СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общественный смотр знаний по биологии по теме "Пищеварение"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В интересной форме обучающиеся повторяют тему "Пищеварение" в курсе биологии 8 класса

Просмотр содержимого документа
«Общественный смотр знаний по биологии по теме "Пищеварение"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Относовская средняя общеобразовательная школа











ОБЩЕСТВЕННЫЙ СМОТР ЗНАНИЙ

Предмет: БИОЛОГИЯ

класс: 8

Тема: ПИЩЕВАРЕНИЕ




Тема урока:

Обобщение по теме

« Пищеварительная система»



Цели урока:

Обучающая: обобщить знания учащихся о пищеварительной системе;

Развивающая: продолжить формирование навыков установления причинно-следственной связи межу строением и выполняемой функцией, применения полученных знаний на практике при выполнении заданий;

Воспитывающая: продолжить формирование бережного отношения к своему здоровью.

Тип урока: обобщение.

Ход урока

I. Инициализация урока

На протяжении нескольких уроков вы познакомились со строением и выполняемыми функциями пищеварительной системы. На сегодняшнем уроке мы обобщим полученные знания. Я предлагаю вам провести несколько обобщающих тестов, которые помогут нам понять усвоена тема или нет.

Первый вопрос: Какое значение для организма имеет пищеварительная система?

(Снабжение организма питательными веществами и БАВ).

Второй вопрос: На что расходуются в организме эти вещества?

(На образование пластических веществ, необходимых для создания новых клеток и внутриклеточных структур. На образование энергии, необходимой для жизнедеятельности живого организма).

Третий вопрос: Что происходит с питательными веществами в клетках при биологическом окислении?

( Образование энергии).

Четвертый вопрос: Почему же вещества, пригодные для пищи, например, молоко или куриный бульон, введенные прямо в кровь, вызывают гибель человека?

(Для того чтобы находящаяся во внешней среде пища могла снабдить нуждающийся в ней организм необходимыми ему веществами и энергией, она должна быть преобразована в доступную для усвоения форму. Живые организмы способны химически расщеплять пищу на вещества, которые могут всасываться и участвовать в обмене веществ. Это белки, жиры и углеводы.)

Вот карточки с заданиями на уточнение, как устроена система пищеварения:

ЗАДАНИЯ. а) Решите, какое слово в предложенном списке органов является лишним: глотка, гортань, пищевод, желудок, кишечник (Ответ пояснить).

б) Решите, какое слово отсутствует в списке отделов пищеварительной трубки. Найдите ему место в предложенной цепочке слов: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник, анальное отверстие.

в) Найдите ошибку в порядке расположения органов пищеварительной системы: рот- глотка- трахея- пищевод- желудок - тонкая кишка - толстая кишка-прямая кишка.


II. Этап актуализации изученного материала

Строение пищеварительной системы

Сядьте прямо. Плечи отведите назад. Дыхание свободное. Ноги в коленном суставе под прямым углом к полу. Между туловищем и партой – ширина ладони. От глаз до текста примерно 30см.

Взаимопроверка

Для переваривания пищи эволюция сумела создать почти универсальный аппарат - пищеварительную систему.

На листочках находятся изображения пищеварительной системы без надписей. Ваша задача правильно подписать органы пищеварительной системы.

Ученики работают по карточкам.

Затем ученики меняются работами и проверяют работу своего соседа .

Итак, мы теперь уточнили строение пищеварительной системы и переходим к повторению функций отдельных ее составных частей.

Ротовая полость Эпиграф: Кто хорошо жует, тот долго живет

Пищеварительная система начинается ротовой полостью. Мы должны обосновать народную мудрость « Кто хорошо жует, тот долго живет». Обоснуйте.

В ротовой полости находятся зубы, слюнные железы и язык.

Работаем с рабочей тетрадью. Выполняем задание 127 на стр.53.


Зубы Эпиграф: В здоровом зубе - здоровый дух

- Какая существует классификация зубов по выполняемой функции?

(Резцы, клыки и коренные).

- Какую функцию выполняет каждый из них? ( отвечают)

- Почему на яблоке остаются только следы клыков и резцов?

(Потому что клыками и резцами человек откусывает пищу)

- А какую функцию выполняют коренные зубы?

(Разжевывание, измельчение и перетирание пищи)

Составьте зубную формулу постоянных зубов ( в порядке их расположения в верхней и нижней челюстях, начиная с резцов).Зубную формулу запишите в виде дроби: в числителе – зубы половины верхней челюсти, в знаменателе – нижней) (2+1+2+3/2+1+2+3)

А теперь в рабочей тетради выполните задание 128. (выполняют).

Итак, уточняем устно:

- Какое внешнее строение имеет зуб?

( Коронка, шейка, корень).

- Каково внутреннее строение зуба?

( Эмаль, дентин, пульпа, цемент).

- Что такое кариес? пульпит? Пародонтоз?

( повреждение эмали. Повреждение зуба, дошедшее до нервных окончаний. Повреждение корня, шатание зуба.)

Делаем вывод: здоровые зубы – важное условие сохранения здоровья человека.

- Какие правила ухода за зубами необходимо соблюдать всем людям и почему?

Практическая работа

Возьмите расческу и начешите на нее вату так, чтобы часть волокон застряла между зубьями расчески. Попробуйте удалить эту вату, двигая зубной щеткой слева направо так, как обычно трут зубы дети. А теперь то же самое сделайте движениями от основания зубьев расчески к их краям. Вата легко удаляется.

Сделайте вывод о том как надо чистить зубы (После каждой еды рот полоскать, а зубы ежедневно чистить утром и вечером; чтобы удалить все частицы пищи, застрявшие в зубах, щетку следует вести от десны к краю зуба).

- Почему нельзя после мороженого сразу пить горячий чай или наоборот?

(Потому что могут образовываться микротрещинки).

- Настолько ли высок эффект – профилактика кариеса - от жевательной резинки как убеждает нас реклама? И не оказывает ли нам жвачка медвежью услугу?

( Для того чтобы принести пользу своему жевательному аппарату и удалить остатки еды после приема пищи, если под рукой нет зубной щетки, достаточно жевать резинку всего 2-3 минуты не более 1-2 раза в день после еды).

Слюна Эпиграф: Вот те и госпожа слюна! Ишь, какая прелесть!

Человек не чувствует вкуса сухой пищи! Во рту 6 миллионов слюнных желез. За сутки они вырабатывают 1 литр слюны.

- Каково значение слюны, кроме смачивания? (Уничтожение микробов и кислот гниения, придание скользкости пищи, начальное переваривание углеводов).

Состав слюны: 99,4% вода, а остальное – органические и неорганические вещества – 0,6%.

- Почему если пожевать булку, не глотая, то ощущается сладковатый привкус?

(Потому что булка сделана из муки, содержащей крахмал, а это углевод. Под действием птиалина крахмал расщепляется до сахара).

Да, слюна содержит три основных фермента: амилазу – расщепляет сложные углеводы; птиалин – расщепляет более простые углеводы; лизоцим – убивает микробы и обеззараживает пищу.

Выделяется ли слюна на вид разрезанного лимона у новорожденного малыша?

(Нет, потому что это условный рефлекс).

Язык Эпиграф: Язык не лопатка: знает, что горько, что сладко

- Что находится на поверхности языка?

(Вкусовые сосочки – орган вкуса).

Какая часть языка распознает сладкую пищу?(кончик). соленую? (края) кислую? (центр языка) горькую? (корень языка).

- Что делает с пищевым комом язык?

(Переворачивает его и проталкивает дальше по пищеводу).

Итак, мы рассмотрели строение ротовой полости. Зависит ли от ее деятельности выражение: кто долго жует, тот долго живет?


Глотка.

Биологическая задача. Сделайте 3-4 глотательных движений. А теперь ещё 5-6.

- Почему все последние глотательные движения сделать затруднительно?

(Глотательные движения возможны только при раздражении гладкой мускулатуры глотки пищей или слюной. Пищи в ротовой полости нет, а слюна еще не накопилась).

Глотку называют перекрестком двух систем: пищеварительной и дыхательной.

- Почему во время еды не рекомендуется разговаривать? Какой защитный механизм появился в связи с этим? Глотка- перекресток пищеварительной и дыхательной систем. Чтобы они не соединялись, придуман защитный механизм – язычок, который перекрывает вход в дыхательную трубку, и пища идет из глотки в пищевод).

Смоченный слюной скользкий комок пищи (или слюна, если пищи не было) из ротовой полости и глотки попадает в пищевод.

Пищевод. Эпиграф: рад дурак, что большой кусок, да и кусок рад, что едок – дурак.

По нему пища идет произвольно и не зависит от нашей воли. Глоток – сигнал к тому, чтобы открылся привратник – кольцевая мышца при входе в желудок. Что помогает нам проглотить даже несоизмеримо большой пищевой ком? ( Трахея состоит из хрящевых полуколец, но задняя стенка трахеи эластичная, что способствует беззатруднительному прохождению пищевого кома. Стенки пищевода способны растягиваться, что помогает прохождению даже несоизмеримо большого пищевого кома).

Желудок Эпиграф: Аппетит приходит во время еды

По пищеводу пища попадает в самую широкую часть пищеварительной системы - желудок. И только вода не задерживается в желудке. А вот молоко и другие напитки задерживаются. Т.к. это уже считается едой.

Желудок имеет 14 миллионов желудочных желез, которые за сутки выделяют 3 литра желудочного сока. Сок содержит 0,5% соляной кислоты. Она убивает бактерии гниения, защищает слизистую желудка от болезнетворных бактерий и помогает расщеплять белок.

- Почему у людей с пониженной кислотностью желудочного сока часто возникают заболевания желудка? ( Потому что только в кислой среде действуют пищеварительные соки желудка).

Биологическая задача.

Как происходит выделение желудочного сока на различную пищу (хлеб, мясо, молоко).

( На мясо сок выделяется в течение 8 часов, на хлеб – 10 часов, на молоко – 6 часов.

- Как зависит сокоотделение от состава пищи?

(Мясной бульон, отвары овощей, пряности повышают сокоотделение, а жирная пища – понижает).

- Почему обед принято начинать с салатов или первых блюд? Ответьте на вопрос, используя график зависимости сокоотделения от состава пищи.

( Потому что вещества, содержащиеся в салатах и первых блюдах, повышают сокоотделение).

Объясните, почему аппетит приходит во время еды? ( задействованы все органы чувств и все анализаторы с участками головного мозга, отвечающими за выделение пищеварительных соков)

Вопрос: при некоторых заболеваниях человеку приходится удалять часть желудка. Переваривание каких веществ затруднено у таких больных? И почему же в их пищеварительной системе все же происходит расщепление этих веществ? ( Белков. Их переваривание происходит в двенадцатиперстной кишке под действием ферментов поджелудочного сока и в тонком кишечнике под действием кишечного сока, выделяемого железками кишечника ( пристеночное пищеварение)).

Релаксация

После выполнения задания проводится физкультминутка для глаз.

Разговоры о пищи « посетили» продолговатый мозг, где находится центр слюно- и сокоотделения. Мы среагировали буквально как собаки И.П. Павлова. Чтобы пощадить наши желудки и немного отдохнуть закройте глаза, расслабьтесь.

Вот через открытую форточку к нам залетела бабочка. Проследите глазами за ее полетом. Вот она полетела к двери, взмахнула вверх, подлетела к доске, опустилась вниз, на секунду приземлилась к вам на нос и вернулась к окну. Проводите ее взглядом вдаль и откройте глаза.


Пищеварительные железы

Пищевая кашица из желудка маленькими порциями попадает в самую длинную

часть пищеварительного тракта – кишечник, состоящий из тонкого и толстого

кишечника. Как называется та часть желудка, которая является границей между ним и кишечником? (Запирательная часть желудка -сфинктер).

Пользуясь рисунком, ответьте на вопросы.

-Протоки каких желез открываются в двенадцатиперстную кишку?

( Протоки печени и поджелудочной железы).

- Почему печень называют «диспетчером организма»?

( Печень выполняет функцию регулировщика. В ней венозная кровь, поступившая из кишечника, снова растекается по капиллярам. Вредные вещества, находящиеся в крови, извлекаются и обезвреживаются).

Печень очищает кровь. За одну минуту через печень протекает 1,5 литров крови, а за сутки – 2000литров.

- Алкоголь губительно действует на клетки печени. Они отмирают, печень уменьшается в размерах и все хуже и хуже выполняет свою роль барьера. Но она способна к регенерации. При удалении 80% массы печени она полностью восстанавливается у крыс через 1-2 недели, у человека через 6-12 месяцев.

- Что происходит с пищей в двенадцатиперстной кишке?

(Под действием ряда ферментов поджелудочной железы происходит расщепление практически всех питательных органических веществ: крахмала, белков, жиров. Желчь печени повышает активность ферментов поджелудочной и кишечных желез, облегчает расщепление жиров, усиливает движение кишки и способствует выделению сока из поджелудочной железы).

Кишечник Тонкий кишечник

Переваривание продолжается и в тонком кишечнике. В нем вырабатывается кишечными железками кишечный сок, который окончательно «доваривает» белки, жиры и углеводы, которые по каким-то причинам не успели перевариться в предыдущих участках пищеварительной системы. Такое переваривание называется «пристеночное переваривание».

Итак, где же заканчивается пищеварение? ( в тонком кишечнике).

Давайте закрепим знания путем заполнения таблицы. Выполните задание 132 рабочей тетради.

Идем дальше. Где же начинается всасывание пищи? ( в тонком кишечнике).

- Предположите, какие приспособления или особенности строения тонкого кишечника могут способствовать улучшению всасывания питательных веществ.

( Наличие складок в стенках кишечника, ворсинок на внутренней поверхности кишечника).

Действительно, внутренняя поверхность кишечника имеет площадь 0,65м. Наличие ворсинок увеличивает площадь кишечника до 4-5м (что в 2-3раза больше поверхности тела) Микроворсинок на поверхности каждой ворсинки от 1500 до 3000. Подсчеты показывают, что общая поверхность слизистой оболочки тонкого кишечника равна почти 300м. поверхность всасывания в тонких кишках около 5м т.е. в 3 раза больше поверхности тела. Аминокислоты и глюкоза всасываются в кровь кровеносных капилляров ворсинок, а глицерин и жирные кислоты всасываются в лимфопротоки кишечных ворсинок.

Замедлению продвижения пищи способствует длина и диаметр кишечника. Длина кишечника у человека в среднем составляет 5-6м. Кишечник взрослого человека в 4раза длиннее его туловища. Чем длиннее кишечник, тем дольше задерживается в нем пища (следовательно, и лучше переваривается и всасывается). Кроме того, оптимальному перемешиванию содержимого кишки с пищеварительными соками и увеличению времени нахождения в ней способствуют перистальтические движения тонкой кишки.


Толстый кишечник

- Что происходит с пищей в толстом кишечнике?

( Всасывание воды)

Слизистая оболочка толстой кишки не имеет ворсинок, ее клетки выделяют слизь. В толстой кишке находится богатая бактериальная флора. В результате микробного брожения расщепляется растительная клетчатка, на которую не действуют ферменты пищеварительных соков, поэтому она не усваивается в тонкой кишечнике и неизменной поступает в толстые кишки.

От слепой кишки отходит червеобразный отросток - аппендикс, который для человека особой роли в пищеварении не имеет. Аппендикс является органом иммунной системы.

Прямая кишка.

Что происходит в прямой кишке? (всасывание воды)

Почему прямую кишку считают станцией здоровья? ( если вовремя не уходят каловые массы, то образованные при их распаде яды начинают всасываться в кровь и приводят к отравлению организма)


Итак, сделаем предварительные обобщения:

ПОДУМАЙТЕ:

1.В Древней Индии применяли “испытание рисом”. На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, он не виновен, если нет, то виновен. Почему? ( при страхе перестает идти процесс слюноотделения, во рту пересыхает и нет возможности проглотить сухой рис).

2.Плантаторы при покупке рабов обязательно осматривали их зубы. Почему? ( здоровые зубы – здоровое тело).

3.Раскройте физиологический смысл пословиц:

Свою болезнь ищи на дне тарелки. (нельзя переедать).

Кто долго жует, тот долго живет. ( не перегружается желудок).

Кто умерен в еде, тот врач себе. ( худые люди живут дольше, чем полные приблизительно на 8 – 23 года).

III. Закрепление знаний.


А теперь работаем по тестам.

Тестовая проверочная работа по теме: «Пищеварение»

1 вариант

1. Строительный материал и источник энергии для организма –

А – органические вещества

Б – минеральные вещества

В – витамины Г – вода

2. В процессе пищеварения молекулы крахмала расщепляются на молекулы

А – глюкозы

Б – нуклеиновых кислот

В – аминокислот

Г – глицерина и жирных кислот

3. Процесс физической и химической обработки пищи это –

А – измельчение пищи

Б – растворение пищи

В – пищеварение

Г – поглощение пищи

4. Нельзя чередовать горячую и холодную пищу, так как это приводит к

А – выпадению зубов

Б – появлению трещин на эмали зубов

В – расшатыванию зубов

Г – простуде

5. В ротовую полость открываются протоки

А – печени

Б – поджелудочной железы

В – надпочечников

Г – слюнных желез

6. У человека желудок расположен за

А – пищеводом Б – толстой кишкой

В – глоткой Г – тонкой кишкой

7. Железы желудка выделяют

А – желчь Б – поджелудочный сок

В – слюну Г - желудочный сок

8. Протоки поджелудочной железы открываются в

А – желудок

Б – пищевод

В – двенадцатиперстную кишку

Г – тонкую кишку

9. Желчь вырабатывается в

А – поджелудочной железой

Б – печенью

В – железами желудка

Г – железами кишечника

10. Всасывание питательных веществ происходит в основном в

А – желудке

Б – пищеводе

В – тонком кишечнике

Г – печени

11. Непереваренные остатки пищи удаляются из организма через

А – двенадцатиперстную кишку

Б – аппендикс

В – толстую кишку

Г – прямую кишку

12.Определите путь распространения возбуждения при слюноотделительном рефлексе

А – рецепторы ротовой полости – продолговатый мозг – отростки центростремительных нейронов – отростки центробежных нейронов – слюнные железы

Б – слюнные железы – рецепторы ротовой полости – отростки центростремительных нейронов – отростки центробежных нейронов – продолговатый мозг

В - рецепторы ротовой полости – отростки центростремительных нейронов –продолговатый мозг - отростки центробежных нейронов – слюнные железы

Г - рецепторы ротовой полости – отростки центробежных нейронов – продолговатый мозг – отростки центростремительных нейронов - слюнные железы

13. Расщепление питательных веществ происходит под влиянием

А – витаминов

Б – воды

В – ферментов

Г – гормонов

14. В желудке начинается расщепление

А – воды Б – белков

В – крахмала Г – минеральных солей

15. Ферменты поджелудочной железы расщепляют

А – только жиры

Б – только крахмал

В – белки, жиры, крахмал

Г – только белки

16. Содержимое тонкой кишки продвигается в ней благодаря

А – сокращению желудка

Б – сокращению мышц кишечника

В – работе сердца

Г – дыхательным движениям

17. Благодаря ворсинкам кишечника

А – увеличивается его поверхность

Б – удаляются ядовитые вещества

В – обеззараживаются питательные вещества

Г – пищевые вещества могут передвигаться

18. К желудочно-кишечным болезням относится

А- малокровие Б – туберкулез

В – грипп Г – дизентерия


Тестовая проверочная работа по теме: «Пищеварение»

2 вариант

1.В процессе пищеварения молекулы

белков расщепляются на молекулы

А – глицерина и жирных кислот

Б – глюкозы

В – аминокислот

Г – нуклеиновых кислот

2. В процессе пищеварения молекулы

жиров расщепляются на молекулы

А – глюкозы

Б – нуклеиновых кислот

В – аминокислот

Г – глицерина и жирных кислот

3. У взрослых людей

А- 34 зуба

Б – 33 зуба

В – 30 зубов

Г – 32 зуба

4. Зубы рекомендуется чистить

ежедневно чтобы

А – не растрескивалась эмаль

Б – зубы не качались

В – удалять налет, содержащий микроорганизмы

Г – сохранить пломбы в зубах

5. Определите последовательность

отделов пищеварительной системы

А – рот – пищевод – глотка – желудок – кишечник

Б – рот – глотка – пищевод – желудок – кишечник

В – рот – глотка – желудок – пищевод – кишечник

Г – рот – желудок – пищевод – кишечник – глотка

6. У человека двенадцатиперстная кишка

расположена за

А – пищеводом

Б – желудком

В – тонкой кишкой

Г – толстой кишкой

7. Протоки печени открываются в

А – двенадцатиперстную кишку

Б – тонкую кишку

В – желудок

Г – пищевод

8. Кишечный сок вырабатывается в

А – печени

Б – железах тонкой кишки

В – поджелудочной железе

Г – железах желудка

9. Поджелудочная железа вырабатывает

А – желудочный сок

Б – поджелудочный сок

В – слюну

Г – желчь

10. Непереваренные остатки пищи

накапливаются в

А – толстой кишке

Б – желудке

В – тонкой кищке

Г - поджелудочной железе

11. Метод наложения фистул на пищеварительные железы разработал

А – И. М. Сеченов

Б – И. П. Павлов

В – И. И. Мечников

Г - Э. Дженнер

12. Безусловный рефлекс – это слюноотделение

при

А – попадании пищи в полость рта

Б – запахе пищи

В – виде пищи

Г – открывании холодильника

13. В желудке среда

А – слабощелочная

Б – нейтральная

В – щелочная

Г – кислая

14. Желчь

А – расщепляет углеводы

Б – расщепляет жиры

В – облегчает переваривание жиров

Г – расщепляет белки

15. Ферменты кишечного сока расщепляют

А – только крахмал

Б – только жиры

В – только белки

Г – все органические вещества

16. Барьерная роль печени состоит в том, что в ней

А – образуется гликоген

Б – обезвреживаются ядовитые вещества

В – образуется витамин А

Г – происходит лимфообразование

17. В лимфу ворсинок кишечника всасываются

А – аминокислоты

Б – глицерин и жирные кислоты

В – глюкоза

Г – вода

18. Чтобы избежать заражения дизентерией, нужно

А – употреблять пищу только из холодильника

Б – мыть руки, овощи и фрукты

В – пить сырую воду

Г - стирать полотенце






Ну и наконец, необходимо несколько слов сказать о гигиенических условиях нормального пищеварения. На карточках написаны основные правила гигиены питания, которые вы должны обосновать. ( два варианта, в каждом по пять правил)


Анатомо-физиологические обоснования правил гигиены питания ( 1 вариант)

№п/п

Основные правила гигиены питания

Обоснование гигиенических правил

1.

Большая часть пищи должна употребляться в вареном виде или приготовленной на пару


2.

В пищу должны обязательно употребляться сырые овощи и фрукты


3.

Необходимо принимать пищу в одни и те же часы


4.

Вредно съедать за один раз много пищи


5.

За обедом полезно сначала съедать салат и суп



Анатомо-физиологические обоснования правил гигиены питания ( второй вариант)

№п/п

Основные правила гигиены питания

Обоснование гигиенических правил

1.

Не следует заставлять себя есть через силу


2.

Хранить продукты нужно в холодильнике


3.

Во время еды вредно читать, громко разговаривать, смеяться


4.

Необходимо тщательно переваривать пищу


5.

Не следует наедаться на ночь. Последний прием пищи должен быть не позднее чем за два часа до сна.



Сегодняшний урок хочется закончить словами: организм человека связан с окружающей средой через пищу. Мы живем только потому, что едим. Мы – то, что едим. Мы здоровы или больны от того, как и что мы едим.

Вывод: есть надо так и то, что позволит быть здоровым. Так будьте же здоровы, дорогие мои ученики!




Карточка по проверке строения системы пищеварения