СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общение, как восприятие людьми друг друга.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

О том, как  люди  воспринимают друг друга.  И как это влияет на их общение  

Просмотр содержимого документа
«Общение, как восприятие людьми друг друга.»




Доклад

на тему:

«Общение как восприятие людьми друг - друга».










Выполнила:

Дагуева Люда Еристауовна,








г. Владикавказ

Общение как восприятие людьми друг – друга.



В процессе общения необходимо чтобы между участниками общения присутствовало взаимопонимание. Само взаимопонимание может истолковано по разному или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок что позволяет не просто «согласовывать действия», но устанавливать особого рода отношения: близости, привязанности, выражающиеся в чувствах дружбы, симпатии, любви. Две эти стороны взаимопонимания дают основу двум направлениям исследований: в первом случае – в плане анализа взаимодействия, во-втором случае – в плане анализа так называемой « аттракции ». Однако и в первом и во втором случае, большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами процесс восприятия одним человеком другого. Этот процесс выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

Для того чтобы более точно обозначить, о чем идет речь в интересующем нас плане, целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о перцепции межличностной.

Механизмы взаимопонимания в процессе общения

Поскольку человек выступает в общении всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком – партнером по общению также как личность. На основе внешней стороны поведения мы, по словам С.Л.Рубинштейна, как бы « читаем » другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому что, познавая другого, формируется и сам познающий индивид. Во-вторых, потому что, от меры точности « прочтения » другого человека зависит успех организации согласованных действий.

Представления о другом человеке тесно связанно с уровнем собственного самопознания. Связь это двоякая: с одной стороны, богатство представлений о другом человеке определяет богатство представлений о себе, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек (в большом количестве и более глубоких характеристик) тем более полным становиться представление о самом себе. Этот вопрос был поставлен в свое время Марксом, когда он писал: «Человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека ». Ту же мысль, на уровне психологического анализа, находим у Л.С.Выготского: « Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то что, она представляет собой для других ».

В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения и построение стратегии своего собственного поведения.

Однако в эти процессы включены как два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон : каждый из партнеров уподобляет себя другому. Анализ осознания себя через другого включает две стороны - идентификацию и рефлексию.

Термин « идентификация », буквально обозначающий уподобление себя другом, т.е. простой способ понимания другого человека является уподоблением себя ему. Здесь идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека. Существует много экспериментальных исследований и выяснений его роли в процессе общения. В частности установлена тесная связь между идентификацией и другим близким по содержанию явлением – явлением эмпатии.

Эмпатия – особый способ понимания другого человека (стремление эмоционально откликнуться на его проблемы).

Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: и там и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако это не обязательно означает отождествлять себя с этим человеком. Можно понимать человека его чувства, его интересы, но делать по своему. Но, есть еще одна проблема, как будет тот « другой » понимать меня (его). От этого зависит наше, т.е. их взаимодействие. Иными словами, процесс понимания друг-друга осложняется явлением рефлексии. В социальной психологии под рефлексией понимается – осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, что очень важно для качественного взаимодействия людей между собой.







ЛИТЕРАТУРА:



1. С.Л.Рубинштейн « Принципы и пути развития психологии»

МОСКВА 1959г, стр.180.

2. Л.С.Выготский « Развитие высших психических функций »

МОСКВА 1960 г, стр.196.

3. Г.М.Андреева « Социальная психология »

МОСКВА 1986 г, стр.141-145.