и дела, необходимый уровень физического развития;

- высокую нравственную и информационную культуру.


Ожидаемые конечные результаты реализации  программы кружка « Я – патриот»: 

Учащиеся узнают:

  1. понятия « государство», « малая и большая Родина», «народ», «Россия», «герб», «флаг», «гимн», «мужество», «подвиг», «народное единство».

  2. место России в мировом сообществе;

  3. истории героических подвигов;

  4. о ценности физического здоровья и о необходимости здорового образа жизни.

Учащиеся научатся:

  1. разгадывать кроссворды, ребусы, выполнять тестовые задания;

  2. анализировать полученную информацию;

  3. взаимодействовать в группе и оказывать взаимопомощь друг другу;

  4. оценивать результат практической деятельности в группе;

  5. вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии;

  6. высказывать свою точку зрения, аргументируя ее;

  7. принимать активное участие в мероприятиях.

Приобретут следующие способности:

  1. способность выполнять практические задания;

  2. способность владеть монологической, диалогической и публичной речью;

  3. способность взаимодействовать со сверстниками;

  4. способность проявлять творческую активность;

  5. способность позитивно относиться к общечеловеческим и жизненным ценностям: любовь к родине; уважение к истории Отечества; к собственному здоровью; обретение гордости за свою страну; бережное отношение ко всему живому.

  6. способность быть честным, самостоятельным, ответственным, уметь отстаивать свои взгляды и убеждения.


Содержание программы кружка « Я – патриот»


Раздел 1 . « МОЯ БОЛЬШАЯ и МАЛАЯ РОДИНА. СИВОЛИКА РФ»

Цель работы руководителя кружка в этом направлении – оказание помощи ученикам в накоплении знаний о месте и стране проживания, об истории создания государственных символов РФ.

Задачи:

- определение круга реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития;

- создание условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии; развитие его познавательных способностей;

- формирование основ национальной культуры.


Раздел 2. « РАТНЫЕ ПОДВИГИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

Цель работы руководителя кружка: ознакомить с реальными героями и событиями разных исторических эпох, воспитывать интерес к славным страницам нашей Родины, формировать познавательную активность по изучению исторического наследия.

Задачи:

- развитие творческих способностей учащихся;

-предоставление возможностей реализоваться в соответствии со своими возможностями, интересами;

- формирование самосознания, становление активной жизненной позиции;

- стремление к изучению наиболее ярких страниц исторического прошлого.


Раздел 3. «ЭТИХ ДНЕЙ НЕ СМОЛКНЕТ СЛАВА»

Цель работы руководителя кружка: ознакомить учащихся с основными событиями ВОВ, с военными событиями в Тульской области и городе Узловая, воспитывать уважение и благодарность к участникам войны; познакомить с работой краеведческого музея; расширять кругозор в музыкальной и литературной сфере.

Задачи:

- формирование гуманистического отношения к окружающему миру;

- приобщение к человеческим ценностям, освоение, усвоение, присвоение этих ценностей;

-от воспитания любви к родной школе, семье, России – к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины


Раздел 4. «СПОРТ и ЗДОРОВЬЕ»

Цель работы руководителя кружка – использование педагогических технологий, методических приемов для демонстрации учащимся значимости их физического и психологического здоровья для будущего самоутверждения; пропаганда здорового образа жизни.

Задачи:

- формирование стремления к здоровому образу жизни;

- осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей;

- знакомство с опытом традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации;

- формирование у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья.



Раздел 5. « ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ»

Цель работы руководителя кружка – научить детей понимать природу и правильно взаимодействовать с ней.

Задачи:

-формирование основы экологической межнациональной культуры.

-воспитание гармоничного существования человека с природой.

-воспитание ответственности за будущее планеты.



Список литературы

1. Аронов, А.А. Воспитывать патриотов: кн. для учителя [Текст].-М.: Просвещение, 1989. – 175 с.

2. Вырщиков, А.Н. Патриотизм на службе России [Текст]/ А.Н. Вырщиков, М. Кусмарцев // Воспитание школьников, 2006. - №3. – с. 7-12.

3. Григорьев, Д.В. Патриотическое воспитание в современной школе [Текст]/ Д.В. Григорьев, С.Д. Поляков// ЗДВ, 2005. - №4.

4. Кузнецова, Л. Гражданское становление подрастающего поколения 21 века [Текст]/ Л.Кузнецова, О.Прохорова // Воспитание школьников, 2006. - №5. – с. 7-13.

5. Стребкова. В.Н. Целевая программа «Патриот» [Текст]// ЗДВ, 2005. - №4.

6.Учебник-хрестоматия « Я - гражданин России», Обнинск, « Духовное возрождение», 2002 г.

7.»Экологическое воспитание в начальной школе», Волгоград, « Учитель», 2007 г.

8. « Классные часы. 1-4 кл.», Москва, « Экзамен»,2009 г.

9. Е. И. Пудовина. Государственные праздники Российской Федерации. М. АЙРИС-ПРЕСС, 2005 год;

10. И. И. Варакина, С. В. Парецкова. Календарь знаменательных дат: классные часы на патриотические темы. Москва, Учитель 2007 год.

11. Н. В. Чудакова, А. В. Громов. Детская энциклопедия «Я познаю мир». Москва: АСТ, 2001 год.



Календарно- тематическое планирование программы « Я -патриот» ( 1 класс)

0.25 часа- 15 мин в неделю ( 33 занятия)

Тема ( содержание) занятия

Кол-во часов

Дата проведения


« МОЯ БОЛЬШАЯ и МАЛАЯ РОДИНА. СИВОЛИКА РФ»



1

Моя малая и большая Родина . Достопримечательности п.Брусянский. Выставка рисунков « Я люблю свой посёлок»

1


2

Родной край – частица России .Символика и традиции п. Брусянский.

1


3

Защита проектов « Моя малая Родина». Фотогалерея достопримечательностей поселка Брусянский. Чтение стихотворений, посвящённых любимому посёлку.

1


4

Символика РФ и г. Узловая. Разучивание и исполнение гимна.

1


5

Литературная гостиная « Край ты мой любимый, край ты мой родной!». Чтение стихотворений узловских поэтов.

1


6

Посещение школьного музея « Родничок». Знакомство с выдающимися людьми п. Брусянский, с культурой и бытом родного края.

1


7

Родной дом и семья. Традиции семьи. Примечай будни, а праздники сами придут.

1


8

Я – ученик . Права и обязанности ученика.

1



« РАТНЫЕ ПОДВИГИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»



9

Истоки земли русской. Как жили наши предки славяне.

1


10

Богатырская наша сила. « В гости к былинным героям». Смелость, отвага, мужество русских богатырей.

1


11

Русские героические сказки.

1


12

«Русский солдат - сам черт ему не брат». Конкурсная программа для мальчиков.

1


13

Русские полководцы. Дмитрий Донской и Александр Невский.

1


14

Русские полководцы. А.В. Суворов. Чтение рассказов о Суворове С. Алексеева.

1


15

Военные забавы юного Петра.

1


16

Спортивно-игровая программа для учащихся и их родителей

« Богатырская наша сила»

1



«СПОРТ и ЗДОРОВЬЕ»



17

Человек в мире людей. Я хочу быть здоровым.

1


18

Резиновые двигатели (мышцы). Роль мышщ в жизни человека. Что полезно и что вредно моим легким.

1


19

Как мы слышим, видим, чувствуем. Уход за ушами, глазами, кожей.

1


20

Полезная и вкусная пища. Загадки о еде.

1


21

«Маскарад вредных привычек». Курение – это болезнь.

Вред от алкоголя.

1



«ЭТИХ ДНЕЙ НЕ СМОЛКНЕТ СЛАВА»



22

Путешествие по городам – героям.

1


23

Район в годы Великой Отечественной войны. Экскурсия в районный краеведческий музей.

1


24

Проект «Военная летопись нашей семьи».

1


25

Дети войны. Пионеры-герои.

1


26

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая Дню Победы. Встреча с ветеранами.

1


27

Экскурсия к памятнику солдата – освободителя. Участие в параде Победы.

1


28

Конкурс чтецов, посвященный «Дню Победы».

1



« ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ»



29

«Я, ты, он, она- вместе дружная семья». Народы, населяющие нашу Родину.

1


30

Традиции и обычаи русского народа. Русские народные игры.

1


31

Моя семья - моя крепость. Обычаи и законы моей семьи.

1


32

Конкурс рисунков «Мы за Мир!»

1


33

Что мы узнали и чему научились за год.

1