Целью урока является ознакомление учащихся со старинной крымско-татарской народной вышивкой в двух аспектах: историческом и художественном.
Просмотр содержимого документа
«Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма»
Урок № 6 5 класс
Тема. Образы и мотивы в крымско-татарской народной вышивке.
Цели:
Познакомить учащихся со старинной крымско-татарской народной вышивкой в двух аспектах: историческом и художественном. Сформировать понятие “орнамент”.
Отработать навыки умения при решении творческих задач на вариацию и импровизацию, используя различные материалы.
3.Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся.
Формировать любовь к национальному искусству, к различным видам творчества: вышивке и музыкальному фольклору.
Оборудование и материалы:
Электронное приложение к уроку, которое состоит из 15 слайдов. Слайды сменяются по щелчку и начинают воспроизведение материала по щелчку. В течении самого слайда элементы сменяются после предыдущего элемента. Скорость смены слайдов средняя, что позволяет учителю излагать теоретический материал.
Музыкальный ряд: крымско-татарские народные песни или мелодии.
План урока.
1.Организация класса. 2. Актуализация опорных знаний. 3. Изучение нового материала. Беседа о вышивке как виде народного творчества. Понятие об орнаменте. Формы и мотивы татарских вышивок. Культовое значение элементов орнамента. Прослушивание крымско-татарских народных песен. 4.Постановка художественной задачи, выбор композиции и приемы работы. Работа над эскизом. 5.Окончание работы. Выставка и обсуждение работ, оценка. 6. Домашнее задание
Ход урока
1.Организация класса.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Изучение нового материала.
Беседа. Учитель. Ребята! Обратите внимание на то, как живописен крымско-татарский национальный костюм? Это потому, что в его украшении чаще всего использовалась вышивка. В художественной культуре крымских татар декоративное искусство представляет собой явление, неразрывно связанное с историей, трудовой деятельностью и домашним бытом народа. Произведения его выделяются совершенством форм, придающим облику художественных изделий особую живописность, приподнято праздничный характер. Слайд № 1,2,3 Вышивка – одно из распространенных видов народного творчества. Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей.
К наибольшему числу рисунков относится растительный орнамент. Характерно изображение цветов (незабудки, тюльпаны, гвоздики, гиацинты), водорослей, стилизованной растительности с геометризованными фигурами. Растительные орнаменты в основном состоят из нескольких характерных мотивов. К ним можно отнести: "древо жизни"; "вазон с цветами"; изогнутую ветку S-образной формы "Эгри дал"; отдельные изображения цветов и растений (цветок лилии, гороха, репейник, водоросли и т.п.); абстрактные и натуралистические букетики и веточки цветов либо симметрично повернутые друг к другу, либо соединенные между собой цепочками, веточками и т.п; смешанные (сочетание растительных элементов с изображениями небесных светил, геометрическими элементами). |
 Рис.1 | Мотив "Древо жизни" (мировое дерево) лежит в основе мировоззрения многих народов (рис 1). Древо это миропорядок, ось мира, его центр. Это точка отсчета координат как временных, так и пространственных. Оно тесно связано с жизнью всего рода и его благополучия. От основного стебля, завершающегося крупным цветком или пучком листьев, отходят большие и маленькие ветки с лепестками, ягодками и цветами, часто имеющими геометризованную форму. |
 | Разновидностью мотива "древа" является изображение "вазона" с цветами (рис.2). Ваза, горшок или корзина служат композиционным центром, из которого вырастают ветви растения, заполняющие весь фон. Встречается как статическое изображение мотива "вазона" (центральное расположение горшка с расходящимися симметрично ветками цветов), так и динамическое (ветви направлены в одну сторону от вазы). Слайд №4 |
Часть рисунков содержит мотив "Эгри дал" (изогнутая ветка). Основа композиции - S-образная линия-ветка, на которую нанизаны, не повторяясь, различные цветы, листья, плоды (рис.3). Изогнутый стебель ветки расположен горизонтально или вертикально, с ритмично отходящими то вверх, то вниз мелкими цветками, ягодами или листьями. В татарском искусстве, так же как и в других мусульманских культурах, она символизирует райский сад, бесконечное цветение, вечную гармонию и совершенство [3]Слайд №5. |  |
Здесь же можно отметить один рисунок (незаконченный), изображающий бесконечную волнообразную ветку (меандр) с расположенными по обеим ее сторонам либо плодами, либо стилизованными цветами и виноградными усиками. Группа рисунков содержит изображения отдельных цветов (в основном лилии) и растений. (рис.5). |
 |  |
|
Следующая группа изображений - букетики и веточки натуральных или абстрактных цветов (рис.7). Мотивы состоят из двух, трех элементов-букетиков, расположенных рядом друг с другом или двух элементов наклоненных навстречу друг к другу. Иногда мотивы, составляющие отдельный раппорт, соединяются между собой веточками, волнистыми линиями. К смешанным растительно-геометрическим орнаментам можно отнести изображения веток, цветов, плодов, дополнение различными геометрическими элементами, небесными светилами (рис.7е). Присутствие в орнаменте астральных знаков придает изделиям охранную функцию. Культ светил - Солнца, луны, звезд - ярко прослеживается в поверьях о влиянии их положения на небосводе на производственную деятельность, общественную и семейную жизнь людей. Изображение полумесяца со звездой, символизирующее ислам, в орнаментах растительного характера преобразуется в луну и шести лепестковый цветок. Слайд№6 |
 |  |
 |  |
 | Геометрический орнамент представ лен небольшим количеством зарисовок. Распространен он был больше в тканье. Мотивы состоят из треугольников, квадратов, ромбов, кругов, прямых, ломаных, зигзагообразных линий, крестообразных фигур, многоугольников неправильной формы (рис.8). Некоторые орнаменты при сопоставлении их с предметами реального мира можно отнести к стилизации парусных кораблей, цветов, деревьев, домиков, воинов. Слайд №7 |
 |  |
Известно, что изображение человека запрещено Кораном, но в некоторых рисунках можно рассмотреть сильно стилизованную фигуру человека. Один из незаконченных орнаментов изображает девушек, взявшихся за руки. На другом угадывается изображение воинов, между которыми парусный корабль (рис.9). Корабль изображен в нескольких сюжетах по-разному: от сильно стилизованного, состоящего из ромбов и различных его сочетаний, до включающих в себя криволинейные элементы (дуги, овалы, полукруги) и четкие очертания силуэта корабля. Все корабли парусные рис.9, 10 а, б). Слайд №8 Ряд зарисовок носит зооморфный характер. Они представлены изображением лебедей (уток), павлинов, экзотических птиц, окруженных ветками, цветами. |
 |  |
Орнамент "орла, сидящего на ветке" датируется XIII веком (рис.12). Орел в образе верховного божества, сидящий на дереве жизни, известен в религиозных воззрениях многих народов мира[6]. Еще два образца этой группы интересны своей стилизацией и композицией. Два павлина обращены друг к другу. |  |
В одном случае они сидят на ветках дерева (рис.13), а в другом окружены цветами по обе стороны от "древа жизни". Стилизация павлинов приводит к их слиянию, в первом случае, с ветками и листьями, а во втором - с цветами. Б.А.Куфтин высказывал предположение о поглощении животного орнамента другими. [7]Слайд №8. |  |
 |
Татарскую женщину эта сложная, но увлекательная работа сопровождала всю жизнь. С раннего детства девочку учили вышивать. Ткать и вышивать считалось престижным занятием для ханских жен, жен беев и мурз. Эти ремесла были обязательными для женщин простого происхождения. Все предметы, входящие в приданое, были яркими и декоративны, и особую роль в этом чаще всего играла вышивка. Вышивка – это искусство создания узоров на ткани при помощи иглы и нитей. Наибольшей яркостью всегда отличалась женская праздничная одежда молодых женщин. Девушка должна была готовить приданное: полотенца, постельное белье, одежду, скатерти. Женщины вышиванием заполняли свое свободное время. Каждая должна была производить бытовые предметы (текстиль) своими руками. Крымские татарки щеголяли друг перед другом мастерством владения ремеслом.
В одежде существовала сложная система символов (также как и у других народов). Многие элементы костюма имели ритуальное значение (наиболее выразительно они проявлялись во время свадебного обряда). В одежде можно разглядеть сакральное действо, которое выполняли взаимосвязанные "говорящие" элементы одежды, игравшие обереговую и очищающую роль. Платье невесты бывало чаще бархатное, обшитое тесьмой "шерт". Рукава украшались манжетами - енъ къапакъ. Существовали орнаменты магико-заклинательного характера, которые отвращали злые чары, привораживали влюбленных, играли роль оберегов семейного очага, дома и человека.
Вышивку использовали в лечебных целях, изготавливали и вышивали треугольные обереги (в которые вшивались суры из Корана).
Орнаменты могли изображаться в магических целях. Белая магия ырым, направленная на защиту человека от зла, используемая в лечебных целях, практикуется в повседневном быту крымских татар и поныне. В тканых льняных полотенцах кыбрыз обязательно присутствует красный цвет. Существует много способов лечения ырым. В них почти всегда фигурируют красная ткань или нить, исполняющие защитную функцию. Наряду с основным утилитарным назначением и костюм так же обладает символико-охранительной функцией.
Хорошо известно, что определенные, чаще всего орнаментальные, элементы костюма с глубокой древности служили магическим средством защиты от природных стихий, разного рода бедствий, болезней, злых демонов и духов.
Причем помещались такие узоры, как правило, вокруг горловины, в кайме рукавов и подола одежды - то есть в тех местах, через которые, как считалось, вредоносные духи могли проникнуть в тело человека. Ту же охранительную функцию выполняли украшения, грим и татуировка. Слайд № 9,10 Украшение костюма – не пустая забава. Это были словно передающиеся из поколения в поколение заветные письмена, которые передавались из поколения в поколение, которые можно читать, как книгу. Основным элементом вышивки является орнамент. Орнамент – узор в котором повторяются или сочетаются геометрические или растительные элементы. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл. Обычно такой дорогой убор передавался в семье по наследству. Современные художники широко используют богатое наследие прошлого: рисунки, узоры, способы вышивания. Кроме того, они разрабатывают новые композиции, новые мотивы, прочно связанные с крымско-татарским народным орнаментом. 4.Постановка художественной задачи: Сейчас мы с вами будем разрабатывать свой вид вышивки. Для этого воспользуемся шаблоном. Слайд № 11 Работа над эскизом. Сочиняется орнамент на шаблоне по мотивам вышивки крымских татар. Слушаются крымско-татарские народные песни. Проводится индивидуальная работа с каждым учеником.
5.Подведение итогов. Учитель. А сейчас посмотрим на свои работы и обсудим их. В нашем классе от орнаментов и узоров у всех стало теплее и радостнее на сердце. Мы побывали у вышивальщиц Крыма, узнали много интересного. 6.Домашнее задание. Подобрать изображения людей в русских народных костюмах.
Литература:
Саковец Т.М. Крымские орнаменты в рисунках В. В. Контрольской. (Из фонда БГИКЗ) //Бахчисарайский историко-археологический сборник. Вып. 1. - Симферополь: Таврия, 1997. - С.468-474.
Маслова Г.О. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. - М., 1978.
ЧурлуМ.Ю. Символ рая. Материалы республиканской научно-теоретической конференции. Пятые крымские искусствоведческие чтения. - Симферополь, 2000. -С.31-32.
Миллер Ю. Художественная керамика Турции. - М.,1972.
Латынин Б.А. Мировое дерево - древо жизни в орнаменте и фольклоре Восточной Европы //ИГАИМК. - 1933. -Вып. 69.
Куфтин Б.А. Материальная культура русской Мещеры. - М., 1926.
M.Dreger. Kenstlerische Entwiklung der Weberei und Stikerei. Wien, 1904.
Барбаро Иосафато. Путешествие в Тану. //Хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре старожильческого населения Крыма. 4.1. Мусульмане: крымские татары, цыгане. - Симферополь: Таврия-Плюс, 2004.
Просмотр содержимого презентации
«Образы и мотивы в крымско-татарской народной вышивке»