СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательный проект

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта работа- результат наблюдений и практической работы над проблемой усвоения материала и роли памяти в этом процессе. Работала и работаю над мнемотехникой 

Просмотр содержимого документа
«Образовательный проект»

Образовательный Проект «Научись запоминать»

Китайская мудрость гласит:

Я слышу – я забываю!

Я вижу – я запоминаю!

Я делаю- я усваиваю!

В потоке современной  жизни на каждого человека обрушивается лавина информации, и нам приходится что-то запоминать, а что-то “отбрасывать”. Но информации становится все больше и больше, что служит причиной возникновения острых проблем (например, перегрузка учащихся). Если взрослый человек испытывает затруднения в запоминании большого объема информации, то младшему школьнику, у которого память находится на очередной стадии развития, запомнить объемную по содержанию информацию еще сложнее..

Первоначально у ребенка  преобладает образная память, значение которой уменьшается с возрастом.

Тем не менее, результат запоминания  обычно выше при опоре на наглядный  материал, так что широкое использование  наглядных средств обучения является закономерным и эффективным.

Я выбрала эту тему, потому что она актуальна. Эту  проблему можно рассматривать как  конкретную, так как возрастные особенности развития памяти актуальны для учебных заведений, также можно рассматривать и как частную, т.к. эта тема актуальна на уровне города и региона, стран.

  Объект исследования - процесс развития памяти гимназистов, метды и приёмы запоминания.

Мнемотехника, как известно, позволяет запоминать информацию, которая состоит из не связанных друг с другом или даже не имеющих осмысляемого значения элементов (и тем более любую другую информацию). Основана мнемотехника на ассоциациях. Проассоциировав фрагменты любой информации с членами и без того известного вам связного ряда и двигаясь затем вдоль этого ряда (или обращаясь к тем или иным его звеньям), вы автоматически будете припоминать и выхватывать ассоциативно связанные со звеньями ряда элементы информации, даже если сами по себе они никаких откликов у вас не вызвали. Алгоритм такого метода следующий.

На первом этапе, естественно, следует создать тот самый базовый ряд, со звеньями которого вы потом будете ассоциировать информацию. Ряд этот, может быть, каким угодно; важно только, чтобы и его элементы, и их последовательность были для вас естественны и очевидны и мгновенно представимы как по отдельности, так и вместе.

Методы запоминания материала:

1. Опорный конспект «Непростое простое предложение». Работа с тренажёром.

Тренажёр «Синтаксический разбор простого предложения»

Предложение








1.По цели высказывания, по интонации:





2.По наличию грамматических основ:



3. По наличию главных членов:



4.По наличию второстепенных членов:



5.Чем осложнено или не осложнено:



6. Схема простого предложения:





Опорный конспект «Непростое простое предложение»



1.По цели высказывания, по интонации:

    

1)повеств., 2)вопр., 3)побуд.) 1)воскл., 2)невоскл.

2. По наличию грамматических основ:

3. По наличию главных членов:

1) двусоставные: 2) односоставные:

     

полное; неполное опр.- личн.; неопр.-личн.; безличное ; неполное

4.По наличию второстепенных членов:

 

распростр. нераспростр.

5.Чем осложнено?

1) однородными членами;

2) обособленными определениями, выраженными:

  

существ. прилагательным причастием

сущ. с зав. словом. прилаг. с зав. словом прич.оборотом

3) Обособленным приложением:

 

одиночным распространённым

4)обособленным обстоятельством, выраженным:

    

деепричастием обст. оборотом распр.обстоятель- уточняющими сравн.об. дееприч.оборотом уступки ствами обст-вами

5) обособленным дополнением.

6) присоединительными членами предложения.

7) обращением, вводными конструкциями, прямой речью.

6.Составить схему простого предложения.



2. Исследование «Морфемика.Корень слова».

Морфемика

Нет корня : вынуть, только 1 слово в русском языке.

Карта наблюдения и анализа

1. Несвободные корни:

1) -й-д-ид-йд - : по-й-ти, при-й-ти, при-д-у. при-д-и-те, ид-у, по-йд-у,

со-йд-у…..

2) – у- : об-у-ть, раз-у-ть.

3) – я- : из-ъ-я-ть, об-ъ-я-ть.

4) –де- : о-де-ть, на-де-ть.

5) –нз- : во-нз-и-ть, про-нз-и-ть.

6) –ул- : ул-очк-к-а, пере-ул-ок.

но: улиц-а, улич-н-ый.

7) –пт- :пт-енец,, пт-енч-ик, пт-енц-ов-ый.

но: птиц-а, птич-к-а, птич-ник,птиц-е-вод.

8) –верг: низ-верг-а-ть-ся, с-верг-а-ть.

9) - ём- об-ъ-ём, с-ъ-ём-к-а.

2.В корне с а

1) –да- ( - дад – даж-) . Но: препода-ва-тель□

2) –созда-

3) –зна –

4) –зданий-э

5) – ста- стой- стан –став -ставл-

Приставка

Корень

Суффикс

- ть-

Суффикс

-ва-

Суффикс

-ний-

Окончание

с-, по-, пере-….

-да-

+

+

-

м , шь, ст

по-, пере- ….

- дай-

-

-

-

нулевое

по-, пере-….

- дад-

-

-

-

им, ите, ут

про-

-даж-

-

-

-

а

вос-, до-, пере-

-созда-

+

+

+

э

со-

- зна-

+

+

+

э

-

-зда-

-

-

+

э


3 «Маленькие корни» (моё название)


Приставки

Корень

Суффиксы

-ть

-ва-

-т-

Про-

-жи-

про-жи-ть

про-жи-ва-ть

про-жи-т-ый

За-

-ши-

за-ши-ть

за-ши-ва-ть

за-ши-т-ый

С-

-би-

с- би-ть

с-би-ва-ть

с-би-т-ый

За-

-бы-

за-бы-ть

за-бы-ва-ть

за-бы-т-ый

Раз-

-ви-

раз-ви-ть

раз-ви-ва-ть

раз-ви-т-ый

Раз-

-ве-

раз-ве-я-ть

раз-ве-ва-ть-ся

-

За-

-пи-

за-пи-ть

за-пи-ва-ть

за-пи-т-ый

За-

-пе-

за-пе-ть

за-пе-ва-ть

-

Раз-

-ли-

раз-ли-ть

раз-ли-ва-ть

раз-ли-т-ый

Раз-

-мы-

раз-мы-ть

раз-мы-ва-ть

раз-мы-т-ый

За-

-ры-

за-ры-ть

за-ры-ва-ть

за-ры-т-ый

За-

-кры-

за-кры-ть

за-кры-ва-ть

за-кры-т-ый

Со-

-гре-

со-гре-ть

со-гре-ва-ть

со-гре-т-ый

Со-

-зре-

со-зре-ть

со-зре-ва-ть

-






Исследование по теме «Морфемика»




Приставка

Корень

Суффикс -

- ть

Суффикс

- ва-

Суффикс

-ний-

Окончание

с-, по-, пере-

вы-

-ши-

-ть

-ва-

-ний-

1 спряжения

э

по-, пере- ….

- жи-

-ть

- ва-

- ний-

1 спряжения

э


-жив-

глаголы прилагательные

причастия

-

-

-

1 спряжения

+окончания прил. и прич.

по-, пере-….

- ви-

- ть

-ва-

-

1 спряжения

раз

-вит-

- ть

-ва-

ий

э

про-

-ве-

- ть

-ва-

-

1 спряжения

вы-, до-, пере-

-пи-

-ть

-ва-

-

1 спряжения

рас

-пит-

-

-

-ий-

э

за -

- пе-

-ть

-ва-

-ний-

э

по-, раз-….

-ли-

-ть

-ва-

-ний-

1 спряжения

э


-лит-ь



-й-

о

раз-, про-, вы-….

-мы-

-ть

-ва-

-ний-

1 спряжения

э


-мыт-ь

-

-

-й-

о

на-, раз-, с-, вы-….

-би-

-ть

-ва-

-ний-

1 спряжения

э


бит-ь

-

-

-й -

о

раз-, вы-, за-...

-ры-

-ть

-ва-

-ний-

1 спряжения

э


рыт-ь

-

-

-й -

о

от-, за-, по-

-кры-

- ть

-ва-

-

1 спряжения

от-, по-, за-…

- крыт-

-

-

-ий-

э

на-, про-, пере-..

-гре-

-ть

-ва-

-ний-

1 спряжения

э

4. Корни с чередованием ( Л) !!!!

Чередования в корне

1 – б // бл- : люб-и-ть – любл-ю;

2- п //пл- : креп-и-ть – крепл-ений-э;

3- в // вл- : ис-крив-и-ть – ис-кривл-ений-э;

4 – ф // фл –: раз-граф-и-ть -раз-графл-ений-э;

5- м // мл – : корм-и-ть – кормл-ений-э.

5. Но:

свет- л- ый –про-свет- л- ений-э

свет-л-е-ть

6.Запомни корни:

-тёпл- ; -красн- ; -чёрн- ; -темн- ; сложн -; -плотн-.

3. Таблица как приём запоминания. «Нулевые окончания».

Нулевые окончания

Правило

Примеры

1.

В существительных 3 скл., ж.р.

дочь□ , рожь □, дрожь □

2

В существительных 2 скл., м.р.

врач□ , шалаш □, плащ□ , грач□

змей□ , музей□ , иней□

гений□ , калий□ , алюминий□

3.

В существительных 1 скл., ж.р.,

во множ.числе:

много дач □, задач □, туч□

4.

В существительных 1 скл., ж.р.,

на –ия- во множ.числе:

армия –армий□

лекция- много лекций□

Мария -Марий□

5.

В существительных 2 скл., ср.р.,

на –ие- во множ.числе:

селение – селений□

варение- варений□

здание- зданий□

строение- строений□

6.

В существительных 1 скл., ж.р.,

на –ья- во множ.числе:

семья- семей□

статья- статей□

бадья -бадей□

7.

В существительных 2 скл., ср.р.,

на –ьё- , -ье- во множ.числе:

ружьё- ружей□

селенье- селений□

запястье- запястий□

8.

В существительных 2 скл., ср.р.,

во множ.числе:

много училищ □, хранилищ □

9.

После суффиксов –ок-, ек-_, -к-

во мн.числе, в род. п.:




чаша- чаш-к-а- чаш-ек□

коза- коз-очк –а много коз-очек□

короб- короб-к-а – много короб-ок□

корова-коров-к-а – много коров-ок□

кровать-кроват-к-а- много кроват-ок□

10.

В существительных 1 скл., ж.р.,

на –ня:

вишня-вишен□

черешня –черешен□

деревня-деревень□

кухня-кухонь□

барышня-барышень□

яблоня-яблонь□

дыня-дынь□

11.

В притяжательных прилагательных мужского рода::

1)отец- отцов □ Чей □?

брат-братов□

дядя-дядьев□

2) мамин□

папин□

Сашин□

Машин□

Синицын

3) вороний□

павлиний□

волчий□

лисий□

12.

В кратких прилагательных мужского рода

Каков□ ?

могуч □, дремуч□, свеж□, силён□, добр□, чёрен□, сложен□, лёгок□, мягок□

13.

В местоимениях мужского рода:

чей□, каков□, таков□, мой□, твой□, свой□, наш□, ваш□

14.

В кратких страдательных причастиях мужского рода:

Каков□?

построен□, прочитан□, собран□, выучен□

15.

В глаголах изъявительного наклонения, прошедшего времени, в мужском роде

написал□, учил□, дал□, прочитал□, унёс□, вырос□, замёрз□

16.

В глаголах повелительного наклонения с мягким знаком на конце:

режь□, вставь□, экономь□, познакомь □ те, ешь□ те, намажь□ те

исключение: ляг□, ляг□те

17.

В глаголах повелительного наклонения с –й- :

дай□, создай□, шей□, бей□, пой□, зрей□, грей□ те, раздавай□те, стой□те, знай□те, рисуй□ танцуй□ , читай□, решай □


18

Родительный падеж существительных

множественного числа

башкир□, блюдец□, болгар□, ботинок□, брёвен□, вельмож□, горожан□, грузин□, гусар□, гусят□, дел□, дупел□, оладий□, окон□, партизан□, песен□, плеч□, погон□, полотенец□, зеркал□, зёрен□,зорь □, кед □,кочерёг□,кружев□, кур□, лампас□,мадьяр □,манжет□ ,мест□,сапог □,

серёг □,солдат □, туфель □,цыган□, цыплят□, чулок □,шаровар□, шпрот□, щупалец□, яблок□

4. Приём «Шпаргалка»: «Союзные слова»



Относительные местоимения 7!=

союзные слова

Относительные наречия 8!=

союзные слова

1) кто- всегда союзное слово в

придаточной части.

2) что – выбор


3) какой- всегда союзное слово в

придаточной части.

4)каков- всегда союзное слово в

придаточной части.

5) который- всегда союзное слово

в придаточной части.

6)чей -всегда союзное слово в

придаточной части.

7) сколько-всегда союзное слово в

придаточной части.






1) как- выбор

2)где- всегда союзное слово в

придаточной части.


3)куда -всегда союзное слово в

придаточной части.


4)откуда- всегда союзное слово в

придаточной части.


5)когда- выбор


6)отчего- всегда союзное слово в

придаточной части.


7)зачем- всегда союзное слово в

придаточной части.


8)почему- всегда союзное слово в

придаточной части.

Выбор правила:

Что – союзное слово, если можно вернуться к вопросительному простому предложению:

1.Я не знаю, что задали по биологии. (союзное слово в 1 –ом сложном предложении).

Что задали по биологии?

2.Что является союзом, если нельзя вернуться к вопросительной конструкции.

Я думаю, что поступление в институт является моей главной целью(союз!).

Выбор правила:

1.Как является союзом только в придаточной сравнительной:

Берёза в лесу без макушки, как хозяйка без мужа в дому(союз!).

Я не знаю, как пройти к метро (союзное слово!).


2.Когда является союзом только в придаточной времени:

Я приду к тебе, когда закончится дождь (союз!).

Я не знаю, когда я приду к тебе (союзное слово!).



11