СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общеобразовательная общеразвивающая программа "Колорит - продвинутый курс".

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа расчитана на работу с талантливыми, одаренными детьми и детьми с выдающимися способностями.

Просмотр содержимого документа
«Общеобразовательная общеразвивающая программа "Колорит - продвинутый курс".»

Пояснительная записка.

1.1 Направленность программы: художественная.

Актуальность программы. Программа является дополнительной к основному курсу программы «Колорит» и актуальность её обусловлена тем, что помогает одаренным ученикам и ученикам с выдающимися способностями дополнить знания более углубленным изучением отдельных тем, тем самым расширить диапазон знаний и самоопределиться с будущей профессией. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Колорит» разработана на основе и с использованием материалов типовой программы «Рисунок, живопись, скульптура, композиция для ДХШ и ДШИ (художественных отделений)». Данная программа конкретизирует и расширяет содержание отдельных тем программы «Колорит». Особенности содержания обучения одаренных детей изобразительному искусству обусловлены спецификой искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания, а также многолетними традициями отечественной педагогике. Программа «Колорит – продвинутый курс» выстроена по принципу концентрических возвращений к основам изобразительного искусства, изученным по программе «Колорит», их постоянного углубления и более широкого раскрытия. Занятия в студии по изобразительному искусству для одарённых детей - одна из форм развития интересов учащихся, их творческих способностей, природной одарённости, обогащение их знаний по теории изобразительного искусства, анатомии, портрету. Полученные знания и умения, помогут воспитанникам адаптироваться в окружающем социуме и самоопределиться с будущей профессией.

Отличительные особенности этой программы в том, что она предназначена для одаренных детей. В процессе обучения учащиеся получают углубленные знания о закономерностях строения формы головы человека, о линейной и воздушной перспективе, об анатомии человека, о портрете.

Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 года обучения. Именно за этот период учащиеся могут получить в полной мере все необходимые знания, умения и навыки для поступления в средние или высшее учебное заведение по этому профилю.

Общее кол-во часов за год – 216.

Форма организации образовательного процесса – групповая, группы формируются по 4 - 6 человек.

Виды занятий: беседы, просмотры, выставки, наблюдения, конкурсы, лекции, пленэр.

Состав группы постоянный.

Адресат программы. Программа предназначена для одаренных детей и детей с выдающимися способностями старшего школьного возраста (15-18 лет). Главной направленностью жизнедеятельности этого возраста является личностное общение в процессе обучения и организационно-трудовой деятельности, стремление занять положение в группе сверстников. Кризисным моментом возраста является формирование чувства «взрослости», становление «Я-концепции», развитие самооценки и нравственного саморегулирования. Происходит становление человека как субъекта собственного развития. Возраст характеризуется рефлексивным мышлением, интеллектуализацией восприятия и памяти, личностной рефлексией и гипертрофированной потребностью в общении со сверстниками и значимыми взрослыми. Формируются личностные отношения к событиям и явлениям, зрелые формы мотивации образовательной деятельности.

На этом возрастном этапе необходимо развивать у учащихся воображение, креативное мышление, стремление формировать собственную образовательную траекторию, позитивные установки к трудовой деятельности, способность защищать и отстаивать свою точку зрения, принимая иные позиции и взгляды.

Особенности организации образовательного процесса

Группы формируются из детей, обучавшихся в художественной студии «Колорит» и прошедших все уровни четырехгодичного обучения: стартовый, базовый, продвинутый. Эти учащиеся показали высокие результаты в освоении образовательной программы. Они активно усваивали полученные знания, показали высокую работоспособность в выполнении учебных заданий, проявили важные в творческой деятельности качества: творческий интерес, целеустремленность, трудолюбие. Эти учащиеся обладают врожденными художественными способностями. С наибольшей полнотой талант юных художников проявился в области рисунка, компьютерной графики, быстрых и живых зарисовках человека с натуры. Это активные участники творческой жизни студии. Ни одна выставка не прошла без участия этих учащихся. Неоднократно они участвовали и побеждали в таких конкурсах, как «Под Покровом Царицы Небесной», «Мой Курчатов - завтра», «Мир, в котором я живу», «Конкурс социальных плакатов», «Космос глазами детей».Будущее для этих детей уже определено, они готовятся к поступлению в художественные ВУЗы. В состав группы могут входить и учащиеся, показавшие на входном контроле хорошие результаты, а так же дети, ранее обучавшиеся по программе художественной школы.

Режим занятий

Общее кол-во часов в год – 216. Занятия проходят 3 раза в неделю по 2 академических часа, т.е. 6 академических часов в неделю.

Цель данной программы: создание условий и системы работы с одаренными детьми для углубленного изучения отдельных тем программы «Колорит», помощь в подготовке к поступлению в средние и высшие художественные учебные заведения.

Задачи программы:

Предметные:

Должны знать:

-специальные компетенции по направлению деятельности, систематизировать и углубить знания по выбранному направлению;

- построение античных гипсовых голов в различных ракурсах;

- углубленное изучение анатомических особенностей человеческой головы;

- пропорциональные изменения в рисунке головы из-за изменения ракурса;

- углубление знаний в законах перспективы, светотени;

- свободное владение техниками и приемами в выполнении портрета.

Должны уметь:

- пользоваться знаниями линейной и воздушной перспективы во время рисования с натуры и по представлению;

- пользоваться перспективой и плановостью;

- изображать гипсовые античные головы с учётом особенностей строения;

- пользоваться специальными практическими умениями и навыками рисования с натуры, по памяти, по представлению;

- работать с различными материалами на пленэре;

- анализировать результаты своей деятельности.

Метапредметные:

-развивать исследовательские компетенции по направлению деятельности, научить работать с источниками (интернет-ресурсы, архивные материалы, музейные экспозиции, литература, иллюстративный материал);

- способствовать профессиональному самоопределению, развитию творческих способностей и поддержке одаренных учащихся;

- способствовать развитию коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации);

- способствовать формированию организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность, содержать в порядке своё рабочее место)

- формировать способность к самоанализу;

- развивать пространственное, ассоциативное и образное мышление;

- развивать способность к волевым усилиям;

- развивать творческое воображение и фантазию;

-развивать зрительную память, внимание и наблюдательность;

- развивать чувство цвета и тона;

- развивать точность глазомера.

Личностные:

- развитие образного восприятия визуального мира и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;

- гармонизация эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как основу формирования целостного представления о мире;

- развитие способностей к художественно-творческому познанию мира и себя в этом мире;

-воспитать волю, дисциплинированность, способность к самоконтролю;

- воспитать ответственность, самостоятельность;

- формировать аккуратность, организованность;

- поддержать познавательный интерес к изобразительному искусству;

- формировать эстетическое отношение к окружающему миру, эмоциональность;

- формировать художественный вкус, потребность в творческом самовыражении;

- формировать адекватную самооценку;

- формировать позитивное мировосприятие.

- обучение и развитие личности с неординарным, одаренным мышлением, широким кругозором, умение ставить и решать неординарные задачи;

- подготовка обучающегося к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные:

Будут знать:

  • анатомию и пропорции человеческой головы;

  • построения античных гипсовых голов в различных ракурсах;

  • основные анатомические особенности человеческой головы;

  • пропорции человеческой головы;

  • основные законы композиции, цветоведения, светотени;

  • способы и приемы анализа художественных произведений.

Будут уметь:

  • осознанно и грамотно использовать приёмы линейной и воздушной перспективы;

  • моделировать формы сложной формы тоном;

  • передавать фактуру и материал предмета;

  • выявлять в набросках самое характерное,

  • конструктивно строить и лепить светотенью портретное изображение;

  • последовательно вести длительный рисунок;

  • рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;

  • должны владеть линией, штрихом, пятном, навыками в выполнении линейного и живописного рисунка.

- описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;

- применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.

Метапредметные:

  • выбирать технику, способ исполнения в зависимости от поставленной задачи;

  • сопоставлять и отбирать информацию, полученную из разных источников;

  • контролировать свою учебную деятельность, вовремя находить свои ошибки и стараться их исправить;

  • пытаться реализовать свои скрытые потенциалы;

ставить цели и задачи и стремиться, в полной мере, реализовать их

- развитие художественно-образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира.

- развитие фантазии, воображения, художественной интуиции, зрительной памяти.

- формирование критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям искусства.

- получение опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.

Личностные:

  • формирование разносторонне развитой личности со своими взглядами, не противоречащим моральным принципам человечества;

  • формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой личностно-значимой ценности;

  • оценивать важность красоты творчества;

- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;

- принятие мультикультурной картины современного мира;

- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;

- готовность к осознанному выбору дальнейшего образовательного пути;

- умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства;

- умение находить новые способы для художественного изображения;

- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности;

Учебный план







Тема

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

теория

практика

всего

1

Серия рисунков гипсовых слепков частей лица в различных ракурсах. Входной контроль.

4

46

50

Устный контроль. Просмотр.

2

Рисунок гипсовой обрубовочной модели головы в различных ракурсах.

2

22

24

Устный контроль, анализ творческих работ

3

Рисунок гипсовой античной головы Диадумена в различных ракурсах.

2

22

24

Устный контроль, анализ творческих работ

4

Рисунок гипсовой античной головы Антиноя в различных ракурсах.

2

22

24

Анализ творческих работ.

5

Рисунок гипсовой античной головы Гермеса в различных ракурсах.

2

22

24

Анализ творческих работ.

6

Зарисовки человеческой фигуры и лица красками. Учащиеся позируют друг другу.

0

2

2

Просмотр и анализ работ.

7

Рисунок гипсовой античной головы Цезаря в различных ракурсах.

2

22

24

Просмотр и анализ.

8

Рисунок гипсовой античной головы Аполлона Бельведерского в различных ракурсах.

2

22

24

Просмотр и анализ работ.

9

Этюды на природе. Пейзажные зарисовки карандашом.

0

2

2

Устный контроль. Просмотр.

10

Натюрморт с гипсовой головой. Работа акварелью.

1

9

10

Просмотр и анализ работ.

11

Рисунок гипсовой античной головы Сократа. Выходная диагностика.

1

7

8

Просмотр и анализ работ.

Всего:

16

200

216



Содержание программы.

  1. Серия рисунков гипсовых слепков частей лица в различных ракурсах.

Учащиеся выполняют рисунок глаза, носа, уха, губ с гипсового слепка Давида скульптуры Микеланджело Буонарроти. Виды с разных ракурсах и при разном освещении, помогают ученикам разносторонне изучить анатомию частей лица, изменение формы в зависимости от угла зрения наблюдающего. Входной контроль.

  1. Рисунок гипсовой обрубовочной модели головы в различных ракурсах.

Рисунок обрубовочной гипсовой модели скульптора Гудона. Обрубовка рисуется с разных ракурсов, так же сверху и снизу. Совершенствуются методы и способы работы карандашом. Работа с нарастанием и ослаблением тона на разных плоскостях.


  1. Рисунок гипсовой античной головы Диадумена в различных ракурсах.

Рисунок выполняется с ракурса анфас и три четверти. На разных листах. Учащиеся учатся подбирать наилучший ракурс, компоновать на формате, подбирать правильный размер рисунка. Последовательно строить голову. Закрепляют и углубляют знания о пропорциях головы человека.

  1. Рисунок гипсовой античной головы Антиноя в различных ракурсах. Конструктивное построение головы в двух ракурсах. Углубление знаний в передаче объема головы с помощью светотени, нанесение штриховки по форме. Беседа о передаче светотени на форме головы.

  2. Рисунок гипсовой античной головы Гермеса в различных ракурсах.

Закрепление знаний по перспективе в рисунке головы. Усвоение знаний по передаче объема в пространстве. Композиционное расположение рисунка на листе бумаги. Закрепление понятий о светотени. Выявление формы средствами линии, штриха, пятна.

  1. Зарисовки человеческой фигуры и лица красками. Учащиеся позируют друг другу.

Передача пластики и характерных особенностей фигуры в пространстве, влияние перспективы на фигуру, подбор необходимых материалов, для передачи образа. Передача пропорций и внешних сходств с натурой.

  1. Рисунок гипсовой античной головы Цезаря в различных ракурсах.

Композиционное размещение предметов на листе бумаги. Передача пропорций, особенностей строения. Полное тональное решение натуры.

  1. Рисунок гипсовой античной головы Аполлона Бельведерского в различных ракурсах.

Выявление и закрепление полученных знаний. Выполнение светотеневого рисунка (основные требования к нему – цельность и завершенность). Выразительная передача формы и строения головы. Передача пропорций, характер формы. Выявление светотенью формы головы, сосредоточение внимания на передачу света, полутени, тени, рефлекса, блика. Композиционное размещение головы на листе бумаги. Передача пропорций, движения, особенностей строения. Закрепление знаний и умений в ведении работы, умение завершать рисунок. Анализ репродукций портретов великих художников.

  1. Этюды на природе. Пейзажные зарисовки карандашом. Работа над зарисовками пейзажей, отдельных растений, деревьев, птиц. Передача воздушной и линейной перспективы в пейзаже. Работа разными художественными материалами, подбор материала для большей художественной выразительности.

  2. Натюрморт с гипсовой головой. Работа акварелью.

Беседа об этапах ведения всей работы над натюрмортом в последовательности, начиная о размещении на листе бумаги. Решение локального цвета в свете и тени. Подбор цвета для белого предмета.

  1. Рисунок гипсовой античной головы Сократа. Выходная диагностика.

Учащиеся показывают полученные знания, умения и навыки, полученные за год. Построение и работа в тоне над рисунком гипсовой головы Сократа.


2.1 Календарный учебный график. Приложение №1.

2.2 Материально-технические и кадровые условия реализации программы. Мольберты, планшеты, стулья, гипсовые слепки с античных статуй, гипсовые геометрические тела, гипсовые орнаменты и розетки, светильники, софиты, драпировки, бытовые предметы, искусственные и натуральные овощи и фрукты, схемы и методические разработки, книги и репродукции, наглядный материал на ПК, видео-аудиотехника, видеозаписи. Бумага для рисунка и живописи разных форматов, карандаши графитные разной мягкости, краски (акварельные, гуашевые, масляные), цветные карандаши, мягкие графические материалы, кисти, ластики.

2.3 Информационные и методические условия.

Формы аттестации/контроля

Вид контроля

Форма контроля

Входный контроль

Собеседование, наблюдение.

Текущий контроль (по итогам занятий)

Опросы, собеседование, наблюдение, самостоятельная работа, просмотр.

Тематический контроль (по итогам завершения каждой темы)

Просмотры, анализ, защита работ.

Промежуточный контроль

Опрос, контрольное задание, просмотры, анализ, защита работ.

Выходной контроль

Выставка или просмотр работ по итогам года, итоговый рисунок с натуры, опрос или тестирование, коллективный анализ работ.

В конце каждого полугодия проводится промежуточная аттестация, выявляющая результативность обучения (мини-выставки, просмотры, беседы, наблюдение, творческие работы, тестирование, карточки с заданиями).

В начале и конце обучения проводится входная и выходная диагностика. Оценка способностей обучающихся на каждом уровне проводится с помощью анализа самостоятельно выполненной работы.

Отслеживание личностного развития учащихся осуществляется методом наблюдения и собеседования. Определение степени освоения программного материала: просмотр всех работ в конце полугодий, анализ, выявление наиболее выигрышных и проигрышных работ, определение уровня знаний обучающихся: высокий, низкий, средний.

Формы отслеживания и фиксации результатов: готовая работа, журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, портфолио готовых работ, грамота, отзыв детей и родителей, статьи, поступление в учебные заведения по профилю, справки о поступлении из ССУЗов и ВУЗов.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставка, готовая работа, демонстрация работ, защита творческой работы, конкурс, пленэр, контрольная работа, итоговый отчет, поступление выпускников в профессиональные образовательные организации по профилю, праздник.

Оценочные материалы

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ


Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Оценка предметных результатов

Учащиеся в основном усвоили:

- знать анатомию и пропорции человеческой головы;

- осознанно и грамотно использовать приёмы линейной и воздушной перспективы;

- моделировать формы сложной формы тоном;

- передавать фактуру и материал предмета;

- выявлять в набросках самое характерное,

- конструктивно строить и лепить светотенью портретное изображение;

- последовательно вести длительный рисунок;

- рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;

- должны владеть линией, штрихом, пятном, навыками в выполнении линейного и живописного рисунка.

- углубленные знания о художественно-выразительных средствах: композиция, тон, конструкция, цвет, колорит, пропорции и т.д. и их роль в эстетическом произведении искусства;

- рисовать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и несложные натюрморты из 5-7 предметов; доступными графическими и живописными средствами передавать в изображении строение и перспективные изменения предметов, цвет натуры с учетом источника освещения, влияние окраски окружающего;

-соблюдать последовательность графического и живописного изображения на природе, на улице, в быту;

-изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;

- видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.)

-овладение различными художественными материалами, техниками, жанрами и формирование умения грамотно и осмысленно применять их для решения художественных задач.


Учащиеся в достаточной мере знают:

- знать анатомию и пропорции человеческой головы;

- осознанно и грамотно использовать приёмы линейной и воздушной перспективы;

- моделировать формы сложной формы тоном;

- передавать фактуру и материал предмета;

- выявлять в набросках самое характерное,

- конструктивно строить и лепить светотенью портретное изображение;

- последовательно вести длительный рисунок;

- рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;

- должны владеть линией, штрихом, пятном, навыками в выполнении линейного и живописного рисунка.

- углубленные знания о художественно-выразительных средствах: композиция, тон, конструкция, цвет, колорит, пропорции и т.д. и их роль в эстетическом произведении искусства;

- рисовать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и несложные натюрморты из 5-7 предметов; доступными графическими и живописными средствами передавать в изображении строение и перспективные изменения предметов, цвет натуры с учетом источника освещения, влияние окраски окружающего;

-соблюдать последовательность графического и живописного изображения на природе, на улице, в быту;

-изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;

- видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.)

-овладение различными художественными материалами, техниками, жанрами и формирование умения грамотно и осмысленно применять их для решения художественных задач.


Учащиеся полностью представляют:

- знать анатомию и пропорции человеческой головы;

- осознанно и грамотно использовать приёмы линейной и воздушной перспективы;

- моделировать формы сложной формы тоном;

- передавать фактуру и материал предмета;

- выявлять в набросках самое характерное,

- конструктивно строить и лепить светотенью портретное изображение;

- последовательно вести длительный рисунок;

- рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;

- должны владеть линией, штрихом, пятном, навыками в выполнении линейного и живописного рисунка.

- углубленные знания о художественно-выразительных средствах: композиция, тон, конструкция, цвет, колорит, пропорции и т.д. и их роль в эстетическом произведении искусства;

- рисовать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и несложные натюрморты из 5-7 предметов; доступными графическими и живописными средствами передавать в изображении строение и перспективные изменения предметов, цвет натуры с учетом источника освещения, влияние окраски окружающего;

-соблюдать последовательность графического и живописного изображения на природе, на улице, в быту;

-изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;

- видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.)

-овладение различными художественными материалами, техниками, жанрами и формирование умения грамотно и осмысленно применять их для решения художественных задач.


Оценка метапредметных результатов

Недостаточно способны:

- выбирать технику, способ исполнения в зависимости от поставленной задачи;

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из разных источников;

- контролировать свою учебную деятельность, вовремя находить свои ошибки и стараться их исправить;

- пытаться реализовать свои скрытые потенциалы;

- ставить цели и задачи и стремиться, в полной мере, реализовать их.

-активное участие в коллективной и индивидуальной творческой деятельности; формирование навыков участия в конкурсах, фестивалях, выставках; формирование умения сочетать различные виды деятельности и применять их во внеклассных мероприятиях.

- осознание и стремление к самоконтролю самодисциплине;

- умение ценить и поддерживать товарищеские проявления в себе и других;

- способность работать в коллективе, проявление взаимопонимания и взаимоуважения.

- учебно-теоретическая деятельность: достижение уровня функциональной грамотности, необходимого для продолжения обучения в среднем и высшем специальном учебном заведении;

-овладение навыками осознанного восприятия и анализа произведений изобразительного искусства;

-формирование умений использовать полученные знания в практической деятельности.

В достаточной мере способны:

- выбирать технику, способ исполнения в зависимости от поставленной задачи;

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из разных источников;

- контролировать свою учебную деятельность, вовремя находить свои ошибки и стараться их исправить;

- пытаться реализовать свои скрытые потенциалы;

- ставить цели и задачи и стремиться, в полной мере, реализовать их.

-активное участие в коллективной и индивидуальной творческой деятельности; формирование навыков участия в конкурсах, фестивалях, выставках; формирование умения сочетать различные виды деятельности и применять их во внеклассных мероприятиях.

- осознание и стремление к самоконтролю самодисциплине;

- умение ценить и поддерживать товарищеские проявления в себе и других;

- способность работать в коллективе, проявление взаимопонимания и взаимоуважения.

- учебно-теоретическая деятельность: достижение уровня функциональной грамотности, необходимого для продолжения обучения в среднем и высшем специальном учебном заведении;

-овладение навыками осознанного восприятия и анализа произведений изобразительного искусства;

-формирование умений использовать полученные знания в практической деятельности.


Уверенно способны:

- выбирать технику, способ исполнения в зависимости от поставленной задачи;

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из разных источников;

- контролировать свою учебную деятельность, вовремя находить свои ошибки и стараться их исправить;

- пытаться реализовать свои скрытые потенциалы;

- ставить цели и задачи и стремиться, в полной мере, реализовать их.

-активное участие в коллективной и индивидуальной творческой деятельности; формирование навыков участия в конкурсах, фестивалях, выставках; формирование умения сочетать различные виды деятельности и применять их во внеклассных мероприятиях.

- осознание и стремление к самоконтролю самодисциплине;

- умение ценить и поддерживать товарищеские проявления в себе и других;

- способность работать в коллективе, проявление взаимопонимания и взаимоуважения.

- учебно-теоретическая деятельность: достижение уровня функциональной грамотности, необходимого для продолжения обучения в среднем и высшем специальном учебном заведении;

-овладение навыками осознанного восприятия и анализа произведений изобразительного искусства;

-формирование умений использовать полученные знания в практической деятельности.


Оценка личностных результатов

Недостаточно развиты:

- устойчивая познавательная активность;

-знание основ изобразительной грамотности, художественной культуры;

- освоение знаний, умений, навыков, необходимых для решения поставленных задач в самостоятельном создании произведения изобразительного искусства;

- формирование качеств личности (волевых, эмоциональных и т.д.), необходимых для осознанного выбора профессии;

-осознание места и роли человека в окружающем мире, предназначенности человека в развитии и преобразовании действительности;

-знание особенностей и закономерностей в художественной образности мира в целом;

-креативное отношение к различным взглядам на творчество, окружающий мир;

-стремление познать и ценностно ориентироваться в условиях современного общественного развития;

-потребность в творческом самовыражении и умение конструктивно отстаивать свои взгляды и убеждения.

- знание и бережное отношение к истории, традициям, культуре Отечества и своего народа;

- обладание в достаточном объеме словарным запасом в избранном виде искусства до уровня способности практического применения;

- умение грамотно аргументировано, доброжелательно вести диалоги, дискуссии, обсуждения и применять знания умения и навыки в быту и в процессе творческой деятельности.

достижение уровня функциональной грамотности, необходимого для продолжения обучения в среднем и высшем специальном учебном заведении; овладение навыками осознанного восприятия и анализа произведений изобразительного искусства; формирование умений использовать полученные знания в практической деятельности.

В достаточной мере развиты:

- устойчивая познавательная активность;

-знание основ изобразительной грамотности, художественной культуры;

- освоение знаний, умений, навыков, необходимых для решения поставленных задач в самостоятельном создании произведения изобразительного искусства;

- формирование качеств личности (волевых, эмоциональных и т.д.), необходимых для осознанного выбора профессии;

-осознание места и роли человека в окружающем мире, предназначенности человека в развитии и преобразовании действительности;

-знание особенностей и закономерностей в художественной образности мира в целом;

-креативное отношение к различным взглядам на творчество, окружающий мир;

-стремление познать и ценностно ориентироваться в условиях современного общественного развития;

-потребность в творческом самовыражении и умение конструктивно отстаивать свои взгляды и убеждения.

- знание и бережное отношение к истории, традициям, культуре Отечества и своего народа;

- обладание в достаточном объеме словарным запасом в избранном виде искусства до уровня способности практического применения;

- умение грамотно аргументировано, доброжелательно вести диалоги, дискуссии, обсуждения и применять знания умения и навыки в быту и в процессе творческой деятельности.

достижение уровня функциональной грамотности, необходимого для продолжения обучения в среднем и высшем специальном учебном заведении; овладение навыками осознанного восприятия и анализа произведений изобразительного искусства; формирование умений использовать полученные знания в практической деятельности.

Уверенно развиты:

- устойчивая познавательная активность;

-знание основ изобразительной грамотности, художественной культуры;

- освоение знаний, умений, навыков, необходимых для решения поставленных задач в самостоятельном создании произведения изобразительного искусства;

- формирование качеств личности (волевых, эмоциональных и т.д.), необходимых для осознанного выбора профессии;

-осознание места и роли человека в окружающем мире, предназначенности человека в развитии и преобразовании действительности;

-знание особенностей и закономерностей в художественной образности мира в целом;

-креативное отношение к различным взглядам на творчество, окружающий мир;

-стремление познать и ценностно ориентироваться в условиях современного общественного развития;

-потребность в творческом самовыражении и умение конструктивно отстаивать свои взгляды и убеждения.

- знание и бережное отношение к истории, традициям, культуре Отечества и своего народа;

- обладание в достаточном объеме словарным запасом в избранном виде искусства до уровня способности практического применения;

- умение грамотно аргументировано, доброжелательно вести диалоги, дискуссии, обсуждения и применять знания умения и навыки в быту и в процессе творческой деятельности.

достижение уровня функциональной грамотности, необходимого для продолжения обучения в среднем и высшем специальном учебном заведении; овладение навыками осознанного восприятия и анализа произведений изобразительного искусства; формирование умений использовать полученные знания в практической деятельности.



Особенности организации образовательного процесса очно.

Методы обучения:

- словесные (устное изложение, беседа, наблюдение, анализ своих работ и репродукций картин художников);

- наглядные (методы иллюстрации: показ плакатов, пособий, таблиц, эскизов; методы демонстрации: педагогический рисунок, показ объектов труда, эталонных изделий, инструментов и материалов);

- практические (упражнения, выполнение эскизов, практические ра­боты, тренировочные упражнения, рисование с натуры, рисование по воображению, рисование с образца).

- репродуктивные (выполнение работы по образцу);

- эвристические (частично-поисковые задания);

- исследовательские (организация творческой деятельности, творческие проекты);

- методы формирования познавательных интересов (наглядность, занимательность);

- методы контроля и самоконтроля (наблюдение, сравнение, анализ)

- методы формирования устойчивой мотивации (создания ситуации успеха познавательные игры).

Формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая, групповая.

Формы организации учебного занятия: беседа, выставка, защита творческих работ, конкурс, лекция, наблюдение, посиделки, пленэр, праздник, практическое занятие, творческая мастерская, просмотр.

Педагогические технологии, используемые на занятии:

- технология индивидуального обучения;

- технология группового обучения;

- технология коллективного взаимообучения;

- технология развивающего обучения;

- технология исследовательской деятельности;

- коммуникативная технология обучения;

- технология коллективной творческой деятельности;

- технология образа и мысли;

- технологии проблемного обучения;

- технологии проектного обучения;

- здоровьесберегающие технологии;

- технологии сотрудничества;

- технологии создания ситуации успеха.

Алгоритм учебного занятия:

  1. Приветствие;

  2. Проверка готовности к занятию;

  3. Повторение пройденного материала;

  4. Объяснение нового материала;

  5. Практическая работа обучающихся;

  6. Просмотр и анализ работ обучающихся.


Дидактические материалы: методические разработки, педагогический рисунок.

Литература.

Нормативные документы:

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» (21.12.2012 №273-ФЗ)

  2. «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. №1008);

  3. Концепция развития дополнительного образования (утверждена Постановлением правительства РФ от 04.09. 2014 года №1726-р);

  4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14» (зарегистрировано в Минюсте РФ 20.08.2014 № 33660);

  5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №09-3242);

  6. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»);

  7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

  8. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. №2227-р);

  9. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития» от 17.11.2015 г. №1239 (с изменениями и дополнениями от 6 мая 2016 г., 24 июня, 5 декабря 2017 г.);

  10. Закон Курской области от 09 декабря 2013 года N 121-ЗКО «Об образовании в Курской области» (принят Курской областной Думой 4 декабря 2013 года (с изменениями и дополнениями от 18.07.2018);

  11. Устав МКУДО «ДДТ» (утвержден Постановлением администрации города Курчатова от 11.11.2015 № 1380);

  12. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МКУДО «ДДТ» (утверждено приказом директора МКУДО «ДДТ» от 11.01.2017 № 22);



Литература для педагога:

  • Барщ А. Рисунок в средней художественной школе. - М., 1963

  • Богоявленская, Д. Б. и др. Рабочая концепция одаренности [Электронный ресурс] / Д. Б. Богоявленская, В. Д. Шадриков, Ю. Д. Бабаева, А. В. Брушлинский, В. Н. Дружинин, И. И. Ильясов, И. В. Калиш, Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкин, А. А. Мелик-Пашаев, В. И. Панов, В. Д. Ушаков, М. А. Холодная, Н. Б. Шумакова, В. С. Юркевич; отв. ред. Д. Б. Богоявленская, науч. ред. В. Д. Шадриков. 2-е изд., расш. и перераб. М., 2003.

  • Бурменская, Г. В., Слуцкий В. М. Одаренные дети / Г.В. Бурменская, В. М. Слуцкий. М.: Прогресс, 1991.,376

  • Е.А. Афанасьева, Е.Д. Гераскевич, Е.Н. Зайцева, Т.И. Исраилян, Б.А. Иванов, Г.Б. Корягин, Л.А. Казарина, В.Н. Ларионов, Е.В. Лапин, В.А. Потанина, Л.В. Румянцева, В.А. Румянцев, М.И. Улупов, В.И. Щерба «Рисунок, живопись, скульптура, композиция для ДХШ и ДШИ (художественных отделений)». Министерство Культуры СССР. Всесоюзный методический кабинет по учебным заведениям искусств и культуры, 1990 г.

  • Живопись: Учебные постановки. - М., 1963.

  • Золотарева, А. В. Модель сопровождения одаренных детей в региональной системе образования Ярославской области / А. В. Золотарева // Образовательная политика. № 1 (51). 2011.

  • Клименко, В. В. Психологические тесты таланта / В. В. Клименко., СПб., 1996.

  • Ковалева, Т. М., Концепция тьюторского сопровождения развития одаренного ребенка в условиях взаимодействия образовательных учреждений [Электронный ресурс] / Т. М. Ковалева. Режим доступа: http://www.mioo.ru/

  • Ли Н. Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка. Учебник. — М.: Эксмо, 2007. — 480 с

  • Рабинович М. Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц и её применение в рисунке. - М., 1978.

  • Ростовцев Н. Очерки истории методы преподавания рисунка. - М., 1984. Сергеев А. Учебный натюрморт. - М., 1955.

  • Составление программы «Одаренный ребенок» в организациях дополнительного образования детей: методические рекомендации [Электронный ресурс] / авт.-сост. Л.Е. Вотякова; Мин-во образования Респ. Коми, Коми респ. ин-т развития образования. – Сыктывкар: КРИРО, 2015.

  • Школа изобразительного искусства. В 10-ти вып. Вып. 1 - 6. - М., 1986

  • Шорохов Е. Основы композиций. - М., 1979.

  • http://art.s548.ru/home/virtualnaa-galerea

Используемая для обучающихся:

  • Авсиян О. Натура. Рисование по представлению. - М., 1985.

  • Алексеев С. О цвете и красках. - М., 1964.

  • Барщ А. Наброски и зарисовки. - М., 1970.

  • Кальнинг А. Акварельная живопись. - М., 1968.

  • Тютюнник В. Материалы и техники живописи. - М., 1962.

  • Унковский А. Живопись. Вопросы колорита. - М., 1980.


Дополнительная литература.

Используемая педагогом:

  • Сокольникова Н. М.Основы композиции.Учебник для уч. 5-8 кл. ОБНИНСК • ИЗДАТЕЛЬСТВО «ТИТУЛ» • 1996

  • Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 2. Основы живописи.- Обнинск: Титул, 1996.- 80 е.: цв. ил.

  • http://oformitelblok.ru

  • http://artwwworld.org.ua

  • Хитров А., Катуркин Т., Алексеева Е. Учебный рисунок. - М., 1953. Школа изобразительного искусства: Сборник. В 10-ти вып. - М., 1960 - 1988.


Используемая для обучающихся:

  • Беда Г. Живопись и её изобразительные средства. - М., 1977.

  • Ватагин В. Изображение животных. - М., 1957.

  • Дейнека А. Учитесь рисовать. - М., 1961.

















Приложение 2.

Определение творческого потенциала ребенка

по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Колорит-продвинутый курс»

Тесты для учащегося (вопросы взяты из опросника Дж. Гилфорда)

Цель: определение творческого потенциала ребенка.

Для выполнения заданий вам достаточно простого карандаша и стирательной резинки, на тот случай, если вы вдруг ошибётесь.


Бланк для фиксации ответов учащимися



Тесты по изобразительному искусству к модифицированной образовательной программе «Удивительный мир красок»
Инструменты и материалы.

1. Инструкция. Закончи предложение.
Вопрос. Небольшая тонкая и лёгкая пластинка четырёхугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски в процессе работы – это …
Варианты ответа:
-стек;
-паспарту;
-палитра;
-ватман;
-панно.

2. Инструкция. Закончи предложение.
Вопрос. Подставка (обычно треножная), на которой помещается холст на подрамнике или доска для работы художника – это …
Варианты ответа:
-муштабель;
-мольбрет;
-станок;
-стек
-мольберт.

3. Инструкция. Закончи предложение.
Вопрос. Мягкие цветные карандаши без оправы, сформованные из красочного порошка, а также рисунок или живопись, выполненные ими – это …
Варианты ответа:
-гуашь;
-сангина;
-темпера;
-пастель;
- акварель.

Основы живописи.

4. Инструкция. В графе ответов проставь соответствующие буквы. Расположи в правильной последовательности.
Вопрос. Порядок цветов в цветовом спектре: 
Варианты ответа:



5. Инструкция. Обведи кружком буквы, соответствующие правильному варианту ответа.
Вопрос. Три основных цвета в живописи – это:
Варианты ответа:



6. Инструкция. В графе ответов проставь соответствующие буквы.
Вопрос. При смешивании следующих цветов получится:


Варианты ответа:


7. Инструкция. Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. Холодный цвет – это:
Варианты ответа:


8. Инструкция. Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. Тёплая цветовая гамма – это:
Варианты ответа:


Нетрадиционные техники рисования.
9. Инструкция. Закончи предложение.
Вопрос. Техника «уникального отпечатка», при которой гладкую поверхность или лист бумаги покрывают краской, а потом делают с нее отпечаток на листе – это…
Варианты ответа: 
-графика;
-линогравюра;
-монотипия;
-ксилография;
-гравюра.

10. Инструкция. Закончи предложение.
Вопрос. Графический рисунок, выполненный с помощью острого предмета на специально загрунтованной поверхности, методом процарапывания это …
Варианты ответа:
-набрызг;
-монотипия;
-тычкование;
-граттаж;
-графика.

11. Инструкция. Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. При помощи ниток выполняют графический рисунок в технике:
Варианты ответа:
A. граттаж;
B. ниткография;
C. монотипия;
D. тычкование;
E. графика.

12. Инструкция. Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. При помощи зубной щётки выполняют графический рисунок в технике: 
Варианты ответа:
A. ниткография;
B. рисование тычком;
C. батик;
D. напыление;
E. графика.

13. Инструкция. Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. При помощи ватных палочек выполняют графический рисунок в технике: 
Варианты ответа:
A. рисование мыльными пузырями;
B. рисование тычком;
C. рисование углём;
D. рисование солью;
E. рисование фактурами.

14. Инструкция: Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. При помощи растений выполняют графический рисунок в технике:
Варианты ответа:
A. ниткография;
B. рисование тычком;
C. фитографика;
D. батик;
E. графика.

15. Инструкция. В графе ответов проставь соответствующие буквы. Расположи в правильной последовательности.
Вопрос. Технология выполнения графического рисунка при помощи техники «фитографика»:
Варианты ответов:
A. выложите композицию из листьев на альбомный лист; 
B. расстелить газету на рабочем столе;
C. набрать краску на зубную щётку:
D. взять ножницы;
E. подсушить рисунок;
F. лёгкими движениями зубной щетки о край ножниц напылить краску на рисунок; 
G. положить альбомный лист на газету;
H. убрать листья с альбомного листа;
I. убрать рабочее место;
J. графический рисунок готов!

16. Инструкция. В графе ответов проставь соответствующие буквы. Соотнеси название нетрадиционных способов рисования с изображением на картинке.
Вопрос. Виды нетрадиционных техник рисования:
Варианты ответа:

1. ниткография;
2. рисование тычком;
3. рисование осенними листьями
4. печать осенними листьями;
5. графика


Виды графики.

17. Инструкция: Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. Линия, штрих, тон, пятно – основные средства художественной выразительности:
Варианты ответа:
A. живописи;
B. скульптуры;
C. графики;
D. архитектуры;
E. дизайна.

18. Инструкция: Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. Вид книжной графики, её основа.
Варианты ответа:
A. форзац;
B. иллюстрация;
C. переплёт;
D. суперобложка;
E. титульный лист.

Основы рисунка.

19. Инструкция: Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. На блестящей поверхности отражается источник света и образует самое яркое место на предмете.
Варианты ответа:
A. свет;
B. рефлекс;
C. полутень;
D. блик;
E. собственная тень.

20. Инструкция: Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. Художественное произведение вспомогательного характера, являющееся подготовительным для более крупной работы и обозначающее её замысел и основные композиционные средства.
Варианты ответа:
A. этюд;
B. эскиз;
C. набросок;
D. зарисовка;
E. рисунок.

21. Инструкция: Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. Условная исходная единица измерения в пластических искусствах, принятая для выражения кратных отношений размеров целого и составляющих его частей.
Варианты ответа:
A. модуль;
B. подмодуль;
C. пропорция;
D. часть;
E. узел.

22. Инструкция. Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. За основу построения рисунка фигуры взрослого человека взят модуль:
Варианты ответа:
A. длина голени;
B. высота головы;
C. высота предплечья;
D. длина кисти;
E. длина стопы.

Основы композиции.

23. Инструкция: Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос: Асимметричные предметы – это:
Варианты ответа: 



24. Инструкция: Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос: Динамика – это:
Варианты ответа:


Практическое задание.
25. Инструкция. Выполни графический рисунок.
Вопрос. Композицию, составленную из точек, линий и геометрических фигур преврати в образную композицию, сохраняя данные композиционные соотношения фигур. 



Ключи

1. палитра
2. мольберт
3. пастель
4. EGADBCF
5. ACE
6. BCEAD
7. B
8. B
9. монотипия
10. граттаж
11. ниткография
12. напыление
13. рисование тычком
14. фитографика
15. BGACDFEHJI
16. BECAD
17. C
18. B
19. D
20. B
21. A
22. B
23. D
24. E
25.


Приложение №3

Диагностика результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Колорит»

(по методике Н.В.Клёновой, Л.Н.Буйловой)

Показатели

(оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное количество баллов

Методы диагностики

  1. Теоретическая подготовка обучающегося:

1.1.Теоретические знания (по основным разделам учебного плана программы)





1.2.Владение специальной терминологией по тематике программы












Соответствие теоретических знаний обучающегося программным требованиям






Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

минимальный уровень (обучающийся овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой);

средний уровень(объем усвоенных знаний составляет более ½);

максимальный уровень (обучающийся освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период);

минимальный уровень (обучающийся, как правило, избегает употреблять специальные термины);

- средний уровень

(обучающийся сочетает специальную терминологию с бытовой);


-максимальный уровень

(специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием).

1

5

10



1

5

10

Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др.








Собеседование

  1. Практическая подготовка обучающегося:

II.1.Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебного плана программы)







II.2.Владение специальным оборудованием и оснащением







II.3. Творческие навыки (творческое отношение к делу и умение воплотить его в готовом продукте)


Соответствие практических умений и навыков программным требованиям




















Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения






Креативность в выполнении заданий

-минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков);

- средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более ½);

-максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период);

-минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием)

- средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога);

-максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей);

- начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);

-репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);

- творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества).



1

5

10







1

5

10






1

5

10

Контрольное задание












Контрольное задание







Контрольное задание

  1. Общеучебные умения и навыки ребенка:

    1. III.1. Учебно-интеллектуальные умения:

III.1.1.Умение подбирать и анализировать специальную литературу

III.1.2.Умение пользоваться компьютерными источниками информации

III. 1.3.Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования)


III. 2. Учебно-коммуникативные умения:

III .2.1.Умение слушать и слышать педагога

III .2.2.Умение выступать перед аудиторией

III .2.3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии

III.3. Учебно-организационные умения и навыки:

III .3.1.Умение организовать свое рабочее (учебное) место

III .3.2.Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности



III .3.3. Умение аккуратно выполнять работу





Самостоятельность в подборе и анализе литературе


Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации

Самостоятельность в учебно-исследовательской работе







Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации

Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств




Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям




Аккуратность и ответственность в работе

- минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

- средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);

- максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

уровни – по аналогии с п. III.1.1.

уровни – по аналогии с п.

III 1.1.

уровни – по аналогии с п. III 1.1.

уровни – по аналогии с п. III 1.1.

уровни – по аналогии с п. III.1.1.

уровни – по аналогии с п. III.1.1.

- минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой);

- средний уровень (объем усвоенный навыков составляет более ½);

- максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период).

удовлетворительно – хорошо – отлично




1

5

10




1


5


10




1


5


10








1


5



10



Анализ










Исследовательские работы





Наблюдение




Таблица 2

Индивидуальная карточка

учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе

«Колорит»

(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)

Фамилия, имя ребенка________________________________________________________

Возраст_____________________________________________________________________

Вид и название детского объединения___________________________________________

Ф. И. О. педагога_____________________________________________________________

Дата начала наблюдения_______________________________________________________

Сроки диагностики





Показатели

Продвинутый

уровень



I г.обучения




  1. Теоретическая подготовка ребенка:

    1. Теоретические знания:

а)

б)

в) и т.д.

1.2.Владение специальной терминологией


  1. Практическая подготовка ребенка

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой:

а)

б)

в) и т.д.

2.2.Владение специальным оборудованием и оснащением

2.3. Творческие навыки


  1. Общеучебные умения и навыки

3.1. Учебно-интеллектуальные умения:

а) умение подбирать и анализировать специальную литературу

б) умение пользоваться компьютерными источниками информации

в) умение осуществлять учебно-исследовательскую работу

3.2. Учебно-коммуникативные умения:

а) умение слушать и слышать педагога

б) умение выступать перед аудиторией

в) умение вести полемику, участвовать в дискуссии

3.3. Учебно-организационные умения и навыки:

а) умение организовать свое рабочее (учебное) место

б) навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности

в) умение аккуратно выполнять работу


  1. Предметные достижения обучающегося:

  • На уровне детского объединения (кружка, студии, секции)

  • На уровне школы (по линии дополнительного образования)

  • На уровне района, города

  • На республиканском, международном уровне


Таблица 3

Схема самооценки

Тема, раздел

Что мною сделано?

Мои успехи и достижения

Над чем мне надо работать?

















Диагностика личностного развития обучающегося в процессе освоения им

дополнительной образовательной программы

(Н.В.Клёнова, Л.Н.Буйлова)

Показатели

(оцениваемые параметры)

Критерии

Степень

выраженности оцениваемого качества

Баллы

Методы

диагностики

1.

Организационно-волевые качества

1.1.Терпение

Способность переносить (выдерживать известные нагрузки) в течение определённого времени, преодолевать трудности

- терпения хватает меньше, чем на ½ занятия,


-терпения хватает больше, чем на ½ занятия,


- терпения хватает на всё занятие

1



5


10

Наблюдение

1.2.Воля

Способность побуждать себя к активным действиям

-волевые усилия ребёнка побуждаются извне,


- иногда самим ребёнком,


- всегда самим ребёнком

1


5


10

Наблюдение

1.3.Самоконтроль

Умение контролировать свои поступки

(приводить к должному свои действия)

-ребёнок постоянно находится под воздействием контроля извне,

- периодически контролирует себя сам,

- постоянно контролирует себя сам.

1


5


10

Наблюдение

2.

Ориентационные качества

2.1.Самооценка

Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям

- завышенная

-заниженная

- нормальная

1

5

10


Анкетирование

2.2.Интерес к занятиям в детском объединении

Осознанное участие в освоении образовательной программы

-интерес к занятиям продиктован ребёнку извне,

- интерес периодически поддерживается самим ребёнком, - интерес всегда поддерживается самим ребёнком

1


5


10

Тестирование

3.

Поведенческие качества

3.1.

Конфликтность (отношение ребёнка к столкновению интересов, спору в процессе взаимодействия)

Способность занять определённую позицию в конфликтной ситуации

- периодически провоцирует конфликты,

- сам в конфликтах не участвует, старается их избежать,

- пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты

1


5


10

Тестирование,

метод незаконченного предложения

3.2. Тип сотрудничества

(отношение ребёнка к общим делам детского объединения)

Умение воспринимать общие дела как свои собственные

- избегает участия в общих делах,

- участвует при побуждении извне,

- инициативен в общих делах

1


5


10

Наблюдение



Индивидуальная карточка

учёта результатов воспитания по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«Школа мастеров»

(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)


Фамилия, имя ребёнка_______________________________________________


Возраст ________________Вид и название детского объединения_________________________________________


Ф.И.О.педагога____________________________ Дата начала наблюдения __________________________________


Сроки диагностики




Показатели




Продвинутый уровень


1 г. обучения

1.Организационно-волевые качества

1.1.Терпение

1.2.Воля

1.3.Самоконтроль


2.Ориентационные качества

2.1.Самооценка

2.2.Интерес к занятиям в детском объединении



3.Поведенческие качества

3.1.Конфликтность

3.2.Тип сотрудничества