Тема: Общие основы лечебной физкультуры.
Занятия ЛФК оказывают лечебный эффект только при правильном, регулярном, длительном применении физических упражнений. В этих целях разработаны методика проведения занятий, показания и противопоказания к их применению, учет эффективности, гигиенические требования к местам занятий. Различают общую и частные методики ЛФК. Общая методика ЛФК предусматривает правила проведения занятий (процедур), классификацию физических упражнений, дозировку физической нагрузки, схему проведения занятий в различные периоды курса лечения, правила построения отдельного занятия (процедуры), формы применения ЛФК, схемы режимов движения. Частные методики ЛФК предназначены для определенной нозологической формы заболевания, травмы и индивидуализируются с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, возраста, физической подготовленности больного. Специальные упражнения для воздействия на пораженные системы, органы обязательно должны сочетаться с общеукрепляющими, что обеспечивает общую и специальную тренировки. Физические упражнения выполняют после их объяснения или показа. У больных пожилого возраста, с органическими поражениями ЦНС следует сочетать показ и словесное объяснение упражнений. Во время занятий должна быть спокойная обстановка, больного не должны отвлекать посторонние разговоры и иные раздражители. Физические упражнения не должны усиливать болевых ощущений, так как боль рефлекторно вызывает спазм сосудов, скованность движений. Упражнения, вызывающие боль, следует проводить после предварительного расслабления мышц, в момент выдоха, в оптимальных исходных положениях. С первых дней занятий больного следует обучать правильному дыханию и умению расслаблять мышцы. Расслабление легче достигается после энергичного мышечного напряжения. При односторонних поражениях конечностей обучение расслаблению начинают со здоровой конечности. Музыкальное сопровождение занятий повышает их эффективность. Основными средствами ЛФК являются физические упражнения и естественные факторы природы. Физических упражнений много, и они по-разному влияют на организм.
В своих занятиях учитель по лечебной физкультуре использует практические и
методические занятия:
владение теорией
выявлять нарушения ОДА
диагностика
подбор упражнений
подбор средств
практические работы
Занятие лечебной физкультурой оказывают лечебный эффект только при
правильном, регулярном, длительном применении, физических упражнений.
В этих целях разработана методика проведения занятий показания и противопоказания к их применению, учёт эффективности, гигиенические требования
к местам занятий.
Физические упражнения выполняют после их объяснения или показа.
Во время занятий должна быть спокойная обстановка.
С первых дней занятий учащихся следует обучать правильному дыханию и
умению расслаблять мышцы. Музыкальное сопровождение повышает их
эффективность.
Основные средства лечебной физкультуры являются физические упражнения и
естественные факторы природы. Физических упражнений много, и они по-разному
влияют на организм.
Классификация физических упражнений:
Физические упражнения в лечебной физкультуре делятся на 3 группы:
гимнастические, спортивно-прикладные и игры.
Гимнастические упражнения:
Состоят из движений, с помощью которых можно воздействовать на различные
системы организма и на отдельные мышечные группы, суставы, развивая и восстанавливая силу мышц, быстроту, координацию.
Общеукрепляющие упражнения:
Применяют для оздоровления и укрепления организма.
Специальные упражнения:
Избирательно действуют на опорно-двигательный аппарат. На позвоночник-
при его искривлении, на стопу- при плоскостопии. Обычно специальные упр.
применяют в сочетании с общеразвивающими.
В лечебной физкультуре применяют технологии механические аппараты и тренажёры
местные (локального и общего действия), это велотренажёры, бегущая дорожка
и др.
Лечебная гимнастика наиболее распространённая форма использования
физических упражнений, в целях лечения, реабилитации.