Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Относовская средняя общеобразовательная школа
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СМОТР ЗНАНИЙ
Предмет: БИОЛОГИЯ
класс: 8
Тема: ПИЩЕВАРЕНИЕ
Тема урока:
Обобщение по теме
« Пищеварительная система»
Цели урока:
Обучающая: обобщить знания учащихся о пищеварительной системе;
Развивающая: продолжить формирование навыков установления причинно-следственной связи межу строением и выполняемой функцией, применения полученных знаний на практике при выполнении заданий;
Воспитывающая: продолжить формирование бережного отношения к своему здоровью.
Тип урока: обобщение.
Ход урока
I. Инициализация урока
На протяжении нескольких уроков вы познакомились со строением и выполняемыми функциями пищеварительной системы. На сегодняшнем уроке мы обобщим полученные знания. Я предлагаю вам провести несколько обобщающих тестов, которые помогут нам понять усвоена тема или нет.
Первый вопрос: Какое значение для организма имеет пищеварительная система?
(Снабжение организма питательными веществами и БАВ).
Второй вопрос: На что расходуются в организме эти вещества?
(На образование пластических веществ, необходимых для создания новых клеток и внутриклеточных структур. На образование энергии, необходимой для жизнедеятельности живого организма).
Третий вопрос: Что происходит с питательными веществами в клетках при биологическом окислении?
( Образование энергии).
Четвертый вопрос: Почему же вещества, пригодные для пищи, например, молоко или куриный бульон, введенные прямо в кровь, вызывают гибель человека?
(Для того чтобы находящаяся во внешней среде пища могла снабдить нуждающийся в ней организм необходимыми ему веществами и энергией, она должна быть преобразована в доступную для усвоения форму. Живые организмы способны химически расщеплять пищу на вещества, которые могут всасываться и участвовать в обмене веществ. Это белки, жиры и углеводы.)
Вот карточки с заданиями на уточнение, как устроена система пищеварения:
ЗАДАНИЯ. а) Решите, какое слово в предложенном списке органов является лишним: глотка, гортань, пищевод, желудок, кишечник (Ответ пояснить).
б) Решите, какое слово отсутствует в списке отделов пищеварительной трубки. Найдите ему место в предложенной цепочке слов: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник, анальное отверстие.
в) Найдите ошибку в порядке расположения органов пищеварительной системы: рот- глотка- трахея- пищевод- желудок - тонкая кишка - толстая кишка-прямая кишка.
II. Этап актуализации изученного материала
Строение пищеварительной системы
Сядьте прямо. Плечи отведите назад. Дыхание свободное. Ноги в коленном суставе под прямым углом к полу. Между туловищем и партой – ширина ладони. От глаз до текста примерно 30см.
Взаимопроверка
Для переваривания пищи эволюция сумела создать почти универсальный аппарат - пищеварительную систему.
На листочках находятся изображения пищеварительной системы без надписей. Ваша задача правильно подписать органы пищеварительной системы.
Ученики работают по карточкам.
Затем ученики меняются работами и проверяют работу своего соседа .
Итак, мы теперь уточнили строение пищеварительной системы и переходим к повторению функций отдельных ее составных частей.
Ротовая полость Эпиграф: Кто хорошо жует, тот долго живет
Пищеварительная система начинается ротовой полостью. Мы должны обосновать народную мудрость « Кто хорошо жует, тот долго живет». Обоснуйте.
В ротовой полости находятся зубы, слюнные железы и язык.
Работаем с рабочей тетрадью. Выполняем задание 127 на стр.53.
Зубы Эпиграф: В здоровом зубе - здоровый дух
- Какая существует классификация зубов по выполняемой функции?
(Резцы, клыки и коренные).
- Какую функцию выполняет каждый из них? ( отвечают)
- Почему на яблоке остаются только следы клыков и резцов?
(Потому что клыками и резцами человек откусывает пищу)
- А какую функцию выполняют коренные зубы?
(Разжевывание, измельчение и перетирание пищи)
Составьте зубную формулу постоянных зубов ( в порядке их расположения в верхней и нижней челюстях, начиная с резцов).Зубную формулу запишите в виде дроби: в числителе – зубы половины верхней челюсти, в знаменателе – нижней) (2+1+2+3/2+1+2+3)
А теперь в рабочей тетради выполните задание 128. (выполняют).
Итак, уточняем устно:
- Какое внешнее строение имеет зуб?
( Коронка, шейка, корень).
- Каково внутреннее строение зуба?
( Эмаль, дентин, пульпа, цемент).
- Что такое кариес? пульпит? Пародонтоз?
( повреждение эмали. Повреждение зуба, дошедшее до нервных окончаний. Повреждение корня, шатание зуба.)
Делаем вывод: здоровые зубы – важное условие сохранения здоровья человека.
- Какие правила ухода за зубами необходимо соблюдать всем людям и почему?
Практическая работа
Возьмите расческу и начешите на нее вату так, чтобы часть волокон застряла между зубьями расчески. Попробуйте удалить эту вату, двигая зубной щеткой слева направо так, как обычно трут зубы дети. А теперь то же самое сделайте движениями от основания зубьев расчески к их краям. Вата легко удаляется.
Сделайте вывод о том как надо чистить зубы (После каждой еды рот полоскать, а зубы ежедневно чистить утром и вечером; чтобы удалить все частицы пищи, застрявшие в зубах, щетку следует вести от десны к краю зуба).
- Почему нельзя после мороженого сразу пить горячий чай или наоборот?
(Потому что могут образовываться микротрещинки).
- Настолько ли высок эффект – профилактика кариеса - от жевательной резинки как убеждает нас реклама? И не оказывает ли нам жвачка медвежью услугу?
( Для того чтобы принести пользу своему жевательному аппарату и удалить остатки еды после приема пищи, если под рукой нет зубной щетки, достаточно жевать резинку всего 2-3 минуты не более 1-2 раза в день после еды).
Слюна Эпиграф: Вот те и госпожа слюна! Ишь, какая прелесть!
Человек не чувствует вкуса сухой пищи! Во рту 6 миллионов слюнных желез. За сутки они вырабатывают 1 литр слюны.
- Каково значение слюны, кроме смачивания? (Уничтожение микробов и кислот гниения, придание скользкости пищи, начальное переваривание углеводов).
Состав слюны: 99,4% вода, а остальное – органические и неорганические вещества – 0,6%.
- Почему если пожевать булку, не глотая, то ощущается сладковатый привкус?
(Потому что булка сделана из муки, содержащей крахмал, а это углевод. Под действием птиалина крахмал расщепляется до сахара).
Да, слюна содержит три основных фермента: амилазу – расщепляет сложные углеводы; птиалин – расщепляет более простые углеводы; лизоцим – убивает микробы и обеззараживает пищу.
Выделяется ли слюна на вид разрезанного лимона у новорожденного малыша?
(Нет, потому что это условный рефлекс).
Язык Эпиграф: Язык не лопатка: знает, что горько, что сладко
- Что находится на поверхности языка?
(Вкусовые сосочки – орган вкуса).
Какая часть языка распознает сладкую пищу?(кончик). соленую? (края) кислую? (центр языка) горькую? (корень языка).
- Что делает с пищевым комом язык?
(Переворачивает его и проталкивает дальше по пищеводу).
Итак, мы рассмотрели строение ротовой полости. Зависит ли от ее деятельности выражение: кто долго жует, тот долго живет?
Глотка.
Биологическая задача. Сделайте 3-4 глотательных движений. А теперь ещё 5-6.
- Почему все последние глотательные движения сделать затруднительно?
(Глотательные движения возможны только при раздражении гладкой мускулатуры глотки пищей или слюной. Пищи в ротовой полости нет, а слюна еще не накопилась).
Глотку называют перекрестком двух систем: пищеварительной и дыхательной.
- Почему во время еды не рекомендуется разговаривать? Какой защитный механизм появился в связи с этим? Глотка- перекресток пищеварительной и дыхательной систем. Чтобы они не соединялись, придуман защитный механизм – язычок, который перекрывает вход в дыхательную трубку, и пища идет из глотки в пищевод).
Смоченный слюной скользкий комок пищи (или слюна, если пищи не было) из ротовой полости и глотки попадает в пищевод.
Пищевод. Эпиграф: рад дурак, что большой кусок, да и кусок рад, что едок – дурак.
По нему пища идет произвольно и не зависит от нашей воли. Глоток – сигнал к тому, чтобы открылся привратник – кольцевая мышца при входе в желудок. Что помогает нам проглотить даже несоизмеримо большой пищевой ком? ( Трахея состоит из хрящевых полуколец, но задняя стенка трахеи эластичная, что способствует беззатруднительному прохождению пищевого кома. Стенки пищевода способны растягиваться, что помогает прохождению даже несоизмеримо большого пищевого кома).
Желудок Эпиграф: Аппетит приходит во время еды
По пищеводу пища попадает в самую широкую часть пищеварительной системы - желудок. И только вода не задерживается в желудке. А вот молоко и другие напитки задерживаются. Т.к. это уже считается едой.
Желудок имеет 14 миллионов желудочных желез, которые за сутки выделяют 3 литра желудочного сока. Сок содержит 0,5% соляной кислоты. Она убивает бактерии гниения, защищает слизистую желудка от болезнетворных бактерий и помогает расщеплять белок.
- Почему у людей с пониженной кислотностью желудочного сока часто возникают заболевания желудка? ( Потому что только в кислой среде действуют пищеварительные соки желудка).
Биологическая задача.
Как происходит выделение желудочного сока на различную пищу (хлеб, мясо, молоко).
( На мясо сок выделяется в течение 8 часов, на хлеб – 10 часов, на молоко – 6 часов.
- Как зависит сокоотделение от состава пищи?
(Мясной бульон, отвары овощей, пряности повышают сокоотделение, а жирная пища – понижает).
- Почему обед принято начинать с салатов или первых блюд? Ответьте на вопрос, используя график зависимости сокоотделения от состава пищи.
( Потому что вещества, содержащиеся в салатах и первых блюдах, повышают сокоотделение).
Объясните, почему аппетит приходит во время еды? ( задействованы все органы чувств и все анализаторы с участками головного мозга, отвечающими за выделение пищеварительных соков)
Вопрос: при некоторых заболеваниях человеку приходится удалять часть желудка. Переваривание каких веществ затруднено у таких больных? И почему же в их пищеварительной системе все же происходит расщепление этих веществ? ( Белков. Их переваривание происходит в двенадцатиперстной кишке под действием ферментов поджелудочного сока и в тонком кишечнике под действием кишечного сока, выделяемого железками кишечника ( пристеночное пищеварение)).
Релаксация
После выполнения задания проводится физкультминутка для глаз.
Разговоры о пищи « посетили» продолговатый мозг, где находится центр слюно- и сокоотделения. Мы среагировали буквально как собаки И.П. Павлова. Чтобы пощадить наши желудки и немного отдохнуть закройте глаза, расслабьтесь.
Вот через открытую форточку к нам залетела бабочка. Проследите глазами за ее полетом. Вот она полетела к двери, взмахнула вверх, подлетела к доске, опустилась вниз, на секунду приземлилась к вам на нос и вернулась к окну. Проводите ее взглядом вдаль и откройте глаза.
Пищеварительные железы
Пищевая кашица из желудка маленькими порциями попадает в самую длинную
часть пищеварительного тракта – кишечник, состоящий из тонкого и толстого
кишечника. Как называется та часть желудка, которая является границей между ним и кишечником? (Запирательная часть желудка -сфинктер).
Пользуясь рисунком, ответьте на вопросы.
-Протоки каких желез открываются в двенадцатиперстную кишку?
( Протоки печени и поджелудочной железы).
- Почему печень называют «диспетчером организма»?
( Печень выполняет функцию регулировщика. В ней венозная кровь, поступившая из кишечника, снова растекается по капиллярам. Вредные вещества, находящиеся в крови, извлекаются и обезвреживаются).
Печень очищает кровь. За одну минуту через печень протекает 1,5 литров крови, а за сутки – 2000литров.
- Алкоголь губительно действует на клетки печени. Они отмирают, печень уменьшается в размерах и все хуже и хуже выполняет свою роль барьера. Но она способна к регенерации. При удалении 80% массы печени она полностью восстанавливается у крыс через 1-2 недели, у человека через 6-12 месяцев.
- Что происходит с пищей в двенадцатиперстной кишке?
(Под действием ряда ферментов поджелудочной железы происходит расщепление практически всех питательных органических веществ: крахмала, белков, жиров. Желчь печени повышает активность ферментов поджелудочной и кишечных желез, облегчает расщепление жиров, усиливает движение кишки и способствует выделению сока из поджелудочной железы).
Кишечник Тонкий кишечник
Переваривание продолжается и в тонком кишечнике. В нем вырабатывается кишечными железками кишечный сок, который окончательно «доваривает» белки, жиры и углеводы, которые по каким-то причинам не успели перевариться в предыдущих участках пищеварительной системы. Такое переваривание называется «пристеночное переваривание».
Итак, где же заканчивается пищеварение? ( в тонком кишечнике).
Давайте закрепим знания путем заполнения таблицы. Выполните задание 132 рабочей тетради.
Идем дальше. Где же начинается всасывание пищи? ( в тонком кишечнике).
- Предположите, какие приспособления или особенности строения тонкого кишечника могут способствовать улучшению всасывания питательных веществ.
( Наличие складок в стенках кишечника, ворсинок на внутренней поверхности кишечника).
Действительно, внутренняя поверхность кишечника имеет площадь 0,65м. Наличие ворсинок увеличивает площадь кишечника до 4-5м (что в 2-3раза больше поверхности тела) Микроворсинок на поверхности каждой ворсинки от 1500 до 3000. Подсчеты показывают, что общая поверхность слизистой оболочки тонкого кишечника равна почти 300м. поверхность всасывания в тонких кишках около 5м
т.е. в 3 раза больше поверхности тела. Аминокислоты и глюкоза всасываются в кровь кровеносных капилляров ворсинок, а глицерин и жирные кислоты всасываются в лимфопротоки кишечных ворсинок.
Замедлению продвижения пищи способствует длина и диаметр кишечника. Длина кишечника у человека в среднем составляет 5-6м. Кишечник взрослого человека в 4раза длиннее его туловища. Чем длиннее кишечник, тем дольше задерживается в нем пища (следовательно, и лучше переваривается и всасывается). Кроме того, оптимальному перемешиванию содержимого кишки с пищеварительными соками и увеличению времени нахождения в ней способствуют перистальтические движения тонкой кишки.
Толстый кишечник
- Что происходит с пищей в толстом кишечнике?
( Всасывание воды)
Слизистая оболочка толстой кишки не имеет ворсинок, ее клетки выделяют слизь. В толстой кишке находится богатая бактериальная флора. В результате микробного брожения расщепляется растительная клетчатка, на которую не действуют ферменты пищеварительных соков, поэтому она не усваивается в тонкой кишечнике и неизменной поступает в толстые кишки.
От слепой кишки отходит червеобразный отросток - аппендикс, который для человека особой роли в пищеварении не имеет. Аппендикс является органом иммунной системы.
Прямая кишка.
Что происходит в прямой кишке? (всасывание воды)
Почему прямую кишку считают станцией здоровья? ( если вовремя не уходят каловые массы, то образованные при их распаде яды начинают всасываться в кровь и приводят к отравлению организма)
Итак, сделаем предварительные обобщения:
ПОДУМАЙТЕ:
1.В Древней Индии применяли “испытание рисом”. На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, он не виновен, если нет, то виновен. Почему? ( при страхе перестает идти процесс слюноотделения, во рту пересыхает и нет возможности проглотить сухой рис).
2.Плантаторы при покупке рабов обязательно осматривали их зубы. Почему? ( здоровые зубы – здоровое тело).
3.Раскройте физиологический смысл пословиц:
Свою болезнь ищи на дне тарелки. (нельзя переедать).
Кто долго жует, тот долго живет. ( не перегружается желудок).
Кто умерен в еде, тот врач себе. ( худые люди живут дольше, чем полные приблизительно на 8 – 23 года).
III. Закрепление знаний.
А теперь работаем по тестам.
Тестовая проверочная работа по теме: «Пищеварение»
1 вариант
1. Строительный материал и источник энергии для организма –
А – органические вещества
Б – минеральные вещества
В – витамины Г – вода
2. В процессе пищеварения молекулы крахмала расщепляются на молекулы
А – глюкозы
Б – нуклеиновых кислот
В – аминокислот
Г – глицерина и жирных кислот
3. Процесс физической и химической обработки пищи это –
А – измельчение пищи
Б – растворение пищи
В – пищеварение
Г – поглощение пищи
4. Нельзя чередовать горячую и холодную пищу, так как это приводит к
А – выпадению зубов
Б – появлению трещин на эмали зубов
В – расшатыванию зубов
Г – простуде
5. В ротовую полость открываются протоки
А – печени
Б – поджелудочной железы
В – надпочечников
Г – слюнных желез
6. У человека желудок расположен за
А – пищеводом Б – толстой кишкой
В – глоткой Г – тонкой кишкой
7. Железы желудка выделяют
А – желчь Б – поджелудочный сок
В – слюну Г - желудочный сок
8. Протоки поджелудочной железы открываются в
А – желудок
Б – пищевод
В – двенадцатиперстную кишку
Г – тонкую кишку
9. Желчь вырабатывается в
А – поджелудочной железой
Б – печенью
В – железами желудка
Г – железами кишечника
10. Всасывание питательных веществ происходит в основном в
А – желудке
Б – пищеводе
В – тонком кишечнике
Г – печени
11. Непереваренные остатки пищи удаляются из организма через
А – двенадцатиперстную кишку
Б – аппендикс
В – толстую кишку
Г – прямую кишку
12.Определите путь распространения возбуждения при слюноотделительном рефлексе
А – рецепторы ротовой полости – продолговатый мозг – отростки центростремительных нейронов – отростки центробежных нейронов – слюнные железы
Б – слюнные железы – рецепторы ротовой полости – отростки центростремительных нейронов – отростки центробежных нейронов – продолговатый мозг
В - рецепторы ротовой полости – отростки центростремительных нейронов –продолговатый мозг - отростки центробежных нейронов – слюнные железы
Г - рецепторы ротовой полости – отростки центробежных нейронов – продолговатый мозг – отростки центростремительных нейронов - слюнные железы
13. Расщепление питательных веществ происходит под влиянием
А – витаминов
Б – воды
В – ферментов
Г – гормонов
14. В желудке начинается расщепление
А – воды Б – белков
В – крахмала Г – минеральных солей
15. Ферменты поджелудочной железы расщепляют
А – только жиры
Б – только крахмал
В – белки, жиры, крахмал
Г – только белки
16. Содержимое тонкой кишки продвигается в ней благодаря
А – сокращению желудка
Б – сокращению мышц кишечника
В – работе сердца
Г – дыхательным движениям
17. Благодаря ворсинкам кишечника
А – увеличивается его поверхность
Б – удаляются ядовитые вещества
В – обеззараживаются питательные вещества
Г – пищевые вещества могут передвигаться
18. К желудочно-кишечным болезням относится
А- малокровие Б – туберкулез
В – грипп Г – дизентерия
Тестовая проверочная работа по теме: «Пищеварение»
2 вариант
1.В процессе пищеварения молекулы
белков расщепляются на молекулы
А – глицерина и жирных кислот
Б – глюкозы
В – аминокислот
Г – нуклеиновых кислот
2. В процессе пищеварения молекулы
жиров расщепляются на молекулы
А – глюкозы
Б – нуклеиновых кислот
В – аминокислот
Г – глицерина и жирных кислот
3. У взрослых людей
А- 34 зуба
Б – 33 зуба
В – 30 зубов
Г – 32 зуба
4. Зубы рекомендуется чистить
ежедневно чтобы
А – не растрескивалась эмаль
Б – зубы не качались
В – удалять налет, содержащий микроорганизмы
Г – сохранить пломбы в зубах
5. Определите последовательность
отделов пищеварительной системы
А – рот – пищевод – глотка – желудок – кишечник
Б – рот – глотка – пищевод – желудок – кишечник
В – рот – глотка – желудок – пищевод – кишечник
Г – рот – желудок – пищевод – кишечник – глотка
6. У человека двенадцатиперстная кишка
расположена за
А – пищеводом
Б – желудком
В – тонкой кишкой
Г – толстой кишкой
7. Протоки печени открываются в
А – двенадцатиперстную кишку
Б – тонкую кишку
В – желудок
Г – пищевод
8. Кишечный сок вырабатывается в
А – печени
Б – железах тонкой кишки
В – поджелудочной железе
Г – железах желудка
9. Поджелудочная железа вырабатывает
А – желудочный сок
Б – поджелудочный сок
В – слюну
Г – желчь
10. Непереваренные остатки пищи
накапливаются в
А – толстой кишке
Б – желудке
В – тонкой кищке
Г - поджелудочной железе
11. Метод наложения фистул на пищеварительные железы разработал
А – И. М. Сеченов
Б – И. П. Павлов
В – И. И. Мечников
Г - Э. Дженнер
12. Безусловный рефлекс – это слюноотделение
при
А – попадании пищи в полость рта
Б – запахе пищи
В – виде пищи
Г – открывании холодильника
13. В желудке среда
А – слабощелочная
Б – нейтральная
В – щелочная
Г – кислая
14. Желчь
А – расщепляет углеводы
Б – расщепляет жиры
В – облегчает переваривание жиров
Г – расщепляет белки
15. Ферменты кишечного сока расщепляют
А – только крахмал
Б – только жиры
В – только белки
Г – все органические вещества
16. Барьерная роль печени состоит в том, что в ней
А – образуется гликоген
Б – обезвреживаются ядовитые вещества
В – образуется витамин А
Г – происходит лимфообразование
17. В лимфу ворсинок кишечника всасываются
А – аминокислоты
Б – глицерин и жирные кислоты
В – глюкоза
Г – вода
18. Чтобы избежать заражения дизентерией, нужно
А – употреблять пищу только из холодильника
Б – мыть руки, овощи и фрукты
В – пить сырую воду
Г - стирать полотенце
Ну и наконец, необходимо несколько слов сказать о гигиенических условиях нормального пищеварения. На карточках написаны основные правила гигиены питания, которые вы должны обосновать. ( два варианта, в каждом по пять правил)
Анатомо-физиологические обоснования правил гигиены питания ( 1 вариант)
№п/п | Основные правила гигиены питания | Обоснование гигиенических правил |
1. | Большая часть пищи должна употребляться в вареном виде или приготовленной на пару | |
2. | В пищу должны обязательно употребляться сырые овощи и фрукты | |
3. | Необходимо принимать пищу в одни и те же часы | |
4. | Вредно съедать за один раз много пищи | |
5. | За обедом полезно сначала съедать салат и суп | |
Анатомо-физиологические обоснования правил гигиены питания ( второй вариант)
№п/п | Основные правила гигиены питания | Обоснование гигиенических правил |
1. | Не следует заставлять себя есть через силу | |
2. | Хранить продукты нужно в холодильнике | |
3. | Во время еды вредно читать, громко разговаривать, смеяться | |
4. | Необходимо тщательно переваривать пищу | |
5. | Не следует наедаться на ночь. Последний прием пищи должен быть не позднее чем за два часа до сна. | |
Сегодняшний урок хочется закончить словами: организм человека связан с окружающей средой через пищу. Мы живем только потому, что едим. Мы – то, что едим. Мы здоровы или больны от того, как и что мы едим.
Вывод: есть надо так и то, что позволит быть здоровым. Так будьте же здоровы, дорогие мои ученики!
Карточка по проверке строения системы пищеварения