СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образы и мотивы в крымско-татарской народной вышивке

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью урока является ознакомление учащихся со старинной крымско-татарской народной вышивкой в двух аспектах: историческом и художественном.

Просмотр содержимого документа
«Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма»

Урок № 6 5 класс

Тема. Образы и мотивы в крымско-татарской народной вышивке.

Цели:

  1. Познакомить учащихся со старинной крымско-татарской народной вышивкой в двух аспектах: историческом и художественном. Сформировать понятие “орнамент”.

  2. Отработать навыки умения при решении творческих задач на вариацию и импровизацию, используя различные материалы.

  3. 3.Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся.

  4. Формировать любовь к национальному искусству, к различным видам творчества: вышивке и музыкальному фольклору.

Оборудование и материалы:

  1. Электронное приложение к уроку, которое состоит из 15 слайдов. Слайды сменяются по щелчку и начинают воспроизведение материала по щелчку. В течении самого слайда элементы сменяются после предыдущего элемента. Скорость смены слайдов средняя, что позволяет учителю излагать теоретический материал.

  2. Музыкальный ряд: крымско-татарские народные песни или мелодии.

План урока.

1.Организация класса. 2. Актуализация опорных знаний. 3. Изучение нового материала. Беседа о вышивке как виде народного творчества. Понятие об орнаменте. Формы и мотивы татарских вышивок. Культовое значение элементов орнамента. Прослушивание крымско-татарских народных песен. 4.Постановка художественной задачи, выбор композиции и приемы работы. Работа над эскизом. 5.Окончание работы. Выставка и обсуждение работ, оценка. 6. Домашнее задание

Ход урока

1.Организация класса.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Изучение нового материала.

Беседа. Учитель. Ребята! Обратите внимание на то, как живописен крымско-татарский национальный костюм? Это потому, что в его украшении чаще всего использовалась вышивка. В художественной культуре крымских татар декоративное искусство представляет собой явление, неразрывно связанное с историей, трудовой деятельностью и домашним бытом народа. Произведения его выделяются совершенством форм, придающим облику художественных изделий особую живописность, приподнято праздничный характер. Слайд № 1,2,3 Вышивка – одно из распространенных видов народного творчества. Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей.

К наибольшему числу рисунков относится растительный орнамент. Характерно изображение цветов (незабудки, тюльпаны, гвоздики, гиацинты), водорослей, стилизованной растительности с геометризованными фигурами. Растительные орнаменты в основном состоят из нескольких характерных мотивов. К ним можно отнести: "древо жизни"; "вазон с цветами"; изогнутую ветку S-образной формы "Эгри дал"; отдельные изображения цветов и растений (цветок лилии, гороха, репейник, водоросли и т.п.); абстрактные и натуралистические букетики и веточки цветов либо симметрично повернутые друг к другу, либо соединенные между собой цепочками, веточками и т.п; смешанные (сочетание растительных элементов с изображениями небесных светил, геометрическими элементами).



Рис.1

Мотив "Древо жизни" (мировое дерево) лежит в основе мировоззрения многих народов (рис 1). Древо это миропорядок, ось мира, его центр. Это точка отсчета координат как временных, так и пространственных. Оно тесно связано с жизнью всего рода и его благополучия. От основного стебля, завершающегося крупным цветком или пучком листьев, отходят большие и маленькие
ветки с лепестками, ягодками и цветами, часто имеющими геометризованную форму.

Разновидностью мотива "древа" является изображение "вазона" с цветами (рис.2). Ваза, горшок или корзина служат композиционным центром, из которого вырастают ветви растения, заполняющие весь фон. Встречается как статическое изображение мотива "вазона" (центральное расположение горшка с расходящимися симметрично ветками цветов), так и динамическое (ветви направлены в одну сторону от вазы). Слайд №4

Часть рисунков содержит мотив "Эгри дал" (изогнутая ветка). Основа композиции - S-образная линия-ветка, на которую нанизаны, не повторяясь, различные цветы, листья, плоды (рис.3). Изогнутый стебель ветки расположен горизонтально или вертикально, с ритмично отходящими то вверх, то вниз мелкими цветками, ягодами или листьями. В татарском искусстве, так же как и в других мусульманских культурах, она символизирует райский сад, бесконечное цветение, вечную гармонию и совершенство [3]Слайд №5. 

 

Здесь же можно отметить один рисунок (незаконченный), изображающий бесконечную волнообразную ветку (меандр) с расположенными по обеим ее сторонам либо плодами, либо стилизованными цветами и виноградными усиками. Группа рисунков содержит изображения отдельных цветов (в основном лилии) и растений. (рис.5).


Следующая группа изображений - букетики и веточки натуральных или абстрактных цветов (рис.7). Мотивы состоят из двух, трех элементов-букетиков, расположенных рядом друг с другом или двух элементов наклоненных навстречу друг к другу. Иногда мотивы, составляющие отдельный раппорт, соединяются между собой веточками, волнистыми линиями. К смешанным растительно-геометрическим орнаментам можно отнести изображения веток, цветов, плодов, дополнение различными геометрическими элементами, небесными светилами (рис.7е). Присутствие в орнаменте астральных знаков придает изделиям охранную функцию. Культ светил - Солнца, луны, звезд - ярко прослеживается в поверьях о влиянии их положения на небосводе на производственную деятельность, общественную и семейную жизнь людей. Изображение полумесяца со звездой, символизирующее ислам, в орнаментах растительного характера преобразуется в луну и шести лепестковый цветок. Слайд№6  

Геометрический орнамент представ лен небольшим количеством зарисовок. Распространен он был больше в тканье. Мотивы состоят из треугольников, квадратов, ромбов, кругов, прямых, ломаных, зигзагообразных линий, крестообразных фигур, многоугольников неправильной формы (рис.8).

Некоторые орнаменты при сопоставлении их с предметами реального мира можно отнести к стилизации парусных кораблей, цветов, деревьев, домиков, воинов. Слайд №7

Известно, что изображение человека запрещено Кораном, но в некоторых рисунках можно рассмотреть сильно стилизованную фигуру человека. Один из незаконченных орнаментов изображает девушек, взявшихся за руки. На другом угадывается изображение воинов, между которыми парусный корабль (рис.9). Корабль изображен в нескольких сюжетах по-разному: от сильно стилизованного, состоящего из ромбов и различных его сочетаний, до включающих в
себя криволинейные элементы (дуги, овалы, полукруги) и четкие очертания силуэта корабля. Все корабли парусные рис.9, 10 а, б). Слайд №8
Ряд зарисовок носит зооморфный характер. Они представлены изображением лебедей (уток), павлинов, экзотических птиц, окруженных ветками, цветами.


Орнамент "орла, сидящего на ветке" датируется XIII веком (рис.12). Орел в образе верховного божества, сидящий на дереве жизни, известен в религиозных воззрениях многих народов мира[6].
Еще два образца этой группы интересны своей стилизацией и композицией. Два павлина обращены друг к другу.

В одном случае они сидят на ветках дерева (рис.13), а в другом окружены цветами по обе стороны от "древа жизни". Стилизация павлинов приводит к их слиянию, в первом случае, с ветками и листьями, а во втором - с цветами. Б.А.Куфтин высказывал предположение о поглощении животного орнамента другими. [7]Слайд №8.




Татарскую женщину эта сложная, но увлекательная работа сопровождала всю жизнь. С раннего детства девочку учили вышивать. Ткать и вышивать считалось престижным занятием для ханских жен, жен беев и мурз. Эти ремесла были обязательными для женщин простого происхождения. Все предметы, входящие в приданое, были яркими и декоративны, и особую роль в этом чаще всего играла вышивка. Вышивка – это искусство создания узоров на ткани при помощи иглы и нитей. Наибольшей яркостью всегда отличалась женская праздничная одежда молодых женщин. Девушка должна была готовить приданное: полотенца, постельное белье, одежду, скатерти. Женщины вышиванием заполняли свое свободное время. Каждая должна была производить бытовые предметы (текстиль) своими руками. Крымские татарки щеголяли друг перед другом мастерством владения ремеслом. 
В одежде существовала сложная система символов (также как и у других народов). Многие элементы костюма имели ритуальное значение (наиболее выразительно они проявлялись во время свадебного обряда). В одежде можно разглядеть сакральное действо, которое выполняли взаимосвязанные "говорящие" элементы одежды, игравшие обереговую и очищающую роль. Платье невесты бывало чаще бархатное, обшитое тесьмой "шерт". Рукава украшались манжетами - енъ къапакъ. Существовали орнаменты магико-заклинательного характера, которые отвращали злые чары, привораживали влюбленных, играли роль оберегов семейного очага, дома и человека. 
Вышивку использовали в лечебных целях, изготавливали и вышивали треугольные обереги (в которые вшивались суры из Корана). 
Орнаменты могли изображаться в магических целях. Белая магия ырым, направленная на защиту человека от зла, используемая в лечебных целях, практикуется в повседневном быту крымских татар и поныне. В тканых льняных полотенцах кыбрыз обязательно присутствует красный цвет. Существует много способов лечения ырым. В них почти всегда фигурируют красная ткань или нить, исполняющие защитную функцию. Наряду с основным утилитарным назначением и костюм так же обладает символико-охранительной функцией. 
Хорошо известно, что определенные, чаще всего орнаментальные, элементы костюма с глубокой древности служили магическим средством защиты от природных стихий, разного рода бедствий, болезней, злых демонов и духов. 
Причем помещались такие узоры, как правило, вокруг горловины, в кайме рукавов и подола одежды - то есть в тех местах, через которые, как считалось, вредоносные духи могли проникнуть в тело человека. Ту же охранительную функцию выполняли украшения, грим и татуировка. Слайд № 9,10 Украшение костюма – не пустая забава. Это были словно передающиеся из поколения в поколение заветные письмена, которые передавались из поколения в поколение, которые можно читать, как книгу. Основным элементом вышивки является орнамент. Орнамент – узор в котором повторяются или сочетаются геометрические или растительные элементы. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл. Обычно такой дорогой убор передавался в семье по наследству. Современные художники широко используют богатое наследие прошлого: рисунки, узоры, способы вышивания. Кроме того, они разрабатывают новые композиции, новые мотивы, прочно связанные с крымско-татарским народным орнаментом. 4.Постановка художественной задачи: Сейчас мы с вами будем разрабатывать свой вид вышивки. Для этого воспользуемся шаблоном. Слайд № 11 Работа над эскизом. Сочиняется орнамент на шаблоне по мотивам вышивки крымских татар. Слушаются крымско-татарские народные песни. Проводится индивидуальная работа с каждым учеником.

5.Подведение итогов. Учитель. А сейчас посмотрим на свои работы и обсудим их. В нашем классе от орнаментов и узоров у всех стало теплее и радостнее на сердце. Мы побывали у вышивальщиц Крыма, узнали много интересного. 6.Домашнее задание. Подобрать изображения людей в русских народных костюмах.

Литература:

  1.  Саковец Т.М. Крымские орнаменты в рисунках В. В. Контрольской. (Из фонда БГИКЗ) //Бахчисарайский историко-археологический сборник. Вып. 1. - Симферополь: Таврия, 1997. - С.468-474.

  2. Маслова Г.О. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. - М., 1978.

  3.  ЧурлуМ.Ю. Символ рая. Материалы республиканской научно-теоретической конференции. Пятые крымские искусствоведческие чтения. - Симферополь, 2000. -С.31-32.

  4.  Миллер Ю. Художественная керамика Турции. - М.,1972.

  5. Латынин Б.А. Мировое дерево - древо жизни в орнаменте и фольклоре Восточной Европы //ИГАИМК. - 1933. -Вып. 69.

  6. Куфтин Б.А. Материальная культура русской Мещеры. - М., 1926.

  7. M.Dreger. Kenstlerische Entwiklung der Weberei und Stikerei. Wien, 1904.

 Барбаро Иосафато. Путешествие в Тану. //Хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре старожильческого населения Крыма. 4.1. Мусульмане: крымские татары, цыгане. - Симферополь: Таврия-Плюс, 2004.

Просмотр содержимого презентации
«Образы и мотивы в крымско-татарской народной вышивке»

Образы и мотивы в крымско-татарской народной вышивке Автор презентации- учитель изобразительного искусства Велиулаева анифе дляверовна

Образы и мотивы в крымско-татарской народной вышивке

Автор презентации- учитель изобразительного искусства Велиулаева анифе дляверовна

Цели:  Познакомить учащихся со старинной крымско-татарской народной вышивкой в двух аспектах: историческом и художественном.  Сформировать понятие “орнамент”.  Отработать навыки умения при решении искусству, к различным видам творчества: вышивке и музыкальному фольклору.

Цели: Познакомить учащихся со старинной крымско-татарской народной вышивкой в двух аспектах: историческом и художественном. Сформировать понятие “орнамент”. Отработать навыки умения при решении искусству, к различным видам творчества: вышивке и музыкальному фольклору.

Растительный орнамент  «Древо жизни»

Растительный орнамент «Древо жизни»

«Эгри дал», «Репейник»,«Водоросли»

«Эгри дал», «Репейник»,«Водоросли»

Стилизация парусных кораблей, цветов, деревьев, домиков, воинов. Геометрический орнамент

Стилизация парусных кораблей, цветов, деревьев, домиков, воинов.

Геометрический орнамент

Изображение человека в орнаменте. Зооморфный орнамент.

Изображение человека в орнаменте. Зооморфный орнамент.

Практическая работа

Практическая работа