Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим из цикла «Удивительное рядом» для детей старшей группы Тема: Путешествие в страну Зеркалье
Задачи: Познакомить детей с историей возникновения зеркала методом поисковой деятельности; закрепить знания о необходимости этого предмета. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать и сравнивать; делать выводы. Активизировать речь детей; развивать внимание, память, мышление, воображение; логического мышления. Вызывать положительный эмоциональный настрой от познавательной деятельности.
Методы и приёмы: загадка, беседа, рассказ воспитателя, экспериментальная и игровая деятельность детей.
Оборудование: волшебный сундучок, 6 подсказок – указателей, дуга с лентами и колокольчиками, рулоны фольги, завязанные цветными ленточками, зеркала различной формы, домики-коробочки для зеркал, различные ёмкости с водой, листы цветного картона, стекло, речные камни, ракушки, песок, металлическая тарелка и салфетка, металлические предметы (ложка, черпак, компьютерные диски и др.), костюм мастера (фартук, нарукавники, берет), рамка со стеклом, фольга, емкость с водой, конверт с кусочками фольги.
Ход занятия:
Вводная часть
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, настало время для наших познавательных игр. Нам сегодня предстоит открыть секрет нового предмета. Но сначала давайте мы поздороваемся со всем, что нас окружает:
Здравствуй, небо! руки вверх
Здравствуй, земля! приседают
Здравствуйте, мои друзья! дети улыбаются и берутся за руки
Мотивация
Воспитатель: Здравствуй, волшебный сундучок! Интересно, что удивительного ты нам приготовил сегодня? Узнаем, если откроем сундучок. Для того чтобы его открыть – нужно отгадать загадку. Слушайте:
На серебряное блюдце
Мало кто в обиде.
Кто на блюдечко посмотрит –
В нём себя увидит.
(Зеркало)
– Проверяем замок – чик-чик – открывается! Ответ правильный – это ЗЕРКАЛО! (раскрывает сундучок, внутри лежат зеркала. Удивление!) Посмотрите, какие красивые зеркала! (показать детям). Скорее занимайте места за столом, начнем раскрывать секрет зеркала.
II. Основная часть
Исследование зеркала
Воспитатель: Достаньте из сундучка по одному зеркалу (дети их рассматривают. Сундук оставить открытым). Что вы видите? Я вижу себя? А вы меня видите? А что вы видите? (ответы детей). В нем вы видите свое отражение.
– Держите аккуратно, не уроните. Погладьте зеркало. Какое оно на ощупь?
Дети: Гладкое, холодное, скользкое и т. д.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на своё зеркало и зеркало своего друга и скажите, все ли зеркала одинаковы?
Дети: Нет!
Воспитатель: Почему? (практические действия детей).Правильно, вы нашли отличия.
Зеркала различаются:
– по форме: круглые, квадратные, овальные, прямоугольные;
– по величине: большие, маленькие;
– по цвету: в красной и синей рамке.
Воспитатель: Что произойдёт, если я уроню зеркало?
Дети: Оно разобьётся.
Воспитатель: Значит, зеркало хрупкое. Будет очень обидно и жалко, если оно разобьётся. А самое главное, что осколки разбившегося зеркала могут вас поранить или попасть в глаза. Поэтому мы должны обращаться с зеркалом очень осторожно!
- Давайте найдем каждому зеркалу свой домик.
Игра «Найди каждому зеркалу свой дом»
Воспитатель: Перед вами две коробки – это домики для зеркал. Как выдумаете, в каком домике будут жить круглые зеркала? А в каком – овальные? (Дети должны соотнести форму зеркала с геометрической фигурой на домике и аккуратно сложить их). Зеркала – в надежных домиках, теперь они не разобьются.
– Какие вы умные! Все справились с заданием!
– А сейчас подумайте, для чего зеркало необходимо человеку?
- Сможет ли человек без него прожить? (Варианты ответов детей).
- Что такое зеркало?
– Правильно, зеркало - это гладкая поверхность, которая отражает предметы.
Воспитатель: (замечает вазу) Я вижу свое отражение в этой блестящей вазе. Это зеркало? (удивление, сомнение! ответ детей). Нет, это не зеркало.
- Значит у обычного зеркала, которое мы видим каждый день, есть свой секрет!? Откуда появилось зеркало? Может оно растет на дереве? А может зарыто в земле? Что нам делать? (обращается к сундучку) Помоги нам, волшебный сундучок раскрыть секреты зеркала. (воспитатель находит подсказку № 1).
- А вот и подсказка №1 – «Вперед, в страну «Зеркалье».
Пальчиковая гимнастика
Начинаем колдовать, (круговые движения ладонями)
Дверь в Зеркалье открывать.
Хоть замочек очень крепкий, (зацепить указательные пальцы)
Металлический и цепкий, (сложить пальцы в «замок»)
Мы его сперва покрутим, (круговые движения «замочком»)
А потом два раза дунем. (2 раза дунуть в него)
Покачаем – 1,2,3. (покачать 3 раза)
Дверь, замочек отомкни. (раскрыть ладони)
Воспитатель: Двери открываются – путешествие начинается. Проходите сквозь волшебную арку (воспитатель поднимает дугу, дети проходят под ней).
Совместное открытие нового
Воспитатель: Вот мы с вами и попали в страну Зеркалье! Что это? (замечает бантик, подсказка № 2).
Подсказка № 2 - «Развяжи меня»
Воспитатель: Попробуйте каждый развязать по одной ленте. Что произойдет? (дети развязывают ленточки – раскручиваются импровизированные зеркала из фольги). Посмотрите, какая красота! Вот это настоящая страна Зеркалье. Посмотрите на фольгу, каким вы видите свое отражение? (Дети заглядывают в фольгу разного цвета, отмечают качество своего отражения). Значит фольга – это не зеркало.
- Давайте сцепимся в крепкие цепи и вместе откроем секрет зеркала.
Цепи, цепи, золотые, Дети сцепляются указательными пальцами
Цепи кованные.
Никогда мы не порвемся Двигаются друг за другом «цепочкой»
И до цели доберемся!
«Цепочкой» за воспитателем дети перемещаются к первому столу.
Подсказка № 3 «Загляни в меня»
Воспитатель: А вот и подсказка № 3 «Загляни в меня».
Опыт №1 «Отражение в воде»
На столе посуда с водой, песком, речными камешками и ракушками, цветная бумага. Вода налита в прозрачную посуду и поставлена на белую бумагу. Стол накрыт скатертью.
- Давным-давно человек сначала смотрелся в воду озера или реки. И чем более гладкой была вода, тем лучше было отражение. Мы с вами сказали, что свое отражение можно видеть в воде рек и озер. Вот у нас тоже вода. Мы видим в ней свое лицо? Правильно, не видим. Почему? Потому что на дне реки песок, ил, поэтому дно темное. А у нас вода прозрачная.
- А как можно сделать так, чтобы мы здесь тоже смогли увидеть свое отражение?
Путем опытов приходим к выводу, что посуду с водой нужно ставить на темную бумагу, чтобы дно стало темным. Тогда отражение станет четким.
- А когда ветерок рябил воду, в ней были видны только солнечные блики. А сейчас налетел сильный ветер (дуем на воду) и мы себя больше не видим. Это так неудобно, потому что хорошая погода бывает не каждый день!
Вывод: Можем ли пользоваться водой, как зеркалом? Удобно ли это? Итак, вода – это зеркало? (нет).
Цепи, цепи, золотые, Дети сцепляются указательными пальцами
Цепи кованные.
Никогда мы не порвемся Двигаются друг за другом «цепочкой»
И до цели доберемся!
«Цепочкой» за воспитателем дети перемещаются ко второму столу.
Подсказка № 4 «А теперь загляни в меня»
Воспитатель: Однажды …человек нашел кусок металла.
Долго он полировал металл,
Сам себя там увидал.
И предмет тот -
Зеркалом назвал.
Опыт №2 «Отражение в металле»
Воспитатель: Перед вами много металлических предметов. Попробуйте найти в них сое отражение (дети находят свое отражение в предметах (металлический чайник, кастрюля, половник, ложки и др.).
Воспитатель: Увидели себя? Нравится ли вам ваше отражение? Это зеркало? (нет). Значит, то, что подарила нам природа (вода, металл) помогает увидеть отражение, но мы не называем это зеркалом. Секрет зеркала мы еще не узнали.
Цепи, цепи, золотые, Дети сцепляются указательными пальцами
Цепи кованные.
Никогда мы не порвемся Двигаются друг за другом «цепочкой»
И до цели доберемся!
«Цепочкой» за воспитателем дети перемещаются на ковер.
Подсказка № 5 «Поиграй со мной»
Воспитатель: А может мы сделаем зеркало во время веселой игры, которая так и называется «Зеркало».
Подвижная игра «Зеркало»
Будь зеркальным отраженьем,
Повторяй мои движения-
Раз, два, три-
И снова повтори!
Под музыку воспитатель показывает движения – дети отображают их.
- Здорово мы повеселились! Но секрет зеркала не раскрыли!
Цепи, цепи, золотые, Дети сцепляются указательными пальцами
Цепи кованные.
Никогда мы не порвемся Двигаются друг за другом «цепочкой»
И до цели доберемся!
«Цепочкой» за воспитателем дети перемещаются к четвертому столу.
Подсказка № 6 «Сделай меня»
Воспитатель: Приглашаю вас в Зеркальную мастерскую.
Опыт №3 «Изготовление зеркала»
- Прошло какое-то время, и человек начал изготавливать маленькие зеркала. Как вы думаете, зачем? (Чтобы носить их с собой). После долгих опытов оказалось, что блестящий металлический слой можно нанести на стекло. Само стекло – это еще не зеркало. Отражение дает тонкий слой серебра, а стекло предохраняет его от царапин и повреждений.
- Давайте представим, что я мастер, а вы мои ученики. (Воспитатель надевает фартук, нарукавники и берет). Сейчас мы попробуем сделать зеркало. Берем стекло, держим его на свет. Мы себя видим? Нет. Почему? Правильно, потому что стекло прозрачное. А что надо сделать, чтобы увидеть свое отражение? Наложить что-нибудь темное, чтобы исчезла прозрачность. Возьмем стекло и фольгу. Фольга – это тонкий слой металла. Удаляем полоски скотча. И поверх фольги аккуратно накладываем стекло. Вот получилось зеркало! Удивительное рядом! (Дети рассматривают зеркало). В чем секрет зеркала? (Ответы детей). Его сделал человек!
- Ребята, вы открыли секрет зеркала! Вы очень внимательные и любознательные. За это я подарю вам конверт, в котором фольга, что бы дома вы смогли сами сделать зеркало. (Воспитатель раздает детям кусочки фольги. Снимает элементы костюма).
III. Заключительная часть
Воспитатель: Мы открыли секрет зеркала. Пора нам возвращаться из Зеркалья в детский сад.
Игровое упражнение
Мы три раза хлопнем, 1, 2, 3,
Мы три раза топнем, 1, 2, 3,
Обернёмся раз, два, три,
В детский сад скорей иди!
Дети проходят под аркой.
- Вот мы оказались снова в детском саду.
Воспитатель: Давайте вспомним:
В какую страну мы попали? (Зеркалье)
Секрет какого предмета мы раскрывали?
В чем секрет зеркала?
Что вам понравилось в Зеркалье?
Как сделать зеркало в домашних условиях?
Воспитатель: Благодаря вашей находчивости, любознательности, мы раскрыли секрет, который нам приготовил волшебный сундучок. Поблагодарим его.
- Спасибо, тебе сундучок, за удивительную историю об обыкновенном, но очень нужном нам предмете – зеркале. Ждем от тебя новых тайн (закрываем сундучок).
6