СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 9 класс. Рабочая программа 2016-2017 уч.год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование составлено для 9 класса (базовый уровень) не переведённого на новый ФГОС на основе программы:  Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. Программы общеобразовательных учреждений. 6 – 11 классы.- М.: «Просвещение», 2011 г. с.13 - 15

Просмотр содержимого документа
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 9 класс. Рабочая программа 2016-2017 уч.год»


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

с углублённым изучением отдельных предметов пгт. Нагорск Кировской области


Утверждено

Директор МОУ СОШ с УИОП пгт.Нагорск:

____________ В.И.Леушина

Приказ №____от___ _________2016г.


Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А П О К У Р С У

О Б Щ Е С Т В О З Н А Н И Е 9 класс

(О С Н О В Ы О Б Щ Е С Т В О З Н А Н И Я)

Учитель высшей квалификационной категории: Р ы ч к о в а Т а т ь я н а А р к а д ь е в н а

Количество часов: 34 (1 час в неделю)

Планирование составлено на основе программы

  • Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. Программы общеобразовательных учреждений. 6 – 11 классы.- М.: «Просвещение», 2011 г. с.13 - 15

Учебные пособия:

  • Обществознание. 9 класс: учеб. общеобразоват. учреждений / [ Л.Н.Боголюбов, А.И.Матвеева, Е.И.Жильцова и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2013 г.

  • О.А.Котова, Т.Е.Лискова. Обществознание. Рабочая тетрадь. 9 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2016 г.


2016-2017 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Статус документа

Данная рабочая программа разработана на основе:

  • СБОРНИКа НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ/ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ./ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА. федеральный базисный учебный план – м.: дрофа, 2008 г.

  • Программы общеобразовательных учреждений. 6 – 11 классы. Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. - М.: «Просвещение», 2011 г. с. 13-15

Рабочая программа конкретизирует содержание пред­метных тем государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа, из расчета 1 час в неделю.

Распределение учебного материала в 9 классе

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов по программе

Количество часов по рабочей программе учителя

1

Политика и социальное управление

8

12

2

Право

16

21

3

Итоговое повторение

-

1

4

Резерв учебного времени

11

-


Итого

35

34

Используемый учебно-методический комплект:

  1. Обществоведение. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [ Л.Н.Боголюбов, А.И.Матвеева, Е.И.Жильцова и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2013;

  2. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. Обществоведение. Рабочая тетрадь: 9 класс - М.: Просвещение, 2016.

  3. Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Е. И. Жильцова, А. Т. Кинкулькин и др.] ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М. : Просвещение, 2014.

  4. Обществознание. 9 класс: Электронное приложение к учебнику под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Иваноной. - ЗАО «Образование-Медиа», ОАО «Издательство «Просвещение», 2013 г. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Цель данного курса - сформировать первоначальные представления о сферах общества: эко­номической, политической, социальной, духовной.

Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формирова­нию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся.

Структура документа

Программа включает следующие разделы: пояснительную записку; основное содержание/ стандарт и программа/ с примерным (в модальности «не менее») распределением учебных часов по разделам и темам курса; требования к уровню подготовки выпускников; учебно-методическое обеспечение, список дополнительной литературы и интернет-ресурсы; учебно-тематическое и календарно-тематическое планирование; нормы оценки знаний и умений учащихся по предмету.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Программа курса предусматривает выделение двух самостоятельных, связанных между собой этапов.

Первый этап (6 кл.) носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.

Второй этап (7-9 кл.) ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся.

На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
(включая экономику и право)

Изучение обществоведения (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления, обеспечивающего объективное восприятие социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определение собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний об обществе, государстве основных социальных ролях, позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде, сферах человеческой деятельности, способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных типичных для подросткового возраста социальных ролях;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; содействие развитию компетентности в различных сферах жизни: экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношениях, отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношениях, семейно-бытовых отношениях.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

Биологическое и социальное в человеке. Врожденная предрасположенность и развитие человеческих качеств. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, общение, познание). Мышление и речь. Познание мира.

Личность. Социализация индивида1. Половозрастные роли в современном обществе. Особенности подросткового возраста.

Самопознание. Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение. Солидарность, лояльность, толерантность. Агрессивное поведение. Пути достижения взаимопонимания. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.

Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.

Социальная структура общества. Социальная роль. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Большие и малые социальные группы. Этнические группы. Межнациональные отношения. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.

Формальные и неформальные группы. Социальный статус. Социальная мобильность.

Социальная ответственность.

Социальный конфликт, пути его разрешения. Социальные изменения и его формы. Война и мир. Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Причины и опасность международного терроризма.

ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Сфера духовной культуры и ее особенности. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Проблема смысла жизни. Свобода и ответственность. Социальные ценности и нормы. Мораль. Добро и зло. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность.

Наука в жизни современного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Непрерывность образования.

Религия и церковь, их роль в жизни современного общества. Связь религии и морали. Свобода совести.

Экономика и ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость. Экономические системы и собственность. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля, формы торговли и реклама.

Деньги. Инфляция. Обменные курсы валют. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги). Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Экономические основы прав потребителя. Потребительский кредит. Семейный бюджет, реальные и номинальные доходы семьи. Личное подсобное хозяйство.

Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Производство, производительность труда и факторы, влияющие на производительность труда. Основные формы организации производства. Малое предпринимательство и индивидуальная трудовая деятельность. Затраты, выручка, прибыль. Заработная плата и стимулирование труда. Налоги, уплачиваемые гражданами. Безработица как социальное явление. Профсоюз. материал 9 класса по программе

Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Международная торговля.

Социальная сфера. Семья как малая группа. Брак и развод, неполная семья. Отношения между поколениями.

Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни. Физкультура и спорт как социальное явление. Социальное страхование.

Отклоняющееся поведение. Наркомания, алкоголизм, их опасность для человека и общества.

Сфера социального управления. Власть. Политический режим. Демократия, ее развитие в современном мире. Разделение властей. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма.

Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Влияние средств массовой информации на политическую жизнь общества. Роль политики в жизни общества.

Право, его роль в жизни общества и государства. Понятие и признаки государства. Формы государства. Гражданское общество и правовое государство. Принципы права. Норма права. Нормативный правовой акт. Система законодательства. Доступ к правовой информации. Базы правовых данных. Субъекты права. Понятие прав, свобод и обязанностей. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Правовые основы гражданских отношений. Право собственности на землю. Права собственника. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Жилищные правоотношения. Правовое регулирование отношений в области образования. Право на труд и трудовые правоотношения. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Пределы допустимой самообороны.

Основы конституционного строя Российской Федерации. Федеративное устройство России. Государственное устройство Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

ОПЫТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • опыт получения социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысления представленных в них различных подходов и точек зрения;

  • опыт решения познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;

  • опыт критического осмысления различных трактовок общественных событий, умения отделять факты от их интерпретаций, формулировать на этой основе собственные оценочные суждения;

  • опыт наблюдения и оценки явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические знания;

  • опыт оценки собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;

  • опыт участия в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, выполнения творческих работ по обществоведческой тематике;

  • опыт конструктивного разрешения конфликтных ситуаций в реальной жизни и в моделируемых учебных задачах;

  • опыт совместной деятельности в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, городе.


ПРОГРАММА

________________________________________________________________________________________________________________________________

РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ. 7-9 класс (105 ч)

9 класс (35 ч)

Тема 1. Политика и социальное управление (8 ч)

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.

Государство, его отличительные признаки. Государ­ственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.

Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в совре­менном мире.

Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.

Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.

Участие граждан в политической жизни. Участие в вы­борах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность полити­ческого экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общест­венной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации. Влияние СМИ на по­литическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Тема 2. Право (16 ч)

Право, его роль в жизни человека, общества и госу­дарства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.

Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовер­шеннолетних.

Понятие правонарушения. Признаки и виды правона­рушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

Конституция — основной закон РФ.

Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаи­моотношения органов государственной власти и граждан.

Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декла­рация прав человека — идеал права. Воздействие между­народных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их га­рантии. Конституционные обязанности гражданина. Пра­ва ребенка и их защита. Механизмы реализации и защи­ты прав человека и гражданина в РФ.

Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заклю­чения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Административные правоотношения. Административ­ное правонарушение. Виды административных наказаний.

Основные понятия и институты уголовного права. По­нятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Социальные права. Жилищные правоотношения.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.

Правовое регулирование отношений в сфере образования.

Резерв учебного времени — 11ч.

Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися

Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

  • извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;

  • формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;

  • наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;

  • оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;

  • участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;

  • конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;

  • совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

Знать/понимать

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

  • первичного анализа и использования социальной информации;

  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

1. Печатные пособия.

Дидактический материал:

  1. Отрывки из источников, художественных произведений, статьи СМИ

  2. Обучающие тестовые задания

  3. Индивидуальные карточки

  4. Познавательные, проблемные задания

Тесты:

  1. Тесты для проведения самостоятельных и контрольных работ

  2. Обучающие тесты на бумажных носителях

  3. Обучающие тесты на электронных носителях

2. Информационно-коммуникативные средства.

Обществознание. Рекомендации. Разработки / Н. Ю. Бухарева [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2010. – (Методики. Материалы к урокам). – 1 электрон. опт. диск (CD-Rom).

Обществознание. Сетевая версия «Учитель + 15 учеников». Тематические тесты. Редактор тестов / сост. Н. А. Скобелина. – Волгоград : Учитель, 2010. – (Сетевой тестовый контроль). – 1 электрон. опт. диск (CD-Rom).

Обществознание. Курс лекций : учеб. пособие / А. Ю. Ларин, О. Е. Боровик. – М. : Книжный мир, 2010. – 1 электрон. опт. диск (CD-Rom).

Обществознание. 9 класс. Электронное приложение к учебнику под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Иваноной. - ЗАО «Образование-Медиа»,ОАО «Издательство «Просвещение», 2013 г. - 1 электрон. опт. диск (CD-Rom).

Обществознание. 9 класс. Видеоуроки проекта «Инфоурок» . – 1 электрон. опт. диск (CD-Rom). http://www.codecguide.com/download_kl.htm

3. Технические средства обучения.

Мультимедийный компьютер.

Мультимедийный проектор.

Экран проекционный.

4. Учебно-практическое оборудование.

доска с набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.).

Шкаф для хранения карт.

Ящики для хранения таблиц.

5. Учебная мебель.

Парты – 15 шт, стулья – 30 шт., учительский стол и стул.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ:

Методические пособия для учителя:

  1. Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. – М. : Дрофа, 2008.

  2. Вакуленко, В. А. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. – Изд. 2-е / В. А. Вакуленко, Е. С. Королькова, И. Е. Уколова. – М. : Новый учебник, 2004.

  3. Гордеева, В. В. Правовое воспитание : 9–11 классы : разработки организационно-деятельностных игр / В. В. Гордеева. – Волгоград : Учитель, 2007.

  4. Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод. пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. – М. : Школа-Пресс, 2000.

  5. Мавлютова, Е. А. Основы правовых знаний. 8–11 классы. Интерактивные методы преподавания права / Е. А. Мавлютова. – Волгоград : Учитель, 2009.

  6. Путь подростка в правовом лабиринте / сост. Е. Н. Сорокина. – М. : Экстремум, 2007.

  7. Прутченков, А. С. Свет мой, зеркальце, скажи… : метод. разработки социально-психолог. тренингов / А. С. Прутченков. – М. : Новая школа, 1996.

  8. Прутченков, А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. – М. : Российское педагогическое агентство, 1996.

  9. Прутченков, А. С. Школа жизни : метод. разработки социально-психолог. тренинга / А. С. Прутченков. – М. : Международная Педагогическая Академия, 1998.

  10. Кравченко, А. И. Введение в социологию : учеб. пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Кравченко. – М. : Просвещение, 1996.

  11. Кацубо, С. П. Изучаем право : практическое пособие для классных руководителей, социальных педагогов, учителей школ / С. П. Кацубо, Н. А. Сивицкая. – М. : издательство деловой и учебной литературы, 2006.

  12. Суворова, Н. Г. Основы правовых знаний : 8–9 классы. Ч. 2. Методическое пособие для учителя. – Изд. 3-е, перераб. / Н. Г. Суворова. – М. : Новый учебник, 2007.

  13. Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по обществознанию : Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М. : Дрофа, 2008.

  14. Примерные программы основного общего образования. Обществознание. 5–9 классы. – М. : Просвещение, 2010.

  15. Правовое воспитание школьников : 5–9 классы : конспекты занятий / сост. О. В. Летнева. – Волгоград : Учитель, 2006.

  16. Правоведение: 9 класс. Международное гуманитарное право. Человек имеет право. Система конспектов занятий с нетрадиционными формами контроля : элективные курсы / авт.-сост. Н. И. Чеботарева. – Волгоград. : Учитель, 2007.

  17. Обществознание. Право. Экономика : сб. материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области / авт.-сост. Е. И. Колусева, Т. А. Корнева. – Волгоград : Учитель, 2006.

Дополнительная литература для учителя:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

  2. Кодекс об административных правонарушениях.

  3. Уголовный кодекс РФ

  4. Конституция Российской Федерации.

  5. Семейный кодекс РФ.

  6. Трудовой кодекс РФ.

  7. Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. – М. : Айрис-Пресс, 2010.

  8. Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений : в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. – М. : Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001.

  9. Бекешев, К. А. Обществознание : учеб. пособие / К. А. Бекешев. – М. : Проспект, 2010.

  10. Ибрагимов, Р. Ю. Сдаем основы социологии и политологии : для средн. профессион. образования / Р. Ю. Ибрагимов [и др.]. – Ростов н/Д. : Феникс, 2005.

  11. Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы ; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. – М. : Рольф Айрис-Пресс, 2010.

  12. Политика и право. Школьный практикум. 10–11 кл. : пособие для учащихся общеобразоват. учеб. заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеев. – М. : Дрофа, 1997.

  13. Сычев, А. А. Обществознание : учеб. пособие / А. А. Сычев. – М. : Альфа-М, ИНФРА-М, 2010.

  14. Сидельникова, Т. Т. Политология : комментарии, схемы, афоризмы : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Т. Т. Сидельникова, Д. А. Темникова, И. А. Шарагин. – М. : Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 1999.

  15. Тюляева, Т. И. Обществознание : настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. – М. : Астрель, 2010.

Дополнительная литература для учащихся:

  1. Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010.

  2. Дыдко, С. Н. Обществознание. 8–11 классы : справ. материалы / С. Н. Дыдко. – М. : АСТ : Астрель : ПолиграфИздат, 2010.

  3. Иоффе, А. Н. Обществознание. 9 класс : справ. материалы / А. Н. Иоффе, О. В. Кишенкова. – М. : АСТ : Хорвест : Астрель, 2006.

  4. Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. – М. : Виктория Плюс, 2007.

  5. Обществознание. 9 класс : тесты и тренировочные упражнения / авт.-сост. О. А. Северина. – Волгоград : Учитель, 2008.

  6. Лопухов, А. М. Словарь терминов и понятий по обществознанию / А. М. Лопухов. – М. : Айрис-Пресс, 2010.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ПО КУРСУ:

http://www.prosv.ru/metod/bogolubov8-9/index.htm — Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание» / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. — М., 2002.

В электронном формате:

ГЛАВА I. ПОЛИТИКА

www.km.ru — сайт «Голос политика»

www.polity.ru — Фонд «Политика»

www.strana.ru — информационная служба «Поли­тика»

www.uznai-prezidenta.ru — Президент России гражданам школьного возраста.

ГЛАВА II. ПРАВО

www.rsnet.ru — сайт органов государственной власти Российской Федерации

www.hro.org — правозащитный сайт «Права человека в России»

www.garant.ru — правовая информация «Гарант» — законодательство с комментариями

http://law.edu.ru — Федеральный правовой портал. www.oprf.ru — Официальный сайт Общественной палаты Российской Федерации.

http://bd.fom.ru — Фонд «Общественное мнение», данные социологических опросов. www.allpravo.ru — Всё о праве.

http://constitution.garant.ru — Проект «Конституция РФ».

http://lawlist.narod.ru/library/codex.htm — Кодексы РФ и комментарии к ним.


УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:


Урок № п/п


Обязательный минимум содержания образования и

тема урока





Тип урока


Элементы содержания по программе

Требования к уровню

подготовки учащихся

Вид контроля, измерители


Информационно-методическое обеспечение


Домаш­нее задание

1

2

3

4

5

6

7

8

Тема 1. Политика и социальное управление (12 ч)

1

Политика и власть. Роль политики в жизни общества.


Урок изу­чения нового мате­риала


Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.


Характеризовать основные понятия: власть, политика, общество, государство. Раскрывать смысл определения понятия «политическая власть». Определять роль политики в жизни общества.

Составлять словарь понятий и терминов. Выполнение логических заданий в рабочей тетради

  1. §1 (п.1-3)

  2. р.т. с.4-6

  3. рабочие листы с планом урока и понятиями на партах

  4. Презентация и видео-урок по теме урока

§ 1 (п.1-3)

повторить понятия,

Р.т. №4 с.4-6

2

Понятие и признаки государства. Формы государства.

Урок изу­чения но­вого материала


Государство, его отличительные признаки. Государ­ственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.


Характеризовать основные понятия: власть, государство, суверенитет, форма правления, монархия и республика, форма государственного устройства, унитарное государство, федерация, конфедерация. Раскрывать смысл определения понятия «государство». Называть теории происхождения государства, факторы возникновения государства.

Составить схемы «Признаки государства», «Формы государства» и сравнительные таблицы «Ценности государства» и «Функции государства». Выполнение логических заданий в рабочей тетради

  1. §2 с.11-17

  2. р.т. с.8-10

  3. рабочие листы с планом урока, понятиями, таблицами и схемами на партах

  4. Презентация и видео-урок по теме урока

§ 2 с.11-17

?? 1-7 с.19

3

Гражданство.*

*- курсивом отмечены элементы дополнительного образования

Лабораторная работа

Что такое гражданство.

Пути приобретения гражданства.

Преимущества российских граждан перед негражданами и лицами без гражданства.

Что означает перемена гражданства.

Гражданин – «Отечества достойный сын»!*

Анализировать тексты правовых документов. Объяснять смысл понятий: гражданин, гражданство и гражданственность, подданство, диссиденты. Определять различия между подданством и гражданством.

Работа по группам с документами. Выполнение логических заданий на рабочих листах. Составить словарик темы. Подбор дополнительного материала по заданной теме.

  1. §2 (п.4)

  2. р.т. с.10-11, 38-39

  3. Рабочие листы с планом урока, понятиями и логическими заданиями на партах

  4. Федеральный закон РФ «О гражданстве»


§ 2 (п.4)

Р.т. №10 с.11 дополнительный материал об А.Д.Сахарове или А.И.Солженицыне.

1

2

3

4

5

6

7

8

4-5

Политический режим. Демократия, ее развитие в современном мире.

1). Урок изу­чения но­вого мате­риала. 2). Практическая работа

Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в совре­менном мире.



Знать основные положения уроков. Характеризовать основные понятия: политический режим, демократия, авторитаризм, тоталитаризм. Объяснять, почему важно знать, в чьих руках находится власть в государстве. Формулировать собственные оценочные суждения о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций

Составить схемы, заполнить сравнительную таблицу. Выполнение логических заданий в рабочей тетради

  1. §3

  2. р.т. с.12-15

  3. рабочие листы с планом урока, понятиями, таблицами и схемами на партах

  4. Презентация и видео-урок по теме урока

§ 3

?? 1-7 с.27

Задания №1-3 с.28





§ 3с 24-27

?8 с.28

Р.т. №8 с.15




6

Правовое государство. Разделение властей.

Комбини­рованный урок

Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.

Характеризовать основные понятия: государство, правовое государство, социальное государство, верховенство закона, права и свободы человека, разделение властей, законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть. Доказывать свою точку зрения. Раскрывать смысл положения «Право – выше власти». Объяснять, с какими явлениями общественной жизни связано возникновение и развитие правового государства.

Составить схемы «Типы государств», «Признаки правового государства». Выполнение логических заданий в рабочей тетради.

  1. §4

  2. р.т. с.15-21

  3. рабочие листы с планом урока, понятиями, таблицами и схемами на партах

  4. Презентация и видео-урок по теме урока

§ 4

?? с.36-37

Р.т. №3,6,7 с.16-21


7-8

Гражданское общество. Местное самоуправление.

1). Урок изу­чения но­вого мате­риала. 2). Практическая работа

Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.


Знать основные положения уроков и уметь объяснять понятия: гражданское общество, политика, политическая партия, права человека, правовое государство, социальное государство, рыночная экономика, собственность, социальная политика, сферы жизни общества, экономическая система, легитимность власти, местное самоуправление. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, работать с правовыми документами.

Составить кластер «Структура и признаки гражданского общества, заполнить схемы «Этапы формирования гражданского общества», «Предпосылки функционирования гражданского общества», «Механизм взаимодействия гражданского общества и государства». Составить словарик темы. Выполнение логических заданий в рабочей тетради.

    1. §5

    2. Р.т. с.21- 25

    3. рабочие листы с планом урока, понятиями и схемами на партах

    4. Конституция РФ

    5. Презентация и видео-урок по теме урока

§5с.38-44

??1-6 с.47


§5с.44-47

Выполнить письменно одно из заданий №1-4 с.47-48

9

Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Выборы, референдум.

Урок изу­чения но­вого мате­риала, практическая работа.

Участие граждан в политической жизни. Участие в вы­борах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность полити­ческого экстремизма.


Анализировать тексты правовых документов. Объяснять смысл понятий: гражданин, права и свободы человека, естественные права, гражданские чувства и мотивы, гражданственность, всеобщее избирательное право, равное избирательное право, прямые выборы, тайное голосование, референдум, экстремизм. Определять различия между гражданином и обывателем.

Работа с документами. Выполнение логических заданий в рабочей тетради и на рабочих листах. Составить словарик темы.

  1. 1.§6

  2. 2. р.т. с.26-30

  3. 3. Рабочие листы с планом урока и понятиями по теме

  4. Федеральный закон «О референдуме Российской Федерации» (выдержки)

  5. КРФ глава 2

  6. Всеобщая декларация прав человека

  7. Международный пакт о гражданских и политических правах

  8. Презентация и видео-урок по теме урока

§ 6

Р.т. №6 с.29-30

10

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.

Комбини­рованный урок

Политические партии и движения, их роль в общест­венной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.


Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Объяснять смысл основных понятий: права человека, политические права, политические партии, общественные движения, цель, социализации, мобилизация, элита, идеология, плюрализм, многопартийность.

Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Различать общественные движения и политические партии.


Работа с документами, выполнение логических заданий в рабочей тетради. Составить словарик темы и агитационную листовку.

  1. §7

  2. Рабочие листы с планом урока и понятиями на партах

  3. р.т. с.32-35

  4. КРФ глава 2

  5. Всеобщая декларация прав человека

  6. Международный пакт о гражданских и политических правах

  7. Презентация и видео-урок по теме урока

§ 7

?? 1-4 с.64

Р.т. № 6 с.34-35


11

Влияние средств массовой информации на политическую жизнь общества.


Комбинированный урок

Средства массовой информации. Влияние СМИ на по­литическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Объяснять смысл основных понятий: права человека, политические права, свобода слова, СМИ, цензура. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные.


Работа в группах по составлению лозунга «Политические свободы – это…». Дискуссия по проблеме свободы слова и выполнение логических заданий в рабочей тетради.

  1. §§1(п.4),6(п.5)

  2. Рабочие листы с планом урока и понятиями на партах

  3. р.т. с.7-8, 39-41

  4. Презентация и видео-урок по теме урока


§§1(п.4),6(п.5)

Р.т. №7 с.7-8, №8 с.39-41


1

2

3

4

5

6

7

8

12

ПОУ. Политика и социальное управление

Контрольный урок







Знать основные положения раздела. Разъяснять смысл высказываний. Уметь анализировать, отвечать на вопросы, работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

Понятийный диктант, тестовые задания в рабочей тетради, ответы на вопросы с.68 для повторения к главе

  1. с.66-68

  2. Рабочие листы с планом урока и понятиями на партах

  3. р.т. с.34-41

  4. Презентация по ходу урока

Р.т.№1 с.34-35

Тема 2. Право (21 ч)

13

Роль права в жизни общества и государства Принципы права. Норма права. Нормативный правовой акт. Система законодательства.

Урок изу­чения но­вого мате­риала, практическая работа.

Право, его роль в жизни человека, общества и госу­дарства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.


Характеризовать понятия: социальные нормы, мораль, право, закон, конституция, отрасль права, институты права. Знать: что право связано с юри­дическими законами и госу­дарством; что право - это система общеобязательных правил поведения, установленных государством. Называть основные призна­ки права. Объяснять отли­чие права от других соци­альных норм. Комментиро­вать некоторые определе­ния права. Характеризовать теории права. Аргументи­ровать свою точку зрения

Составить схемы: «Признаки права», «Функции права», таблицы «Теории происхо­ждения права», выполнение логических заданий на карточках и в рабочей тетради

  1. §8

  2. р.т. с.42-44

  3. карточки с заданиями для работы в группах

  4. рабочие листы с планом урока, понятиями и схемами на партах

  5. Презентация и видео-урок по теме урока

§ 8

?? 1-5 с.77

Р.т. № 7 с.44


14

Понятие правоотношений.

Комбини­рованный урок

Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовер­шеннолетних.

Знать основные положения уроков и уметь объяснять понятия: правоотношение, правоспособность, дееспособность, эмансипация, физические лица, юридические лица

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, работать с правовыми документами.

Выполнение логических заданий в рабочей тетради, заполнение схем «Элементы правоотношения» и «Субъекты правоотношений»

  1. §9

  2. Рабочие листы с планом урока и понятиями на партах

  3. р.т. с.45-51

  4. Гражданский кодекс РФ

  5. Презентация и видео-урок по теме урока

§ 9

?? и задания с.83-84

Р.т. № 7 с.51


15

Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.


Комбини­рованный урок

Понятие правонарушения. Признаки и виды правона­рушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.


Решать учебные ситуаци­онные задачи. Извлекать нужную информа-цию по заданной теме в источниках разного типа. Характеризовать основные понятия: правонарушение, противоправность, действие, бездействие, деяние, вина, прямой и косвенный умысел, неосторожность, проступок, юридическая ответственность , уголовная ответственность, преступление, презумпция невинолвности

Объяснять изученные положения на конкретных примерах.

Составить кластер «Юридическая ответственность», заполнить в р.т. таблицы «Виды правовой ответственности» и «Сравнение проступка и преступления»

    1. §10

    2. УК РФ

    3. р.т. с.51-55

    4. карточки с заданиями для работы в группах

    5. рабочие листы с планом урока, понятиями и схемами на партах

    6. Презентация и видео-урок по теме урока

§ 10, со­ставить опорный конспект (кластер)

?? и задания с.92-93

16

Правоохранительные органы. Судебная система. Прокурату-ра. Адвокатура. Нотариат.

Лабораторная работа

Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.


Осуществлять поиск информации по заданной теме из различных ее носителей. Характеризовать смысл основных понятий: правоохранительные органы, МВД, ФСБ, прокуратура, адвокатура, нотариат, суд, суд присяжных, правопорядок, законность.

Самостоятельная работа по группам с текстами судебных дел и документами, заполнение схемы «Правоохранительные органы и их функции». Выполнение познавательных заданий в рабочей тетради.

Работа с понятиями

  1. §11

  2. р.т. с.55-59

  3. Конституция РФ

  4. Рабочие листы с планом урока, понятиями и схемой на партах

  5. Презентация и видео-урок по теме урока

§11

?? и задания с.101-102

Р.т. №7 с.58-59


17-18

Конституция России – РФ. Основы конституционного строя Российской Федерации.

1. Урок изу­чения но­вого мате­риала

2. Урок обобще­ния и за­крепления

Конституция – основной закон РФ, закон высшей юридической силы.

Основные исторические шаги (этапы) на пути к Конституции России.

Ценности, на которых базируется Конституция РФ.

Главная цель Конституции РФ и три главные её задачи.

Основы конституционного строя России.

Основы статуса человека и гражданина.

Знать, что Конституция:

- обладает высшей юридической силой;

- провозглашает основные права и свободы человека и гражданина;

- базируется на ценностях нравственных, демократических, патриотических.

Уметь объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы. Характеризовать смысл основных понятий: конституция, закон, преамбула, референдум, конституционный строй, суверенитет, республика, демократия, федерация, социальное государство, светское государство, плюрализм, легитимность, гуманизм, деидеологизация. Анализировать тексты. Работать с КРФ.

Выполнение логических заданий в рабочей тетради.

Заполнение таблицы «Основы конституционного строя России» на основе текста статей КРФ гл. 1.

Разрешить кроссворд по основным понятиям темы урока.

  1. §§12-13

  2. р.т. с.59-66

  3. Конституция РФ

  4. Рабочие листы с планом урока, понятиями и таблицей на партах

  5. Кроссворд «Основы конституционного строя РФ» для работы в группах

  6. Презентация и видео-урок по теме урока

§§ 12-13 с.103-111

??1-3 с.118

§§ 12-13 с.111-117

Р.т. №2,5 с.61-66

Выучить понятия по теме урока

19

Федеративное устройство России.

Урок изу­чения но­вого мате­риала. Практическая работа.


Формы территориально-государственного устройства.

Федеративное устройство - субъекты Российской Федерации.

«Национальный» и «территориальный» признак формирования РФ. Две системы органов власти в федерации – федеральные органы и органы субъектов федерации. Разграниче-ние полномочий Российской Федерации и её субъектов.

Извлекать информацию из источника, решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации, оценивать явления в политической жизни страны, оценивать собственные действия и действия других людей. Характеризовать смысл основных понятий: субъект федерации, федерация, форма государственно-территориального устройства.

Выполнение логических и практических заданий по группам.

Заполнение таблицы «Типы субъектов РФ» на основе текста статей КРФ гл. 3 и схемы «Административно-территориальное устройство России»


  1. Конституция РФ

  2. схемы на партах «Административно-территориальное устройство России»

  3. карта Российской Федерации

  4. Рабочие листы с планом урока, понятиями и заданиями на партах

  5. Презентация и видео-урок по теме урока

Постарайтесь самостоятельно узнать название законодательного органа субъекта РФ, на территории которого вы живёте.

к/к История России надписать субъекты РФ

1

2

3

4

5

6

7

8

20

Государственное устройство Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.


Уроки изу­чения но­вого мате­риала. Практическая работа.


Органы государственной власти в РФ и их статус.

Президент РФ.

Органы законодательной и исполнительной власти в РФ.

Конституционные основы судебной власти РФ.

Взаимоотношения органов государственной власти и граждан - народовластие в России.

Извлекать информацию из источника. Характеризовать смысл основных понятий: статус, конституция, президент, вице-спикер, законодательная власть, исполнительная власть, разделение властей, судебная власть, Федеративное собрание, прокуратура. Анализировать тексты. Работать с КРФ. Сравнивать статус, полномочия и функции органов власти в России. Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных носителей.

Выполнение практических заданий по группам.

Заполнение таблицы «Институты власти в РФ » на основе текста статей КРФ гл. 4-7. Поиск понятий в справочной литературе и подбор дополнительной информации о политических деятелях современной РФ.

  1. §§11 (с.96-99), 12-13 (с.111-112)

  2. Конституция РФ

  3. Рабочие листы с планом урока, понятиями, таблицей и заданиями на партах

  4. Презентация и видео-урок по теме урока

Найти информацию о политических деятелях современной России и вписать в таблицу их имена

Сообщения о президентах РФ: Ельцин Б.Н.,

Путин В.В., Медведев Д.А.

Выписать из словаря понятие «смешанная республика»

21-22

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.


1) Урок изу­чения но­вого мате­риала.

2) Практическая работа.


Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декла­рация прав человека — идеал права. Воздействие между­народных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их га­рантии. Конституционные обязанности гражданина. Механизмы реализации и защи­ты прав человека и гражданина в РФ.

Знать основные положения урока. Уметь анализировать основные статьи Всеобщей декларации прав человека и Конституции РФ. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Сравнивать положения международных и национальных документов по правам человека. Объяснять смысл понятий: билль, хартия, декларация, конвенция, пакт, ООН, дискриминация, стандарт.

Работа по группам с документами. Заполнение сравнительной таблицы. Выполнение логических заданий в рабочей тетради. Подбор дополнительного материала по заданной теме.

  1. §§14-15 с.120-132

  2. р.т. с.67-70

  3. Рабочие листы с планом урока, понятиями и таблицей на партах

  4. Всеобщая декларация прав человека

  5. Конституция РФ.

  6. Презентация и видео-урок по теме урока


§§14-15 с.120-128

?? 1,2 с.134

дополнительный материал об ООН.

§§14-15с.128-132

?? 3-6 с.134

Р.т. №7 с.69-70

23

Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Комбини­рованный урок

Пра­ва ребенка и их защита.

Декларация прав ребёнка и Конвенция о правах ребёнка.

Особенности правового статуса несовершеннолетних


Знать основные положения урока. Уметь анализировать основные статьи Декларации прав ребёнка и Конвенции о правах ребёнка. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Объяснять смысл понятий: права человека, декларация, конвенция, статус.

Практическая работа

Работа с правовыми документами

Работа по группам

Выполнение познавательных заданий в рабочей тетради и учебнике

Работа с понятиями


    1. §§14-15(с.132-134)

    2. Р.т. с.68-69

    3. Декларация прав ребёнка

    4. Конвенция о правах ребёнка.

    5. Компьютерная презентация по теме урока.

§§14-15 (с.132-134)

?? 7-9 с.134


24

Правовые основы гражданских отношений. Право собственности на землю. Права собственника.

Урок изу­чения но­вого мате­риала.

Сущность гражданского права.

Гражданские правоотношения.

Собственность и право собственности.

Формы собственности в РФ.

Основные виды гражданско-правовых договоров.

Гражданская дееспособность несовершеннолетних.


Знать основные положения урока. Объяснять понятия: имущество, движимое и недвижимое имущество, имущественные отношения, гражданские правоотношения, лицо физическое, юридическое лицо. собственность, право владения, право пользования, право распоряжения, частная собственность, государственная собственность, муниципальная собственность, коллективная собственность, смешанная собственность, аренда, национализация, приватизация. Уметь анализировать и делать выводы. Приводить практические примеры.

Работа с гражданским кодексом и Конституцией РФ. Составление логических схем по теме урока и сравнительной таблицы «Формы собственности в Российской Федерации». Составление словарика темы.

  1. §16с.135-142

  2. р.т. с.70-73

  3. Рабочие листы с планом урока и понятиями на партах

  4. Схемы на партах «Собственность» и «Формы собственности»

  5. Конституция РФ

  6. таблица на партах «Формы собственности в Российской Федерации

  7. Гражданский кодекс РФ.

  8. Презентация и видео-урок по теме урока

§ 16 с.135-142

?? 1-4 и задания с.144

Знать понятия по теме


25

Домашнее строительство. Права потребителей.

Урок обобщения и закрепления.

Личное и семейное потребление.

Личный и семейный бюджет.

Право на занятие предпринимательской деятельностью.

Права потребителей.


Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Объяснять свою точку зрения. Объяснять смысл основных понятий: личное и семейное потребление, потребитель, права потребителя, семейный бюджет, домашнее хозяйство, досуг. Планировать бюджет семьи. Аргументировать свой ответ.


Моделировать поведенческие ситуации, их анализ. Задание по группам: рассчитать личный бюджет; рассчитать семейный бюджет (по заданным параметрам)

  1. §16 с.142-144

  2. Рабочие листы с планом урока и понятиями на партах

  3. р.т. с.72-73

  4. закон РФ «О защите прав потребителей»

§ 16 с.142-144

?? 5,6 с.144

Р.т. №8 с.72-73


26

Право на труд и трудовые правоотношения.

Комбинированный урок.

Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.


Знать основные положения урока. Пояснять понятия: трудоустройство, подходящая работа, трудовое право, физическое лицо, юридическое лицо, предприятие, трудовой договор, рабочее время, время отдыха, заработная плата, безработица, дисциплина труда.. Уметь анализировать тексты статей Трудового Кодекса. Решать практические задачи.




Работа по группам с трудовым кодексом. Составление опорного конспекта, заполнение схем. Составления словарика по теме. Решение практических задач и выполнение теста.

  1. §17

  2. р.т. с.73-78

  3. Рабочие листы с планом урока, понятиями и заданиями для работы в группах на партах

  4. Трудовой кодекс

  5. Буклет «Подросток и его права на труд»

  6. Презентация и видео-урок по теме урока

§ 17

Р.т. № 5-6 с.77-78

Знать понятия по теме

Изучить буклет «Подросток и его права на труд»

1

2

3

4

5

6

7

8

27

Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей.

Комбинированный урок.

Потребность человека в семье.

Юридическое понятие семьи и брака. Семейные правоотношения.

Порядок и условия заклю­чения брака. Права и обязанности родителей и детей.


Знать основные положения урока. Объяснять смысл основных понятий: семья, брак, ЗАГС, личное имущество супругов, совместно нажитое имущество, брачный договор, правоспособность, дееспособность, алименты, усыновление, опека, попечительство. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Работа с Конституцией РФ и Семейным кодексом РФ. Составлять словарь темы. Составлять таблицу «права и обязанности супругов», схемы «Признаки брака» и «Условия действительности брака». Моделировать поведенческие ситуации, их анализ. Творческое задание: составление «Принципов счастливого детства».

  1. §18

  2. Рабочие листы с планом урока, схемами и понятиями на партах

  3. КРФ с.38

  4. Семейный кодекс РФ

  5. р.т. с.78-85

  6. Презентация и видео-урок по теме урока

§ 18

?? 1-6 и задания с.163

Р.т. №8 с.81-82


28

Административные правоотношения, правонарушения и наказания.

Комбинированный урок.

Административное право.

Административные правоотношения. Административ­ное правонарушение. Виды административных наказаний.


Извлекать нужную информацию по заданной теме в источниках разного типа. Характеризовать основные понятия: административное право, административные правоотношения, административная ответственность, админитративное правонарушение, вина, наказание.

Объяснять изученные положения на конкретных примерах.

Выполнение проблемных заданий. Моделирование ситуаций и анализ их. Работа по группам с текстами юридических документов.

  1. §19

  2. Кодекс РФ об административных правонарушениях

  3. р.т. с.85-88

  4. карточки с заданиями для работы в группах

  5. рабочие листы с планом урока, понятиями и схемами на партах

  6. Презентация и видео-урок по теме урока

§ 19

?? с.171

Р.т. №6 с.88

29

Основные понятия и институты уголовного права. Пределы допустимой самообороны.


Комбинированный урок.

Основные понятия и институты уголовного права. По­нятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.


Объяснять обстоятельства, исключающие преступность деяния. Различать основа­ния для привлечения к уго­ловной ответственности. Решать учебные ситуаци­онные задачи. Извлекать нужную информацию по заданной теме в источниках разного типа. Характеризовать основные понятия: юридическая ответственность, уголовная ответственность, преступление, вина, невинность, необходимая оборона, уголовное наказание.

Объяснять изученные положения на конкретных примерах.

Составить кластер «Обстоятельства, исключающие преступность деяния». Заполнить схемы «Виды наказания несо­вершеннолетних», «Причины наступления уголовной ответственности», заполнить в р.т. таблицы «Сравнение проступка и преступления»

  1. §20

  2. уголовный кодекс РФ

  3. р.т. с.88-92

  4. карточки с заданиями для работы в группах

  5. рабочие листы с планом урока, понятиями и схемами на партах

  6. Презентация и видео-урок по теме урока

§ 20, со­ставить опорный конспект (кластер)

Р.т. №5 с.89-91

30

Социальные права. Жилищные правоотношения.


Изучение нового материала, урок – практикум.

Социальные права.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

Социальная политика государства.

Право на жилище и жилищные правоотношения.

Право на социальное обеспечение.

Здоровье под охраной закона.


Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Объяснять смысл основных понятий: права человека, социальные прав, пакт, социальное государство, социальное обеспечение, приватизация жилья, медицинское страхование, социальные пособия.

Работа с документами, составление сравнительной таблицы по КРФ и Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, работа в группах по составлению задач по статьям документов.

  1. §21

  2. Рабочие листы с планом урока и понятиями

  3. р.т. с.92-96

  4. КРФ глава 2

  5. Всеобщая декларация прав человека

  6. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

  7. Презентация и видео-урок по теме урока

§ 21

Р.т. №2, 3 с.92-95


31

Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.

Урок изу­чения но­вого мате­риала. Практическая работа.


Международно-правовая защита жертв вооружен-ных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов Сущность, источники и основные положения МГП. Защита гражданско-го населения в период вооруженных конфлик-тов. IIV Женевские конвенции и Дополни-тельный протокол I. Комбатанты.

Международный комитет Красного Креста. Ответствен-ность за нарушение норм МГП.

Знать основные положения урока. Уметь анализировать международные правовые документы, делать выводы. Отвечать на вопросы. Знать понятия: международное гуманитарное право, война, вооружённый конфликт, жертвы войны, комбатанты, гражданские объекты, конвенция, военные преступления






Работа по группам с документами. Выполнение логических заданий на рабочих листах. Составить словарик темы. Тест по теме.

  1. §22

  2. Р.т. с.96-99

  3. Рабочие листы с планом урока, понятиями и таблицей на партах

  4. I – IV Женевские конвенции и Дополнительный протокол I (выдержки)

  5. Уголовный кодекс РФ.

  6. Презентация и видео-урок по теме урока


§ 22

?? с.198

Р.т. №9 с.98-99


32

Правовое регулирование отношений в области образования.

Изучение нового материала.

Образование и его значимость в условиях информационного общества. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Закон РФ « Об образовании».

Конвенция о правах ребёнка и Конституция РФ о праве на образование.

Устав школы.


Знать основные положения раздела. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. Объяснять смысл основных понятий: образование, закон, конвенция, культурные ценности, самовоспитание, самообразование, общее и профессиональное образование, гуманизация образования, устав.

Работа с документами по предложенным заданиям. Дискуссия о роли образования в жизни человека.

  1. §23

  2. Рабочие листы с планом урока и понятиями на партах

  3. р.т. с.100-103

  4. КРФ с. 43

  5. Конвенция о правах ребёнка (выдержки)

  6. Закон РФ «об образовании» (выдержки)

  7. Презентация и видео-урок по теме урока

§ 23

?? с.205

Задания 3,4 с.206-207


1

2

3

4

5

6

7

8

33

ПОУ. Право.

Контрольный урок









Знать основные положения раздела. Разъяснять смысл высказываний. Уметь анализировать, отвечать на вопросы, работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

Понятийный диктант, тестовые задания в рабочей тетради, ответы на вопросы с.213-215 для повторения к главе

  1. Выводы к главе с.210-213

  2. Рабочие листы с планом урока и понятиями на партах

  3. р.т. с.103-111

  4. Презентация по ходу урока

Р.т.№1 с.103-105;

повторить все темы курса

Итоговое повторение (1 ч)

34

ПОУ по всему курсу

Контроль-ный урок


Знать основные положения курса. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения, работать индивидуально, в парах и в группах.

Индивидуальные тестовые задания, групповые и парные познавательные задания.

Рабочие листы с заданиями и тестами на партах



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:

п/п

урока


Тема урока



Количество часов

День прохождения урока

по плану

по факту

1

2

3

4

5

Тема 1. Политика и социальное управление (12 ч)

1

Политика и власть. Роль политики в жизни общества.

1



2

Понятие и признаки государства. Формы государства.

1



3

Гражданство.

1



4-5

Политический режим. Демократия, ее развитие в современном мире.

2



6

Правовое государство. Разделение властей.

1



7-8

Гражданское общество. Местное самоуправление.

2



9

Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Выборы, референдум.

1



10

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.

1



11

Влияние средств массовой информации на политическую жизнь общества.

1



12

ПОУ. Политика и социальное управление

1



Тема 2. Право (21 ч)

13

Роль права в жизни общества и государства Принципы права. Норма права. Нормативный правовой акт. Система законодательства.

1



14

Понятие правоотношений.

1



15

Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

1



16

Правоохранительные органы. Судебная система. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат.

1



17-18

Конституция России – РФ. Основы конституционного строя Российской Федерации.

1



19

Федеративное устройство России.

1



20

Государственное устройство Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

1



21-22

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

2



23

Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

1



24

Правовые основы гражданских отношений. Право собственности на землю. Права собственника.

1



25

Домашнее строительство. Права потребителей.

1



26

Право на труд и трудовые правоотношения.

1



27

Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей.

1



28

Административные правоотношения, правонарушения и наказания.

1



29

Основные понятия и институты уголовного права. Пределы допустимой самообороны.

1



30

Социальные права. Жилищные правоотношения.

1



31

Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.

1



32

Правовое регулирование отношений в области образования.

1



33

ПОУ. Право.

1



Итоговое повторение (1 час)

34

ПОУ по всему курсу

1




НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

(устный, письменный ответ)

 Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся или  экзаменующийся  в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:

- логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором  продемонстрировано умение описать то или  иное общественное явление или процесс;

- сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;

- сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;

- применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;

- оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;  

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся или  экзаменующийся  

- продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;  

- верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно ее раскрыл;  

- продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;  

- не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;

- дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;

- дал ответы на уточняющие вопросы.

  Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся или  экзаменующийся

 - демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;

 -  делает элементарные выводы;

 -  путается в терминах;

 - не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;

 -  не может аргументировать собственную позицию;

 -  затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;

 -  справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или  экзаменующийся  

- не увидел проблему, но не смог ее сформулировать;

- не раскрыл проблему;

- представил информацию не в контексте задания;

-  или отказался отвечать (уважительная причина отсутствует).


НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕСТА УЧАЩИХСЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

% выполнения

0-35

36-60

61-85

86-100

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ЗА ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Отметка Содержание

2

3

4

5

1

Общая информация

Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана.

Информация частично изложена.  В работе использован только один ресурс.

Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса.

Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса.

2

Тема

Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны.

Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Ясно изложен материал.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Полностью изложены основные аспекты темы урока.

3

Применение и проблемы

Не определена  область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный.

Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный.

Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен.

Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ

СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ

Максимальное количество баллов

Оценка группы

Оценка учителя

Титульный слайд с заголовком

5



Минимальное количество – 10 слайдов

10



Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики)

5



СОДЕРЖАНИЕ




Использование эффектов анимации

15



Вставка графиков и таблиц

10



Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных

10



Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов

5



ОРГАНИЗАЦИЯ




Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы

10



Слайды представлены в логической последовательности

5



Красивое оформление презентации

10



Слайды распечатаны в формате заметок.

5



ОБЩИЕ БАЛЛЫ

Окончательная оценка:

90



Рассмотрено на заседании МО Согласовано

Протокол №___ от ___ ___ 2016 г. Зам. директора по УМР_____________

Руководитель МО______________ ____ ______________ 2016 г.

1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

35