ОБЩЕЕ ПСИХИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТЕЕ
Тема 1.
Впервые термин «умственная отсталость»для обозначения одной из градаций слабоумия ввел:
d.Эскироль
История изучения умственной отсталости может быть разделена на:
b.4 периода
Какие качественные характеристики НЕ относятся к определению термина «умственная отсталость»:
c.локальное поражение ЦНС
Какие отрасли специальной психологии получили самостоятельное развитие одними из первых?
a.тифлопсихология, сурдопсихология, олигофренопсихология
Л.С. Выгосткий считал, что основная особенность умственно отсталого ребенка заключается в:
b.недоразвитии абстрактного мышления
Основа метода обучения умственно отсталых детей Э. Сегена заключалась:
c.в первоначальном развитии способностей к восприятию, а затем понятийных функций
Основным недостатком шкалы Бине-Симона являлось:
b.построение на вербальных заданиях
Первая классификация душевнобольных на основе критериев нарушений интеллекта, эмоций, физического состояния была создана:
b.Феликсом Платтером
По мнению Вильяма Штерна, оэффициент интеллекта (IQ):
a.остается постоянным, характеризуя интеллект в течение всей жизни
Появление новых направлений исследований в олигофренопсихологии связано, в первую очередь, с:
b.формированием гуманистической парадигмы в области специального образования и защиты детства
Предметом изучения олигофренопсихологии является:
a.своеобразие психического развития лиц с интеллектуальной недостаточностью
При олигофрении, в отличие от деменции...
d.нарушения носят непрогредиентный характер
Развитие умственно отсталого ребенка:
c.протекает по основным закономерностям, что и развитие нормального ребенка
Умственная отсталость...
a.является общим показателем психического недоразвития ребенка
Эмиль Крепелин впервые:
c.объединил все формы раннего поражения мозга в одну общую группу – олигофрению
Тема 2.
В традиционной классификации все формы олигофрении по глубине интеллектуального дефекта делят на:
c.три степени
Коэффициент IQ, находящийся в диапазоне 69-50, соответствует:
b.легкой степени олигофрении
Патогенез олигофрении определяется _____ фактором
d.хроногенным
Патологические изменения в развитии лобной и теменной долей головного мозга под влиянием повреждающих факторов происходят:
b.во второй половине беременности
Среди внутренних причин, вызывающих олигофрению, наиболее часто встречаются:
c.генетические факторы
Тема 3.
В чем проявляется слабость следовой функции коры головного мозга?
c.легкость разрушения сформировавшихся условных связей
Движущей силой психического развития, согласно Л.С. Выготскому, является:
a.противоречие между потребностями и возможностями ребенка
К анатомическим изменениям головного мозга относят:
c.утолщение оболочек мозга
На какие группы можно разделить внутренние факторы, оказывающие влияние на развитие нормального и аномального ребенка?
a.наследственные, врожденные и приобретенные
Первичным дефектом при умственной является:
a.слабовыраженная психическая активность
Пластичность нервной системы – это
d.способность нервной системы к перестройке функциональной деятельности при поражениях
У детей с общим психическим недоразвитием ведущей функцией интеллекта является:
c.память
У детей с общим психическим недоразвитием условные рефлексы:
c.вырабатываются с опозданием
Укажите закономерности развития лиц с умственной отсталостью, которые являются модально-специфическими:
b.рассогласованность практической и интеллектуальной деятельности
Умственно отсталым детям НЕ свойственны:
b.недоразвитие первой сигнальной системы
Тема 4.
В речи дошкольников и младших школьников с общим психическим недоразвитием преобладают:
a.существительные и глаголы
Возникновение генерализованной активации корковых структур головного мозга в ответ на сенсорные сигналы является проявлением...
a.ориентировочной реакции
Для мыслительной деятельности дошкольников с общим психическим недоразвитием характерно:
c.использование наглядно-действенной формы мышления
Для умственно отсталых детей свойственно:
b.пассивное непроизвольное внимание
К «ядерным» свойствам памяти умственно отсталых детей, согласно Л.С. Выготскому, относятся:
a.замедленный темп усвоения всего нового, непрочность сохранения и неточность воспроизведения
К особенностям зрительного восприятия детей с общим психическим недоразвитием НЕ относится:
d.дифференцированность
Наиболее изученным видом восприятия умственно отсталых детей является:
d.зрительное восприятие
При умственной отсталости относительно сохранно:
a.списывание
Слабость регулирующей функции мышления при умственной отсталости проявляется в:
c.неумении пользоваться уже усвоенными умственными действиями
Согласно исследованиям А.Н. Леонтьева, опосредствованные приемы запоминания:
b.малодоступны умственно отсталым детям
Тема 5.
В подростковом возрасте при благоприятных условиях развития самооценка:
d.становится более адекватной
В развитии воли как нормального, так и аномального ребенка ведущая роль принадлежит:
a.речевой регуляции поведения
Й.П. Лаужикас выделял следующие стадии в развитии воли глубоко умственно отсталых детей:
d.доречевая и собственно волевая
На оценочные суждения умственно отсталого ребенка оказывает(ют) влияние:
b.эгоцентрические эмоции
Одним из первых исследователей, получивших данные о неадекватности самооценки умственно отсталых в сторону завышения, стал:
d.Де Грееф
Одной из главных причин недоразвития воли у умственно отсталых детей является:
b.нарушение взаимодействия первой и второй сигнальных систем
Слабость интеллектуальной регуляции чувств при интеллектуальной недостаточности проявляется в том, что:
a.умственно отсталые дети не корригируют свои чувства сообразно ситуации
Согласно Л.С. Выготскому завышенная самооценка у умственно отсталого ребенка может возникнуть как:
b.псевдокомпенсаторное образование в ответ на низкую оценку со стороны окружающих
Согласно М.С. Певзнер, к особенностям эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка НЕ относится:
c.широта диапазона переживаний
Феномен «насыщения» у умственно отсталых детей заключается в:
c.кратковременности и слабости волевых усилий
Тема 6.
В дошкольном возрасте у детей с интеллектуальной недостаточностью активно развивается:
a.предметная деятельность
В структуру предметной деятельности не входи следующая познавательная установка:
a.«Из чего сделано?»
Ведущей деятельностью ребенка раннего возраста в норме является:
d.предметная деятельность
Внеситуативно-деловая форма общения со сверстниками в норме появляется:
d.в 6-7 лет
К особенностям игровых действий умственно отсталого ребенка НЕ относится:
a.упорядоченность
Какие периоды выделены А.Н. Леонтьевым в развитии игровой деятельности:
a.предметно-игровая деятельность и ролевая игра
Препятствием для полноценного развития изобразительной деятельности у умственно отсталых детей является:
d.недоразвитие восприятия, речи и игровой деятельности
У детей с интеллектуальной недостаточностью в большей степени страдает следующий компонент предметной деятельности:
b.опыт деятельности и преобразования объектов окружающей действительности
Функция замещения в игре (использование предметов-заместителей) у дошкольников с нарушением интеллекта формируется:
a.в ходе специально организованного обучения
Что из перечисленного относится к особенностям общения ребенка с интеллектуальной недостаточностью со взрослым в период младенчества:
a.«запаздывание» комплекса оживления
Тема 7.
Генетический риск рождения ребенка с отклонениями в развитии, не превышающий 10%, расценивается как:
a.повышенный в легкой степени
Для шизофрении в отличие от олигофрении характерным является:
c.тенденция к нарастанию психического дефекта с возрастом
К методам пренатальной диагностики плода НЕ относят:
d.исследование крови матери
К ошибкам проведения диагностического обследования ребенка с нарушением интеллекта, согласно Ф. Гудинаф, относится:
d.отрыв ребенка от интересной для него деятельности
Медицинский анамнез обязательно включает в себя:
b.данные о физическом развитии ребенка
Методики, применяемые при обследовании умственно отсталого ребенка, должны:
a.давать возможность стандартизации и математической обработки данных и выявлять качественные особенности процесса выполнения заданий
Одним из основных отличий олигофрении от задержки психического развития является:
b.тотальность недоразвития психических функций
Предварительный этап диагностической работы с ребенком с нарушением интеллекта включает в себя:
a.сбор всестороннего анамнеза
Современная патопсихологическая диагностика умственной отсталости основана на определении:
c.интеллектуального коэффициента (IQ)
Сходство первичного интеллектуального отставания и нарушений речи заключается в:
d.сочетании расстройств мышления и дефектов речевой функции
Тема 8.
В специально организованных группах дети и подростки с тяжелой умственной отсталостью:
a.совершенствуют самообслуживание и ориентировку в ближайшем окружении
Деятельность психолога в системе специального образования включает в себя:
b.работу с учащимися, воспитанниками, их семьями и педагогическим коллективом
Какой из перечисленных принципов является основополагающим для лечебной педагогики?
b.единство лечебного и педагогического процесса
Объектом лечебной педагогики НЕ являются:
a.социально адаптированные дети
Специальная отрасль психологии и педагогики, изучающая психические расстройства и аномалии развития с целью выработки путей их преодоления, носит название:
d.лечебная педагогика
Умственно отсталые дети с церебрастенией отличаются:
a.повышенной утомляемостью
Целью абилитационной работы с детьми и подростками с нарушениями интеллекта является:
b.социальная адаптация детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью
Школьники с легкой умственной отсталостью обучаются в специальных (коррекционных) учреждениях ... вида:
b.VIII
Тема 9.
К широкому социально окружению семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья относятся:
c.специалисты, взаимодействующие с семьей
Методы психотерапии ориентированы на психологические преобразования в:
b.структуре целостной личности
Отметьте верную последовательность развития эмоциональных реакций родителей на появление «особого» ребенка:
d.отрицание, гнев, чувство вины, эмоциональная адаптация
Потворствующая гиперопека способствует формированию у ребенка:
c.зависимости от взрослых
Семьи с фаталистической ориентацией:
c.воспринимают рождение ребенка с ограниченными возможностями и последующие события как должное
Формы психологической работы с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья можно разделить на:
c.экстренные, стабилизирующие и развивающие
Функции и структура семьи ребенка с нарушением интеллекта:
c.изменяются в зависимости от этапов ее жизнедеятельности
Эмоциональное отвержение ребенка родителями чаще всего имеет место, когда:
b.ребенок не оправдывает ожиданий родителей