СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образы крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Образы крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо»»

Образы крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо»


Цель: выделить основные крестьянские образы, охарактеризовать их на фоне многоголосья, определить значимость образов; совершенствование умения давать характеристику образа, определять его место в системе образов


Ход урока

  1. Проверка домашнего задания.

1.Стихотворение «Памяти Добролюбова».

2. Каково экономическое положение крестьян, описанных Н. в поэме? Принесла ли отмена крепостного права счастье народу? (Эй, счастие мужицкое!..)

Улучшила ли положение помещиков?

Какой вывод делает поэт в связи с этим?


Порвалась цепь великая,

Порвалась – расскочилася:

Одним концом по барину,

Другим по мужику!


  1. Вступительная беседа


Богат, сложен и противоречив мир русского крестьянства 2 половины 19 века. В поэме Н. попытался показать все многообразие крестьянских типов, среди которых есть крестьяне, не желающие жить по-старому, критически оценивающие свое положение (к ним относятся правдоискатели, Яким Нагой)), есть крестьяне, активно выступающие против сложившегося положения, не желающие терпеть унижения, протестующие (Ермила Гирин, Матрена Тимофеевна, Богатырь Савелий), а есть крестьяне, чья покорность и долготерпение поражают воображение, у которого слюнки текут, когда он описывает свое рабское положение, восторгаются своими (Яков верный, холоп примерный, Ипат – холоп князей Утятиных).

Сегодняшнюю беседу мы посвятим достойным нашего уважения персонажам поэмы, тем, в умах которых пробуждается сознание, желание иной, свободной жизни.


III. Работа с образами



Образ Якима Нагого

1. Кто такой Яким Нагой? Как он сам себя характеризует? (314 – 317) (крестьянин села Босова, задавленный тяжелой работой, но сохранивший ясный ум – Он до смерти работает, До полусмерти пьет»)

2. В чем смысл обличительной речи Якима Нагого? (стр.314 – 317).

Образ Ермила Гирина

1. Кто такой Ермил Гирин? (328) Чем занимается?

2. Чем заслужил он уважение народа? (справедливостью, честностью, «не колдовством, а правдою», «ни страхом: строгой правдою, Умом и добротой!») стр.333 - прочитать.

Когда был писарем в конторе:

В семь лет мирской копеечки

Под ноготь не зажал,

В семь лет не пронул правого,

Не попустил виновному.

Душой не покривил…

Чуть не повесился, когда спас меньшого брата от рекрутского набора – стр.335

Когда взял в аренду мельницу:

Брал за помол по совести,

Народу не задерживал,

Приказчик, управляющий,

Богатые помещики

И мужики беднейшие –

Все очереди слушались,

Порядок строгий вел!

3. Что случилось в вотчине помещика Обрубкова? (стр.338)

4. Для чего автор использует прием «умолчания» в рассказе о Гирине?

5. В чем сходство и различие между Якимом Нагим и Ермилом Гириным?


Образ Матрены Тимофеевны Корчагиной.

1. Кратко расскажите историю Матрены Тимофеевны. (с.365) портрет – 362

(в доме родителей только и жила счастливо, хотя работала с 5 лет – 366,

стала доброй работницей, «петь и плясать охотница»,

жизнь в доме мужа – обижали, попрекали, «работай, как раба» – «попала я с девичьей холи в ад» - 372,

Что ни велят - работаю,

Как ни бранят – молчу.


2. Какие поступки свидетельствуют о ее трудолюбии, настойчивости, твердом характере и силе воли? (работает в доме, в поле, ухаживает за детьми; защищает сына Федотушку, который не справился с большой волчицей, утащивщей овцу – 402 – 403;

спасает мужа от рекрутского набора - 416;

стр. 419

3. Почему женщины села Наготино указали на Матрену как на счастливую? (с.420)

4. Каков смысл притчи о «ключах» от женского счастья? (стр.421)



Образ Савелия-богатыря

1. Кто такой Савелий? (стр.377)

(сильный, стойкий, гордый – 382)

2. Какой описывает он жизнь крестьян? (384 – 385)

3. За что он отбывал 20-летнюю каторгу? (закопали заживо управляющего немца Фогеля - 384)

4. Раскаивается ли Савелий в содеянном? Как реагирует на то, что дома его называют каторжником? (с гордостью и достоинством говорит: «Клейменый, да не раб»).



IV. Итоги:


V. домашнее задание: «Пир - на весь мир» Особенно «Легенду о двух великих грешниках», образ Гриши Добросклонова