Проектирование образовательного модуля для учащихся ДХШ по теме «Цвет в пейзаже».
Главная задача преподавателя изобразительного искусстве, создать на уроке благоприятную среду для развития у учащихся творческого потенциала. В процессе обучения учащийся приобретает определенные знания умения и навыки, которые он в дальнейшем успешно сможет применить в жизни.
Учебный модуль предназначен для учащихся детских художественных школ младшего подросткового возраста. Именно в подростковом возрасте, 10-12 лет, начинается сенситивный период активного развития творческого мышления, дети в лучшей степени усваивают учебный материал, способны контролировать и анализировать свою деятельность, что вызывает необходимость преподносить знания в более структурированном виде, продолжать развивать и систематизировано обучать основам живописи и формировать цветовую грамотность.
Основным видом деятельности для учащего младшего подросткового возраста, является учение, но содержание и характер учебной деятельности в этом возрасте существенно изменяется. Подросток приступает к систематическому овладению основами наук. Обучение становится многопредметным. К подростку предъявляются более высокие требования. Это приводит к изменению отношения к учению. Учащиеся порой склонны не утруждать себя лишними заданиями, выполняют уроки в пределах заданного или даже меньше. Из-за этого нередко происходит снижение успеваемости. То, что побуждало младшего школьника активно учиться, не играет теперь такой роли, а новые побуждения к учению, установки на будущее еще не появились.
Так же возникает ощущение собственной взрослости и представление о себе уже не как о ребенке, а возникает стремление быть и считаться взрослым. Отсюда возникает новая жизненная позиция по отношению к себе, к окружающим людям, к миру. Ребенок становится социально активным, восприимчивым к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют среди взрослых. Они с готовностью выполняют самостоятельные задания и практические работы на уроках, изготавливают наглядные пособия, проявляют активность в выполнении предложенных заданий. В тоже время учащиеся с низкой успеваемостью и дисциплиной так же могут проявить себя в подобных ситуациях. Поэтому важным средством при работе с младшими подростками, является побуждение познавательной потребности, которая активизирует работу на уроке.
Восприятие цвета у подростков 11-13 лет достаточно развито, учащиеся в состоянии различать многообразие цветовых оттенков и их сочетание, понимает, что цвет может быть изменен в зависимости от перемены внешней среды, освещенности или в сочетание с другими предметами в пространстве. Последующее развитие связано в основном от индивидуальности цветовосприятия и выработке собственного колористического решения.
Однако возникают трудности при передаче цвета натуры в работе. В основном такая проблема возникает при недостаточном навыке в работе с красками, не умению воспроизвести нужный цвет.
Так же это может происходить и потому, что учебный материал дается преподавателем не систематизировано и учащиеся его не воспринимают должным образом.
Основная цель учебного модуля является формирование цветовой грамотности у учащихся младшего подросткового возраста ДХШ.
Задачи:
-научить сравнивать разные оттенки одного цвета;
-научить смешивать цвета на палитре;
-научить находить общий колорит;
-научить подбирать гармоничные сочетания цветов.
-научить основам световоздушной перспективы
Ожидаемые образовательные результаты:
Предметные:
-умение смешивать цвета на палитре
-умение находить общий колорит
-умение воспринимать и различать оттенки одного цвета
-умение подбирать гармоничные сочетания цветов.
-умение изображать световоздушную перспективу
Метапредметные:
-умение ставить учебную задачу
Личностные:
-умение контролировать собственную деятельность
-умение оценивать собственный результат деятельности
Принципы: Главным принципом образовательного модуля является принцип наблюдения, работа по представлению.
Педагогические подходы:
Личностно- ориентированный, системно-деятельный.
Методические рекомендации: Беседа, упражнение, самостоятельная творческая деятельность, демонстрация наглядного пособия, напоминание, художественное слово.
Виды художественной деятельности: работа с репродукциями художников, работа с художественными материалами, работа на пленэре.
Обоснование зрительного ряда: Зрительный ряд подобран в соответствии с темами, указанными в учебном модуле. Зрительный ряд помогаем учащимся лучше понять и увидеть цветовые соотношения, упрощает анализ художественных произведений, а также формирует интерес к изобразительному искусству, к творчеству отдельных отечественных художников, воспитывает эстетическое отношение к окружающему миру.
Обоснование содержания: Данная тематика подобрана не случайно, так как основной целью деятельности в ходе учебного модуля является формирование цветовой грамотности у младшего школьника, учащегося ДХШ. Метод наблюдения и рисования по представлению, развивает мышление и наблюдательность. Рисование с натуры помогает ученикам лучше понять цветовое взаимоотношения предметов в природе. Анализ произведений художников, расширяет зрительный ряд, накапливает знания по предмету.
Принцип построения плана обучения: план рассчитан на первую учебную четверть в ДХШ. Все учебные занятия строятся по принципу от простого к сложному. Учащиеся постепенно осваивают навыки работы с цветом на примере пейзажной живописи. Принцип рисования по памяти и по представлению развивает зрительную память и наблюдательность, накапливает зрительные образы.
Формы контроля:
Результаты проверяются на основе мини-выставок, проводимых в конце каждого урока с помощью совместного обсуждения и анализа художественной деятельности.
К критериям оценки относятся:
-умение изображать световоздушную перспективу
-умение находить цветовые различия по тональности
-умение находить различные цветовые соотношения
-умение находить общий колорит.
Оборудование: доска, магниты, проектор.
Временные рамки:14 часов
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МОДУЛЯ «ЦВЕТ В ПЕЙЗАЖЕ»
№ | Тема урока | Художественно-техническая задача | Кол-во часов | Техника/материалы | Задачи учащихся |
1 | Многообразие цветов в пейзаже | Выявить способность к цвето-восприятию. Понятие оттенок цвета. Умение смешивать и получать нужные цвета на палитре | 2 | Акварель, гуашь | Подобрать оттенки цветов на палитре, рассматривая репродукции художников. Нарисовать пейзаж, используя подобранные ранее цветовые сочетания. Домашняя работа. серия занятий на наблюдения. |
2 | Путешествие художников. Пленэр | Обучение цветовому восприятию, общему колориту. Обучение рисованию с натуры | 2 | Акварель, гуашь. | Рисование пейзажных композиций. |
4 | Теплое и холодное, основа живописи. | Понятие о контрастах в живописи. | 2 | Акварель, гуашь | Проведение анализа работ художников. Разбор теплых и холодных цветов. Рисование пейзажа - настроения по представлению, главной задачей которого является передача тепло-холодности. |
5 | Как изобразить воздух? | Углубление навыков изображения световоздушной перспективы. Понятие о насыщенности, интенсивности цвета. | 2 | Акварель, гуашь | Рисование пейзажа с использованием световоздушной перспективы. |
6 | Не цветная живопись. | Обучение технике гризайль | 2 | гуашь | Упражнение на хроматические цвета. Рисование пейзажа в технике гризайль на основе ранее сделанных работ. |
7 | Пейзаж-Настроение. | Обучение колористическим возможностям живописи. | 2 | Акварель, гуашь | Дети вспоминают понятия контраста, тепло-холодности, световоздушной перспективы, изученное ранее. |
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МОДУЛЯ «ЦВЕТ В
ПЕЙЗАЖЕ»
Урок 1. Многообразие цветов в пейзаже.
Художественно-техническая задача:
– Выявить способность к цветовосприятию.
– Умение смешивать и получать нужные цвета на палитре
Основные понятия: цвет, тепло-холодность.
Краткое содержание:
Дается общее определение роли цвета в живописи. Проверяются общие способности учеников чувствовать цвет с помощью небольшого упражнения по подборе цветовых сочетаний с репродукции картин и рисовании небольшой копии этой картины. В конце занятия дается домашнее задание на наблюдение.
Зрительный ряд:
Для осеннего пейзажа: И.И. Левитан «Золотая осень», «В лесу осенью»1894, И.И Шишкин «Осень»1894, В. Поленов «Золотая осень» 1893 «Осень в Абрамцево» 1890, репродукции
Для летнего пейзажа: И.И Левитан «Деревенька» 1880, К.И Коровин «Ручей» 1890, «Лето» 1900.
Урок 2. Путешествие художников. Пленэр.
Художественно-техническая задача:
– Обучение цветовому восприятию, умению находить общий колорит.
– Обучение рисованию с натуры
Основные понятия: Колорит
Краткое содержание:
Рисование на улице с натуры небольших этюдов. Главная задача состоит в умении уловить общий колорит, найти цветовую гармонию в окружающей среде.
Зрительный ряд:
И.И. Шишкин. Дерево. Дуб(этюд). Лесная поляна. Сосна (этюд). Упавшее дерево. И.И. Левит. Волга с высокого берега. К. Я. Крыжицкий. Пейзаж со скирдой сена.1900В.Д. Поленов. Река.1899.
Урок 4. Теплое и холодное, основа живописи.
Художественно-техническая задача:
– Понятие о контрастах в живописи.
– Углубить понятие о тепло-холодности
Основные понятия: контраст
Краткое содержание:
Рассмотрение и анализ работ художников. Определение цветовых контрастов. Рисование пейзажа по представлению.
Зрительный ряд:
К.Я. Крыжицкий. Вечер на Украине. 1901. Закат. И.И. Левитан. Овраг.1898
На световоздушную перспективу: Пейзаж со скирдой сена.1900 В.Д. Поленов. Река.1899
Урок 5. Как изобразить воздух?
Художественно-техническая задача:
–Углубление навыков изображения световоздушной перспективы.
– Понятие о насыщенности, интенсивности цвета.
Основные понятия: Световоздушная перспектива,
Краткое содержание:
Анализ работ художников, рисование по представлению, совершенствование навыков рисования.
Зрительный ряд:
К. Я. Крыжицкий. Пейзаж со скирдой сена.1900. В.Д. Поленов. Река.1899. К.Д. Фридрих. Горный пейзаж. 1810. И.И. Левитан. Вечер на Волге. 1888.
Урок 6. Не цветная живопись.
Художественно-техническая задача:
– Обучение технике гризайль
Основные понятие: тоновой контраст.
Краткое содержание:
Рисование по представлению пейзаж в технике гризайль.
Зрительный ряд:
И.И. Шишкин. У Ручья. 1883А.К.Саврасов. Вид в селе Кунцеве под Москвой. 1855. Грачи прилетели.
Урок 7. Пейзаж – Настроение.
Основные понятия:
Художественно-техническая задача:
– Обучение колористическим возможностям живописи.
Краткое содержание:
Дети вспоминают понятия цветового контраста, тепло-холодности, световоздушной перспективы, изученное ранее. Выполнение контрольного задания на заданную тематику, сочинения пейзажа по представлению.
Зрительный ряд: И.И. Левитан. Над вечным покоем. 1894. Ф.А. Васильев. Мокрый луг. 1872. А.М. Васнецов. Северный край. 1899. М.В. Нестеров. Осенний пейзаж.1906. И.И. Левитан. Тихая обитель. 1890, Семерки.Стога.1899, Вечер. После дождя.1879