Общешкольное родительское собрание «Аддиктивное поведение детей»
Актуальность. В последнее время в нашей стране возросло количество социально неблагополучных семей.
К ним можно отнести: семьи с ограниченными социальными ресурсами, с нарушенной структурой, с девиантным и аддиктивным поведением, педагогически некомпетентные. Такие семьи, относящиеся к группе риска, не способны осуществлять свои основные функции, что влияет на успешность социализации и целостное развитие ребенка.
По результатам проведенных исследований под воздействием аддикций чаще всего оказываются несовершеннолетние от 11 до 17 лет. Различные опьяняющие вещества хотя бы раз пробовали 85% подростков.
Аддиктивное поведение. - (в переводе с английского addiction – склонность, пагубная привычка) - один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций.
Виды аддиктивного поведения подростков:
1. Употребление алкоголя, никотина.
2. Употребление веществ, изменяющих психическое состояние, включая наркотики, лекарства, различные яды.
3. Участие в азартных играх, включая компьютерные.
4. Сексуальное аддиктивное поведение.
5. Переедание или голодание.
6. Телевизор, длительное прослушивание музыки, главным образом, основанной на низкочастотных ритмах.
7. Религия, сектантство.
8. Нездоровое увлечение литературой в стиле «фэнтези».
Особенности аддиктивной личности:
Любая зависимость формируется преимущественно в подростковом возрасте у лиц, с выраженной тенденцией к:
Самоутверждению и немедленному выполнению своих претензий.
Сниженной способностью к длительной целенаправленной деятельности;
Демонстративному проявлению чувств, подражанию и лжи.
Сниженной самооценке, способностей к совладанию со стрессом и саморегуляции.
Склонностью к избыточному фантазированию.
Факторы, приводящие к риску употребления ПАВ среди подростков.
1. Экономическое, социальное неблагополучие;
2. Неблагоприятное окружение и общественная необустроенность;
3. Частые перемены места жительства;
4. Доступность алкоголя и наркотиков;
5. Семейная предрасположенность;
6. Неумелость и непоследовательность в воспитании;
7. Склонность к антисоциальному поведению и гиперактивности;
8.Неуспеваемость, отсутствие желания продолжать обучение в школе.
9. Протест и риск в подростковом возрасте.
10.Общение с пьющими и употребляющими наркотики сверстниками.
11. Положительное отношение к алкоголю и наркотикам
12.СМИ (реклама)
Причины употребления ПАВ:
Неспособность подростка к продуктивному выходу из ситуации.
Наличие психотравмирующей ситуации, из которой подросток не находит конструктивного выхода.
Подросток оказывается беспомощным перед захлёстывающими его отрицательными состояниями.
Этапы формирования зависимого поведения:
1 этап- первых проб.
2 этап поиска- формирования зависимого поведения.
3 этап групповой психической зависимости.
Организация работы по профилактике аддиктивного поведения учащихся
Основными задачами в целях профилактики аддиктивного поведения являются:
1. Выявление (диагностика) лидеров, ведущих девиантный образ жизни, включение их в категорию детей, требующих особого внимания.
2. Стимулирование создания молодежных объединений, участники которых ведут здоровый образ жизни.
3. Психологическое информирование родителей о механизмах становления девиантных и аддиктивных форм поведения.
4. Формирование у родителей навыков эффективного взаимодействия с детьми по предотвращению конфликтных ситуаций друг с другом.
5. Систематическое обучение учащихся (начиная с младшего школьного возраста) навыкам критического восприятия информации тенденциозного характера, прямо или косвенно пропагандирующие девиантный образ жизни.
Основные методы и формы работы применяемые по профилактике предупреждения аддиктивного поведения у учащихся.
1. Формирование социального паспорта класса.
2. Ранняя профилактика детей группы «риска» (заполняется классным руководителем, карта наблюдения на учащегося, акт ЖБУ).
3. Работа Совета по профилактике правонарушений и безнадзорности 4.Диагностика («Отношение учащихся к курению», анкета, направленная на изучение характера отношения подростков к наркомании.)
5.Проведение ролевых игр, которые помогают противостоять уговорам «Умей сказать: нет!», «Примерка социальных ролей».
6.Акции, проводимые в школе: «Красная лента», «Мы против курения». 7.Конкурс рисунков «Спорт-альтернатива вредным привычкам 5-11 кл» 8.Проведение родительских собраний по вопросам раннего выявления зависимых состояний у подростка.
9.Проведение классных часов «Мы за жизнь» по параллелям 5-11 кл.
10.Лекции-беседы с учащимися «Наркомания и школьники».
11.Стендовая презентация.
12.Групповая работа с учащимися мозговой штурм «Зачем люди употребляют наркотики и алкоголь».
13.Групповые дискуссии с учащимися 10-11 кл «СПИД- чума XXI века». 14.Просмотр с учащимися видеофильмов о последствиях алкогольной и наркотической зависимости.
15. Проведение тренингов (формирования жизненных навыков (формируются умения общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты).
3