СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение детей составлению рассказов. Методические рекомендации

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

При обучении детей составлению рассказов по карти­не условно можно выделить два типа занятий: подготови­тельное и основное.Цель подготовительного занятия состоит в том, чтобы познакомить детей с содержанием картины, уточнить и расширить словарь, научить детей понимать последова­тельность происходящих на картине событий, устанавливать связь между предметами и явлениями.Цель основного занятия — научить детей составлять рассказ.

Просмотр содержимого документа
«Обучение детей составлению рассказов. Методические рекомендации»

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ

При обучении детей составлению рассказов по карти­не условно можно выделить два типа занятий: подготови­тельное и основное.

Цель подготовительного занятия состоит в том, чтобы познакомить детей с содержанием картины, уточнить и расширить словарь, научить детей понимать последова­тельность происходящих на картине событий, устанавливать связь между предметами и явлениями.

На подготовительном занятии логопед вместе с детьми рассматривает картину и называет изображенные на ней предметы. Затем дети, отвечая на вопросы логопеда, назы­вают эти предметы. На подготовительном занятии устанав­ливается связь между предметами и явлениями, изображенными на картине, определяются внешние признаки и свойства предметов. Логопед дает объяснения тем или иным событиям, явлениям, действиям, устанавливает их последовательность. В конце занятия дети прослушивают образец рассказа логопеда по данной картине. По одной картине можно проводить одно или два подготовительных занятия.

Цель основного занятия — научить детей составлять рассказ.

Содержание основного занятия подчинено его цели. После того как дети уже рассмотрели картину, познако­мились с основными объектами, установили связи между ними (на предыдущем занятии), логопед обращает их вни­мание на последовательность событий путем наводящих вопросов. Сначала допустимы краткие ответы детей на вопросы логопеда, а затем, когда последовательность про­исходящих на картине событий понята детьми, они учатся строить развернутые предложения.

В зависимости от состояния речи детей их рассказы могут быть простыми и сложными. Сложность рассказа определяется самостоятельностью ребенка в построении ответов на вопросы взрослого, вариативностью построения ответов, развернутостью рассказа (насколько полно отра­жено содержание картины).

Самостоятельность в построении ответов на вопросы взрослого зависит от возможностей ребенка и от требова­ний логопеда к построению его высказываний. Дети могут отвечать на вопросы кратко - одним словом или слово­сочетанием, но их ответы будут самостоятельными, по­скольку эти слова (ответы) не содержались в вопросах взрослого и ребенок «нашел» их сам, опираясь на картину. Вопросы задаются в определенной последовательности, отражающей содержание картины, возможный ход собы­тий, действий. Такая система ответов характерна для на­чального этапа обучения рассказыванию.

Затем параллельно с краткими ответами дети учатся строить и развернутые самостоятельные ответы. Вопросы к карти­не по-прежнему задаются в определенной логической по­следовательности.

Ребенок достигает максимальной самостоятельности, когда ему становятся доступными разные варианты отве­тов на один вопрос. Такая вариативность построения отве­тов возможна только в результате специального обучения.

Развернутость рассказа (насколько полно отражено в нем содержание картины) зависит также от этапа обуче­ния, В начале обучения дети называют лишь основные предметы, изображенные на картине крупным планом. По мере усвоения лексического материала, кроме предметов, дети указывают и их признаки, действия или состояния предметов. Затем дети постепенно научаются всматривать­ся в картину и видеть все большее число предметов, приз­наков и т. д., т. е. рассказ становится все более разверну­тым по мере овладения речевыми средствами и умением всматриваться в картину. Вопросы к картине обязательно задаются в логической последовательности; при этом го­раздо важнее обратить внимание ребенка на последова­тельность событий, а не сосредоточивать его внимание на определении признаков объектов.

Самостоятельным считается рассказ в том случае, если после подготовительных занятий (рассматривание карти­ны) дети придумывают рассказ по картине, не опираясь (в данном занятии) на вопросы логопеда и не прослушивая образец его рассказа. Но этот, вид самостоятельного рас­сказа доступен детям с общим недоразвитием речи лишь на третьем году обучения.

Из всех видов рассказов детям с общим недоразвитием речи на втором году обучения наиболее доступен пересказ, т. е. частично отраженная, частично самостоятельная речь. Поэтому, после того как дети научились развернуто отве­чать на вопросы, логопед дает образец рассказа и предла­гает детям пересказать его. Важно, чтобы дети передавали в рассказе последовательность событий. Следует помнить, что дети быстро запоминают рассказ; поэтому не следует стремиться к тому, чтобы один рассказ пересказали все дети.

Обучение детей навыкам разговорной речи предполага­ет овладение не только самостоятельной, но и отраженной речью. При этом следует помнить, что репродуктивные формы речи ограничивают мыслительную деятельность де­тей, так как в этом случае ребенку не нужно думать, под­бирать слово или припоминать его, а требуется лишь по­вторить сказанное. Использование репродуктивных прие­мов обучения делает речевой материал «привязанным» к предмету, теме, вопросу. В речи детей появляются штам­пы: на такой-то вопрос отвечать так-то. У детей не разви­вается самостоятельность в пользовании речью, задержи­вается перенос приобретенных речевых навыков из одной темы в другую, задерживается и развитие «языкового чутья», что в целом ограничивает коммуникативные воз­можности детей. Поэтому логопедам следует больше об­ращать внимания на развитие самостоятельной речи де­тей.

Наиболее полно развитие самостоятельной речи прояв­ляется в диалоге. Дети ищут ответы на поставленные воп­росы, решают познавательные задачи, что при умелом ру­ководстве со стороны взрослого приводит их к языковым и логическим обобщениям. Одним из необходимых условий, обеспечивающих развитие самостоятельной речи детей, яв­ляется сохранение естественного характера диалогической речи. Поскольку для диалога характерна свернутость отве­та на вопрос, надо поощрять краткие ответы детей.

Для овладения детьми самостоятельной речью в систе­ме работы предусмотрены специфические формы словар­ной работы, работы над фразой и рассказом.

Словарная работа состоит не только в уточнении, рас­ширении и активизации словаря, но и в обучении исполь­зовать, его в разнообразных коммуникативных ситуациях. Большое значение в формировании разговорной речи при­дается упражнению в подборе разных слов в ответ на один вопрос. Вариантность ответов обеспечивает самостоятель­ность детских высказываний, приучает к гибкости исполь­зования слов.

Специфика работы над фразой состоит в. постепенном формировании логичности и точности построения ответа, соблюдении правильного порядка слов в предложении, ва­риантности его построения.

Специфика обучения рассказыванию состоит в воспи­тании умений последовательно и логично отвечать на воп­росы, пересказывать короткие рассказы и сказки, вырази­тельно рассказывать.

(По материалам книги С.А. Мироновой)