Хронологические рамки | Начало XVII века - середина XIX века. | Середина XIX века - начало XX века. | Начало XX века - середина XX века. | 60 – 70 г. XX века – до наст. времени |
Основные взгляды на природу умственной отсталости | Не существовало ясного представления о нарушениях психической деятельности у детей. Считали, что идиотия - это одна из форм психического заболевания -сумасшествия (амненции). Складывалось убеждение, что слабоумные нуждаются в специальных учреждениях, но обучать таких детей бесполезно, так как невозможно излечить грубые дефекты мозга. Некоторые психологи считали слабоумие проявлением деградации рода и дегенерации. | Врожденное слабоумие стало рассматриваться как интеллектуальная неполноценность, а не изменение личности в целом. Впервые обратили внимание на то, что интеллектуальному дефекту сопутствует недоразвитие речи. Сущность слабоумия понималось как количественное отставание развития ненормального ребенка от нормального. | Считалось, что критерием той или другой степени дефекта служит сравнение этого развития с возрастными ступенями нормальных детей. В центре внимания последующего изучения олигофрении стали ее этиология, патогинез и классификация. | Пересмотрено представление об умственной отсталости как о неизменном интеллектуальном дефекте. |
Открытия периода (с указанием ученых) | Начало XVII в. Ф. Платтер создал первую классификацию душевнобольных. Дал указание на эндогенное и экзогенное происхождение психических расстройств, заявил о детском слабоумии «стультиции» (врожденной глупости). Дюфуа (1770) указал на существование двух степеней психического недоразвития: идиотии и имбицильности. Ф. Пинель (1806) дал определение идиотии. Выделил две клинических формы детского слабоумия: врожденный и приобретенный. Эскироль (1838) первым понял, что идиотия это не болезнь. Й. Г. Песталоци пытался убедить в необходимости воспитания и обучения «тупоумных». Э. Сеген (1846) дал определение и описание идиотии и умеренной умственной отсталости. Разработал «доски форм» (1866) Разработал способы усовершенствования элементарных функций сенсорных и двигательных систем УО детей. | С.С. Корсаков (1813) Д.Н. Зернов (1879) и др. доказывали, что наиболее частыми причинами «идиотизма» являются ранние поражения мозга. И П. Мержеевский (1871) настаивал на том, что идиотия своим происхождением обязана перенесенным заболеваниям. М C. Морозов (1902) создал первую собирательную психологическую характеристику умственной отсталости. А Бине и Т. Симон (1905.) разработали психологическую методику, определяющую способность к критической оценке, абстракции и рассуждениям. В. Штерн (1915) предположил, что разделив умственный возраст ребенка на хронологический, можно получить коэффициент интеллекта (IQ). Д. Векслер (1949) разработал шкалу оценки в составе которой были как вербальные, так и невербальные тесты. | Э. Крепелин (1915) предложил термин «олигофрения». Л. С. Выготский (1935) сформулировал концепцию психических особенностей умственной отсталости. Создал культурно – историческую теорию развития психики. Сформулировал важнейшие положения специальной психологии (в том числе олигофренопсихологии) Обосновал необходимость и раскрыл широкие возможности социальной компенсации дефекта за счет построения «обходных путей» решения задач культурного развития. Для оценки степени выраженности слабоумия стали больше привлекать успеваемость в школе и степень социальной адаптации. (C. Burt 1955; Mauter 1959; R. Heber 1959). Ученики и последователи Л. С. Выготского. ( Л. В. Занков, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.) продолжили психологические исследования ребенка в целом. | Были выявлены и описаны несколько сотен наследственна синдромов, сочетающихся с умственной отсталостью (Е. Ф. Давиденкова (1975), Ю. И. Барашнев (1978), Ю.Е. Вельтишев, П. А. Темин (1998) и др. Были выделены отдельные направления психологии детей с ЗПР. Увеличилось число социальных, психологических, диффектологических исследований умственно отсталых детей и подростков (С.Д. Замбар, Л.М. Шипицина и др.). Систематизировали клинические формы в соответствии с физиологическими и другими механизмами, лежащими в их основе. Доказали, что чем раньше и интенсивнее проводится стимуляция психического развития умственно отсталых детей, тем она эффективнее. |
Итоги периода | Сложилось представление об отличии врожденного слабоумия от сумасшествия, о неблагоприятной наследственности как его причине. Были описаны несколько форм врожденного слабоумия. | Внедрение тестовых методик. | Получили психологические характеристики личности в целом, отражающие своеобразие и закономерности развития психической деятельности умственно отсталого ребенка. | Специальное образование ориентируется на интеграцию детей с различными проблемами в единое сообщество. Одной из важных задач становится гармонизация отношений между обучением и развитием. |